Наместник и игумен Соловецкого монастыря епископ Порфирий

Порфирий (Шутов), еп. Если сад не пропалывать, он зарастет не розами, а сорняками, так и душа человеческая

16 февраля 2010 г.

Единственный случай в России: наместник монастыря стал директором федерального музея-заповедника, а бывший директор музея - главой поселения. Что меняется на Соловках в связи с этим, как нам жить в мире друг с другом, чем бороться с грехом? Мы беседуем сегодня, накануне Великого поста с наместником Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандритом Порфирием. 

Путь в монастырь

- Отец Порфирий, вы бывали на Соловках до того, как стали наместником монастыря?

- Только однажды, уже монахом, на неделю останавливался. И как всякий паломник, не знал забот, только воспринимал благодать этого святого места. Ходил много пешком - Секирная гора, Савватиевский скит…

- Соловецкий монастырь для нас неразрывно связан с именами святых Зосимы и Савватия, митрополита Филиппа Московского. Каким Вы видите осуществление преемственности монашеской жизни, возрождения былой славы Соловков как культурного центра, образцового хозяйства, форпоста духовности на Севере России?

- По большому счету, каждый монах обязан чувствовать себя преемником не только митрополита Филиппа и соловецких подвижников, но и всех монахов - наших предшественников. Только осознавая эту связь, осознавая свою ответственность перед этими светочами монашеской жизни, мы сохраним духовные и культурные традиции, присущие Соловкам.

- Как живет обитель, сколько там сегодня насельников?

- В самом монастыре, в скитах и на подворьях - в общей сложности 90 человек вместе с послушниками. Продолжается приток новой братии. Я надеюсь, монастырь наш будет укрепляться хорошо подготовленными высокообразованными монахами, которые сейчас и требуются обители. Ведь на их плечах не только обеспечение хозяйства, но и богослужебная и пастырская, просветительская и издательская деятельность.

- Не собираетесь продвинутся в информационном пространстве, сайт открыть свой?

- Сайт функционирует, планируем его обновление; понимаем, что находимся пока только в начале пути. Двоих монахов послали учиться на факультет журналистики и в полиграфический университет. Будем совершенствоваться.

- Раньше на Соловки приезжали трудники, обет давали поработать во славу Бога. Вы готовы принимать таких людей?

 - Разумеется, да. Трудничество - это для многих путь в монастырь. Человек здесь работает не только физически, но и духовно. Он знакомится с уставом монастырской жизни, проверяет себя, а насельники присматриваются к труднику, чтобы впоследствии решить, следует ли его принимать в свою монашескую семью.

Икона должна быть в храме

- Что ждет музей? Не превратится ли он из крупнейшего в России, как уверены некоторые специалисты, в обычный епархиальный? 

- Музей живет  по своим законам, монастырь - по своим. У них свои функции, средства и методы работы. Именно поэтому они в сущности не конкуренты, но призваны дополнять друг друга. И в самом деле, монастырь нуждается в том, чтобы паломники и гости обители посещали бы добротные выставки, по которым бы знакомились с  историей, с удивительным наследием Соловков. Очень ценно то, что музейную (научную по характеру) деятельность финансирует государственный бюджет России. В наше время это гарантия устойчивости. Нужно лишь повышать научный уровень.

- Не исчезнет экспозиция СЛОНа, материалы советского периода истории?

- Конечно, нет. Как они могут «исчезнуть»? Мы же чтим подвиг не только новомучеников, но и всех, кто сумел сохранить свое человеческое достоинство в заключении - это люди всех национальностей и вероисповеданий. Кроме того, всем нам остро нужна правда о том времени, о той страшной системе унижения и подавления  человеческой личности. Гости Соловков должны пронзительно ощутить, пережить в себе эту историческую страницу.

- Отец Порфирий, а какими темпами идут реставрационные работы?

