Вера. Вера. С чего начать христианскую жизнь?
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2021.



Первые шаги к Воцерковлению – любовь и искренность, книги, Таинства и возможные Искушения. В Исповеди человек очищается (поступки прошлого перестают быть определяющими для дальнейшего поведения), а в Таинстве Причастия вступает в теснейшее общение с Богом. Не участвующий в Таинствах человек, не может очистить свою душу.

Вам уже много лет и крещены в детстве, но очень мало знаете о христианской жизни. В стране, где Вы провели свою молодость, было мало христианских храмов. И сейчас, живя в другой стране и имея возможность посещать храм, Вы не знаете, как себя вести в нем.

Конкретного вопроса у вас нет, но сама ситуация, в которой Вы оказались, ставит знак вопроса.

Стоит отметить, что посещением храма жизнь христианина не ограничивается. Многие люди посещают воскресную службу (она начинается в субботу вечером). Если Вы хотите жить по-христиански, необходимо понимать, что не только по воскресеньям, но и в остальные дни недели Вы должны жить по Евангельским заповедям.

Ответ на Вашу ситуацию можно составить из четырех пунктов. Данный ответ будет немногословным. Более подробный ответ в одноименной статье «С чего начать христианскую жизнь».

 «Почему мы иногда говорим: “В этом человеке есть Бог”? Не потому, что он прочитал все каноны и ничего не кушает, а потому что в нем есть любовь, в нем есть сострадание, потому что он всегда найдет нужное слово, в глазах у него есть свет, и он им делится. У него сердце смиренное, сокрушенное, и он ни в коем случае не обличит и не оттолкнет грешного человека, которому хочется, чтобы его тоже поняли, полюбили, чтобы в нем тоже увидели красоту»

Прот. Андрей Лемешонок. Путь к Воскресению. Пост и Пасха
Свято Елисаветинский женский монастырь в г. Минске, 2015

1. Искренность и любовь.

Вы говорите, что многого не знаете, например, как вести себя в храме. Но важнее сохранить искренность и любовь. Имея эти два качества в своем арсенале, есть надежда, что со временем с Божией помощью Вы найдете те знания, которые помогут в дальнейшем развитии.

В качестве примера – общение с детьми. Не все родители читали книги о воспитании, и, наверное, многого о воспитании не знают, но если у них есть искренность и подлинная любовь по отношению к детям, то эта они помогают найти правильный путь общения. Вот, ребенок сказал нечто обидное для родителей. Родитель (незаметно для себя) ослепляется самолюбием и хочет, «отомстить» ребенку, проявив свою власть. Месть может скрываться под видом заботы о ребенке – давление, запрет на занятие любимым делом. Но любовь в сердце родителя поможет почувствовать, что сейчас он совершает ошибку. Тогда он останавливается и не говорит тех слов, которые хотел сказать. Конечно, запреты нужны, но любовь подскажет, когда запреты уместны, а когда уязвленное самолюбие прикрывает запрет каким-то благовидным предлогом. Любовь побудит пресечь капризность в ребенке. Капризный ребенок с трудом общается со сверстниками, в последствии и с трудом создает семью. Есть большой риск остаться одиноким. Любящие и желающие блага родители ограничат стремление ребенка бесконтрольно реализовывать свои хаотичные желания. «Любовь не ошибается» – широко известное выражение

В Евангелии есть такие слова «если кто любит меня заповеди моя соблюдет», «по тому знают, что вы мои ученики, если любовь имеете между собою».

Если Вы будете иметь любовь, то в Вас никогда не умрет внимание к словам других людей. Со временем прислушиваясь к другим людям, вы узнаете о существовании хороших книг, из которых почерпнете сведения расширяющие кругозор в отношении Христианства.

2. Книги

Человек так устроен, что необходимое для жизни он получает со вне. Знания, помогающие нам в духовном отношении, по крайней мере, на первых порах, мы также получаем со вне – из книг (на данный момент не рассматривает ситуацию, при которой человек, стяжавший определенные духовные дары, получает просвещение иным образом). В наставлениях преподобного Макария Великого в первом томе книги «Добротолюбие» так говорится об этом: «Бог, сотворив тело …устроил, что все необходимое для жизни заимствует оно со вне, и невозможно телу жить без того, что вне его существует, то есть без пищи, без пития, без одежд. … Таким же образом и … не из собственнаго своего естества, но от Божества … восприемлет духовную пищу, и духовное питие, и небесныя одеяния, что и составляет истинную жизнь души».

