Радость. Радость: она бывает разной (человеку, который во время молитвы испытал странную радость)
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  23.10.2017.



Вы пишите, что однажды перед началом молитвы решили отбросить все помыслы и сосредоточиться только на молитве. И во время молитвы заметили в области сердца некоторую легкость. И как-то странно вам стало - мысли никакие не досаждали и почти не отвлекали от молитвы. В сознании шли только слова молитвы. А потом вы ощутили неописуемую легкость и радость, и некоторое умиление. Даже были не в силах улыбку с лица убрать. Не понимая данную ситуацию, вы просите подсказать Вам, что делать относительно неё.

     Тема радости – тема очень обширная. Радуются и люди при встрече друг с другом после долгой разлуки, радуется по-своему и человек написавший дипломную работу. Радуется и праведник, пронесший веру во Христа через гонения и муки. Например, преподобный Никон Оптинский, пройдя через гонения в годы репрессий писал: ««Счастью нет предела, я захлебываюсь от счастья». Есть радость обычная, есть радость духовная. «Обычная радость, – по словам святителя Феофана Затворника, – от получения земных благ. Радость духовная – от ощущения благобытия в духе» [Толкование святителя Феофана Затворника на послание к Галатам]. Здесь не будем разбираться все различные варианты проявления радости. Тема будет сужена.

 

Сложно однозначно сказать, что именно с вами произошло. Но попробуем привести слова некоторых святых подвижников, которые оставили нам обильное духовное наследие для наставления  в молитвенном делании.

Хотелось бы вначале привести слова преподобного Иоанна Лествичника относительно покаянных слез. Он считал, что прежде очищения не нужно верить слезам. Они могут оказаться не покаянными слезами, а результатом воздействия блудного демона.

Бывает, что человек испытывает в молитве то, что можно соотнести с словом «радость». Но и к этому чувству стоит относиться с предельным вниманием и осторожностью. Преподобный Иоанн писал: отвергай радость рукой смиренномудрия.

Если эти две мысли применить к ответу на ваш вопрос, то можно сказать следующее. Прежде очищения человека ему сложно объективно судить об ощущениях, возникающих в его сердце. Бывает, что человека касается какая-то радость, но не нужно отдаваться этому потоку. Бывает, что человек переключается на переживания приятного ощущения, отдается ему и впадает в легкомыслие. Начинает шутить, много разговаривать. В итоге  внутренняя жизнь расстраивается, и он все теряет.

Нужно учесть два момента. Радость является  следствием очищения человека от страстей - начищенная сковородка не может не сиять. Очищенная от нагара, она естественно отражает солнечный свет. Когда мы читаем о святых, мы видим, что они всегда радовались. Радость приходит  вследствие того, что человек стал способен к соединению с Божественной благодатью. Он уже в некоторой мере очистил себя от страстей, то есть не впадает хотя бы в грубые страсти (не гневается, не отягощает свой организм чрезмерным употреблением пищи). Таким образом, через исполнение заповедей и молитву он привлекает благодать Божию. Человек придерживается  установленного режима дня, исполняет келейное правило, участвует в таинствах.

Если же этого нет, то слова человека о радости можно поставить под сомнение. Здесь можно употребить такую аналогию: огонь  горит в камине, когда существуют условия для горения. Бывает другая ситуация. Кто-то начинает шуровать в камине кочергой и разбивать угли, поднимая снопы искр. Но эти искры не являются огнем.

Бывает, что по действу дьявольскому создается поток мыслей, образов, ощущений. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), демон может влиять на тонкие структуры человеческого организма и вызывать определенные движения крови, сопровождающиеся определенными ощущениями.

