Послушание. Женщине, иронизирующей на тему послушания
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  31.03.2015.



Смысл послушания -  не сделать людей рабами, а наоборот, даровать им чистоту ума. Тот, кто ни в чем не советуется,  постоянно находится между тщеславием и отчаянием. Вначале человек учится каким-то схемам, затем схема потихоньку входит в плоть и кровь и начинается творчество. «Лучше задать тысячу ненужных вопросов, чем однажды не задать одного нужного».

     Задавая свой вопрос и беря благословение на дело, которое задумали, вы сказали иронично: «Или надо спрашивать благословение по поводу каждого листика, который мы хотим сорвать?».

     Ваше умозаключение является тем, что в демагогии называется «подмена тезиса». Учение о послушании, изложенное святыми отцами, вы выразили по-своему, подменив суть этого учения, причем представили его в ложном свете. Возможно, для отшельников, занимающихся «умным деланием», и необходимо спрашивать по поводу каждого листика. Ведь цель послушания – освободить ум человека от ненужных мыслей. Но ваш духовник может дать вам такое благословение: «То, что ты уже спрашивала,  второй раз не переспрашивай». Когда человек повторно задает тот вопрос, на который получил уже ответ, то возникает искушение, в том числе для самого духовного отца.

     Вы, например, спросите, какую вам книгу читать – вам дадут ответ, через некоторое время вы снова зададите тот же вопрос, а духовник уже может и не вспомнить, какой ответ давал в прошлый раз. Он может сказать что-то другое, а вы в ответ скажете ему: « А в прошлый раз вы мне сказали не это, а вон то». И вы начнете путать и себя, и духовного отца, поэтому, чтобы путаницы не возникало, не переспрашивайте то, что уже однажды выяснили.

     И вопрос не ставится о том, спрашивать по поводу каждого листика или нет. Если вы впервые столкнулись с вопросом – рвать ли вам листики или нет, то почему бы и не спросить, рвать вам листики или нет? Возможно, такого вопроса задавать и не придется, потому что, когда вам придется решать- рвать вам листики или нет, вы поймете, что ваш вопрос входит в какой-то более крупный вопрос, на который ответ вы уже получили. Например, духовный отец может сказать молодому человеку: « По богословским и догматическим вопросам – советуйся с отцом Н., он в этих вопросах опытней меня, и все, что он тебе посоветует читать – то читай, и это - благословение». Это благословение покрывает десятки книг и сотни вопросов.

     Чтобы разумно отнестись к послушанию, вам нужно понимать его смысл, послушание дает человеческому уму свободу. Смысл послушания -  не сделать людей рабами, а наоборот, даровать им чистоту ума. Тот, кто ни в чем не советуется,  постоянно находится между тщеславием и отчаянием. Если получается какое-то дело, то он тщеславится, а если дело у него не получается, то он отчаивается. А человек, который советуется,  свободен от тщеславия и от отчаяния. Если у него получается какое-либо дело, то он говорит себе: «Ну, я же не сам это сделал, мне сказали». А если у него что-то не получилось, то он говорит себе: «Ну, я же не сам это сделал, мне сказали».  Через это человек освобождает энергию своего ума. Он не тратит ее на обдумывание, пережевывание тщеславных мыслей или мыслей отчаяния, а тратит ее на молитву.

     Конечно, приведенное рассуждение не надо воспринимать в каком-то абсурдном смысле: человек не должен уничтожить собственный ум. Когда мы говорим о каких-то предметах, мы очевидные вещи не обсуждаем, а подразумеваем, что собеседнику они известны. Нет необходимости, например, доказывать, что кратчайшим расстоянием между двумя точками является прямая линия. И без всякого доказательства любой автомобилист повезет вас от одного дома к другому по прямой, если  представится  такая  возможность. И говоря об учении святых отцов о послушании, мы заранее подразумеваем, что это учение разумно, а не абсурдно. Оно разумно, даже если не принимать в расчет стремление к чистоте ума.

     Можно понимать послушание и более просто: менее опытный человек спрашивает более опытного человека. Представьте: какой-нибудь священник решает человеческие проблемы с утра до вечера на протяжении десятков лет. Ежедневно он имеет дело со множеством человеческих судеб, причем люди рассказывают ему самое сокровенное, то, что не рассказывают никому,- у такого духовника формируется колоссальнейший опыт. Можно почитать интервью с протоиереем Валерианом Кречетовым, остается только удивляться его опыту и мудрости. Если вы советуетесь с таким духовником, то выигрываете вы или проигрываете? И никто не говорит, что вы должны советоваться с ним по поводу каждой мелочи. Со временем основные жизненные ситуации переберутся. Пройдет несколько лет, и вы выясните основные моменты, относящиеся к вашей жизни. И ваши последующие вопросы будут в основном относиться к корректировке наличных ситуаций.  Многие проблемы вы сможете решать практически самостоятельно, опираясь на те благословения, которые раньше получили от духовного отца.  Можно рассмотреть аналогичную ситуацию из спорта.