Только совершенные люди могут ограничиться чтением Евангелия, как писал святитель Игнатий Брянчанинов. Комментируя его слова можно сказать, что эти люди в результате многолетнего обучения, прочитав, множество книг и опытно пройдя написанное в них, сами стали учителями. Чтение Священного Писания оживляет целые пласты знаний. Накопленный опыт позволяет глубже понимать само Евангелие.

Как найти хорошие книги? Стоит прислушаться к рекомендациям опытных людей. В качестве аналогии – подбор эффективных упражнений для позвоночника. Человек заходит в интернет, и делает запрос. Получает много ответов, но изучить все у него нет возможности. А опытный собеседник (который имел такую же травму) может в течение нескольких минут поделиться своим опытом.

Для начала порекомендую Вам две книги: первая – «Отец Арсений».

Эта книга издается в двух вариантах: усеченном и полном. Не пугайтесь объема книги. В ней Вы найдете ответы на многие вопросы.

В этой книге приведены автобиографические рассказы о людях, живших в тяжелейшие годы гонения на верующих людей и военные годы. Книга начинается с описания пребывания отца Арсения в советском концентрационном лагере. После освобождения он поселился по адресу, который дал человек отбывавший срок вместе с ним. Стали возможны встречи с духовными чадами. Многих из них он просил описать историю своей жизни и своего прихода к христианству.

Вторая книга – «Победить свое прошлое: исповедь – начало новой жизни». В ней Вы прочтете, как подготовиться к исповеди.

Более подробно о книгах см. в тексте «КНИГИ: Как, что, по какой теме почитать с целью формирования христианской картины мира» (список книг и источников, упоминавшихся в одноименной беседе (в 2-х частях) иеромонаха Прокопия)». Комментарии к списку книг, приведенного в тексте, даются в двух беседах с одноименным названием.

3. Участие в таинствах.

Вопрос начала христианской жизни тесно связан с участием в Таинствах. Здесь будет упомянуто только о двух из них – Исповедь и Причастие. Многие годы Вы жили без этих Таинств, и сейчас пришло время подготовиться к ним.

Причащению предшествует исповедь. В Исповеди человек очищается, а в Таинстве Причастия вступает в теснейшее общение с Богом.

К первой в Вашей жизни исповеди лучше хорошо подготовиться. Нужно припомнить все, чем согрешили с детского возраста по настоящее время. В дальнейшем Вы будете исповедоваться только в том, что совершили уже после этой исповеди. Мы верим, что Господь прощает нам наши грехи, поэтому повторять исповеданные грехи не нужно. Нужно понимать, что в Православной церкви не отпускаются грехи тем, кто не желает исправляться. В книге «”Победить свое прошлое”: Исповедь – начало новой жизни» (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/) Вы найдете более развернутое объяснение тех вопросов, которые здесь будут освещены кратко.

Что такое прощение грехов?

Если человек решается изменить свою жизнь, перестать делать зло и начать творить добро, то он совершает поворот на 180 градусов. Поступки прошлого перестают быть определяющими для дальнейшего поведения. Допустим, человек вырос в воровской среде и считал для себя почетным дерзкое преступное поведение. Подобные установки вместе с преступными навыками толкали его на новые противозаконные деяния. Понятно, что человеку не удастся сразу освободиться от своих дурных привычек. Трудно мгновенно бросить курить, употреблять алкоголь, ругаться матом.

Как же исповедоваться, если не получается оставить после исповеди эти вредные привычки? Действительно, исповедуясь, мы должны положить в своем сердце твердое решение никогда не повторять греха. Некоторые привычки прочно вошли в нашу природу, и пройдут годы, прежде чем они с помощью благодати Божией будут выкорчеваны из нашей жизни. Но, если человек исповедуется с твердым намерением больше не грешить, а потом по немощи впадает во грех, то исповедь такого человека принимается. Ведь человек борется.

Возможна другая ситуация. Человек исповедуется без желания бороться со своими страстями. Один человек продавал товары, убивающие других людей. Исповедовал грех, а после исповеди продолжал свою деятельность. Прощается ли такому человеку грех?