О двух видах радости, подлинной и ложной, можно прочитать во втором томе «Добротолюбия» в творениях преподобного Нила Синайского. Вот что он говорит:  когда соединяются у человека дух, душа и тело, тогда это мирное состояние сопровождается радостью [состояние грехопадения характеризуется раздробленностью: ум хочет одного - «вот это справедливо», сердце желает совсем другого – «а я не хочу», а тело, не обращая внимания на ум и сердце, идет своей дорогой]. Если человек приобретает миротворную радость, то отражает ею прискорбности и не допускает в себя демона печали. Эта радость мира и печаль прогоняет, и гнев погашает, и ненависть отражает, и мстительность уничтожает, и уныние рассеивает, и скорбь претворяет в радость. Преподобный Нил Синайский предупреждает, что бывает и «противная ей радость, - смутная».  Он предупреждает читателя о том, чтобы читатель «не принял одну за другую». Ведь демоны «подделываются под духовные дарования, чтобы, введя ум в заблуждение призраком, довесть его до помешательства». Преподобный Нил отмечает, что «духовная радость приходит без всякой внешней причины, находя для себя превыспреннего вождя в печали по Богу».

Святые отцы говорят, что есть радостнотворный плач, если человек стремится очистить себя перед Господом – кается в своих грехах, то его со временем посещает радость. Очистившееся сердце начинает быть способным принять в себя Божественную благодать. Преподобный Нил говорит, что есть «веселящиеся с доброю совестию» (Фил. 4,4).

Бывает иное. Человек испытывает не радость, а некое смутное возбуждение, которое имеет источником не благодать, а демонические силы. Человек, живущий в депрессии, на фоне своего состояния воспринимает это смутное возбуждение как нечто великое. Святые отцы предупреждают, что демон может давать человеку смутную радость, которая надмевает человека в его гордыне. Бывает, что человек, не умея разобраться в своей внутренней жизни, принимает за благодатную радость тонкие движения тщеславия и сладострастия (блудной страсти).

О том, насколько отличается смутная радость, имеющая источником демоническую силу, от радости благодатной свидетельствуют следующие примеры. Один каторжанин рассказывал архимандриту Спиридону (Кислякову) (эпизод из книги «Из виденного и пережитого»), что он, ревнуя свою жену к одному мужчине, обнаружив признаки измены, взял топор и убил свою жену. Он превратил ее тело в кровавое месиво. «С каким удовольствием я всё это проделал! Я еще такой радости никогда не переживал какую я переживал, когда я убивал свою милую».  Последующее развитие событий показало, что это был призрак радости. После, осознав происшедшее, он стал тосковать и на момент разговора с архимандритом Спиридоном находился в ужасном состоянии духа. Его жизнь стала сплошным нравственным мучением. Временами ему не хотелось верить в то, что он сделал. Обратившись за помощью к архимандриту Спиридону (Кислякову) он получил наставление, с которым каждый может ознакомиться.

Здесь можно вспомнить образ Ставрогина – главного персонажа романа Ф.М. Достоевского «Бесы».  В главе «У Тихона» Ставрогин рассказывает о себе, что всякое чрезвычайно позорное, без меры унизительное, подлое  и, главное, смешное положение, в каковых ему случалось бывать, возбуждало в нем рядом с безмерным гневом, неимоверное наслаждение[1].

В книге Виктора Николаева «Безотцовщина» приводится рассказ одного человека, попавшего в заключение, о том, «с чего все началось». «Как-то я, – пишет рассказчик, – молодой, дерзкий, пьяный пошел на плохое дело. Она [мама], почувствовав недоброе, легла на ступеньки крыльца и умоляла, рыдала: «Сынок, не делай этого!» Я тогда переступил через нее и даже испытал наслаждение».  Начался путь его падения с оскорбления матери.

Иногда демон дает человеку смутную радость, чтобы направить человека на некое преступное деяние. Один человек, находившийся в прелести, увидел некие образы, которые он принял за Иоанна Крестителя. Прельщенный человек испытал такую радость, что если бы образ повелел бы ему кого-то убить, то он пошел бы и убил.

