Монашество. Инокине, желающей уйти из монастыря и испытывающей внутреннее раздвоение
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Вы пишите о том, что давно желаете оставить свою обитель и перейти в другой монастырь.  В своем решении  Вы опираетесь на слова, которые нашли в одном из писем святителя Игнатия (Брянчанинова). Вы утверждаете, что святитель благословил некоторую инокиню на переход в иную обитель «со смирением, обвиняя единственно себя, приводя в причину исхода единственно свою немощь»[1].

Из своей обители Вы желаете уйти потому, что не можете мириться с нестроениями, которые имеют в ней место. Вы пишите о зависти, о распрях среди сестер, о отсутствии молитвенного духа у них и о многом другом. Вы применяете к обители слова упомянутого святителя о том, что монастыри,  «бывшие прежде благонадежными пристанями для страждущих нравственными недугами, с течением времени изменились, утратили свое достоинство»[2]. Вас до глубины души задевает то, что на послушание могут послать, не дав возможности достоять до конца Литургии. Вы расстраиваетесь от того, что идти приходится тогда, когда уже начали петь Херувимскую песнь.

Но самый главный мотив ухода из монастыря, состоит в том, что Вам полюбилась другая обитель. Ваше сердце раздваивается. А с таким сердцем, как пишите, Вы жить не можете.

 

    Вначале своего ответа хотелось бы Вам, как будущей монахине, напомнить о тех обетах, которые  Вам предстоит дать. Обеты целомудрия, послушания и нестяжания у нас на слуху. Но помимо них даются еще три обещания. Два их низ имеют прямое отношение к нашему разговору, а третье – косвенное.

    Два обета, имеющие прямое отношение, звучат так: «прибудеши ли в монастыре  и в постничестве даже до последнего твоего издыхания?», «претерпишь ли всякую тесноту и скорбь иноческого жития Царствия ради Небесного?» Здесь смысл сказанного понятен без комментариев.

    Хотел бы несколько разъяснить сказанное вот в этом обете: «приемлеши вся иноческокого общежительного  жития уставы, правила святых  отец составленная, от настоятеля тебе подаваемые?» Хочется отметить, что святые отцы говорят, о том, что переход из монастыря в монастырь, крайне нежелателен. Слова святителя Игнатия о переходе инокини в иную обитель взяты Вами без учета контекста.

    Контекст состоит в том, что эта инокиня хотела оставить свою обитель, а святитель Игнатий ее убеждал не делать этого. Видя, что она непреклонна, он и написал те слова, на которые Вы сослались. Благодарение Богу, - инокиня оставила свое намерение. И святитель по этому поводу уведомил ее в следующем: «если Вы рассмотрите мои письма к Вам, то увидите, что я был вполне против Вашего перемещения, наконец, видя непреклонное намерение Ваше переместиться, желал, чтобы Вы его совершили, по крайней мере, со смирением, осуждая себя»[3].

   Во избежание неправильного понимания слов святителя советую Вам прочитать его переписку с означенной инокиней полностью. В некоторых изданиях творений святителя эти письма помечены как письма монахине Александре Васильевне Васильевой. А в некоторых изданиях имени монахини не указано, да и сама монахиня фигурирует как «инокиня» (например, письмо «к той же инокине, остановившейся от своего намерения перейти в другой монастырь»).

    В первых своих письмах святитель излагает взгляды святых отцов о переходе из монастыря в монастырь. Как уже было сказано, они на такое явление смотрят, как на явление крайне нежелательное. Их высказывания в данном письме приводить нет необходимости. Познакомиться с ними Вы можете самостоятельно.

    Здесь хотелось бы отметить лишь два момента из этой переписки. Мысли о переходе в иную обитель могут навеяны дьяволом. «Помыслы ваши о прехождении, не что иное, как злохитрое советование бесовское»[4], - предупреждает святитель. Эту мысль дьявол сопровождает внушением, что на новом месте человек обретет покой. Какова бы не была личина, под которой дьявол предлагает свой совет, суть состоит в словах: «Сниди со креста»[5].

