Интервью насельников Соловецкого монастыря

Иосиф (Братищев), архим. Стараюсь быть на послушании

23 июня 2013 г.

– Что такое «спасение»?

– Обратимся к Священному Писанию. Христос заповедал: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим (Мф 11. 29). Начало спасения – это смирение, сознание своей греховности перед Богом, перед ближними. Блаженной памяти архимандрит Иоанн (Крестьянкин) объяснял, что жизнь должна быть похожа на торт «Наполеон»: тесто, крем, тесто, крем… Тесто – это труды, а крем – это молитва. Из одного теста торт будет сухой, из одного крема – приторный. Сверху еще надо пудрой посыпать. А пудра – это смирение. На смирении зиждется спасение. Спаситель нужен тому, кто нуждается в спасении. А нуждается в спасении тот, кто видит, что сам не может справиться с грехами, множество которых гнездится в сердце. И тогда человек обращается ко Христу как Спасителю. Это начало спасения.

– А как же поговорка соловецких монахов «труд – та же молитва»?

– Труд за послушание. Есть множество отрицательных примеров, показывающих, что такое труд без молитвы. В труде должен быть духовно-воспитательный смысл. Только такой труд будет во спасение.

– Если к чему-то стремишься, нужно иметь упование, надежду, страстное желание. Мы часто слышим слова «вечная жизнь», «рай», «блаженство», но каждый наполняет эти слова своим содержанием или они остаются пустым звуком. Может быть, только духовно одаренные люди способны почувствовать радость богообщения? Значит ли это, что все остальные обречены на отверженность и одиночество?

– Благодать Божия действует независимо от человеческих усилий. Сколько ни пытайся сам привлечь благодать Духа Святого, ничего не выйдет. Господь видит сердце наше. Ни внешними делами, ни постом изнурительным этого не добьешься. Господь сердце зрит, и когда сердце человека становится готовым, Он его наполняет благодатью Духа Святого. Для Бога – все равны. Он каждому дал свободную волю. Каждый должен стараться поступать по-евангельски. Евангелие написано для всех одно и то же и на все времена.

– Есть люди, которые живут вне Церкви, но по совести. Их жизнь может быть призером для многих воцерковлениых христиан. Возможно ли для них спасение?

– Господь всех рассудит. Гораздо хуже, когда монахи живут не по-монашески и являются соблазном для мира вместо того, чтобы быть для него светом. А когда люди, не знающие Христа, живут по совести, это – слава Богу. И не наше дело правду Божию исследовать. Нам многое неведомо. Например, почему Господь призрел на Марию Египетскую, когда она в грехе пребывала: коснулся сердца грешницы при входе ее в Иерусалимский храм Гроба Господня. В Евангелии сказано, что Христос является Тем Камнем, на Котором мы должны строить свою жизнь. И жизнь эту строить надо не только на словах, но и на деле, ибо учил апостол: «Хочешь ли знать, пустой человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2. 20). Мученик Марциал в 150 году перед лицом смерти так говорил своим истязателям: «Все, кто не исповедует, что Христос есть истинный Бог, посланы будут в огонь вечный». Окончательный Божий суд над верующими и неверующими сокровен от человека, чтобы не отчаивались грешники и чтобы, по слову преподобного Иоанна Лествичника, не расслаблялись подвизающиеся. Но хочу напомнить, что во все времена самым вдохновляющим был и остаётся пример наследования Царствия Божия раскаявшимся разбойником, распятым «одесную Господа» на кресте и исповедовавшим Иисуса Христа Господом Богом в последние часы своей земной жизни.

– Среди современной интеллигенции немало православных христиан, которые приняли крещение в сознательном возрасте. Разочарование в ценностях материального мира привело их в храм. Они идеализировали все, что связано с Церковью, но, увидев реальность приходской жизни, разочаровались в ней: для кого-то стал искушением дорогой автомобиль священника, а на кого-то бабушка, живущая при храме, не так посмотрела. Этого оказалось достаточно, чтобы уйти искать «правду» в другом месте. Что им посоветовать? Какие найти аргументы, чтобы помочь научиться отделять главное – от второстепенного?

– Очень хорошую аналогию привел однажды отец Димитрий Смирнов. Ему некто пожаловался: «Батюшка, на меня в церкви косо посмотрели, я теперь в храм не хожу». Он ответил: «Мне однажды в булочной нахамили, я теперь в булочную не хожу. Голодаю, но не хожу…». В Священном Писании сказано: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал 6. 2).

