Интервью насельников Соловецкого монастыря

Ощущение бренности существования

10 апреля 2013 г.

С 27 февраля по 8 марта 2013 г. группа насельников Соловецкого монастыря посетила места «Семи Церквей Апокалипсиса». Спустя месяц мы предложили участникам паломничества заново пережить недавние события и ответить на вопросы: Каково общее впечатление от паломничества? Что больше всего запомнилось в поездке? Чем она отличалась от посещения других святых мест в России и за рубежом?

Наместник и игумен Соловецкого монастыря, АРХИМАНДРИТ ПОРФИРИЙ:

– Общее впечатление от поездки – ощущение бренности существования. Малая Азия, где мы побывали – это колыбель человечества, колыбель христианства, колыбель дохристианской и христианской культур. Величественные города, процветающая Византия… От всего этого практически ничего не осталось, здесь живет совершенно другой народ. Великое материальное наследие существует только в виде развалин. И душа воочию удостоверяется – особенно ярко это происходит в момент совершения Литургии – приходит в понимание того, насколько этот мир призрачен, а мир духовный – куда как более реален, чем все эти величественные постройки, на которых время не оставило камня на камне. Святые же, люди праведной жизни, их духовные устремления и дела, обретают в Боге вечное бытие. И душа делает естественный вывод, насколько нестоящее дело привязываться к камням, к земному существованию, и как важно погружаться в мир духовный, в нем пребывать, чтобы быть среди действительно вечных ценностей неувядающих, там где «ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф 6. 20). Это, пожалуй, главное общее впечатление.

– Что касается наиболее запомнившегося, то для меня это были, пожалуй, первые опыты совершения Литургии в катакомбных, в полевых условиях. Где-то были остатки храмов, но в Александрии, рядом с древней Троей, в местах связанных с апостолом Павлом, мы в воскресный день совершали Литургию буквально среди поля. Нашли камень, который подошел для престола. Во время молитвы служащее духовенство, певчие и сопровождавшие нас миряне, стояли на трех уровнях. Для того, чтобы причастить мирян, одному из священников пришлось забраться наверх, принять чашу от другого и только после этого причастить людей. Было полное ощущение того, что ты находишься в тех же обстоятельствах, что и древние предки, которые во времена гонений, длившихся два столетия до принятия Миланского эдикта, могли собираться для утешения Литургией.

Запомнилось, разумеется, знакомство с Патриархом Варфоломеем. Это лично очень обаятельный человек, динамичный, в общении очень простой…

Тогда же, что называется, «при дверях», произошла наша встреча с «синодалами» Константинопольского Патриархата. Мы уже прощались, выходили из здания Патриархии, когда они стали приезжать, одетые в мирскую одежду, потому что по закону Турции только Патриарх может носить рясу в общественных местах. Нам непривычно видеть митрополитов, которые приезжают на место служения в светской одежде, здесь они облачаются, и только на территории храма принимают церковный вид.

Еще одно из ярких впечатлений – это домашние животные. Даже, встречавшиеся на нашем пути бездомные собаки и кошки настолько мирные и спокойные, что не может не умилять и позволяет судить о проживающих в этих местах людях.

– Если сравнивать эту поездку с паломничеством на Святую Землю или Афоном, то основное отличие в том, что христиан, тем более православных, живой церкви, на территории Турции, бывшей Византии, великих мало-азийских центров культуры, древней римско-греческой и христианской – практически не существует. Христиане там очень редки. Если не иметь возможности совершать Литургию, то, наверное, было бы очень тоскливо путешествовать по этим местам.

Предполагая это, мы ехали туда, имея благословение Вселенского Патриарха и договоренность с министерством культуры Турции совершать в этих памятных местах Литургию. Поэтому, эта поездка стала для нас временем высокого духовного подъема. Мы действительно ощутили паломничество, как духовное делание, и вернулись домой духовно ободренными.

На Святой Земле, прежде всего на Афоне, нужно просто вливаться в живую реку христианского благочестия. На земле нынешней Турции нужно внутри себя быть храмом, духовно восстанавливать храмы на месте величественных руин, среди этих великих могил и лежащего в них благочестивого народа…

Благочинный Соловецкого монастыря, АРХИМАНДРИТ ИАННУАРИЙ:

– Начну отвечать с последнего вопроса. В отличие от многих других поездок, мне кажется, что эта была особенной, паломничество в высшем смысле, потому что нам удалось: во-первых, служить ежедневно Литургию, во-вторых, совершать ежедневно полный круг богослужений. И то, и другое совершенно преображает прикосновение к святыням, оно становится более глубоким, чем восприятие храмов, достопамятных мест и иных святынь из окна автобуса. Когда ты служишь на руинах в местах, где проповедовали апостолы, ты все это значительно лучше осознаешь. Литургия – она и есть Литургия, это соприкосновение со всеми святыми, которые на этом месте подвизались, с усопшими, которые эту Литургию ждут…