Таким образом, нужно со всем вниманием отнестись к предупреждению святых отцов. Нельзя верить своим ощущениям. С годами у вас появится некая духовная опытность, которая позволит вам отличать два состояния. Если вы жили в воздержании, не объедались, кого-то простили, то естественным образом можно предполагать, что радость озарит ваше сердце. Бывает, что человек на кого-то держал обиду, злился, не хотел кого-то прощать. Но вот в его сердце начинает зарождаться сознание своей неправоты. В тот самый миг, когда он решается простить своих обидчиков и попросить у них прощения в его сердце действительно может появиться радость.

Но если человек объедался, жил хаотично, трудно говорить, что появившиеся ощущения являются благодатными. Бывает, что демон дает какое-то ощущение, которое человек принимает за что-то радостное, чтобы сбить человека с толка. Человек, не имеющий твердых духовных ориентиров, вследствие всеваемого в него возбуждения  может пойти по неверному пути. Он может подумать, что если решение сделать что-то сопровождается радостью, значит оно верное.

Святые отцы предупреждают о том, что подобным образом демон может толкнуть человека на ложный путь. Демоны могут разделиться как бы на две группы. Вначале на человека нападает первая группа. Человека атакуют тягостные мысли, он измотан и  подавлен. Не может  сопротивляться нашествию этих мыслей. И вдруг на фоне этого состояния он видит какой-то другой помысел, внутренняя брань вдруг проходит. Иногда человек считает, что этот новый помысел от Бога, если внутренняя борьба мгновенно прошла. На самом деле этот помысел может нести гибельную для человека идею. Святые отцы говорят, что и в первом, и во втором случае человек может иметь дело с демоническим воздействием.

В данном случае человек сталкивается с тем, что на современном языке называется игра в «злого» и «доброго» полицейского. Предположим, человек арестован и от него  хотят  чего-то  добиться. Его избивает «злой» полицейский, человек в отчаянии. Но вот в комнату входит другой полицейский, «добрый», он убеждает «злого» прекратить избиение, если арестованный пойдет на какие-то уступки. Оба полицейских, конечно, заодно. Аналогично и с искушениями духовного рода.  Учитывая сложность и неоднозначность ситуации, святые отцы призывают  христианина проверять свои мысли и свои намерения, обращаясь к Евангелию и святоотеческим творениям.

Счастлив тот, у кого есть духовный отец, стяжавший опытность в духовной жизни. К чему бы ни призывали мысли, нужно советоваться с духовником. Состояния, находящие на человека, имеют массу причин и могут быть связаны с разными факторами. Не только с демоническими силами, но и с нервными потрясениями. Опытный духовник поможет человеку разобраться с происходящим. Бедственно для человека принять ощущение, внушенное демонами, или ощущение, вызванное эмоциональным потрясением, за благодать. Если человек принимает ложь за истину, то искажается вся структура внутренней  жизни. В одном из современных трактатов «О молитве Иисусовой и Божественной Благодати» священник  Антоний (Голынский) призывает человека не вверяться ничему, а держаться только молитвы (трактат приводит в небольшой книге Николая Новикова «О молитве Иисусовой. Аскетический трактат. Составлен на основе келейных записей священника Антония Голынского» (М.: «Отчий дом, 2011)).

Чтобы более подробно разобраться в вопросе, можете прочитать несколько статей из творений святителя Игнатия (Брянчанинова). В книге «Приношение современному монашеству» можно прочитать о первом и о втором  образе борьбы с падшими духами. Из книги «Аскетические опыты» (т.1) можете прочитать главу  «О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести».

Чтобы получить представление о радости благодатной, можно почитать небольшую, но чрезвычайно емкую работу протоиерея Владимира (Воробьева) «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство». Протоиерей Владимир пишет  что, человек, обратившийся к Богу, в первое время своей жизни в церкви испытывает большую радость, он ощущает, что Господь его простил. К человеку приходит ощущение легкости. Он молится с желанием, с желанием выстаивает службы.