Здесь уместно также вспомнить одну притчу.

Однажды праведный человек попросил Бога: «Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад». Бог подвел его к двум дверям, открыл одну и провел человека внутрь. Там был большой круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая пахла очень вкусно. Человеку безумно захотелось есть. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными, умирающими от голода. У всех были ложки с длинными-длинными ручками, прикрепленными к рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, не могли поднести ложки ко ртам. Праведный человек был потрясен видом их несчастья. Бог сказал: «Ты увидел Ад».

Затем они направились ко второй двери. Бог отворил ее. Там было то же самое. Такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаша с вкусной едой. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом. Человек изумился: «Как это возможно? Я не понимаю…» «Всё просто, – улыбнулся Бог, – они научились кормить друг друга»

Человеку проще «катиться» по греховному пути. Это гораздо легче, чем следовать по дороге добродетели, которую можно сравнить с восхождением на гору

– А что человека заставляет идти по пути добродетели?

– Сердце. Ум, сердце и душа должны быть в согласии. В Священном Писании сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, л отворят вам, ибо всякий просящий получает, л ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк 11. 9–10). Невозможно предсказать, когда благодать Господня коснется сердца. Поделюсь моим скромным опытом. Пришел я как-то на службу в монастырь в Лазареву субботу. Благочинный после Великого входа попросил меня помочь исповедовать прихожан. Мне поставили жесткий аналой, чтобы я мог опереться. Хотел было присесть, но подумал, что в таком случае пожилым людям у меня на исповеди будет очень тяжело, ведь им придется поневоле стоять на коленях. Я знаю не понаслышке, как болят ноги. Из жалости к людям я всю службу отстоял. На следующий день в Вербное воскресенье я тоже всю Литургию стоял и исповедовал. В Великий Четверг я причастился Святых Христовых Тайн, и такая благодать коснулась моего сердца!.. Мне приоткрылось немного, как укрепляла мучеников благодать Божия, когда они шли на страдания за имя Христово, и какою жалостию горели их сердца по отношению к своим истязателям!..

Когда и как, и где действует Бог, Ему только ведомо. Один и тот же Дух действовал и при Вавилонском рассеянии, и при сошествии на апостолов. Где и как Он действует, нам не понять. Господь зрит сердце, и только Ему ведомо, чем исполнены сердца людские. А нам заповедано: «Не судите, да не судимы будете» (Мф 7. 1). «В чем другого судишь, в том сам побудешь», – учат святые отцы. Мы видим только внешнюю часть айсберга.

– Совсем не христианские чувства вызывает православный национализм. Близки и понятны слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор 8. 1–7). Возможно ли соседство добродетели христианской любви с ненавистью?

– Любой фанатизм – проявление силы бесовской. Фанатизм и настоящая вера несовместимы. Это как любовь и плотская страсть. Любовь жертвенна, а плотская страсть эгоистична. Я в фанатизме вижу проявление гордости – страсти, облеченной в мнимую праведность, которую Господь назвал «фарисейской закваской».

– Вы живете близ Свято-Иоанно-Бого- словского монастыря, часто приходится там служить?

– В настоящее время я не служу, только исповедую народ. Когда меня просят, иду и становлюсь на исповедь. Мне сейчас предоставлена возможность жить, как хочу, как позволяет здоровье, но я боюсь, что «своя волюшка доведет до горькой долюшки». Как-то епископ Василий (Родзянко) спросил у владыки Антония, митрополита Сурожского: «Владыка, у кого мне быть на послушании?» И старец ответил: «У всякого человека, который встретится на твоем жизненном пути». И я стараюсь следовать этому совету: быть на послушании либо у священноначалия, либо у народа церковного.

– Что Вы пожелаете читателям альманаха и редколлегии?

– Хочу выразить благодарность всем, кто трудится над этим замечательным изданием для самых разных читателей, для тех, кто любит Север и, в первую очередь, Соловки. Божией вам щедрой помощи в благословенных просветительских трудах, а читателям – доброго утешения в чтении вашего альманаха!

Источник: Альманах «Соловецкое море». № 12. 2013 г.
Тип: Интервью насельников
Издание: Альманах «Соловецкое море». № 12. 2013 г.