Святителю Феофану Затворнику принадлежит следующая мысль: священник во время исповеди говорит: прощаю и разрешаю, Бог может сказать: а Я осуждаю.

Говоря о прощении грехов, речь не идет о перечислении грехов с холодным сердцем, без желания измениться. Освобождение от греха, человек переживает опытно. На него давила глыба, но вот человек освобождается от нее. Во время исповеди Благодать невидимо снимает эту ношу.

К первой исповеди нужно готовиться не спеша, предельно серьезной. Но и затягивать нельзя.

Во время подготовки человек переживает все свою прошлую жизнь. В конце книги «Победить свое прошлое» приведен рассказ блаженной Феодоры о мытарствах. Мытарства – своего рода «таможни», которые душа проходит после смерти. Их описано 20. На каждой заставе испытывается особый вид греха. Образы, которые в духовных книгах даются в отношении жизни вечной, используются применительно к их уровню понимания. Одному Святому ангел поведал, что все описания, относящееся к загробной жизни, стоит принимать как слабые тени того, что будет на самом деле.

В качестве примера можно указать на такие грехи против ближнего, как призрение, унижение. Человек вспоминает, кого он обидел, унизил, над кем насмехался. Когда человек ставит определенную задачу, то разум начинает перебирать прошлое в отношении определенной заданной темы. Вспоминаются случаи наиболее весомые.

Вспоминая все, что Вас тяготит, уже дома будете каяться и просить прощения у Бога. Например, человек скажет на исповеди – много дрался, но под этой формулировкой стоят многие случаи, в которых он раскаялся.

Не участвующий в Таинствах человек, не может очистить свою душу. Вот, человек, совершивший преступление, хочет скрыть его и начинает лгать. Ложь вышла наружу, и было совершено новое преступление, чтобы утаить произошедшее. На первое преступление нанизываются следующие. За годы душа человека огрубела и даже если в зрелом возрасте он осознает всю свою неправоту, одного осознания мало. Воздействие на человека благодати Божией (полученной в Таинстве исповеди) мгновенно возвращает человека в состояние чистоты и не поврежденности, в котором он находился до совершенных им деяний.

После очищения в Таинстве исповеди, человек приступает к Таинству Причащения. Оно совершается во время Литургии. Христиане верят, что хлеб и вино прилагаются в Тело и Кровь Христову. Сам Господь наш Иисус Христос преподал своим ученикам (как сказано в Евангелии) хлеб и вино, сказав, что преподает Свое Тело и Свою Кровь, и это не самовнушение.

Серьезная подготовка к Таинству Причащения позволяет ощутить после Причастия, как в душе разливается покой. Подобного покоя нельзя достичь самовнушением.

Начните с Причастия хотя бы один раз в год. Перед Таинством необходимо три дня воздерживаться от пищи животного происхождения. Пост помогает настроиться на молитву и размышления о духовных вопросах. Перед Причастием (в субботу вечером) христиане читают Правило ко святому Причащению. Желательно прочитать три Канона с Акафистом. Можно прочесть в один день все или читать постепенно. В понедельник канон покаянный Иисусу Христу, во вторник канон молебный Божией Матери, в среду канон ко Ангелу Хранителю, в четверг акафист Иисусу Христу или Божией матери.

4. Искушения

Люди, посещающие храм, встречаются с искушениями. Например, могут услышать, увидеть то, что их смутит, и вот человек перестает ходить в храм. Исповедуясь помните – Вы исповедуетесь перед Богом, Таинство совершает Сам Господь. Священник является лишь исполнителем, которому церковь доверяет совершение Таинства.

Протоиерей Димитрий Смирнов, отвечая на вопрос человеку, переставшему ходить в храм из-за обиды, сказал: однажды в булочной не продали хлеб, так что же мне хлеба всю жизнь не есть.

Следует разделять собственно Таинство и духовный совет. Исповедаться и причащаться Вы можете у любого священника, а вот советоваться о своей жизни нужно только с тем, кому доверяете, кому готово открыться Ваше сердце. У корабля должен быть один капитан.

Вот несколько пунктов, на которые стоит обратить внимание. Обдумайте и начните их реализовывать. В дальнейшем станут очевидны и другие направления для развития.