Протоиерей  Владимир отмечает, что, хотя люди теперь и не совершают крупных грехов, но они должны продолжать работать над собой, искоренять свои страсти. Многие люди работать не хотят. После некоторого периода пребывания в церкви к ним начинают возвращаться страсти. Не все хотят от них отказываться. Они хотят считаться христианами, духовными чадами какого-нибудь духовника, но в то же время, реализовывать свою волю, свои страстные желания. Духовник старается им что-то объяснить, но они не хотят его слышать.

Протоиерей Владимир говорит, что для таких людей духовная жизнь заканчивается, радость уходит. Они вспоминают об этой радости с тоской, но со временем привыкают к своему безрадостному состоянию.

Радость уходит тогда, когда человек перестает жить подвигом. Во время своего обращения к Богу человеку было понятно, в чем заключался подвиг. Если он делал в своей жизни какое-то явное зло, то понятно, что от этого зла надо отказаться. А когда жизнь вроде бы вошла в какое-то русло, то какой же может быть подвиг у человека? Для воцерковленного человека жизнь тоже может быть подвигом, только подвиг уже приобретает другие формы. Он становится подвигом борьбы со своим эгоизмом, с гордостью.

Комментируя мысли отца протоиерея Владимира, можно привести мнение одного духовника. Это мнение подтверждается мнением святых отцов. Когда человек обращается к церкви, то Господь дает ему обильную благодать. Такую, какую стяжевали своим подвигом святые. Но через какое-то время благодать отступает от человека. Здесь уместен образ матери, которая носила своего ребенка на руках, но потом ставит его на землю. Ребенок должен учиться ходить. Некоторое время человек испытывал обильную радость, но потом она от него отступает. И он должен взяться за внутреннее делание - очищение себя от страстей. В период обильного посещения благодати он всем своим существом убедился, что Господь есть, есть духовная жизнь. Теперь ему нужно потрудиться, что бы воспитать в себе добродетели и победить свои страсти.

Слова протоиерея Владимира (Воробьева) о радости включены в цикл бесед «Горение сердца», которые были прочитаны одним из насельников Соловецкой обители. В цикле бесед «Горение сердца» разбирался вопрос об утрате радости. Человек становится способным обрести ее, если он начинает прислушиваться к голосу своей совести, тогда  он выходит из глубочайшего внутреннего кризиса. Записи бесед выложены на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности» [URL: http://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania/#9].

На этой же страничке выложены три беседы, объединенные общим названием «На что обратить внимание, приступая к молитве. Несколько слов о душевном мире и духовном руководстве». В этих беседах рассказывается о основных моментах, на которые стоит обратить внимания, приступая к молитве. Также рассказывается о основных ошибках, возникающих на молитвенном пути.

Материал изложенный в беседах вместе с трактатом священника Антония (Голынского) может помочь сформировать первоначальные понятия о молитве. Чтение трактата отца Антония уместно будет сопроводить изучением короткой, но очень ёмкой и душеполезной книжечки Сергия Большакова «На высотах духа».



[1] «Всякое чрезвычайно позорное, без меры унизительное, подлое и, главное, смешное положение, в каковых мне случалось бывать в моей жизни, всегда возбуждало во мне, рядом с безмерным гневом, неимоверное наслаждение. Точно так же и в минуты преступлений, и в минуты опасности жизни. Если б я что-нибудь крал, то я бы чувствовал при совершении кражи упоение от сознания глубины моей подлости. Не подлость я любил (тут рассудок мой бывал совершенно цел), но упоение мне нравилось от мучительного сознания низости. Равно всякий раз, когда я, стоя на барьере, выжидал выстрела противника, то ощущал то же самое позорное и неистовое ощущение, а однажды чрезвычайно сильно. Сознаюсь, что часто я сам искал его, потому что оно для меня сильнее всех в этом роде. Когда я получал пощечины (а я получил их две в мою жизнь), то и тут это было, несмотря на ужасный гнев. Но если сдержать при этом гнев, то наслаждение превысит всё, что можно вообразить».