Раздражение. Как бороться с помыслами и с раздражением
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  09.04.2015.



В нашей жизни нет мелочей и все, что мы делаем или думаем - важно. Нет такого хитроумного приема, чтобы, стоя в храме, за одну минуту преодолеть тот греховный потенциал, который Вы сами в себе наработали. Нужно терпеливое перевоспитание себя. Если уже прокачана в человеке группа раздражительных мышц, теперь  надо прокачать группу мышц кротости. Если попытаться демонические помыслы преодолевать собственным рассудком, то демоны неизбежно запутают. Поэтому самый лучший, надежный способ - так это обратиться к Богу с молитвой.

     Вы говорите, что Вам тяжело бывает стоять на службе, и только к концу службы Вы начинаете молиться, а до этого момента Вас обуревают различные мысли. Также и вне храма Вам тяжело победить их. Вами часто овладевает раздражение. Первое, что Вам следует понять - каждое наше действие накладывает на нас отпечаток. Эта же мысль есть у святителя  Игнатия  (Брянчанинова), он писал: «Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую себе печать. Надо это знать и знать» (См. главу 49 «О хранении душевного ока от всего вредного для него» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству»).

     В связи с этим, Вы должны понять, что в нашей жизни нет мелочей и все, что мы делаем или думаем - важно. Если Вам кто-то сегодня не угодил, и Вас тянет сказать два-три раздражительных слова, то Вы должны понимать, что через это Вы вырабатываете в себе привычку к раздражению. Человек, который занимался спортом, понимает, что если прокачать определенные мышцы, то они становятся сильнее и объемнее. Что-то подобное происходит и тогда, когда мы фиксируем свое внимание на какой-либо мысли. Если Вас одолевает раздражение на кого-то и Вы фиксируете на этом внимание, то эти мысли теперь начинают постепенно входить в Вашу плоть и кровь, становиться как-бы Вашей второй природой. У Вас постепенно развивается страсть и избавиться от нее за минуту невозможно. Нет такого хитроумного приема, чтобы, стоя в храме, за одну минуту преодолеть тот греховный потенциал, который Вы сами в себе наработали. Нужно терпеливое перевоспитание себя, на каждую страсть есть противоположная добродетель, которая вырабатывается соблюдением заповедей. Против гнева и раздражения есть кротость, молчание и смирение. Вы как-бы прокачали в себе группу раздражительных мышц, теперь прокачивайте группу мышц кротости. Если возникла какая-то конфликтная ситуация с женой, то хотя и тяжело бывает промолчать - промолчите. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: «каждое действие, совершенное против страсти,  ослабляет страсть».

     Соответственно, если Вы найдете в себе силу промолчать сегодня, то завтра промолчать Вам станет хоть чуточку легче. Итак, постепенно, шаг за шагом, месяц за месяцем, Вы переломите свою привычку. Для этого хорошо использовать краткую молитву схиигумена Саввы. Она удобна тем, что ее можно читать где бы Вы ни были и во время любого занятия. Эта молитва звучит так: “Господи, крестом твоим удали от меня страсть  неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика, спаси меня его святыми молитвами”. Если человек, который вызывает у Вас раздражение, некрещеный, то последние слова “спаси меня его святыми молитвами” говорить не нужно. Как только у Вас появятся помыслы раздражения против кого-то - начинайте твердить про себя эту молитву. У Вас в мозгу начинает играть одна пластинка, а Вы усилием воли включаете другую. И твердите эту молитву до тех пор, пока раздражительное настроение не угаснет. Отец Савва советовал еще  целовать свой крестик, тогда лучи Благодатного Света проникнут в наше сердце. А сердце сердцу весть подает. К этим словам отца Саввы хочется добавить - в нас вложены способности чувствовать друг друга. Об этом говорили старцы Порфирий Кавсокаливит и Фаддей Витовницкий. Святые люди могут конкретно знать, кто что думает. Но ввиду того, что мы, простые люди, помрачены грехом,  то мы чувствовать чужие мысли не можем. Мы можем ощущать лишь идущую волну, негативная она или позитивная. Если в нашем сердце живет раздражение на какого-либо человека, презрение к нему, то как бы мы ни пытались устранить конфликт, как бы мы ни пытались помириться, у нас вряд ли что-то получится. Человек будет чувствовать идущий от нас негатив. Если же мы в своем сердце победим презрение к этому человеку, то он это почувствует и охотно пойдет с нами на примирение.