    Дьявольские мысли о прехождении в иную обитель могут внушаться также под видом стремления к возвышенным добродетелям.  Эту мысль святитель проводит в своей книге «Приношение современному монашеству», в главе 10. Желая лишить инока иноческого подвига, дьявол может изобразить в уме его  «святейшее монашеское жительство». Такое жительство, по всей видимости, представилось и Вам. Созерцаете в своем уме некий идеал, Вы сравниваете с ним свою обитель. И она видится Вам убогой. Но, «если та обитель,- пишет святитель, в которой Вы живете, давала Вам возможность  проводить жизнь по евангельским заповедям, если Вы не низлагаетесь соблазнами впасть в  смертные грехи, то не оставляйте обитель, потерпите великодушно недостатки духовно-вещественные, не думайте всуе искать поприща подвигов, не дарованного Богом, нашему времени»[6].

    К Вашей неблагоустроенной  обители, Вы отнесли слова святителя о том, что монастыри,  «бывшие прежде благонадежными пристанями для страждущих нравственными недугами, с течением времени изменились, утратили свое достоинство»[7]. Но эти слова говорят вовсе не о том, что монастыри порочны сами по себе. Речь идет о том, что монастыри, названные  «пристанями», основаны были в местах некогда безлюдных. А теперь, с умножением народонаселения, они стоят посреди соблазнов.

    Из этого не следует делать выводов о оставлении обители. Бог «не всегда спасает в корабле или в удобном, благоустроенном пристанище», - пишет святитель в другом месте своих творений. Некоторые спасались не в корабле, а на «различных обломках от корабля»[8]. Такими словами святитель характеризует те монастыри, которые имеют недостатки. Но их недостатки, как было отмечено выше, святитель призывает потерпеть.

    Если Вы откажитесь терпеть и решитесь на бегство, то, что тогда остановит Вас от следующего побега? От третьего, от четвертого? Вы можете пробегать всю свою жизнь. И, что самое трагичное, Вы можете так и не найти покоя.

 

    Во второй обители Вы, возможно, увидите недостатков ещё больше, чем в первой. Искушения же, которые  постигнут Вас, будут еще тяжелее. Перейдете в третий монастырь и там, возможно, найдете, все то, что некогда оставили. К тому же, от себя ведь никуда не уйдешь. Саму себя Вы возьмете с собой, куда бы Вы ни пошли.

    Мы думаем, что, если убежим от людей, то все изменится. Горькая ошибка. Истинными виновниками наших страданий часто являются не люди, а мы сами и наши страсти. Здесь уместно вспомнить глубокомысленное суждение святителя Игнатия о себе самом. «От грехопадений моих, - пишет он в одном из своих писем, - бегу не в затвор, ни в пустыню, но в самоукорение, исповедание грехов моих, в раскаяние»[9].

 

    Самоукорение, соединенное с молитвой Иисусовой, да станет Вашим всегдашним деланием. Пусть сила внутрь-углубления победит силу впечатлений, которые стремятся извлечь Ваш ум в обдумывание пустых предметов. Суетливое движение по жизни рассеивает и распыляет ум. Но Вы старайтесь сохранять свой ум чистым настолько, насколько это возможно. Углубляясь внутрь себя, по-возможности, отсеките от себя все то, что мешает Вашему внутреннему подвигу. А те обстоятельства, которые находятся не в Вашей власти, возложите на Бога.

    Хотя Вы не распоряжаетесь Вашим временем, но все же постарайтесь организовать свой день так, чтобы в нем были хоть какие-то паузы, предназначенные для духовных занятий.  В эти промежутки времени восстанавливайте часто теряемое равновесие через чтение и молитву. Если не получается в течение дня очищать свой ум, разрываемый впечатлениями и воспоминаниями о необходимых делах, то постарайтесь собрать его хотя бы вечером. Найдите хотя бы 15 минут на то, чтобы исследовать то, как прошел день. Во всех допущенных Вами проступках и уклонениях раскайтесь. И по милости Божией Ваш ум освободится от помрачения.

    Бывает, что омрачение, навеянное суетой или конфликтной ситуацией, настолько сильно, что человек теряет способность ко внешней деятельность. Все словно валится из рук. В этом случае постарайтесь на время отложить свои дела и почитать хоть несколько страниц их духовной книги. Не откладывая, примиритесь с ближним, если того требуют обстоятельства. «Обнуляя» ежедневно так свое сознание, Вы имеете меньше шансов запутаться в своих мыслях и дойти до нервного срыва.

 

    Понятно, что мы не всегда имеем возможность вести духовную жизнь настолько интенсивно, насколько нам бы хотелось. Но Господь знает обстоятельства, в которых мы находимся. Будем пользоваться хотя тем малым свободным временем, которое у нас есть. Пусть ниточка духовного делания тянется изо дня в день, лишь бы делание не умирало совсем.

