Смерть. Вопросившему, почему умирают его родственники. О изменении жизни
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Ты говоришь, что, как только проходит ровно четыре года, так кто-то, из числа тех, кого ты знаешь, умирает. Многие из этих людей являлись твоими родственниками. Ты считаешь, что в этом есть какая-то закономерность. Ты спрашиваешь, что все это может означать?

Можно также прочитать:

1)Смерть. Старец Паисий Святогорец. «О жизни после смерти».

     Может быть, и есть некая закономерность в том, о чем ты говоришь. Чтобы начать исследовать, есть ли она, нужно, по крайней мере, посмотреть на точные даты смерти твоих родственников. Можно попробовать воспользоваться методами статистики и математики, чтобы иметь возможность точно ответить на вопрос. Но, если мы будем исследовать духовные вопросы только человеческими методами, то мы можем запутаться в своих предположениях и теориях.

     В подобных вопросах нам нужно обратиться к Священному Преданию Церкви. Если этого не сделать, то мы просто потеряемся среди человеческих догадок и предположений, которые мы и проверить-то не сможем.

     Что же можно сказать по твоему вопросу не гадательно, а более или менее определенно?

     Ты говоришь, что твои родственники умирали странным образом. Например, автобус врезался в автобусную остановку. Все остались живы, а погиб только твой родственник. В другом случае произошла автомобильная катастрофа. Все остались живы, а погиб только твой родственник.

     В истории сохранились упоминания о том, как целые рода исчезали с лица земли. Так происходило с родами тех людей, которые давали клятву и нарушали ее.

     Было и другое. Если ты откроешь историю Смутного Времени, то ты можешь прочитать об исчезновении одного рода. Привожу тебе выдержки.

     «Боярская Дума убеждала Патриарха успокоить народ, сильно взволнованный вестию о походе рязанцев. В особенности наглый изменник Михайло Салтыков требовал, чтобы Гермоген не позволял поднять ополчение Ляпунову. “Не велю, - отвечал Патриарх, - если увижу крещенного Владислава и ляхов, выходящих из Москвы; но велю, если не будет того, и разрешаю всех отданной королевичу присяги”. Салтыков в бешенстве выхватил нож; Гермоген осенил его крестным знамением и сказал громогласно: “Сие знамение против ножа твоего, и да взыдет вечная клятва на главу твою!” И обратясь к князю Мстиславскому, который по знатности рода занимал первое место в Думе, тихо примолвил: “Ты начальный; тебе первому должно пострадать за веру и правду; но если соблазнишься кознями сатанинскими, то истребит Господь корень твой от земли живых, и христианской кончины не сподобишься”[1]».

     «Проклятие первосвятителя, видимо, тяготело над изменником и его потомством; предсказание о прекращении рода Мстиславских также вскоре исполнилось[2]».

     Это то, что можно сказать об исчезновении рода. Но эти выдержки могут и не относится к твоему роду.

     Ты говорил также, что некоторые из твоих родственников умирали внезапно.

     По поводу внезапной смерти можно сказать, что Господь забирает из этой жизни внезапно тех людей, которые искушают Его. Эти люди говорят, что будут жить, как хотят, а к старости покаются. Таким людям Господь не оставляет возможности покаяться. С другой стороны, нельзя точно сказать то, что человек, умерший внезапно, был грешником. Преподобного Артемия Веркольского убила молния. Люди, посчитав, что преподобный Артемий был грешником, не стали даже его хоронить. Но Господь Сам прославил преподобного. И убитый молнией юноша был причислен к лику святых. Приведя это пример, остается только сказать, что суды Божии – бездна.

     Смерть - это своего рода кульминация жизни. Подброшенный вверх камень, достигнув наивысшей точки, начинает падать. Это можно сравнить с тем, что человек забирается из этой жизни тогда, когда он достигает высшей степени готовности к вечной жизни. Если бы он пожил еще, то вероятно развратился бы, стал бы хуже. Чтобы этого не произошло, Господь забирает его из этой жизни. Мать декабриста Кондратия Рылеева рассказывала, что ее сын мог умереть еще в детстве. Он заболел, и она молилась о его выздоровлении. Потом она узнала, что Господь хотел забрать ее сына к себе тогда, когда он был еще чист. Мать вымолила своего сына. Кондратий вырос, стал декабристом. Может быть, ты помнишь, что ждало его? Его ждала виселица.

     Приведя примеры из истории, высказав некоторые мысли о смерти, мы теперь должны с тобой сделать правильные выводы.

     Чтобы нам сделать правильные выводы, обратимся к Евангелию. В Евангелии приводятся слова Спасителя, сказанные по поводу ситуаций в чем-то напоминающих твою.

     «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13,1-5).

