Причащение. Как причастить дедушку?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  10.03.2015.



В разговорах должно быть объяснение, а не приказание. Любовь к Богу – это свободное  чувство. Прелесть. «Описание того, как блаженная Феодора проходила воздушные мытарства». Причащение – это источник жизни. Брошюра «Победить прошлое: исповедь – начало новой жизни».

     Вы рассказывали о своем дедушке, ветеране. Он охотно принимает идею Бога, но в храм ходить отказывается. Отказывается он и носить крестик. Из его уст вы слышали такое мнение, что ангелы дозволили ему делать все, что он пожелает…

     На совести у дедушки лежат камни. Он воевал во 2 мировой войне, а во время войны  к чистому желанию защитить свою Родину часто примешивается недоброе. Бывает, человек начинает воевать не из желания защитить близких, а чтобы удовлетворить свои чувства ненависти и мести. Иногда человек идет на неоправданные убийства.

      В разговорах  с дедушкой вам прежде всего нужно избегать всякого давления. С  пожилыми людьми мы часто ведем себя неправильно. Они представляются нам капризными детьми, и мы не затрудняем  себя задачей им что-то объяснить. Мы хотим просто приказывать,  а они, связанные своей беспомощностью, словно должны нас беспрекословно слушать. Но в религиозных вопросах такой подход недопустим. Любовь к Богу – это свободное  чувство, к которому нельзя принудить человека. На все сомнения и вопросы  дедушки вы должны дать разумные  и обоснованные ответы, с которыми и он  должен свободно согласиться. В подборе материала для ответа должно проявиться ваше творчество. Вам следует говорить языком простым и доступным для дедушки. Приведите аналогии, ему понятные.

     Например, он не понимает,  почему он должен каяться священнику, когда он может сам обратиться  напрямую к Богу. Тем более дедушке приснилось, что ангелы дозволили ему делать все, что он пожелает. Можете попробовать ответить ему на эти 2 пункта следующим  образом. Представь, что уважаемый  всеми человек совершил какое-то преступление. На него завели уголовное дело, которое попало в суд. Дело идет своим чередом  со всеми вытекающими последствиями, несмотря на то, что подсудимый очень уважаемый и всеми любимый. Даже  если он встанет во время заседания и скажет - «прекратите суд, ведь вы же знаете, что  я – человек  всеми любимый и уважаемый», то его не послушают. Если суд решит, что человек имел смягчающие вину обстоятельства или  он был невиновен в преступлении, то человек освобождается из-под следствия и не несет наказания. Так и в духовной жизни. Человек совершил какой-либо грех и несет последствия этого греха. При всем  своем желании человек не может освободиться  от последствий греха, часто очень мучительных для его души. Сознание совершенного сжигает душу человека, он испытывает ад на земле. В поисках милосердия человек обращается ко Христу, который может даровать человеку прошение о помиловании. Но это прошение о помиловании должен кто-то принять и переслать президенту или иному должностному лицу. Таким посредником и является священник, принимающий исповедь. При всех наших личных заслугах нам тяжело обойтись без посредника. В реальной жизни мы  не можем подойти напрямую к президенту или к какому-либо знатному лицу со своим вопросом. Мы обращаемся к высоким лицам через должностных лиц.

     Здесь можно вспомнить  книгу Иова. В книге Иова Господь сказал друзьям праведного Иова, что они нуждаются в молитвах праведника. «Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву. И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице  его Я приму, дабы не отвергнуть  вас  за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов».  (Иов 42:8).

     По поводу сонного видения, в котором дедушка увидел ангелов, дозволивших ему делать все, что угодно, можно сказать следующее.

     Кажется, святитель Игнатий Брянчанинов «О прелести» приводил такой эпизод.   Некому прельщенному подвижнику явился Иоанн Предтеча и повелел зарезать наместника монастыря.  Прельщенный монах пошел к наместнику и  сказал, что Иоанн Предтеча повелел ему, то есть подвижнику, зарезать наместника. Наместник не растерялся и спросил : «А где же твой нож?» А подвижник, оказывается, о ноже совсем и не  подумал.

     Нужно какими-то простыми словами объяснить дедушке, что такое прелесть. По мысли святителя Игнатия Брянчанинова прелесть – это то, когда человек принимает ложь за истину. Вы говорите, что на дедушке нет креста. Нужно сказать, что крест – это защита от темной  демонической силы. Можно  провести аналогию с бронежилетом. Если  человек не носит на себе крест, не молится, то злая сила беспрепятственно может обманывать человека, и обманывать может и во сне, показывая как бы некие живые кинокартины. Немцы же тоже во время второй мировой  войны пользовались лживыми кинолентами. Они, например, для поднятия духа немцев показывали киносюжет о том,  как происходит парад немецких войск на Красной  площади будто бы захваченной  Москвы, хотя в то время немцы  в Москву так и не вошли.

