Смерть. Девушке, испытавшей потрясение после смерти друга
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Вы говорите, что умер Ваш друг, и это причиняет Вам огромную боль. Вы относились к нему, как к сыну. Сейчас же хотите забыть о нем

     Для чего же забывать о нем? Может быть, этого не нужно делать? К тому же сделать это просто не получится. Мы были бы, возможно, и рады, если бы смогли отказаться от наших мыслей и ощущений, если бы смогли перестать существовать и мыслить. Но сделать это не в наших силах.

     Бывает так, что человек совершил грех, и воспоминание о совершенном жжет и мучает его. И как он ни старается, забыть об этом грехе он не может.

     Человеку не надо пытаться оттолкнуть от себя или заглушить в себе это воспоминание. То, что было совершено, следует омыть покаянием. Покаявшись, человек может почувствовать, что он примирился с Богом. Он может почувствовать  радость и ощутить успокоение.

     Так и Вам не нужно пытаться оттолкнуть от себя мысли о Вашем друге. Своими силами изгладить его из своей памяти Вы не сможете. Да и незачем. Преподобный Силуан Афонский говорил, что если у нас возникла мысль об умершем и желание о нем помолиться, то, возможно, Господь хочет оказать милость этой душе и напоминает нам о ней, чтобы мы помолились о ней. Когда умирает человек, много грешивший в жизни, то души других людей, тех, кто был связан  какими-то узами с этим человеком, ощущают тяжесть, как бы муку. Они чувствуют то состояние, в котором на данный момент находится душа умершего. После его смерти они томятся вместе с ним. Если же умирает праведник, то люди ликуют. И на отпевании поются не только надгробные песнопения. Например, когда умер преподобный Серафим Саровский, то у всех была Пасха в душе, радость Воскресения. Люди чувствовали, что еще одним праведником на небе стало больше. Они чувствовали, что он вошел в блаженство, и радовались за него.

     Молитесь за своего друга, не отталкивай от себя память о нем. Это лучше, чем тяжело переживать. Читайте Псалтирь. Начиная с первой, читайте по одной кафизме в день. Если не можете читать по одной кафизме в день, то читайте  одну кафизму в течение трёх дней. Кафизма состоит из трех частей. После прочтения первой части обычно молятся за  духовного отца. После второй части молятся за живых, а после третьей поминают усопших. Если Вы будете читать Псалтирь, то это поможет  и Вам, и ему. Вы почувствуете умиротворение. Люди, которые не молятся, часто впадают в уныние. В душу врываются страсти, все перепутывается. Иногда даже человек бывает не в состоянии решить самый простой вопрос.

     Почему люди умирают? Смерть - это тайна. Господь предвидит жизнь человека. Представьте, что бросают камень вверх. И вот, этот камень в своем полете достигает наивысшей точки. Если так представить себе человеческую жизнь, то в этой наивысшей точке Господь забирает его из этой жизни. Это как бы кульминационный момент жизни человека.

     Имеется в виду не максимальное раскрытие творческих способностей человека, не время его наилучшей физической формы. Это момент наивысшей готовности  души  человека к вечной жизни, к Царствию Небесному. Возможно, Господь предвидит то, что после этой точки человек начнет развращаться, падать вниз. Он может начать становиться хуже. Чтобы этого не произошло, Господь забирает его из этой жизни. Возможно, эта мысль (а она истинна!) Вас хоть немного утешит. Если человек принимает истину, то она отзывается в его сердце миром, тишиной и радостью. Если человек усваивает мысль ложную, то она приносит его душе беспокойство, смущение и тревогу.

     Господь забирает детей, если в их жизни слишком много страданий. Часто в смерти детей виноваты мы, взрослые. Мы не даем им тепла. Они страдают. Бывает так, что Господь забирает детей, если видит, что они развратятся. Суды Божии – бездна! Всего  не охватить умом.

     В житии святого мученика Уара говорится о блаженной Клеопатре, которая почитала этого святого и молилась ему о своём сыне. К тому времени она договорилась, чтобы ее сын был устроен при царе. И вот, когда все собрались  и веселились по поводу высокого назначения, юноша внезапно умер. Блаженная Клеопатра стала укорять святого за то, что так жестоко с ней поступил. Мученик явился к ней и сказал, что она зря его укоряет. Он сказал, что он сделал так, как просила Клеопатра. Она просила найти место сыну около царя, и он нашел его - при Царе Небесном. Когда Вы будете читать это житие, то, надеюсь, утешение коснется Вашего сердца, потому что Вы почувствуете истинность этих слов.

     Стоит также почитать жизнеописание святого праведного Алексея (Мечева). Он очень горевал после смерти своей жены, хотя был уже в ту пору благодатным старцем. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, желая помочь ему, посоветовал отцу Алексею войти в нужды народа, выйти навстречу людям. Тогда его собственное горе растворится в людском горе и не покажется ему таким огромным. После этого совета жизнь святого праведного Алексия изменилась. По силе своей совершайте дела милосердия, помогайте другим людям. Возможно, жертвуя, Вы найдете успокоение.

     Архимандрит Тихон (Агриков) рассказывал об одной женщине, у которой убили мужа. Его изуродовали почти до неузнаваемости. Смерть мужа причинила женщине невообразимое мучение. Она была буквально убита горем. До этого времени у нее все никак не получалось приучить себя читать  Евангелие по одной главе каждый день. Но после случившегося она «не находила себе покоя больше ни в чем, как в чтении Святого Евангелия. Она поняла, что всякое земное счастье мимолетно, изменчиво, непостоянно. И до самой своей смерти она читала Евангелие ежедневно. А если позволяло время, то несколько раз в день»[1].

     Молитесь. Читайте Евангелие. Может и Ваше сердце ощутит покой. Если бы после смерти человек просто распадался на атомы, то Ваша скорбь имела бы хоть какой-то смысл, ибо любимый человек оказался вычеркнутым из книги жизни. Но это не так! Он остался. После смерти мы все встретимся и друг друга узнаем. Другой вопрос, где встретимся? Главное, чтобы встретились там, где нужно - в райских селениях Отца Небесного. Но чтобы это произошло, молитесь.

     Не надо забывать о друге. Лучше будет, если Вы будете помнить о нем всю жизнь. Заказывайте за него сорокоусты. Закончится один - заказывайте другой. Молитесь за него и, возможно, Господь умилосердится над вами, и вы встретитесь в Царствии Небесном.


[1] Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания: в 3 ч. Пермь, 1998. Ч.1. С. 88.