- С одной стороны, хочется, чтобы эти работы шли ускоренными темпами, но с другой стороны - мы понимаем, что вести их необходимо очень продуманно, потому что есть негативный опыт, когда памятники можно и погубить. Сейчас идет работа по анализу накопленного на сегодняшний день опыта, в том числе и не реализованных проектов, оставшихся еще с советского времени. Прежде чем заниматься производством работ, нужно создать комплексный проект развития всего памятника. Важно увязать это с развитием поселка, инфраструктуры, которая является общей для нас. Для этого требуется объединить не только значительные финансовые усилия, но и привлечь лучших специалистов. Первые шаги в этом направлении делаются.

- Как вы относитесь к тому, что иконы передают на время из музеев в храмы, к идее полной передачи их во владение Церкви?

- К передаче на временное хранение отношусь отрицательно. Со святынями так не обращаются: отдать-забрать. В этом есть нечто кощунственное. Верующее сердце знает, что не столько мы храним святыню, сколько она хранит нас. Поэтому святая икона должна неисходно пребывать в храме. Только в храмовой среде она живет как духовная святыня - как источник благодати для верою чтущих ее. Есть опыт Третьяковки: Владимирская икона Божией Матери находится в храме. Но нельзя, конечно, отдавать национальные святыни в такие храмы, где не обеспечены условия для их научного хранения или не обеспечена охрана.

- Патриарх Кирилл предложил создать на Соловках общенациональный центр по изучению гонений на Церковь в ХХ веке, а также православное учебное заведение, разработать программу восстановления обители. Это, наверное, далекая перспектива?

- Все замыслы становятся реальными, когда они превращаются в продуманную программу действий. Цель поставлена, программа пока разрабатывается. Понятно, что Соловки, Соловецкий монастырь должны послужить делу духовного облагораживания нашего общества. Ведь воспитывают, духовно обогащают, как известно, не только знания, но и сами стены, само место, а воспитательный потенциал этого святого места очень высокий. Но нужно не только много, но еще и умно потрудиться, чтобы этот потенциал реализовать.

Кодекс для туриста

- Многие из правозащитников против проведения на Соловках мероприятий развлекательного характера - парусной регаты, знаменитого фестиваля бардовской песни, ярмарки народных ремесел, выставок художников… Учредителем многих из них является музей. Вы будете поддерживать эти светские мероприятия или откажетесь от них?

- Сейчас жизнь на Соловках, конечно, уже сильно отличается от уклада, который был принят, например, до революции. Мы это ясно осознаем и потому не намерены навязывать нормы монастырской жизни ни жителям архипелага, ни посетителям Соловков. Но любому здравомыслящему человеку должно быть очевидно, что не всякие формы современной общественной жизни сочетаются с совершенно особенной атмосферой Соловков. Очень порадовался, когда узнал, что соловчане в лице своего Общественного совета поставили вопрос об этическом кодексе - поведенческих рамках для тех, кто здесь живет и сюда приезжает.

- Вы видите разницу между паломником и туристом?

- Объективно разница существует; она проявляется в побудительных мотивах посещения тех или иных мест. Турист по большей части руководствуется желанием расширить свои познания о мире, о культуре стран и народов; паломник, посещая святыни, святые места, прежде всего ищет духовного очищения и укрепления. Но Соловки должны были местом для духовного и культурного роста всех людей. И если они смогут здесь воспринять нечто существенное для своей души, тогда мы выполним свою задачу - и монастырь, и музей, и поселение.

- Вы сказали о кодексе. Это чья инициатива?

- Поселения. Михаил Васильевич Лопаткин, с которым у нас сложились хорошие рабочие отношения, избранный большинством голосов, имеющий авторитет среди жителей поселка, создал Общественный совет, и необходимость разработки подобного кодекса - это единодушное мнение всех людей.

- Какие планы у Общественного совета?