     Говорят, что какие-то успехи в рукопашном бое появляются года через два тренировок. Вначале человек учится каким-то схемам, затем схема потихоньку входит в плоть и кровь и начинается творчество. Человек видит, как выйти из новой для него ситуации, видоизменив известную ему схему. Схиигумен Савва призывал некоторых своих чад к тому, чтобы начинать жить уже самостоятельно: «Попробуй, тебе понравится» - говорил он чаду. Самостоятельно и творчески может начать жить тот человек, который выстраивает свою жизнь на правильном фундаменте. И в спорте кто-то должен правильно поставить человеку удар. А в духовной жизни человек должен сначала получить верное суждение о различных предметах, потом на основе этих суждений сможет строить верные выводы. Но чтобы обогатиться этими суждениями, человек должен отказаться, в каком-то смысле, от собственного понимания вопроса. Ведь это понимание бывает часто ошибочным. Если мы настаиваем на своем мнении, то нам не сможет помочь и очень опытный человек.

     Те, кто иронизирует на тему послушания, рискует до конца жизни пребывать в своих заблуждениях, и никто им так и не сможет помочь. Они иронизируют, чтобы как-то оправдать себя. Многие ссылаются на святителя Игнатия Брянчанинова, что по его словам нет нынче духоносных старцев. Но как из этих слов можно вывести то, чтобы  ни с кем не советоваться? В одном из писем св. Игнатия черным по белому написан совет одной монахине, чтобы та открывала свои помыслы старице. Святитель объяснял, что  «при решительном откровении согрешений делами, словами и помышлениями, можно в один год преуспеть более, нежели при посредстве других подвигов, самых многотрудных в течение десяти лет. Оттого враг и борет так сильно против этого спасительного делания » (Святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Черноморский и Кавказский. Избранные письма. Т. VII. Составитель игумен Марк (Лозинский). Переиздание Спасо-Преображенского  Мгарского монастыря Полтавского прихода. 2001. С.181). 

     Ирония – это один из приемов Дзен-буддизма. Дзен-буддисты многое отрицают, но они не могут отрицать всего, с чем-то им приходится согласиться, но те понятия, с которыми они соглашаются, они осыпают насмешками, чтобы эти понятия не давили своим авторитетом. В этом и состоит причина той иронии, с  которой некоторые люди высказываются о послушании, и очень жаль, что эти люди не видят очевидного. По собственной инициативе они отказываются от той пользы, которую могли бы получить.

     Да, пусть какое-то время человек спрашивает по поводу листиков, и пусть какое-то время он задает глупые вопросы, это не так уж и страшно. Если человек однажды не начнет задавать глупых вопросов, то он никогда не начнет задавать умных. Ведь чтобы у нас сформировался хоть какой-то опыт, мы должны с чего-то начать.

     Можно привести на этот счет такой пример. Один человек рассказывал, что в школе ему приходилось бегать кроссы и  пришлось столкнуться с новыми для него ощущениями. Слюна во рту становилась похожей на кислоту, эта кислота как будто проникала и в мышцы. По всему телу разливалось очень неприятное ощущение, хотелось остановиться и упасть на траву.  Однажды ему удалось переключить свое сознание с этих неприятных ощущений на что-то другое, и он продолжил бег. Он увидел, что, продолжив бег, не умер и понял, что можно бежать и дальше. И это знание стало его опытом. После этого случая, когда он начинал бежать кросс, он понимал, что главное – это не останавливаться. Для него весь секрет заключался в том, чтобы не обращать внимания на неприятные ощущения. Если бы он тогда не преодолел этого ощущения, то никогда бы и не приобрел этого опыта. Иногда опыт приобретается путем ошибок или методом исключения. Так человек попробовал – не получилось, так попробовал – не получилось, пробует, пробует, и у него остается единственный вариант – попробовал, и вдруг  получилось.

     Эти аналогии в каком-то смысле можно перенести и на послушание. Может, вначале человек делает что-то не так, но со временем он начинает все делать очень толково, у него появляется опыт. Поэтому не нужно стесняться того, что твои вопросы тебе кажутся глупыми. Если не задать их, то можно так и не подойти и к правильным вопросам. Необходимость спрашивать осознают даже нерелигиозные люди. Так один нерелигиозный отец учил своего сына почаще спрашивать людей, которые обладают нужной информацией. А когда сын выражал свое сомнение относительно того, стоит ли задавать несущественные на его взгляд вопросы, то отец отвечал: «Лучше задать тысячу ненужных вопросов, чем однажды не задать одного нужного».