    Духовное делание может постепенно изменить Ваше отношение к окружающему миру. Оно, как свидетельствует святитель Игнатий, «исцеляя мало- помалу греховную заразу сердца, меняет отношение к окружающим предметам и обстоятельствам, сердце начинает смотреть на все из своего смирения, своей благости, самоотвержения, своей мертвенности для мира и своей жизни в Боге»[10].

    Этими словами святитель прокомментировал историю напоминающую Вашу. Суть ее состоит в том, что братия предложили преподобному Пимену уйти с того места, в котором они были. «Потому что здешние монастыри смущают нас, и мы губим души наши», - на такую причину указали братия. Они смущались также и тем, что их безмолвие нарушалось детским плачем. Но преподобный Пимен смотрел на дело иначе. «Вы хотите бежать отсюда, чтоб не слышать ангельских голосов»[11], - ответил он им.

    Так духовное делание меняет отношение к окружающим предметам и обстоятельствам.

 

    Но, занимаясь внутренним деланием, помните, что без исполнения евангельских заповедей оно бывает непрочно. Задуматься на этот счет призывают следующие слова святителя Игнатия. Он, размышляя о соединении ума и сердца в Иисусовой молитве, писал, что «при уклонении с духовного направления, доставляемого Евангелием, тщетны все пособия и механизмы: сердце и ум никогда не соединятся между собою»[12].

    Исполнение евангельских заповедей – уже само по себе делание, которое, кстати, заповедано святителем  для иноков. Занимаясь этим деланием, Вы можете преуспеть и в Вашей обители. Святитель утверждает, что тот, кто исполняет евангельские заповеди, преуспеет везде, «и в общежительном и в штатном монастыре»[13]. Ведь, «основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним»[14].

    Справедливо и обратное. Тот, кто пренебрежет изучением и исполнением евангельских заповедей везде останется без преуспеяния, везде придет в состояние «самообольщения  и душевного расстройства»[15].

     То есть, если Вы не будете исполнять евангельские заповеди, то Вы, возможно, и в полюбившейся Вам обители придете в состояние «самообольщения  и душевного расстройства».

 

     И здесь хотелось бы сказать несколько о том раздвоении, которое Вы испытываете. Вы пишите, что жить с раздвоенным сердцем не можете, ведь половина Вашего сердца ушла в другую обитель.

    Ваше сердце раздваивается также и тогда, когда Вам говорят, что нужно идти на послушание, а Вы хотите побыть в храме до конца Литургии. Вы считаете, что не может уйти во время Херувимской песни.

    Что же Вам делать?

     Идите, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12,20). Вспоминайте Сына Божия, Который, как писал Лосский В.Н., «оставляя пребывание в славе»  и «отказываясь от Своих царственных преимуществ» добровольно принимает на себя страдание и смерть[16].

 

     В Иисусе Христе было две воли, Божественная и человеческая, но, несмотря на это в Нем было разделения, которое наблюдается в человеке. Лосский В.Н., ссылаясь на преподобного Максима Исповедника, писал, что у каждого человека есть «воля выбора». Это «тот личный суд»[17], которым человек судит свои человеческие желания. Эти желания тяготеют не только к добру, но и ко греху. И человеку постоянно приходится выбирать между добром и злом.

     «Но этой выбирающей воли нет во Христе», хотя она и существует в Нем как «Божественная свобода»[18]. В личности Христа не может быть конфликта между двумя волями. Такой конфликт возможен лишь у человека, которому постоянно приходится выбирать между добром и злом. Выбор же Христа был сделан раз и навсегда. Это было «выбор кенозиса[19], выбор безусловного послушания воле Отца»[20].

     Оказывая послушание воле Отца и принимая на себя все условия человеческого существования, Христос не колебался между «да» и «нет». У Него было только «да» «даже и сквозь «нет» ужаса и возмущения»[21], о котором мы узнаем из Его Гефсиманской молитвы: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия, впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).

     «При участии Своей свободной человеческой воли, которая каждый раз, несмотря на все искушения, свободно подчинялась воле Божественной»[22], Христос преодолел все то, что ведет обычно человека ко греху. Отец Олег (Давыденков), написавший эти строки, указывает и на то, что что «соединение Божества и человечества во Христе - это архетип соединения каждого человека с Богом»[23]. Следовательно, образ действия Христа применим и к человеку.

