Грех. Как приобрести видение своих грехов
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  21.06.2015.



В дневной суете мы часто не можем понять, что совершаем грех. Нам сложно дать правильную оценку большому количеству наших действий, если мы не будем пользоваться бумагой  и ручкой.

     Чтобы приобрести видение своих грехов нужно каждый вечер уделять некоторое время на исследование того, как прошел день. Совет исследовать прошедший день, мы встречаем в творениях святых отцов. В частности, этот совет мы встречаем в книге преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения». Преподобный Авва говорит, что тот, кто испытывает как прошел день, со временем вместо десяти проступков начинает делать девять, тот, кто делал девять, вместо девяти начинает делать восемь.

     Некто из святых говорил, что тот, кто испытывает вечером прошедший день, тот со временем начинает видеть грех в самом его осуществлении. Как это понимать? В дневной суете мы часто не можем понять, что совершаем грех. Что-то кому то говорим, что–то отвечаем,  что-то делаем, кто-то от наших поступков расстраивается, но мы не обращаем внимание. Вечером же, анализируя происшедшее, мы видим, например, что некоторые конфликты произошли по нашей вине, там мы объелись, здесь мы нагрубили. По мыслям некоторых святых, тот кто начинает испытывать свою совесть вначале не видит практически ничего, заглянув в себя он видит лишь одну сумятицу, но постепенно он начинает приникать умом к самому началу дня, а со временем приходит к тому что «схватывает» грех в самом его зарождении. По словам преподобного Никодима Святогорца «совесть, узнав правое и неправое», со временем «станет, таким образом, в себе самой иметь очи видети».

     Второй способ состоит в том, чтобы пользоваться внешним источником информации. Мало кто из людей может умножить семизначное на восьмизначное число в уме. Чтобы произвести эти вычисления мы берем лист бумаги и ручку. Таким же образом можно сказать и об оценке наших действий. Нам сложно дать правильную оценку большому количеству наших действий, если мы не будем пользоваться бумагой  и ручкой. Чтобы оценить свою внешнюю и внутреннюю жизнь, нам нужны какие-то параметры, критерии, от которых мы можем отталкиваться. Эти критерии мы можем найти в выдержке из  Жития преподобного Василия Нового, в котором повествуется о его ученице блаженной Феодоре. Блаженная Феодора после своей смерти шла от Земли к Небу. На этом пространстве расположено двадцать застав, на которых люди дают отчет о прожитой жизни. Эти заставы называются мытарствами. На каждом мытарстве испытывается какой-либо определенный вид греха. На первом мытарстве человек дает отчет о грехах языка, то есть он дает отчет в празднословии, в шутках и пр. Есть грехи воровства, убийства  и т.д. Перечитывая каждую неделю эти мытарства, человек может как бы проверять себя. Протоиерей Валериан Кречетов рассказывал об одном священнике (кажется, это был его духовный отец священник Сергей Орлов). Он проверял себя по сочинению одного из святых отцов. Это сочинение было посвящено теме пастырства. Отец Сергий пункт за пунктом рассматривал себя. «Вот с этим будто бы все и в порядке, а вот здесь я не достаю, -  говорил он».