     Мы видим, что здесь не строятся версии. Здесь люди призываются к тому, чтобы обратить внимание на свое сердце. Здесь люди призываются к покаянию. Люди, видимо считали, что такая смерть постигла некоторых, потому что они были грешниками. Что же говорит Спаситель? «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

     Поэтому и мы не будем останавливаться на приведенных исторических примерах и некоторых мыслях о смерти. Приведя их, мы пойдем дальше. Мы войдем в твою жизнь.

     «Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

     Пусть это станет точкой отсчета для тебя. Ты не поступи подобно боярину, о котором было сказано выше. Ты не веди порочный образ жизни. Ты не откладывай покаяние на последние годы твое жизни, которых у тебя может и не быть. Живи праведно и по - совести. Это вывод первый.

     Второй вывод заключается в том, что ты можешь помочь умершим. Можно не гадать, не строить предположений о том, почему они умерли. Можно просто помочь им, если в загробном мире им тяжело. Первый шаг к этому ты можешь сделать, если доведешь до сердца вывод первый.  

     Если твоя жизнь до сего дня могла быть названа порочной, то приложи усилие, чтобы изменить ее. Не только ты тогда можешь получить милость от Господа, но и твои усопшие родственники.

     Старец Паисий Святогорец говорит, что, если человек живет праведно, то его умершие предки получают облегчение. «Полезнее, чем все поминовения и заупокойные службы, которые мы можем совершить за усопших, будет наша внимательная жизнь, та борьба, которую мы совершаем ради того, чтобы отсечь свои недостатки и очистить душу. Ведь результатом нашей свободы от вещей материальных и от душевных страстей будет не только то, что сами мы почувствуем облегчение. Облегчение получат и усопшие праотцы всего нашего рода. Усопшие испытывают радость, если их потомок живёт с Богом. Если мы не находимся в добром духовном состоянии, то наши усопшие родители, дед и прадед, все наши предки страдают. “Посмотри-ка, как живёт наш потомок!” — говорят они и расстраиваются. Однако, если мы находимся в добром духовном устроении, они радуются, потому что были сотрудниками Бога в нашем рождении и Бог некоторым образом обязан им помочь. То есть усопшим доставит радость, если мы предпримем подвиг и постараемся благоугодить Богу своей жизнью. Поступая так, мы встретимся с нашими усопшими в Раю, и все вместе будем жить в жизни вечной[3]».

     Люди, умершие внезапной смертью, не имевшие возможности покаяться, еще могут быть помилованы по молитвам тех, кто остался живых.

     Молись за них. Подавай записки с их именами для поминовения на Литургии (или, что то же, - на Проскомидии). Мертвые не могут причащаться, вступать в общение с Господом посредством Причастия. Но если их имена поминаются на Литургии, то, говорят, чот они как бы причащаются. Частицы, которые вынимаются из просфоры за их души, в конце Литургии опускаются в Кровь Христову. Священник при этом молится о том, чтобы Господь честной Своею Кровию и молитвами святых омыл грехи тех, кого поминали на Литургии.

     Может быть, какое-то беспокойство, связанное с этими смертями, ты ощущаешь вполне обоснованно. Если люди в этой жизни не стремились к богоугождению, а желали удовлетворять только свои страсти, то, возможно, их загробная участь очень печальна. Если мы связаны с этими людьми родственными или другими узами, то мы можем ощущать  безысходность их состояния. Состояние их внутреннего томления может как бы передаваться и нам. Ведь бывает же так, что мать болеет сердцем за сына, который умирает на фронте. Если же человек стремился к Богу, делал много добрых дел, много молился, то при его отпевании люди могут чувствовать радость. Окружающие чувствуют, что этот человек идет к блаженству. Все внутренне радуются за него. Мало кому приходит в голову лить слезы.

     Ты точно знаешь о том, что умершие жили не по заповедям Божиим? Не останавливайся на этом знании, которое тебе не дает ничего кроме душевного томления. Если желаешь, сделай хоть что-то для этих людей. Если за этих людей будут принесены молитва и милостыня, то станет легче и им и тебе. Если ты начнешь менять свою жизнь в лучшую сторону, то, может быть, свет утешения прольется в твою душу. Мрак исчезает, когда появляются первые лучи восходящего солнца. Пусть свет Христов осветит и освятит тебя!

     Пусть пробудившееся желание узнать, почему умирали твои родственники, станет для тебя началом новой прекрасной и счастливой жизни. Возможно, тебе и не нужно знать, по какой причине они умирали. Тебе важно знать то, что ты можешь помочь им.

     И это знание твердо и истинно.


[1] Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896. Рассказы из истории русской церкви. -Сортавала [О. Валаам] : Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 1991. С.492.

[2] Толстой, Михаил Владимирович. Указ. соч. С.502.

[3] Паисий Святогорец. Семейная жизнь / Пер. греческого иеромонаха Доримедонта. - М.: Святая гора, 2008. С.303.