Интервью насельников Соловецкого монастыря

Иосиф (Братищев), архим. Следующего мига может не быть

3 июля 2014 г.

Василий Матонин (ВМ): Что было самым важным в Соловецкий период жизни?

Архимандрит Иосиф (АИ): В период моего послушания в должности наместника обители на Соловках я трудился как мог, не собирался совершать ни великих, ни малых дел. C братией учились жить по-монашески, преодолевая разруху, восстанавливая порушенные святыни, приспосабливаясь трудиться и выживать в непростых условиях крайнего Севера… О том, насколько нам это удавалось, рассудит Господь, а историки опишут это в своих исследованиях, ибо всё что я делал, совершал по благословению Священноархимандрита обители Патриарха Алексия II, и вся переписка с ним сохранилась в архивах монастыря.

ВМ: Будем надеяться, что на Соловках ничего не произойдет вопреки воле Преподобных, которые сейчас пребывают в монастыре.

АИ: Помощь Божию, которую мы все зримо ощущали на себе, Господь посылал по молитвам преподобных первооснователей обители Зосимы, Савватия и Германа – это несомненно. Что же касается судьбы наших храмов и обителей, то по этому поводу замечательные слова сказала мать покойного нашего старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Когда ему было всего семь лет, он, видя закрывающиеся обители и разрушающиеся храмы, воскликнул:

– Мама, что же это происходит?

– Ванечка, Бог плохо не сделает, – ответила ему родительница, указывая на то, что всё происходит по всеблагой воле Господней и по Его попущению.

ВМ: А что сейчас самое главное для Вас?

АИ: Исполнять свои монашеские обеты, данные мной 30 лет назад. Я стараюсь ежедневно исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. В этом я вижу смысл своей жизни. На богослужениях, по возможности, поминаю всех, с кем меня так или иначе связала судьба; принимаю исповедь у желающих, исповедуюсь сам… Надеюсь, что живу так, как должен жить любой православный человек.

ВМ: Есть ли у Вас такое качество характера, которое затрудняет Вашу жизнь?

АИ: Я не вижу таких качеств в себе, которые «затрудняли» бы мою жизнь, но есть одна черта характера, которая, возможно, создаёт проблемы для других. Это – моя чрезмерная доверчивость. К сожалению, до сего времени находились люди, которые, пользуясь моим к ним расположением, совершали поступки в своих корыстных целях. Конечно, это всегда причиняло мне скорбь и вызывало неудовлетворенность собой. Прости меня, Господи!

ВМ: Вы можете поделиться своим опытом борьбы с недостатками? Почти всегда сознавая свой грех, мы не можем его искоренить.

АИ: Надо смиряться и принимать равно, с благодарностью, от крепкой руки Божией и милости, и испытания, посылаемые нам для нашего же вразумления. Вот тогда эти уроки от Господа будут научать, как следует поступать. А пока мы возгреваем своё «я», Богу действовать негде, ибо Его вытесняет наше самонадеянное «я». А когда смиримся и позволим Господу в нас действовать, подчиняя свою волю Его всеблагому и спасительному Промыслу, то недалеки будем и от правильного образа жизни. Преподобный

Серафим Саровский как-то в беседе с Мотовиловым заметил: «Когда я говорил от себя, то бывали ошибки. А когда я давал советы внушением Божием, то ошибок не было».

Светлана Рапенкова (СР): А если у человека элементарно силы воли не хватает?

АИ: Опять то же самое. Надо смириться! «Без Мене не можете творить ничесоже» (Ин 15. 5).

Надежда Черенкова (НЧ): А как отличить внутренний голос, самость свою, от голоса Божьего?

АИ: Таким же образом, как узнали апостолы на Фаворе, что рядом с Господом стояли Моисей и Илия, а не Исаия и Иеремия. Когда смиримся, Господь Сам откроет! Это объяснить словами невозможно, это надо пережить самому. Надо быть предельно чутким к голосу души и совести и поступать во всём с рассуждением, – только так можно жить. О даре рассудительности Соломон учил: «знание должно быть приятно душе твоей», и только тогда «рассудительность будет оберегать тебя» (Притч 2. 10–12).

ВМ: Что делать, если пропадает внутреннее горение? Многие живут с установкой на «когда-нибудь»: «Сейчас мне некогда в храм ходить, но вот когда выйду на пенсию, буду исповедоваться и причащаться».