     Чтобы подготовить дедушку к  исповеди, можно вслух прочитать ему описание того, как блаженная Феодора проходила воздушные мытарства. Это описание включено в состав  жития преподобного Василия Нового. Феодора проходила через 20 мытарств, и на каждом  из них она давала отчет о каком-то виде греха. Например, на 1 мытарстве  она отчитывалась в грехах, совершенных языком  в празднословии, в шутках, в смехе, в пении.. Можно прочитать дедушке описание первого мытарства и спросить :  «Было ли это в твоей жизни?»- дедушка ответит, что было и что не было. Его ответы слушает находящийся рядом священник.

     Перед чтением мытарств объясните  дедушке, что после смерти его душа пойдет к небу. Если  у души будет много грехов, то душе  будет  тяжело подниматься, она будет  словно тащить за собой мешок с песком или камнями. И если камней или песка будет слишком много, то душа не сможет подняться наверх и сорвется в пропасти ада.

     Ответьте о его страхе, что, причастившись, он должен умереть. Некоторые отказываются причащаться, потому что суеверно считают, что тот, кто причащается, тот скоро умирает.

      Причащение – это источник жизни. В катехизисе святителя Филарета приводится толкование молитвы «Отче наш». В толковании написано,  что под словами «Хлеб наш насущный» подразумевается также и Хлеб Жизни. Хлеб Жизни – тело Христово. То есть христиане испрашивают того, чтобы Господь даровал им причащаться. Спросите дедушку, может, ему тогда перестать кушать, чтобы не умереть в скором времени. «Может быть, тебе не есть сегодня, дедушка? - спросите его, - а то вдруг ты умрешь?» Конечно, дедушка вам ответит, что он не умрет от еды. Он не умрет от еды, потому что еда наоборот – дает ему силы. А вы скажите ему, что от причастия он не умрет, так как причащение дает силы  духовные. Если он не совсем хочет слушать ваши объяснения, то вам нужно мобилизовать свои силы и постараться поговорить с  ним более душевно. Бывает так, что люди бы и охотно послушали разговоры на религиозные темы, но их отталкивает  то, что им эти разговоры навязывают. А если поговорить с людьми по- теплому, то они оттаивают.

     Протоиерей Михаил Осоргин рассказывал, как однажды он причастил одного ветерана. Этот человек жил в доме для ветеранов. Протоиерей Михаил посещал этот дом и причащал многих пожилых людей. Случайно зашел в комнату к этому ветерану, а тот  по какой-то причине не расположен  к православию. Свое нерасположение он показал отцу Михаилу, а тот не смутился, не стал отвечать , мол  меня оскорбляют. Он с искренним интересом спросил ветерана  что-то о картинах, которые висели на стене. Картины были посвящены военной тематике, а предки отца Михаила были профессиональными военными.  И он рассказал ветерану что-то о своих  предках- офицерах, и между двумя людьми завязалась беседа  на  военную тему. Пообщавшись на военную тему, со временем перешли  и на тему религиозную. Отец Михаил причастил ветерана. 

     Дедушка говорит, что к нему постоянно приходят воспоминания о  некоторых эпизодах войны. Возможно,  он вспоминает о тех случаях, где он убил людей там, где можно было бы и не убивать. 

     Митрополит Антоний Блюм говорил, что  под конец  жизни Господь дает человеку возможность пережить заново свою жизнь. Эти воспоминания ставят перед человеком вопросы, как бы он поступил сейчас в этой ситуации. Если человек с искренним сердцем говорит : «Если бы я сейчас оказался в той ситуации, то я  никогда бы не поступил так, как поступил в годы юности». То страшное воспоминание перестает терзать человека, прекращаются кошмары в сновидениях. Воспоминание о совершенном является поводом для покаяния. Здесь нужно суметь объяснить дедушке, что если он хочет освободиться от навязчивых воспоминаний, то он должен в них раскаяться.

     С христианской точки зрения следует объяснить ему разницу между защитой Родины и убийством. Профессор Осипов в одной из своих лекций говорил, что христианин-ученый не может создавать разрушительного оружия. Единственное  исключение может быть только в том случае, когда возникнет какая-то прямая угроза. Перед лицом опасности христианин призван защищать   ближних. Но на войне случаются такие эпизоды, когда прямой угрозы жизни своей или  сослуживцев не возникает. Например, противник тяжело ранен, а его добивают.

     Кто-то ( возможно, Антоний  Блюм) рассказывал следующий эпизод. В принципе, не так и  важно, кто рассказал эту историю, она вполне жизненна; чтобы сделать выводы из этой истории, необязательно ссылаться на авторитет. Эта история об одном человеке, который воевал и чувствовал, что Господь поддерживал его на поле брани. Жизнь этого человека исказилась таким образом: он шел в атаку, и впереди его оказался противник. Противник не мог произвести выстрела, он был беззащитен. Герой  рассказа убил его, и после того, как он совершил это убийство, чувство того, что Бог помогал ему, прошло. Вся жизнь его пошла кувырком.

     Дедушке можно прочитать страничку брошюры «Победить прошлое: исповедь – начало новой жизни». Речь идет об одной главе из этой брошюры. В этой брошюре  для дедушки особенно  важна одна глава, которая называется «Несколько слов о военнослужащих и их душевных травмах». Многие прошедшие через войны страдают от  ее ужасов. Через исповедь они освобождаются от того, что их угнетает.