Пьянство. О пьющем сыне
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  05.08.2015.



Только любовь способна преобразить другого человека. Надо не терзать людей прошлым, а стараться давать надежду на будущее. Люди, которые страдают от своей страсти, тоже в, своем роде, отвержены обществом и другими людьми. Они чувствуют, что для других они «алкоголики». В них часто не видят людей. За этой оболочкой, возможно, скрывается душа, испытавшая ужаса жизненного тупика.

     Вы говорите, что пытались разговаривать с вашим сыном, но слушать он Вас не хочет. Это проблема не только ваша. Это проблема многих матерей и других людей. Часто мы говорим не для пользы ближнему, а руководствуемся тем, что хотим отстоять свое уязвленное самолюбие. Мы хотим доказать другому, что нам тяжело, что он причиняет нам боль, что совсем не думает о нас и не благодарен нам. Но часто бывает, что в сердце нашем нет искреннего желания помочь этому человеку. Старец Порфирий говорил, что если в комнате тьма, то не надо махать руками, чтобы прогнать тьму. Нужно включить свет, и она уйдет сама собой. Этот старец говорил, что он не терзал людей прошлым, а старался давать надежду на будущее. Только любовь способна преобразить другого человека.

     Советую почитать выдержку из работы архимандрита Тихона \ Агрикова\ “Пастырское богословие III курс”. Своими словами мысли о. Тихона не перескажешь. Ее можно пересказать только вкратце. Самого закоренелого грешника может преобразить только любовь. Чтобы написать такую работу, нужно было прожить такую жизнь, какую прожил о.Тихон. Нужно было быть таким человеком, каким был он. О методах воздействия на грешника, человек, не полюбивший самого грешника, не сможет так сказать. Здесь мало знать духовные книги, знать Священное Писание и уметь пользоваться цитатами. Здесь нужна была любовь к ближнему и забвение самого себя. О.Тихон и сгорел от этой любви. Он принимал людей по многу часов. Он начинал исповедь с вечера и люди стояли в очередь к нему всю ночь. И исповедовал он до самого утра. А утром служил Литургию.

     Его сердце было словно сердце матери. В  одной из его работ был описан случай, произошедший где-то в Индии. Дерево, на котором было гнездо с птенцами, загорелось. Вокруг дерева рядом с пламенем, опаляя крылья, летала бедная птица, но прорваться к птенцам так и не могла. И когда пламя перекинулось на само гнездо, она бросилась к птенцам сквозь пламя, закрыла их своими крыльями и сгорела вместе с ними. Такая любовь может тронуть сердце другого.

     Архимандрит Трифон окормлял заключенных в Сергиево-Посадском СИЗО. Он рассказывал о том, как он беседовал с заключенными. Он утверждал, что заключенные великолепные психологи. Они видят насквозь другого человека. Он понимал, что в общении с такими людьми бесполезно играть какую-либо роль, стараться казаться кем-то. Эти люди прекрасно чувствуют другого человека.

     Об этом говорил не только отец Трифон. Трудные дети в общении со взрослым, если они чувствуют фальшь с его стороны, чувствуют, что другой человек играет роль, то серьезно они уже не воспринимают этого человека. Он теряет авторитет.

     Что нужно иметь в своей душе, чтобы достучаться до другого человека? Умение ли красиво и убедительно говорить, или что-то иное? Бывает, что человек в общении с другими чувствует себя словно перед каменной стеной. Сердце этих людей закрыто. До них невозможно достучаться.

     Опыт отца Трифона может дать многое всем нам. После того, как Вы прочитаете его слова, то Вам многое, наверное, станет понятным. Вам станет понятно, как Вам нужно вести себя с сыном. Обратите внимание на слова: «…вроде бы из такого преступного мира: убийцы, насильники, грабители, законченные алкоголики пишут нам письма с зоны, письма, которые нельзя читать без слез,  стали на исповеди искренне плакать, но только после того, когда увидели, что они нам  небезразличны, что их судьбы  нас волнуют».