 

     Если воля Божия для Вас очевидна, то Вы можете поступить так, как поступил Христос. Этим Вы исцелите раздвоение своего сердца.

     Конечно, часто попадаются ситуации, в которых трудно разобраться, чтобы точно понять, куда нужно склонить свою волю. В таких ситуациях хорошо бы советоваться. Впрочем, для того, чтобы посоветоваться, не нужно ждать момента, когда мысли запутаются в клубок. Если у Вас есть такая возможность, советуйтесь, как только будет чувствовать смущение. Тогда Ваш ум будет реже терять трезвость. Откровение помыслов поможет Вам иметь чистый ум. Один современный отец говорил, что награда послушнику – чистый ум.

Если Вам не с кем советоваться, то выписывайте свои «наболевшие вопросы» и раз в год приезжайте советоваться к нам.

 

     Хочу обратить Ваше внимание на то, что многие из Ваших «наболевших вопросов» были разрешены игуменией Таисией. Ее опыт запечатлен в книге «Келейные записки». Эта книга освободит Вас от многих сомнений. Ее можно найти в «Интернете» (http://leushino.ru/lib/zapiski_taisii.htm).

     Рукописи, в которых мать Таисия описала свои видения, были прочитаны святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он и благословил их к печати[24].

     Все что пишет матушка, Вам будет очень полезно. Но особенную пользу Вы получите от прочтения глав 18 и 19. В них идет речь о том, как матушка, приехав в Новгород, стала присматриваться к тамошним женским обителям, для того, чтобы вступить в одну из них.

     Жизнь женского монашества в Новгороде произвела на нее тягостное впечатление. Матушке было с чем сравнивать, ведь она жила довольное длительное время в благоустроенном монастыре.

     В Новгороде монахине ходили «и в лавки <…> и кому куда нужно». Дело было в том, что в иной обители не было даже общей трапезы. И каждой монахине нужно было доставать все необходимое самой. «Каждая сестра должна была не только ежедневно сготовить себе что-нибудь пообедать, на что, разумеется, посвящалось все утро, и она лишалась возможности быть у Литургии, но надобно было и достать то, из чего бы приготовить обед, поневоле чуть не ежедневно приходилось им, бедняжкам, ходить на базар за провизией, которой закупить на долго они не могли, потому что не имели средств, едва зарабатывая понемножку; да и работы-то свои надо было куда-нибудь сбывать, а куда, как не в тот же город, не в тот же мир»[25].

     О этих нестроений матушка отписала духовному отцу, мнение которого было для нее авторитетным. Вам, наверно, будет интересно прочитать, что ответил ей отец Лаврений.

 

     После вразумления, полученного от духовного отца, матушка решилась остаться в Новгороде. После поступления в один в один из Новгородских монастырей на матушку воздвигли гонение. Ей было очень тяжело.

     К внешним скорбям прибавились и внутренние. Дьявол внушал ей, что она утратила свое спасение. Страдания ее были так велики, что она не спала по ночам. Она даже просила Господа о том, чтобы Он помог ей не сойти с ума.

     То, что думалось матушке Вы, не читая ее книги, изложили в своем письме. «Да и какая эта обитель, - думалось ей, <…> — среди городской суеты, монахини живут всецело на своем содержании, не имея возможности заняться “единым на потребу”, по необходимости должны “пещися и молвить о мнозем”, а сколько между ними взаимного греха, — недружелюбия, зависти, самолюбия и проч., личину только монашества мы здесь носим, только морочим людей, живем хуже, чем в миру, лучше уже прямо уйти в мир и жить уединенно, тихо содевая в тайне свое спасение»[26].

     Такие мысли вертелись в голове у матушки. Но, благодарение Богу, Он вывел ее из опасного состояния. И произошло это таким образом.

     Однажды, во время прогулки, она присела на камень. То ли она задремала, то ли забытье нашло на нее, только слышит она, что часы, располагавшиеся на соборе, бьют 12 часов. Матушка задумалась, что бы это значило. Полдень давно прошел, а ночь наступить еще не могла. Почему же бьют 12 часов? Она посмотрела по направлению часов и увидела: «тьма непроглядная, лишь циферблат, освещенный висячим перед ним фонарем, показывает стрелку на 12 часах, а крутом непроницаемая темнота». Вдруг чей-то голос сказал ей: «Вот видишь: в монастыре-то хотя уже и темненько, но еще сумерки, вечер, а в миру давно уже полночь»[27].