АИ: Кому Господь пообещал, что он завтра будет жив?.. Преподобный Серафим еще говорил, что у нас нет решимости начать бороться с собственной немощью. А бороться надо всегда. Вновь повторю слова Спасителя: «Без Мене не можете творити ничесоже». Смирись и попроси, – и Господь даст. Ведь это обещано Самим Спасителем: «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и откроют вам». И еще: «Аз есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить обрящет» (Ин 10. 9). А чтобы эту дверь найти, Господь указывал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф 11. 29). Всё предельно просто! «Будьте как дети», – вразумляет Господь.

ВМ: Что Вы читаете? Какие книги в последнее время на Вас подействовали наиболее сильно?

АИ: Главное ежедневное чтение у меня – Священное Писание (Евангелие, Апостол, Псалтирь). Что же касается душеполезной литературы, то из авторов, кто меня заинтересовали, – схиархимандрит Иоаким (Парр) и сербский церковный писатель отец Фаддей (Витовницкий). Я удивился, что в наше время еще есть такие подвижники.

Кроме того, я с удовольствием перечитываю православные притчи. У Симеона Афонского есть хорошая притча: «Жил один человек, и жил он не очень хорошо. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит – у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел и думает: „Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!“ Но все-таки, нехотя, поднял пуговицу догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит – весы: слева – зло лежит, тянет вниз, а справа – ничего нет, пусто! И зло перетягивает. „Эх, – говорит себе человек, – и здесь не повезло!“ Смотрит, Ангелы пуговицу кладут… И чаша с добрыми делами перевесила. „Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? – удивился человек. – Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!“ И услышал, как Ангел говорит ему: „Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!“»

ВМ: Отличаются ли прихожане Иоанно-Богословского монастыря от прихожан на Соловках?

АИ: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс 23. 1). Не мне давать оценку характерам и качеству людей, ибо это дело Божие. Это Он нас всех будет праведно судить и давать объективную оценку нашим делам.

ВМ: Почему трусость обычно не включают в список грехов, а в добродетели не записывают искренность?

НЧ: Я, кажется, знаю, как ответить на этот вопрос. Трусость, малодушие – это некая слабость. Слабость должна быть оправдана. Но, с другой стороны, допустим, чревоугодие – это тоже слабость. Почему чревоугодие не оправдывается? Потому что когда ты чревоугодничаешь, у тебя есть выбор: остановиться или нет. А если ты трусишь, то это непроизвольно. Страшно и всё, – у тебя нет выбора. Грех – это неправильный выбор, в сторону от Бога.

АИ: Пожалуй, с этим можно согласиться. Выбор у человека – между Богом и грехом. Есть только два пути: идти или вверх – к Богу, или широким путем – вниз, в погибель. Господь создал человека, чтобы тот мог ответить Ему на Его любовь.

НЧ: А вот поспорить можно? Животные еще как отвечают! Те же поросята хрюкают… Они благодарность по-своему выражают. Чем животные от людей отличаются? Животное не может быть нравственным.

АИ: Они движимы законом естества.

СР: Ну, а если вспомнить собаку, которая 10 лет ждала своего хозяина на вокзале?

АИ: Владыка Симон (Симон (Новиков), митрополит Рязанский и Касимовский (†2003 г.) – ред.) рассказывал: «Один человек подобрал цаплю, у которой была перебита нога. Он птицу выходил, и через какое-то время она улетела. Потом вернулась и принесла ему огромную лягушку – в знак благодарности».

НЧ: В любом случае это ответ человеку. 1 Симон (Новиков), митрополит Рязанский и Касимовский (†2003 г.).

АИ: Господь создал человека таким, чтобы тот мог с Ним общаться.

Дмитрий Лебедев (ДЛ): А, может, Бог создал человека как предмет бесконечного изучения?.. Самим человеком и Богом? ВМ: Мы в этом году освятили корабль «Святой Петр» и спустили его на воду. Когда Вы вспоминаете апостола Петра, что главное из его жизни приходит Вам на ум? Что Вы можете о его личности сказать?

АИ: Хочу напомнить вам об иконе, на которой изображен святой апостол Иоанн Богослов с пальцем, приложенным к устам. О чем говорит этот жест?

СР: Молчание.