И, конечно, богослужение дает совсем иное восприятие этой чрезвычайно богатой историей земли. Такого паломничества, пожалуй, в моей жизни еще не было. Совершать в паломничестве ежедневно Литургию – это довольно трудно, и могло состояться только в случае, подобным нашему, когда в составе группы было несколько священников и дьяконов, певчие, свои сосуды, просфоры, вино… В отсутствии организации со стороны о. Наместника, который все это спланировал, подготовил и учел, а также помощи благотворителя, который значительно облегчил нам многие транспортные и бытовые трудности поездки, все это было бы очень затруднительно, и, скорее всего, невозможно. Паломнической группе мирян, даже если с ними священник, такое не под силу.

– Говоря в целом, поездка была посвящена посещению семи Церквей Апокалипсиса, семи Церквей Откровения, к которым обращено Слово Божие в книге апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Мы много читали в этой поездке, и пока ехали в автобусе, и до и после Литургии, непосредственно на месте ее совершения. Причем читали не только отрывки из самого Апокалипсиса, посвященные каждой отдельной церкви, но и их толкования святых отцов, а также размышления русских религиозных мыслителей, узнавая, как пыталась понять послания к Церквям Апокалипсиса святоотеческая и русская религиозная мысль.

Как известно, многие русские мыслители пытались проникнуть в смысл сокровенных мест Апокалипсиса, особенно в применении к времени гонений ХХ века, потому что именно эти жестокие гонения стимулировали русскую мысль искать ответы на многие вопросы в книге Откровения… Читая фрагменты этих произведений, мы тоже погружались в размышления как о гонениях ХХ века, так и о состоянии современного общества, находя какие-то важные, ранее не замечавшиеся смыслы в строках этой таинственной книги.

Под впечатлением такого чтения проходили дни паломничества. Это было размышлением не над всем текстом Откровения Иоанна Богослова, но над несколькими главами этой книги (2-й и 3-й), связанными с местами, которые мы посещали.

Для меня и, я думаю, для всех нас стало неожиданностью, насколько много в этих местах того, на что можно посмотреть. Большинство людей даже не представляет себе, что на территории современной Турции находится бóльшая часть географических объектов, о которых говорится в книге Деяний и Посланиях святых апостолов. Бывшая территория Римской и Византийской империй, где шла первая проповедь апостолов, а впоследствии развивалась христианская цивилизация, такие города, как Константинополь, Эфес, Лаодикия, Пергам, Милет – древние центры античной культуры, Дидим, храм Артемиды Эфесской… Многие думают, что это находится в Греции или где-то на Балканском полуострове… Ничего подобного, это все расположено на территории современной Турции.

– Главной неожиданностью лично для меня стало то, что там очень многое поднято из руин и отреставрировано. В Эфесе уже более ста лет идут непрерывные археологические раскопки. Причем ученые не строят ничего нового, развалины восстанавливаются буквально по камням, которые кладут именно так, как они закладывались зодчими тысячи лет назад. Эфес – это практически, целый город. Вы входите в него, идете по улицам, заходите в помещения…

В ряде случаев, нам встречались руины (Фиатира, Филадельфия), где только начинаются восстановительные работы. Но, что удивительно, турки восстанавливают очень много. И здесь, наверное, надо сказать слова благодарности русским паломникам, которые самоотверженно посещают эти места, что, в свою очередь, стимулирует турецкое правительство на определенные действия. Чувствуется, что православное паломничество очень интересно для Турции с финансовой стороны. Власти этой страны понимают, что хотя Турция – это мусульманское государство, наличие излишних запретов и ограничений будет снижать поток православных паломников, а это значит, что они получат меньше денег.

У них вообще сейчас такая политика: они находят какие-нибудь руины, восстанавливают их, обносят забором, объявляют государственным музеем, ставят турникет и продают входные билеты (недешевые, кстати, от 5 до 15 евро, но нас-то это, думается мне, должно устраивать, и наверное, в этом особый Промысл Божий – восстанавливаются христианские святыни, столетиями лежавшие в руинах!). Турки рассказали нам, что к 2016 году у них на государственные средства восстановят в значительном объеме археологические объекты всех семи Церквей, которые упоминаются в Апокалипсисе, что позволит во всех семи церквях служить православным паломникам. Конечно, речь не идет об установке иконостасов, но государство планирует восстановить стены зданий и выдать такое разрешение. Это значит, что многие наши соотечественники смогут совершить такое же паломничество, какое мы совершили сейчас.