     Да, в Вашей обители Вы видите много недостатков. Живете словно в сумерках. Но знайте, что в миру уже давно полночь. То, что вы делаете в монастыре, при всей своей недостаточности, является хоть малым, но все же светом. А покинув обитель и лишившись тех трудов, которые несли в ней, Вы рискуете оказаться в полной тьме.

 

     Те «малые» труды, которые Вы несете в своей обители, надеемся, не малы в очах Господа. По крайней мере, так заставляет думать, «блаженного Иоанна Карпафского слово подвижническое и весьма утешительное к инокам, находящимся в Индии». Пусть это слово утешит Вас. Прилагаю его к своему ответу. Впрочем, не могу удержаться от того, чтобы не включить в ответ эти строки:

     «Никогда не вздумай паче монаха восхвалять мирянина, который имеет жену и детей и утешается тем, что многим благотворит и обильную подает милостыню, и отнюдь не бывает искушаем от бесов, считая себя ниже его в отношении благоугождения Богу. И не окаявай себя, как погибающий. Не говорю уже о том, что ты живешь беспорочно, подвизаясь среди иноков, но если ты быть может и очень гре­шен, скорбь души твоей и злострадание пред Богом многоценнее высоких добродетелей житейских. Великая твоя печаль и уныние, и воздыхания, и сетования, и слезы, и мучительство совести, и недоумение в помысле, и самоосуждение в мысли, и рыдание, и плач ума, и плачевный вопль серд­ца, и сокрушение, и смущение, и себя окаевание, и скорбение, и уничижение - всё это и подобное, что многократно приключается ввергаемым в железную пещь искушений, многоценнее и несравненно приятнее Богу пред благоугождением мирянина»[28]


[1] См. письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к монахине Александре Васильевне Васильевой в томе 7 (Составление О. И. Шафранова. Общая редакция А. Н. Стрижев) творений святителя Игнатия (Брянчанинова). URL: http://lib.rus.ec/b/187654/read.

[2] См. «О монашестве» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 1».

[3] См. письма святителя Игнатия (Брянчанинова) к монахине Александре Васильевне Васильевой в томе 7 (Составление О. И. Шафранова. Общая редакция А. Н. Стрижев) творений святителя Игнатия (Брянчанинова). URL: http://lib.rus.ec/b/187654/read.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] См. главу 10 «О осторожности при чтении Отеческих книг о монашеской жизни» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[7] См. «О монашестве» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 1».

[8] См. главу 10 «О осторожности при чтении Отеческих книг о монашеской жизни» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[9] См. «Письмо ученику священноиноку Сергиевской пустыни, письменно обличавшему архимандрита Игнатия в изменяемости его расположения к окружающим вообще и к нему в особенности» в томе 7 (Составление О. И. Шафранова. Общая редакция А. Н. Стрижев) творений святителя Игнатия (Брянчанинова). URL: http://lib.rus.ec/b/187654/read.

[10] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. Репр. воспр. 1891 г. М.: Правило веры, 1993. С.297.

[11] Там же.

[12] См. «О молитве Иисусовой устной, умной и сердечной» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[13] См. «Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[14] См. «О непрочности монашеского жительства, когда оно не основано на евангельских заповедях» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[15] См. главу 6 «Богоугодному жительству в безмолвии должно предшествовать богоугодное жительство в обществе человеческом» в книге святителя Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству».

[16] См. «Образ Бога и образ раба» в книге Лосского В.Н. «Догматическое богословие».

[17] Там же. См. «Две энергии, две воли».

[18] Там же. См. ««Два» и «одно» во Христе».

[19] О кенозисе см. там же. в главе «”Образ Бога” и “образ раба”».

[20] Там же. См. «Две энергии, две воли».

[21] Там же. См. ««Два» и «одно» во Христе».

[22] См. «Истина бытия Божия», параграф 3.2.3 в книге иерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие».

[23] Там же.

[24] Таисия Леушинская, игум. Келейные записки: автобиография. СПб.: Леушинское подворье, 2004. С.201.

[25] Там же. С.126.

[26] Там же. С.131-132.

[27] Там же. С.132-133.

[28] Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том третий. Издание второе. Иждивением Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Москва. Типо-Литография И. Ефимова. Большая Якиманка, собственный дом. 1900 г.