- Два заседания уже прошло, обсуждались вопросы, которые затрагивают насущную жизнь людей. Первые выводы, которые можно вынести из состоявшегося диалога: решение местных проблем, конечно, может состояться благодаря привлечению федеральных ресурсов, благодаря капитальным вложениям или инвестициям со стороны, но не менее важна добрая воля самих жителей. И эта воля присутствует в полной мере.

- Вы создали воскресную школу для взрослых, расскажите о ней.

- Да, сложилась традиция внебогослужебных встреч по воскресеньям. Независимо от погоды и настроения в одном из монастырких храмов собираются желающие послушать толкование Священного Писания, обсудить актуальные вопросы духовной, церковной жизни. Всякий раз наполняется зал, люди воспринимают все с большим интересом.

На острове нет других храмов, поэтому монастырь исполняет и функцию прихода. У нас совершенно замечательные прихожане, с активной жизненной позицией. Действующая при монастыре воскресная школа для детей - это исключительно инициатива и труд прихожан, они душой болеют за нравственное состояние детей. Последнее яркое событие - прекрасный детский рождественский спектакль.

Откопай свою совесть

- У нас новый Патриарх, и ситуация в обществе и церковной жизни меняется, это совершенно очевидно. Хотелось бы услышать Ваши комментарии.

- Я был вместе с Патриархом на Украине, видел поразительную встречу, единство, которое было там явлено церковным народом. И стало очевидно, насколько были преувеличены слухи, пропаганда о том, что есть какие-то враги Московского Патриарха, какая-то могущественная оппозиция. Ощущение духовного единства, родства - очень серьезное и глубокое чувство, которое нам довелось пережить. Об этом же в своих проповедях постоянно говорил и говорит Патриарх Кирилл.

Что касается Соловков, то и на здешней жизни также отразились произошедшие за минувший год перемены. До этих пор все уже почти привыкли к тому, что Соловки, Соловецкий монастырь - это точки противостояния, бесконечных споров. Ситуация кардинально переменилась после визита на Соловки Святейшего Патриарха. Конечно, трудно было предположить, что административно-кадровый вопрос решится таким образом, что наместник монастыря будет назначен директором музея. Но такое неожиданное на первый взгляд решение - это одна из черт, характеризующих новое Патриаршество, когда предлагается новый, свежий взгляд на застарелую проблему.

Надеемся, наметившаяся динамика сохранится, и мы сумеем объединить потенциал людей, неравнодушных к Соловкам и имеющих единый взгляд на их развитие. Это будет в том числе свидетельство совершенно нового положения Церкви в обществе.

- Когда Святейший общался с нами во время визита, звучала такая мысль, что необходимо преодолеть разрыв между материальным и духовным. Как Вы считаете, в каком направлении нам двигаться?

- Мы знаем, что каждый человек находится в состоянии падения: образ Божий, который есть в нем, помрачен грехом. И задача в том, чтобы вернуть человека обратно - в его естественное состояние. Это требует огромных усилий - от самого человека, от Церкви, от общества, от школы, государства. Если сад не пропалывать, он зарастет не розами, а сорняками, - так и душа человеческая.

То, что мы видим сейчас в обществе - страшные формы зависимостей: наркомания, алкоголизм, игромания, другие беды и пороки. В этих условиях духовное и нравственное становление является условием выживания нации. Это уже не предмет добрых пожеланий, а констатация насущной жизненной необходимости.

- Отец Порфирий, Патриарху во время его визита в Архангельск люди часто задавали вопрос: «Как нам жить в мире с ближним, друг с другом?» Этот вопрос и Вам адресуем.

- Ответ на этот вопрос мы должны искать, помня слова Иоанна Богослова - тот, кто говорит, что любит Бога, но не любит ближнего, тот лжет. Лжет не только окружающим, самое главное - самому себе. Невозможно любить Бога, Которого не видишь, и ненавидеть ближнего, которого видишь, потому что в каждом ближнем присутствует образ Божий. Мы легко оправдываем себя, когда раздражаемся, испытываем чувство неприязни, тем паче, если у нас есть закоренелая вражда. Мы привыкли заглушать свою совесть, которая вначале кричит, потом голос ее слабеет, становится всё тише, затем его уже совсем не слышно… Подобно тому, как ветхозаветный праведник раскапывал колодцы с водой, а язычники их засыпали, - так же нужно с помощью Евангелия постоянно «откапывать» свою совесть. Пусть это будет камертоном для нашей внутренней жизни.