Огромное впечатление оставило посещение храма Аполлона. Сейчас нельзя увидеть храм Артемиды Эфесской, который описан в Деяниях апостолов, когда все собрание кричало Апостолу Павлу: «Велика Артемида Эфесская!» (Деян 19. 34). Этот языческий храм был третьим чудом света, но сегодня от него практически ничего не осталось. А вот его близнец, находящийся в семидесяти километрах храм Аполлона в Дидиме, который строился одновременно и был всего лишь несколько меньшим по размерам, сейчас восстановлен из руин, и являет собой колоссальное зрелище. Можно представить, какое впечатление он производил на современников. И стоит задуматься, какой силой слова должны были обладать апостолы, чтобы, придя в бедном рубище в эти богатейшие города с такими поражающими воображение храмами, обратить их жителей к вере в распятого Христа и добровольной нищете.Там, конечно, очень многое можно посмотреть уже сегодня, получить много впечатлений. Одно дело, когда ты читаешь, что такое самодовольная Лаодикия, или что такое столичный Эфес, а другое дело, когда ты идешь по их улицам. Это города с горячим и холодным водопроводом, с центральным отоплением. Представьте себе, в I веке нашей эры, почти 2000 лет назад – горячее центральное отопление и канализация, подведенные к каждому дому! Улицы мраморные, крытые, украшенные статуями по обеим сторонам. Когда ты там находишься, ты лучше понимаешь слова Откровения, обращенные к Лаодикийцам, которые имели такое богатство, что откупались от всех завоевателей, были спокойные, самодовольные, во всем рассчитывали на свои возможности, но получили такое грозное обличительное слово от Господа: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг… Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» (Откр 3. 16–17).

Все это, как и многое другое, осознаешь в этих местах. Хотя и есть справедливое изречение, что все христианские истины можно познать, не выходя из дома, но такое паломничество, какое совершили мы, помогает лучше понимать смысл тех мест Священного Писания, где фоном являются конкретные исторические места и конкретные исторические эпохи.

Скитоначальник Свято-Вознесенского скита на Серной горе, ИЕРОМОНАХ МАТФЕЙ:

– Сильное впечатление произвели масштабы цивилизации, которая была, но оказалась стертой, превратилась, в каком-то смысле, в «мерзость запустения». Ни камни, ни здания, ни человеческие масштабные проекты, ничего Господь ничего не пощадил, из-за того что, как говорится в Библии, «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт 6. 3). Было, и нет, осталось «пустое место». Бог навел другой язык (народ) и здесь до сих пор запустение, и все усилия человеческие оказались бесполезными. То, что некогда случилось с Иерусалимом, произошло и с Византией. Для нас же, должно быть очевидным то, что все это может произойти и нами. И хотя, революция показала, что ради мучеников Господь пощадил, дал, как говорится, России жизнь после смерти, дал нам время на покаяние, но: чего ожидать дальше? Конечно, все может измениться, даже на земле бывшей Византии, есть в связи с этим какие-то пророчества о конце света. Но, с другой стороны: зачем нужно внешнее восстановление, если души не готовятся к вечной жизни?

– Что запомнилось лично мне? Литургия, конечно! Если бы ни Литургия, то осталось бы только ходить и плакать по этим местам, где когда-то процветало христианство и были храмы, сопоставимые с храмом Христа Спасителя или Казанского собора. Помните в Апокалипсисе: «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих…» (Откр 3. 15–16). Так и получилось. И нам остается только трепетать от этих слов. В этой поездке Господь показал, что может статься с любой страной, с любой империей…

Для себя лично, в очередной раз убедился, что не надо «иметь здесь постоянного града, но искать будущего» (Евр 13. 14). Конечно, Соловки – это хорошо, это красота, но, с другой стороны, понимаешь, что готовиться надо к Царству Небесному, мы же не будем здесь пребывать вечно.

– Трудно, точнее невозможно сравнивать эту поездку с другими. Ничего сравнимого нет, потому что каждая святыня имеет свое место в истории и свое место у Бога. Бывшая Византия – это одно, Иерусалим – другое, Афон – третье. У каждого свое предназначение, свое прошлое, свое настоящее и будущее….

Регент братского хора, ИЕРОДИАКОН АФАНАСИЙ:

– Общее впечатление от поездки такое, что события минувших дней снятся мне до сих пор каждую ночь.

– Больше всего запомнилось посещение Никеи, где проходил I Вселенский собор, в работе которого важную роль сыграл мой небесный покровитель – святитель Афанасий Великий.

– Что касается отличий, то в этот раз у меня был первый опыт паломничества в составе коллектива при нашем братстве, при отце Наместнике. От меня ничего не зависело, я просто был в команде.

Тип: Интервью насельников