Дети. Матери, чтобы образумить сына, нужно искать помощи Божией и начать меняться самой
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Вы писали о Вашем сыне: «он стал какой-то потерянный, равнодушный ко всему, ничего ему не хочется: ни учиться, ни работать. <…> слушать нас не хочет, говорит, что мы ему мешаем своими мыслями <…>». 

Можно также прочитать:

1. Дети. Молитесь матери за детей своих. Троицкий листок.

 

    Та ситуация, которая сложилась в Вашей семье, имеет место во многих других семьях. Где-то она проявляется больше, где-то меньше. Конечно, у Вас болит сердце за Вашего сына, за Вашу семью. Не подумайте, что мы хотим сказать, будто такова жизнь, и здесь уже ничего не поделаешь. Наоборот! Если мы знаем, что такая ситуация имеет место во многих семьях, то мы может использовать опыт других людей и учиться на их ошибках. Если известно, что в какой-либо семье с ребенком произошло несчастье по определенной причине, ты мы можем (с некоторой долей осторожности, конечно) подумать: «А какова ситуация в нашей семье? Все ли сделано для того, чтобы наш ребенок не оказался в таком положении? Может быть, я что-то не так делаю в отношении своего ребенка, может быть, я нервирую его, раздражаю?»

    Для многих родителей сейчас настало время задуматься и задуматься крепко. Сейчас настало время расцвета таких социальных явлений, которые не поддаются ни лечению, ни контролю. Мы имеем в виду, например, наркоманию. Чем примечательно это явление? Тем, что своими силами и с помощью врачей с этой бедой почти ничего не удается сделать. Детей водят к самым дорогим наркологам, устраивают на лечение, с ними беседуют, их убеждают, им даже угрожают, но все это не приносит почти никакого результата. Борьба с наркоманией показывает предел того, что может сделать человек без Бога.

    Пока человек не столкнулся с этим в своей жизни, он может верить в то, что Бог ему не нужен. Зачем ему Бог в обычной повседневной жизни? Ему и так комфортно.

    Это относится не только к нехристианам, но и христианам. Вера не вошла глубоко в жизнь, не стала потребностью, как становятся потребностью воздух, вода, пища и сон. Человек всю жизнь бы так и прожил, но ему приходится проснуться. И будят его иногда собственные дети. Человек понимает, что своими силами здесь он ничего сделать не может. Долго, через опыт, через страдание человек идет к пониманию этого. Иногда он не хочет этого принять, не хочет с этим смириться. Но тот, кто всё же, принимает это и смиряется с собственным бессилием, - начинает обращаться к Всемогущему Богу, и Бог помогает человеку, который наконец-то попросил о помощи.

На эту тему советуем Вам прочитать статью об одном молодежном движении, которое называется «готы». Хотя Ваш сын и не принадлежит к этому течению, эта статья, надеемся, будет полезна и для Вас. Чем же? Вы задумаетесь над тем, что проблемы находятся внутри человека. Мы должны измениться сами и сделать это прежде, чем начнем требовать от наших детей того, чтобы изменились они.

    Вот как об этом пишет старец Порфирий Кавсокаливит: «У ребенка есть внутренние трудности. Это объясняет мотивы его поведения. Сам по себе он хороший и не хочет делать того, что делает. Но что-то заставляет его поступать иначе, он чем-то связан. Мальчика бесполезно исправлять убеждениями, советами или угрозами. Все это принесет лишь обратный результат, и ребенок может стать еще хуже или остаться таким, как он есть.

    Но у него есть шанс избавиться от своих проблем. Чтобы это произошло, его мать должна стремиться к святости. Чтобы мальчик обрел свободу, необходимо, чтобы рядом с ним находился святой человек, человек любви, тот, кто бы не наставлял его, не запугивал, а просто жил в святости. Тогда ребенок, видя его святую жизнь, будет ему завидовать и начнет подражать. И прежде всего ребенку нужен человек молитвы. Горячей, сильной молитвы. Молитва творит чудеса. Мать любит гладить и ласкать своего ребенка. Но она должна упражняться и в „духовной ласке” молит­вы. Когда мать без молитвы хочет погладить ребенка, он вскидывает ручки и отпихивает ее от себя. Но когда она горячо про себя молится о своем сыне, тогда он чувствует в своей душе необъяснимую „духовную ласку”, которая влечет его к матери. В своей молитве за ребенка мать должна гореть, подобно свече. Пусть она молится про себя, воздев свои руки ко Христу и таинственно обнимая ими своего ребенка»[1].


[1] Порфирий Кавсокаливит, старец. Цветослов советов / пер. с новогреч. иеромон. Агафангела (Легача). - Святая Гора Афон: Пустынь новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008. С.346-347.