Интервью насельников Соловецкого монастыря

Мефодий (Морозов), архим. Малые Соловки в центре Москвы

13 июня 2012 г.

Зримыми вестниками о жизни расположенного на северных островах посреди сурового Белого моря Соловецкого монастыря, о его проблемах и нуждах, о его праздниках и буднях, а также важнейших событиях являются подворья обители. О жизни братии, несущей послушание в городской среде рассказывает настоятель подворья Соловецкого монастыря в Москве архимандрит Мефодий (Морозов).

- Соловецкий монастырь находится на Крайнем Севере, вдали от крупных городов. Какие задачи решают подворья обители?

- Подворье - это своего рода представительство обители, и большинство ставропигиальных (находящиеся в подчинении Патриарха) монастырей, расположенных вдали от столицы, имеют в Москве подворья. Исторически Московское подворье монастыря имело прежде всего хозяйственную функцию. И сейчас мы занимаемся оказанием помощи обители, организуя доставку на Соловки различных грузов, начиная от бытовых товаров, необходимых для повседневной жизни братии, до продуктов - свежих овощей, фруктов и т.д. Иной раз в течение летнего сезона отправляем более 100 т грузов, в том числе по одной-две машины с 8-9 т картофеля, в дополнение к выращиваемому братией на Соловках.

- Существовало ли Соловецкое подворье в Москве до революции?

- Да, но подворье тогда своего храма не имело, поскольку оно занималось решением исключительно хозяйственных задач и ему принадлежали лишь помещения хозяйственного назначения (склады) да несколько келий для проживания трех-четырех человек братии и еще какая-то недвижимость в Москве. К сожалению, нам неизвестно, какие дома и где имело подворье. В XVIII в. подворье Соловецкого монастыря было упразднено и возобновлено только в наше время. Когда в 1992 г. 28 января наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне архимандрит) Иосиф (Братищев), то вместе с ним в число братии поступил и я: сказалась наша братская дружба, имевшая начало от времен совместного пребывания в Свято-Даниловом монастыре (в 80-е гг. минувшего столетия).

- Чем обусловлена необходимость открыть представительство в столице?

- В первую очередь, главнейшим событием возобновляющейся обители - перенесением в 1992 г. святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа из Санкт-Петербурга на Соловки, бремя организационных проблем которого должно было взять на себя подворье. Нам был передан храм великомученика Георгия в Ендове, занятый тогда складскими помещениями художественного фонда. В июле 1992 г. я был назначен настоятелем, а на Рождество Христово 1993 г. совершили в храме первый молебен (сейчас уже подзабытый благодарственный молебен «Об изгнании галлов и с ними дванадесяти язык», который совершался в честь победы в войне 1812 г.; Императорским манифестом 1814 г. предписывалось каждый год в праздник Рождества Христова, 25 декабря / 7 января, служить молебен, составленный святителем Филаретом, митрополитом Московским, об изгнании галлов - французского императора и его армии. - Ред.). В Великий Четверток 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было совершено малое освящение Престола в честь Рождества Богородицы, и отслужили первую Божественную Литургию. Великое освящение, имеющее полноту Таинства (в таком храме уже можно рукополагать священнослужителей) состоялось только 12 ноября 2003 г. - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра совершил Великое освящение храма. Главный придел был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как это и было исторически. Придел в трапезной части храма - во имя Святителя Николая - архиепископа Мирликийского, Чудотворца, и святого великомученика Георгия Победоносца.

- На подворье большую часть года пребывает монастырская святыня - мощевик со святыми мощами великих святых мучеников, - которая летом возвращается на Соловки. Как возникла эта традиция?

- Эту икону-ковчег мы называем «Царский мощевик», потому что он когда-то находился в одном из соборов Московского Кремля. Затем он был передан в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Наконец, в 1990-е гг. мощевик возвратился в монастырь. Икона-ковчег содержит части мощей: 1) великомученика Георгия Победоносца, 2) великомученика Целителя Пантелеимона, 3) великомученика Прокопия, 4-5) священномученика Киприана и мученицы Иустины, 6-7) мучениц Феодосии и Анастасии. В 2001 г. я попросил наместника обители привезти мощевик к нам временно, к освящению Поклонного креста в память всех пострадавших на соловецкой земле за веру Христову, так как, хотя наш храм старинный, ни одна из его святынь не сохранилась. И конечно, для нас очень важно было получить возможность поклониться мощам великомученика Георгия, поскольку храм носит его имя. Еще в XVI в. здесь стоял деревянный Георгиевский храм, а в конце XVI - начале XVII в. на его месте построили каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но придел великомученика Георгия в нем сохранился. На Руси так было принято: если храм и разбирали, то только для того, чтобы поставить новый на том же, намоленном, месте.Итак, я попросил наместника монастыря отца Иосифа, чтобы он позволил после завершения паломнического сезона на Соловках, на время осенне-зимнего периода переносить мощевик из монастыря на подворье. Наместник благосклонно отнесся к этой просьбе, и вот уже 10 лет мы следуем этому порядку, ставшему уже традицией. Обычно к началу июня, когда кто-то из иеромонахов подворья едет на Соловки (раз в год каждый из иеромонахов подворья определенное время служит в монастыре), он отвозит мощевик, а осенью, как правило, к нашему престольному празднику Рождества Пресвятой Богородицы кто-то из братии монастыря привозит его в наш храм.