Один ученик пришел к старцу с каким-то оправданием себя и говорит: «Ну, никак не могу простить». «Хорошо, - ответил старец, - тогда ты и «Отче наш» не читай». Логично: ты не простил ближнего - как же можешь претендовать на то, что Отец простит твои грехи, которые тысячекратно больше?  

Между магией и верой

- Об искусстве светском еще вопрос: хотелось бы узнать ваше мнение о фильме «Царь».

- Я, честно говоря, даже желания не имею его смотреть. Потому что убежден, в любом случае трудно правдиво сказать о действительности XVI века, свидетельства о которой были искажены в текстах, переписывались много раз в угоду той или иной идеологии. Лучше всего в этих вопросах придерживаться позиции литературного Нестора Летописца из поэмы «Борис Годунов», когда он говорит: за добрые дела царей благодарить, а о темных страницах их жизни помолиться…

- Отец Порфирий, на гербе Архангельска изображен Архангел Михаил, попирающий дьявола. Но сегодня у части горожан есть желание убрать нечистого. Как вы на это смотрите?

- А сколько лет этому гербу?

- Лет двести.

- Думаю, важно с большим уважением относится к плоду трудов других людей, которые до нас жили. Сейчас, к сожалению, такой подход встречается довольно часто: мы считаем, что разбираемся в сути вещей лучше наших предков. При этом совершенно непонятно, на чем основана такая уверенность. Только на том факте, что предки наши были «непросвещенными», потому что не знали Интернета, телевидения или мобильного телефона? Нужно проникнуться осознанием того, что люди были тогда более мудрыми, более целостными, и если кто-то не понимает этого изображения - возможно, не изображение тому виной.

- У нас в центре города стоит памятник Ленину. Звучат предложения его снести и поставить стелу в честь города воинской славы.

- Плита мавзолея, на которой написано «Ленин», вывезена археологами из Пергамского храма - «места, где живет сатана», по свидетельству Самого Иисуса Христа (послание Пергамской церкви в Апокалипсисе). Мое мнение как человека, молящегося о том, чтобы Россия стала на путь своего исторического бытия, конечно, таково: ни звезд-пентаграм над Кремлем, ни этого капища на Красной площади, ни памятников Ленину не должно быть. Но вместе с тем я понимаю, что есть значительное число людей, не способных еще отказаться от этих символов. Нужно какое-то время, которое бы уврачевало это противоречие, привело к гражданскому согласию.

- Но духовное значение таких символов реально, оно влияет неким мистическим образом на атмосферу города.

- Да, влияет. Это всё формы демонизации архитектуры, а воспитывают, как мы говорили, и стены. Но проблема и ее решение глубже. Вот говорили в свое время: на колокольне Ивана Великого зазвонят, и тогда вся Россия изменится; или: канонизируем царскую семью - и пойдет все по-другому. То есть условием изменения жизни многие считали (и, к сожалению, считают до сих пор) какие-то события, напрямую не затрагивающие ничьей души, но обладающие, тем не менее, некой таинственной силой. Такие надежды не духовного происхождения. Чтобы покаяться, нужно мощное духовное движение, труд, изменение воли. Например, чтобы развратное, растлевающее душу телевидение ушло, необходима, по крайней мере, политическая воля носителей власти.

- Насчет развратного телевидения: раньше там призывали пить воду заряженную Чумаком, а сейчас смотрела передачу, где очень рекомендовали лечится крещенской водой…

- Это намерение свести качество установлений Церкви к чисто лечебному, терапевтическому действию, желание свести пост - к диете. Жалко, если люди так себя обкрадывают, хотя, быть может, это будет их первый маленький шаг к вере.

