Выбор работы. О выборе работы
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.06.2015.



Не нужно особенно себя изводить мыслями как и куда. Делай, что можешь  по силам твоим, но результат предоставь Богу. Там, где человек советуется, там Бог не попускает произойти чему-либо плохому. Если ум разрывается между двумя какими-либо вещами и никак не может выбрать между ними, значит пришло время помолиться и предаться воле Божьей.

     Ты спрашиваешь, как тебе поступать при выборе новой работы? С этой работы ты уходишь, а что будет в будущем, ты не знаешь. Ты не знаешь, правильно ли будет с твоей стороны пытаться что-то взвешивать, чего-то хотеть. Не знаешь, стоит ли тебе что-то выбирать или искать. На эту тему есть хорошие слова в книге о старце Фадее Витовницком “Мир и радость о духе святом”. Старец жил в очень тяжелое время. Ему доводилось быть настоятелем разных монастырей в то время, когда Сербию оккупировали немецкие войска. Речь идет о Второй мировой войне. Старец  сильно переживал. У него случались даже нервные срывы. Он не мог спать. И сердце у него колотилось как у зайца. Однажды ему было откровение. Это слова, над которыми нужно задуматься. Это были слова о том, что надо хранить свой мир и не брать на себя слишком много материальных забот. Пусть все идет как идет. Предоставь все воле Божией. Кто-то называет это самым мудрым решением.

     Протоиерей Валериан Кречетов рассказывал, как один батюшка бросал жребий о том, как ему поступить. Так или по-другому? На это отец Валериан его спросил: “А ты не думаешь, что Богу нужно что-то третье?” И еще. Что делать, если тебя благословили носить воду решетом? Ответ: дождись зимы. То есть дождись тех обстоятельств, когда невозможное станет возможным. Если эпизод с решетом непонятен, то поясню. Видимо речь шла о том, что зимой вода становится снегом или льдом. Тогда ее уже можно носить решетом. Не нужно особенно себя изводить мыслями как и куда. Главное, настроиться не то, чтобы жить по-христиански. Если ты будешь жить по совести, Господь никогда тебя не оставит. Святитель Феофан Затворник в своей книге “Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?” очень мудро говорит о жизни. Он говорит, что не нужно увлекаться идеями о том, чтобы изменить весь мир. Нужно внимательно смотреть под ноги и делать каждый свой шаг так, чтобы он был согласен с заповедями. Если ты будешь так проживать каждый свой день, то твоя жизнь наполнится смыслом и радостью. Ты испытаешь умиротворение сердца. И это самое главное. А где именно работать - это уже вопрос другой. Но и в выборе работы можешь подумать сама. Только подумать с тем ограничением, чтобы оставить место для того, чтобы Бог мог действовать в твоей жизни. Чтобы не было такого, о чем говорил профессор Осипов в своих лекциях. А он говорил, что некоторые люди как бы говорят Богу: “Ты, Господь, от нас далеко и жизни нашей не знаешь. Поэтому мы сами будем поступать, как умеем, а ты, пожалуйста, не вмешивайся”. Святитель Феофан Затворник говорит, что человеческие средства не отвергаются. Так и ты. Делай, что можешь  по силам твоим, но результат предоставь Богу.

     Прочитай “Царю Небесный…” . Возьми лист бумаги, ручку и нарисуй карту памяти. Все из своего ума вынеси на этот лист бумаги. Пока ты все из своего ума все не вынесешь, тебе будет тяжело рассуждать об этом. Напиши, какие есть варианты работы. Например, есть вариант пойти туда-то. У кого об этом нужно спросить? Где достать телефон человека, с которым можно обсудить этот момент? Есть ли у тебя этот телефон? Где он находится? Если где-то лежит карточка с телефоном, то найди и запиши. Был ли у тебя на уме другой вариант? Запиши и это. Что требуется для того, чтобы, например, туда поехать? Когда это можно сделать? Все запиши и ничего не оставляй ничего неучтенным. Если нужно с кем-то посоветоваться по этим вопросам, то так и запиши: позвонить тому-то, посоветоваться с тем-то.

     После этого только не забудь прочитать молитву “Достойно есть”. В недоумении как поступить молятся иконе Божией Матери Одигитрии \ Путеводительнице. Если желаешь, то можешь почитать ей Акафист.

     Схиигумен Иероним, духовник Свято-Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон говорил, что там, где человек советуется, там Бог не попускает произойти чему-либо плохому. Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них,- сказал Господь. Другой человек может посмотреть на твою ситуацию трезво со стороны. Каким должен быть человек, с которым тебе можно советоваться. Архиепископ Антоний (Голынско – Михаловский) в своем трактате «О молитве Иисусовой и Божественной благодати» пишет: «лишь бы старец был в истине, был бы выше искушений ученика своего, не обуревался бы помыслом в той же форме и образе».

     Часто ответ на наш вопрос очевиден, но мы его можем так и не принять, потому что в нас могут действовать страсти честолюбия или иные. Передаю одну реально произошедшую историю.

     Послушание – это таинство, в котором действует Благодать Божия. Но не все понимают, что такое  действие Благодати Божией. Кому-то кажется, что все разговоры о Благодати придумали богатые, чтобы поработить бедных. Но даже такие люди не могут не согласиться с той пользой, которую приносит человеку послушание. Один выпускник школы должен был поступить в университет. Он не был религиозным человеком. Он верил, что есть некий Разум, но над верующими людьми он даже посмеивался. Такому человеку было бы бесполезно объяснять, что исповедь - это  таинство, в котором действует Благодать Божия. Но, что такое послушание и совет он понял на собственном опыте. Его отец перед поступлением сына в ВУЗ сказал, что не хочет, чтобы сын  через какое-то время упрекнул отца в том, что поломал ему жизнь и предложил выбрать ВУЗ самому. Было два варианта. Один ВУЗ, который предлагал отец  был престижным и там уже было все решено о поступлении. Сыну была гарантирована мощная поддержка, и поступил бы он в любом случае. С другой стороны был вариант с другим, еще более престижным институтом, но там его отец не имел влияния, и желающих поступить было очень много. Отец предупреждал, что пытаться туда поступить большой риск. А если юноша не поступал ни в тот, ни в другой, то на повестке дня появлялся вопрос об армии. Военная кафедра в то время могла дать отсрочку от воинской службы. И вот человек столкнулся с тем, что так восхваляют различные мыслители-философы. Он столкнулся со свободой человеческого разума, со свободой взвешивать, познавать, оценивать. И именно эта свобода оказалась непосильной ношей для юноши. С одной стороны его бороло честолюбие, мечты о будущей блестящей карьере и страх перед неизвестностью с другой… Он промучился целый вечер. И эта ноша стала для него настолько тяжелой, что он не выдержал и ночью позвонил своей учительнице по философии, которую он очень уважал. Извинившись за ночной звонок, объяснил причину своего беспокойства и что не в состоянии сделать выбор. Тогда учительница сказала ему совершенно простые слова о том, что в престижный ВУЗ юноша скорее всего не поступит и лучше пойти в другой, тоже хороший, но где есть поддержка. Как только она это сказала, молодой человек сразу успокоился и из всех мыслей выбрал лишь одну. Кто скажет, что это было рабство?     

     Напоследок советую тебе не изводить себя выбором. Если ум разрывается между двумя какими-либо вещами и никак не может выбрать между ними, значит пришло время помолиться и предаться воле Божьей. А, что если не тот и ни другой вариант тебе не подходит и у Бога есть нечто третье и лучшее?