Кстати, хотелось бы сказать несколько слов о святынях. В ноябре прошлого года в Россию привозили с Афона часть пояса Пресвятой Богородицы - святыню, поклониться которой стремилось множество людей. Между тем и в России и, в частности, в Москве имеется большое число святынь (например, частицы Ризы Господней, Креста Господня и многие другие святыни), которые не нужно привозить из-за рубежа, ибо они принадлежат Русской Православной Церкви. Далеко не все о них знают. Поэтому, я думаю, было бы полезно, если бы кто-нибудь предпринял издание «Святыни России» или, как первый шаг, «Святыни Москвы». Уверен, мы обнаружим такое количество святынь, с которым даже Греция не сможет сравниться.

- Расскажите еще об одной древней Соловецкой святыне - каменном кресте преподобного Савватия. Как он оказался на подворье?

- Это связано с тем, что в ноябре 2010 г. в храме Христа Спасителя проходила выставка «Соловки. Голгофа и воскресение», посвященная 20-летию возобновления Соловецкого монастыря. Из обители привезли несколько икон и каменный келейный крест преподобного Савватия. Затем выставка была перевезена в Санкт-Петербург, а после ее окончания доставить крест на Соловки было невозможно, поскольку навигация закончилась, а перевозить самолетом большой каменный крест сложно. Поэтому пока, к нашей радости, он находится у нас на подворье.

- Прихожане очень чтут и список иконы Пресвятой Богородицы «Хлебенная»…

- Сама икона, обретенная в свое время святителем Филиппом, к сожалению, утрачена. А этот список XIX в. попал к нам следующим образом. Однажды одному из наших прихожан позвонил работник антикварного магазина на Арбате и сказал, что к ним поступил список иконы и попросил сообщить об этом Соловецкому подворью в Москве. Ее даже на продажу не выставляли. Икона стоила 50 тыс. руб., мы нашли благотворителя и выкупили ее.

- Отец Мефодий, вы упомянули Поклонный крест. Расскажите, когда и почему он был установлен на подворье.

- Долгое время мы с отцом наместником Соловецкого монастыря думали, как «приблизить» наш храм к Соловкам. Ведь кроме икон Соловецких святых - иконы с частицами мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, икон Собора Соловецких святых и Собора новомучеников Соловецких в иконостасе - в храме нет ничего свидетельствующего о том, что это - храм подворья Соловецкого монастыря. Нам хотелось, чтобы каждый пришедший в храм сразу чувствовал, что ступил на кусочек соловецкой земли. Поскольку наша церковь тоже расположена на острове - между обводным каналом и Москвой-рекой - то, в определенном смысле, возникает образ Соловков. И вследствие этого родилась идея воздвигнуть деревянный Поклонный крест по древней соловецкой традиции: до революции на Соловецких островах насчитывалось до 3 тыс. деревянных Поклонных крестов. В настоящее время эта традиция возобновляется: при монастыре работает кресторезная мастерская, где под руководством Георгия Кожокаря уже сделано более 20 Поклонных крестов, установленных на Соловках (у Секирной горы, у Анзерской Голгофы и др.) и в разных местах России, в том числе на Бутовском полигоне, где проходили массовые расстрелы. В 2007 г. 11-метровый крест был изготовлен и освящен на Соловках, а затем на барже «водным крестным ходом» доставлен в Бутово. Путь пролегал по водному пути, созданному руками заключенных: Беломоро-Балтийскому каналу, системе рек и озер до Волги, каналу Москва-Волга.

- На Московском подворье Поклонный крест был установлен 3 февраля 2001 г.

- Да, но привезли его раньше, пока была открыта навигация, и несколько месяцев мы готовились к установке: делали сруб, благоустраивали площадку. Мы поставили его так, как ставят кресты на Соловках: не зарывают в землю, а ставят в сруб и закладывают камнями. Вместе с крестом были привезены и соловецкие камни, которые заложены в сруб. Этот крест роднит нас с Соловками. Мы старались, чтобы на месте, где его воздвигли, возникла соловецкая атмосфера, северный дух, чтобы можно было прийти сюда и почувствовать, что побывал на Соловках. Поэтому даже зелень, которую вы сейчас видите вокруг креста, северная: низкие кустарники, карликовая березка, елочка. Сейчас мы нуждаемся в финансовой помощи в реставрации Поклонного креста, установленного в память всех пострадавших на Соловках в лагере особого назначения, - прошло 11 лет, в течение которых деревянный крест подвергался кислотным дождям, дымовым выбросам московской электростанции и прочему воздействию агрессивной городской среды.

- Главное, что сегодня можно поклониться Соловецким новомученикам и исповедникам прямо в Москве.