Но есть другая духовная опасность. Это же, по сути, магия: сделаю то-то и то-то, и мне за это будет хорошо. Общество проникается потребительской психологией. А ведь все обряды приводят в движение духовную реальность: когда со священником здоровается верующий человек и священник его благословляет - верующий получает благодать.

- Где же грань между магией и верой, как бы Вы их разграничили? Как человеку ориентироваться, ведь большинство и саму веру воспринимают как магию?

- «Бог есть любовь», - пишет апостол Иоанн. Это истина, укрепляющая нас в вере. Но в Писании есть и другое: Бог - Ревнитель; нельзя для Него отвести какой-то уголок в жизни или воскресный день: утром этого дня человек в храме, все остальное время - в делах, и тогда никакого христианского критерия в оценке своих действий у него нет. Надо понимать, что  каждый наш поступок, помышление, чувствование, настроение - всё имеет оценку духовную и нравственную. Избавится от греха и разрушить стену между Богом и человеком - вот предмет жизни по вере.

Пост - время духовной весны

- Отец Порфирий, если можно, расскажите, как Вы сами пришли к вере?

- Был один переломный момент в моей жизни - обретение веры. Это было главным событием. Тогда я впервые опытно пережил настоящее счастье, не ускользающее за случайности, не иллюзорное - то, к чему призвал всех Христос и показал путь, дав заповеди блаженства. Для счастья человеку лишь одно важно - правильное мироощущение. Я на тот момент уже обладал профессией, но поскольку всегда считал, что надо профессионально заниматься только самым главным, то понял, что обречен на монашество, хотя еще и крещеным не был. Затем, общаясь с разными людьми, узнал, что это был год  особой благодати - год 1000-летия Крещения Руси. Тогда Господь очень многих призвал в Свой чудный Свет - людей , не знавших прямых путей к храму, не имевших друзей-верующих, не знавших традиций, воспитанных в советской действительности.

- Каковы Ваши отношения с епархией, с епископом Тихоном?

- С владыкой самые добрые взаимоотношения, мы вместе служили в Сийском монастыре, общаемся. Мы всегда ждем его посещения нашей обители, ждем радости совместного богослужения.

- Было несколько случаев, когда убивали священников. Что это?

- Это знамение времени. Мир Христа гонит, иллюзий тут не должно быть. Не так, как во времена СЛОНа, но Христа гонят из душ людей - попирается образ Божий в человеке. Грех становится нормой жизни - входит в кодексы права и морали, распространяется, пропагандируется. Блуд, содомия, легальное убийство в виде эвтаназии и абортов. Последнее особенно омерзительно: мать и отец убивают собственного беззащитного ребенка. И не единично, а миллионами в год. Россия просто утоплена в крови младенцев, убитых в утробе матерей. Остается удивляться, как Господь до сих пор всех нас терпит.

- Батюшка, многие пытаются найти основание своей жизни в православии. Что Вы посоветуете лично каждому из них в преддверии Великого поста.

- Таким людям могу одно пожелать: приобрести подлинную веру. Поверить в Бога легче, чем поверить Богу. Поверить Богу - значит предать себя в руки любящего Небесного Отца и начать воспринимать события, которые Он посылает, в том числе и скорби, как из рук Божьих. Пост - это совершенно особое время духовной весны. То, что можно достичь во время Великого поста, такой высоты вряд ли достигнешь в течение всего остального года, при обычном течении жизни. Желаю всем воспользоваться благоприятной возможностью и сделать личный хотя бы очень маленький шаг к Богу и к самому себе.

Беседовали Л. Ашиток, М. Засецкая

Источник: Газета «Архангельск», выпуск №29 (4223)
Тип: Наместник и игумен
Место: Соловки
Издание: Газета «Архангельск», выпуск №29 (4223)