Малодушие. Женщине о малодушии
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  24.07.2015.



Отгородить себя от негативных мыслей Иисусовой молитвой, как неким водопадом. Святые отцы советуют новоначальным не вникать в достоинство мысли, а сразу ее отвергать. Если мы примем в себя негативную мысль, то мы неизбежно поработимся ей

     Вы говорите, что иногда на вас словно облако накатывают негативные эмоции. Вы не знаете, как с ними бороться? Нужно ли с ними бороться усилием своего ума или молитвой?

     Отвечая на этот вопрос первым делом хочется вспомнить о архиепископе Антонии. Он написал трактат об Иисусовой молитве. Этот трактат ценен для нас тем, что он написан в двадцатом веке, следовательно, написан для людей, которые жили практически в наше время. Красной нитью через весь трактат проходит мысль о том, что духовная битва выигрывается в самом начале. Какая-либо негативная мысль не сразу поражает, порабощает себе человека. Вначале она касается ума, человек на нее обращает внимание, потом начинает задумываться, взвешивать все на весах своего ума, потом соглашается со справедливостью этой мысли. Решается на дело, а потом уже и самим делом исполняет задуманное.

     Так же и вы не сразу доходите до состояния полной растерянности. Эти приступы начинаются у вас с какой-либо мысли. И вот этот момент желательно заметить. В этот момент нужно сразу отгородить себя от негативных мыслей Иисусовой молитвой, как неким водопадом. Повторяйте: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий помилуй мя грешную». Не думайте и не вникайте, хорошая это мысль или плохая. Как говорил Святитель Игнатий Брянчанинов, у святых отцов было правило отвергать мысль при самом ее появлении. Святые отцы советуют новоначальным не вникать в достоинство мысли, а сразу ее отвергать.  Эти советы св. Игнатия Брянчанинова можно прочитать в книге «Приношение современному монашеству»  (главы первый образ борьбы с падшими духами и второй образ борьбы с падшими духами). Древние святые не сразу отвергали негативную мысль, они могли впустить ее в себя, найти противоядие, а потом вытолкнуть из себя. Через это они приобретали опытность и мудрость. Если уместно будет такое сравнение, то можно привести в пример лекаря. Он выпивает поданную ему чашу яда и по признакам явившейся болезни находит противоядие. Но такой образ духовной борьбы святыми отцами был впоследствии запрещен. Мы не имеем той силы духа, которую имели святые. Если мы примем в себя негативную мысль, то мы неизбежно поработимся ей и не сможем вытолкнуть ее из себя. Поэтому самое верное - это начать молиться. Не нужно волноваться за то, что если вы будете молиться, то у вас не будет получаться думать.

     Действительно, люди, которые взошли на высшие ступени молитвы, забывали обо всем земном. Здесь можно вспомнить об отце святителя Григория Паламы. Он был государственным чиновником высокого ранга. И иногда он забывал сказанное ему, чем приводил в изумление даже императора. Но император не наказывал его, потому что он знал, такая забывчивость происходит не от небрежения, а от действия Иисусовой молитвы. Но нам с вами такая забывчивость не грозит.

      Не бойтесь, что занятия Иисусовой молитвой лишат вас способности мыслить. Так к слову будет сказано, мыслительным процессом и неудобно заниматься во время каких-либо шумных дел.

     Чтобы обдумать какой-либо план или проект нужно на время остановиться, помолиться, взять лист бумаги, ручку и тогда уже подумать. На ходу же очень сложно додуматься до чего-либо хорошего. Возможно, вы больше потеряете, чем приобретете, если вы, находясь в суете, откроете ворота  своего ума, туда полезут всякие глупости, которые начнут вас тревожить. Почему то, почему это? Эти глупости будут проникать все глубже и глубже в сердце пока совсем не расстроят вас. Поэтому, если к вам будет приходить желание о чем-то задуматься в неподходящее для этого время, лучше молитесь.