- Это еще одна из причин установки Поклонного креста в память новомучеников - мы хотели создать православный церковный противовес Соловецкому камню на Лубянке. Мы же не язычники, чтобы поклоняться камням. Где, как не на Соловецком подворье в Москве, должно быть место, куда и нужно приходить, чтобы помянуть соловецких страдальцев?

- Каково число братии на подворье?

- Пять-шесть человек, в лучшие времена - не больше 10. Но за эти 20 лет из наших братий пятерых призвали нести послушание на Соловках. У нас на подворье прошли путь от послушника до иеромонаха игумен Ианнуарий (Недачин) - благочинный монастыря, иеромонах Георгий (Курдогло) - скитоначальник Анзерского Свято-Троицкого скита, иеродиакон Досифей - руководитель духовно-просветительского центра монастыря. Иеромонах Василий (Чавчанидзе) несет послушание настоятеля подворья Соловецкой обители в селе Фаустово под Москвой, он также у нас начинал послушником. Были, конечно, и ошибки, и такие, кто пришел и ушел, но это, к сожалению, неизбежно. В жизни бывают не только духовные победы, но и падения, потому что, если бы не было падений, то никто бы не знал, как достаются победы в духовной брани…

- Подворье живет по монастырскому уставу. Как удается соблюдать монастырский уклад в таком мегаполисе, как Москва?

- Уклад жизни на подворье сложился и устоялся на протяжении 20 лет. Все мы, кто трудится здесь, монашествующие - члены братства Соловецкого монастыря, хотя со стороны, возможно, кажется, что мы живем не совсем в монастырской обстановке. Конечно, нам порой трудно вести борьбу с искушениями от окружающего нас огромного мегаполиса, со всеми его язвами. Нам тяжело, но мы стараемся, елико возможно, противостоять и выживать. А что может помочь монаху выжить в любых обстоятельствах? Только молитва, братская любовь друг к другу, терпение, смирение - те монашеские добродетели, воспитание которых каждый инок ставит целью своей жизни. Как бы враг его ни одолевал, монах никогда не забудет то главное, ради чего он пришел в монастырь: молитву, стремление к спасению. Когда монах забывает об этом, он становится, по образному выражению преподобного Серафима Саровского, «черной головешкой». И наши прихожане говорят, что приходят к нам не на приход, а в монастырь, и службу воспринимают как монастырскую.

- Велика ли община?

- Наш храм имеет небольшой состав православных христиан, постоянно посещающих церковные службы и так или иначе участвующих в жизни подворья, - около 200 человек. Примерно столько причащается в первую седмицу Великого поста. В непосредственном окружении мало жилых домов, а, с другой стороны, в Замоскворечье относительно много сохранилось старинных храмов, как наш. Первое время прихожан на подворье было гораздо меньше, но за последние 10 лет община устоялась. В основном это люди, любящие Соловки. Когда я исполнял обязанности наместника обители, то во время богослужения, глядя на присутствующих, путался, где я - в Москве или на Соловках? Многие наши прихожане считают необходимым хотя бы раз в год побывать на Соловках.

- Паломническая служба на подворье создана недавно. Почему?

- Естественная мысль у человека, который хочет посетить Соловецкий монастырь, - обратиться на Соловецкое подворье. К сожалению, сил и времени на создание собственной паломнической службы не хватало, потому что подворье всегда работало, в первую очередь, на оказании помощи монастырю в хозяйственном отношении. Но, как говорится, каждому овощу свой срок - и мы наконец в начале этого года сформировали свою паломническую службу, пока как часть паломнической службы монастыря. Зимой стали проводить автобусные экскурсии по Москве и ближнему Подмосковью, а на лето, начиная с июня, будем формировать группы паломников на Соловки, уже составлено расписание паломнических поездок. Надеемся, такие поездки станут регулярными, а в будущем мы планируем добавить поездки на зимние праздники, например, на два-три дня - на Крещение Господне. Провести этот праздник так, как на Соловках, вряд ли возможно где-то еще: с освящением воды в Святом озере, погружением в эти воды в монастырской купальне или проруби.

- В заключение обращаемся к вам с просьбой: посоветуйте, пожалуйста, как нам, мирянам, жителям столицы, сохранить в суете городской жизни строй православной жизни?

- Совет простой: «Ищите и обрящете; толцыте, и отверзется вам; всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф 7. 7-8). Тому, кто желает жить нерассеянно, по-христиански, ни в каких обстоятельствах нет препятствий. Мученикам не мешали застенки, мучения, расстрелы. Батюшки накануне расстрела сами себя отпевали. Ничто не может помешать человеку быть христианином, кроме его страстей. Если же человек не в силах выстоять, ему остаются слезы покаяния: «Господи, прости, я изнемогаю». И это будет слезами разбойника, который однажды увидел страдающего человека и заплакал. И когда после смерти взвешивали его дела, чаша с грехами оказалась тяжелее пустой чаши, без единого доброго дела, но Ангел положил на нее платок, омоченный этими слезами, и он перевесил.

Источник: Православный журнал «Покров» № 6 (498) 2012 г.
Тип: Интервью насельников
Место: Москва
Издание: Православный журнал «Покров» № 6 (498) 2012 г.