АИ: Он как бы нам говорит: «Всё уже сказано о Христе». Также и об апостоле Петре я не имею дерзновения говорить. Чтобы говорить о такой личности, надо быть на той же высоте, на какой пребывал этот человек. Я знаю одно: он – в Царствии Небесном, а в земной Церкви именуется Первоверховным. И этим всё сказано. А вот вы ответьте мне: если человек вел разгульный образ жизни, а незадолго перед смертью покаялся, как его Господь будет судить: по тому, как этот человек жил или как умирал?

ВМ: Наверное, по тому, как умирал.

АИ: Древнее предание донесло до нас слова Христа: «В чем Я застану вас, в том и буду судить». Как Господь Петра назвал? «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16. 18). Эта определение Господне для меня – главное, что связано с именем апостола.

СР: Как корабль назовете, так он и поплывет.

НЧ: Всё-таки для меня неразрешимый вопрос: почему камнем для Него стал тот, кто трижды отрекся от Него?

АИ: Когда Господь называл апостола Петра камнем, то предвидел не только его падение, но и слёзы, и восстание – через покаяние, и его любовь: «Господи, Ты веси, яко люблю Тя» [Ин 21. 15].

НЧ: Почему именно Петр, а не какой-то другой апостол?

АИ: Петр преодолел себя, а Иуда не преодолел. Дерево клонится к земле, клонится, но не ломается, и, наклонившись, снова встает. Так и человек…

НЧ: Он венец стяжал через преодоление?..

АИ: Да.

ВМ: Петр – единственный, кто готов был защищать Христа с мечом в руках. Он действительно «камень». Все апостолы погибли за Христа мученической смертью. Апостол Иоанн был сослан. Любовь ко Христу стала сораспятием.

АИ: Христос так и говорил: «Меня гнали, – будут гнать и вас» (Ин 21. 16). Но «претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф 10. 22).

ВМ: Но сегодня когда мы говорим о спасении, мы подразумеваем умножение радости…

АИ: Не мы, а Василий Николаевич (смеется).

ВМ: Хорошо! Но кто стремится к сораспятию в буквальном смысле? Христианство выявляет в людях лучшие качества в предельных обстоятельствах.

АИ: Я уточню – не христианство вообще, а Православие…

ДЛ: А название корабля у нас было предопределено. Это тот корабль, который построил Петр I и назвал его «Петром». У нас вариантов не было.

ВМ: Всегда ли мы можем различить, где воля Божья, а где – напротив? Я могу услышать то, что мне хочется услышать.

ДЛ: Вспомним спуск «Святого Петра». Вот ситуация, которая напомнила и о гордыне, и об уверенности в собственных силах. Мы же всё придумали, всё рассчитали, так всё было замечательно!.. Бац – и встали. Упёрлись в проломленное бревно слипа. И тут только задумались: а что мы не сделали? Благословения на спуск не попросили, молебен не отслужили, – мы всё умеем, мы всё можем! И только когда отыграли назад: сбегали в монастырь попросили понтоны, попросили о. Германа отслужить молебен; всё пошло, как по маслу. Точная иллюстрация собственной гордыни, – что мы всё можем.

АИ: Если есть благое желание на какое-то дело, оно исполнится. Есть тому подтверждение в деяниях апостольских. Апостола Петра и Иоанна взяли под стражу за проповедь Христа. Иудейские законники такую проповедь запрещали. Пришел известный учитель Гамалиил и сказал: «Мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5, 35). Дело надо начать, а дальше – прислушиваться к голосу совести, чтобы это не вылилось в зарабатывание имени или денег. Если вами движет не желание славы Божией, то на этом деле можно ставить точку.

ВМ: Традиционное завершение нашей беседы – что Вы пожелаете нашим читателям?

АИ: Если вспомнить о. Иоакима (Парра), то он так отвечал на такой же вопрос: «Матерь Божия не оставила нам ничего, никаких поучений и наставлений не давала». Посему ответ мой таков: «Думайте о переходе в вечность и не откладывайте приготовления к ней на завтра». «Редактировать» жизнь невозможно. Следующего мига может и не быть!

Источник: Альманах «Соловецкое море». № 13. 2014. С. 215–218.
Тип: Интервью насельников
Издание: Альманах «Соловецкое море». № 13. 2014. С. 215–218.