     Рекомендую почитать Вам лекции архим. Тихона (Агрикова) по пастырскому боголовию (3 курс). Он учит молодого священника тому, как обращаться с людьми. То, что Вы сможете применить к себе, примените. Можете полистать его работу “Пастырское богословие III курс”. Прочитайте не только ту выдержку, которую даем Вам, а все, что вызывает интерес. Конечно, о том, как служить Литургию, совершать Проскомидию читать не обязательно. Но познакомиться с тем, каким должен быть дух у истинного пастыря не мешало бы и Вам. Вы ведь тоже ведете по жизни детей. Возможно, и своего супруга и окружающих людей. Вы хотите, чтобы у этих людей было все хорошо, но не понимаете, как это можно сделать. Любовь всему научит. Так говорят люди. Чисто по-человечески, любить - это невозможно. Только в церкви благодать Божия дает дар объединяющей любви, дает силы любить.

     По словам свмч. Илариона (Троицкого):

     «Христос не учил только об единстве, о Церкви, но создал Церковь. Христос дал заповедь: любите друг друга, но одной этой заповеди совершенно недостаточно. Эта заповедь, как всякая другая заповедь, сама собой ничего создать не может, если нет у человека сил для ее осуществления. И если бы христианство ограничивалось только одним учением о любви, оно было бы бесполезно, потому что в человеческой природе, искаженной грехом, нет сил для проведения в жизнь этого учения. <…> Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом, и как часто они его побеждают. Разум гнется под напором страстей; грех, как бы какой-то туман, который закрывает от нас солнце истины, связывает все добрые силы нашей души. Сознающая силу греха душа всегда готова сказать вместе с царем Манасией: “Связана я многими узами железными, так что не могу поднять головы”. Может ли нам в таком печальном состоянии помочь одно только учение о любви? Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человеку даны новые силы, а потому для него и возможным становится новое церковное единение» (Священномученик Иларион (Троицкий). Творения: в 3 т. Т.2. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С.204-206).

     Чтобы Вам не ожесточиться, не махнуть на все рукой, Вам нужно молиться, участвовать в церковных Таинствах. Особенно в Таинстве Исповеди и Причастия. Те ошибки, которые Вы совершили, нужно омывать покаянием. Исповедь, несмотря на допущенные ошибки, дает возможность начать новый день как бы с чистого листа, со светлым  взглядом на будущее.

     Не отчаивайтесь в жизни своих детей. Старайтесь следовать советам о.Тихона. И если будете действовать с любовью, то возможно и ваш сын прислушается к вашим словам. О.Тихон описывает пример обращения Апостола Матфея.

     «И потянулась исстрадавшаяся душа мытаря к Иисусовой любви, как чахлое растение тянется к светлым лучам весеннего солнца. Матфей не осмеливался, не мог надеяться  на личное знакомство с Господом и тем более на избрание в число учеников. Но когда последнее случилось, и Господь - истинный Ловец людей - остановил на Матфее исполненный любви взгляд со словами «следуй за Мной», то в такое время не было нужды размышлять.

     Тогда прошлое, казалось, все исчезло при виде настоящего солнечного блеска. Матфей не сказал ни слова Господу от изумления при явлении Его неожиданной любви и благости. Он только встал и последовал за Спасителем» (Тихон (Агриков), архим. Курс лекций по пастырскому богословию для студентов духовной академии. III-й Курс. Загорск, 1967. Текст лекций можно найти на сайте lib.rus.ec).

Архим. Тихон писал, что Матфей был отвержен фарисеями.

     Люди, которые страдают от своей страсти, тоже в, своем роде, отвержены обществом и другими людьми. Они чувствуют, что для других они «алкоголики». В них часто не видят людей. За этой оболочкой, возможно, скрывается душа, испытавшая ужаса жизненного тупика. Эта душа захотела забыть о своем страшном познании. Эти люди устали от слов: «Сколько это будет продолжаться!», «Почему ты меня ни капельки не пожалеешь?»  Кто остановит на них тот взгляд, подобный тому, который привел в изумление Матфея?

     Возможно, все, что Вы слышите от сына, это слова: “Хватит! Опять ты за свое!”. Если от Вас исходит холод, то он почувствует его и не откликнется на ваши слова. Но если попробуете сказать что-либо с любовью, то, скорее всего сын будет также изумлен, как некогда был изумлен Матфей. Если Вы дадите ему понимание того, что Вы не вспомните ему его прошлое, что дадите ему надежду на будущее, то, надеемся, душа вашего сына откроется для Вас.