     Поэтому после молитвы схиигумена Саввы совершаются чудеса. Когда человек преодолеет свою раздражительность, то и его обидчик поменяет к нему свое отношение. Если раздражение настолько охватило ум,  что вам  хочется подраться, если Вы начинаете ненавидеть другого человека, то сделайте 3 земных поклона в месте, где Вас никто не видит. Поклоны можно делать с такими словами: “Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас”. Под словом “нас” подразумеваем себя и того человека, на которого раздражаемся. Делать поклоны Вы можете и тогда, когда Вы спокойны, но чувствуете, что другой человек очень сильно раздражается против Вас. Но поклоны нужно делать при особом случае, когда или от Вас, или от другого человека исходит ненависть. Если же Вы еще можете держать себя в руках, то просто читайте молитву схиигумена Саввы, а если нет возможности поцеловать крестик ввиду находящихся рядом людей, то читайте эту молитву, мысленно представляя себя перед крестом. Не рисуйте крест в воображении, а просто сознавайте себя так, как будто Вы стоите перед крестом. Первые несколько лет Вы будете твердить эту молитву очень часто. Пройдет время, может быть годы -  и Вы станете прибегать ее реже, не потому, что Вы забудете о ней, а потому, что Ваша раздражителность уменьшится, в Вас «накачаются» другие мышцы, а мышцы раздражительности атрофируются. Эта аналогия основана на словах одного отца, которого спросили о помыслах. Он раздвинул полы мантии (мантия - монашеская одежда, напоминающая плащ) и спросил собеседника: “Можно ли в этой мантии удержать ветер?” Собеседник сказал, что нет. “Так и с помыслами - ответил отец.- Мы не можем остановить их, но мы можем их не принимать”. Кажется, преподобный Пимен Великий сравнивал помыслы с одеждой: если одежду положить  в сундук и не доставать долгое время, то она истлевает. Так и с помыслами. Если человек долгое время не исполняет их на деле, то они теряют свою интенсивность. Подобным образом рассуждайте и о других помыслах.

     На этот счет Вам будет очень полезно прочитать 2 главы из творений  святителя Игнатия Брянчанинова “Приношение современному монашеству”. Это главы 44 и 45, “Первый образ борьбы с падшими ангелами”, “Второй образ  борьбы с падшими (духами)”. Одна из основных мыслей святителя Игнатия Брянчанинова состоит в том, чтобы не вступать в мысленную полемику с помыслами. Демоны, которые приносят человеку помыслы, существуют несколько тысяч лет, и коварство их превосходит самый изощренный ум человека. Представьте, каких высот достиг  бы мастер в единоборстве, если бы он жил 7 тысяч лет и не нуждался бы ни в сне, ни в отдыхе, ни в пище. Если за несколько десятков лет люди доходят до таких ступеней, что могут совершать чуть ли не сверхъестественные вещи, то мастер, живущий 7 тысяч лет, будет вообще способен делать что-то из ряда вон выходящее. Если Вы попытаетесь демонические помыслы преодолеть собственным рассудком, то демоны неизбежно Вас запутают. Поэтому самый лучший, надежный способ - так это обратиться к Богу с молитвой. Можно привести даже еще такой пример: он взят из фильма “Застава”. Отряд пограничников проводил задержание моджахедов, которые проникли из Афганистана на территорию Таджикистана. Лейтенант сказал: “Не вступать в ближний бой”. Когда пограничники все же в ближний бой вступили, то моджахеды чуть было не взяли инициативу в  свои руки. Они захватили кого-то из солдат. Но все обошлось, т.к. лейтенант, даже ногами не вступая в ближний бой, поддержал пограничников с помощью снайперской винтовки. Потом он еще раз повторил приказ, сказав, что моджахеды с детства воюют, то есть молодые новобранцы были моджахедам не ровня.