Гордость. О гордости и тщеславии
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  16.08.2021.



Жизнь, нацеленная на реализацию тщеславия, порождает подобные (тщеславные) мысли. Страсти побеждаются через развитие противоположных добродетелей. Не борьба со злом, а стремление к добру приводит к угасанию зла. Измениться должна жизнь в целом.

Суть Вашего вопроса можно выразить в следующем предложении – «Как бороться с гордостью и тщеславием?» Вы пишите, что не можете разобраться в себе, а это мешает борьбе с гордостью и высокоумием. Считаете, что смотрите на людей свысока. Вы стараетесь (насколько это возможно) быть внимательным, уступать, прощать, помогать, не перебивать и первым извиняться. Реализуя эти подходы в жизни, Вас посещают гордые мысли – Вы человек хороший и доброе дело сделали, лучше других разбираетесь в чем-то. Эти помыслы выбивают из колеи, расстраивают. Будет ли правильно думать, что, обладая знаниями и возможностью помогать людям, Вы реализуетесь как человек?

Только при целостном изменении жизни у человека появляется возможность преодолеть свою главную проблему (см. раздел «Ответы пастыря» – письмо «Человеку, который начал слышать голоса»).

Применительно к Вашему случаю: если различные аспекты жизни нацелены на реализацию тщеславия, то, естественно, подобные (тщеславные) мысли будут возникать. Для борьбы с ними необходимо пересмотреть и сторону бытия, приводящую эти мысли в движение.

Пример: приходит тщеславная мысль. Вы пытаетесь преодолеть ее, но не замечаете, что в своей жизни реализуете тщеславную модель поведения. Предположим, в социальных сетях Вы демонстрируете себя прогрессивным, деятельным, хорошим, смелым, общительным. Если продолжать в том же духе, то от борьбы с тщеславными мыслями Вы к покою не придете.

Отсюда первый вывод: чтобы не осаждали тщеславные мысли, измениться должна жизнь в целом. Пересмотрите свое отношение к новым вещам. Если приобретать вещи функциональные, полезные, то тщеславных мыслей станет меньше. Приобретение новых вещей ради своего самолюбия, подстегнет и появление тщеславных мыслей.

Поменяйте свое отношение к разговорам. Диалог по делу уменьшает количество тщеславных мыслей. По делу, не значит говорить исключительно о работе. Если хотите кого-то поддержать, поговорить о чем-то важном для Вас и для других людей, то говорите по делу. Разговоры часами, о том, что напрямую не связано с Вашей личностью, а также с личностью собеседника – вряд ли можно отнести к нужной нам категории.

Священник Александр (Ельчанинов) в своей статье «Демонская твердыня. О гордости» называет празднословие «самообнаружением тщеславного». Работа не велика по объему, но очень ёмка по содержанию. Чтение этой статьи может привести к пониманию, зачем вообще бороться с тщеславием: тщеславие на определенном этапе своего развития перерастает в гордость.

Для гордого человека характерно некритичное отношение к собственным мыслям. Такой человек начинает вмешиваться в жизнь близких, навязывать свои советы, что вызывает сопротивление. Возникает конфликтная ситуация. Подлинных причин возникновения конфликта, гордый понять не способен. Если человек не преодолевает гордости, то она (гордость) подчиняет и уничтожает.

Священник Александр (Ельчанинов) пишет, что гордый сталкивается с поражением на всех фронтах – тревожность, тоска, мрак, одиночество и отчаяние. Он разрывает не только свои отношения с людьми, но и (на определенном этапе) свое общение с Богом.

Как же преодолеть эту болезнь? Ответ по мысли священника Александра (Ельчанинова) вытекает из сущности вопроса: любовь и послушание по ступенькам. Прочитав статью, Вы поймете, что это означает.

Мысли о последствиях гордости приведены в цикле бесед «Искра жизни: Свет, сумерки, тьма» (сайт Соловецкого монастыря – «Пастырская страничка» – «Беседы о проблемах личности»).

В настоящем же ответе уместнее разобрать не последствия развития гордости, а путь борьбы с гордостью и с тщеславием.

Допустим Вам удалось в исполнении важное дело. Как только Вы заметили, что рождаются гордые, тщеславные мысли – сразу противопоставьте другую: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу, о милости Твоей и истине Твоей» (Пс113. 9). Эти слова Вы можете применить к себе, используя в единственном числе.

Один духовник на вопрос о смирении ответил следующим образом: Перед Богом мы все равны. Одному даны, может быть, большие дарования, но с другой стороны с этого человека и взыщется больше. Другому человеку может быть дано меньше, но с него и взыщется меньше. В итоге мы оказываемся равными друг перед другом.

Сщмч. Илариону (Троицкому) принадлежит мысль, что дарования даны нам не ради нас самих, но ради других. Подробнее о взглядах сщмч. Илариона (Троицкого) изложено в статье «“Путь заповедей Твоих текох”: О выходе из состояния ‘тирании мозга” и преодолении того, что толкает человека к алкоголю» в главе «Не преображённая природа и учение святого священномученика Илариона (Троицкого)».

Необходимо помнить, что по учению святых Отцов, страсти побеждаются через развитие противоположных добродетелей. Не борьба со злом, а стремление к добру приводит к угасанию зла. В терминах нейрофизиологии эта мысль может быть выражена следующим образом: Необходимо тормозить в себе страстные импульсы и восстанавливать в своем сознании Евангельский образ мыслей.

Из материалов, размещенных на сайте Соловецкого монастыря, к данному вопросу относится статья «Обращение к полноте (ч. 3)». Речь ведется о борьбе с зацикленностью человека на собственных желаниях и ощущениях, реализующейся через устремленность к любви.

В статье «О развитии монашества, о теории “созависимости” и о прочих психологических подходах к решению личностных проблем» поднят вопрос о преодолении самости, озвучены некоторые мысли касательно восстановления монашества. В работе упоминается старец Иерофей Дидаскала. Даже став совершенным аскетом, благодати в своей душе он не ощущал. Для устранения этой преграды, старец чувствовал необходимость в преодолении гордых представлений о жизни.

Старец Иерофей обучал учеников отсечению собственной воли. По мнению старца, страстные движения души являются привычными реакциями падшего естества. Старец Иерофей ставил перед собой цель – обрезать страстные ростки в послушниках, прежде чем в недрах сердца они перерастут в привычки и переключат на себя механизмы восприятия души. Старец стремился освободить послушников от мирского мудрования, привычных, ложных страстных откликов ума. Он пытался помочь послушникам переключить душу на нетленную, вечную, иную жизнь, научить ум реагировать на все иначе – молитвой.

Как эти мысли можно применить к данному вопросу? В результате светской деятельности, успеха в бизнесе у Вас сформировались некие типы реакций на происходящее. Возможно, Вы уже и сами не замечаете, что относитесь к реальности, людям с горделивых и тщеславных позиций. Необходимо внимательно бдеть над своими мыслями. С Божией помощью со временем сформируются новые навыки, новые типы реакции.

Пример. Вас похвалили на работе или, наоборот, Ваше предложение не было принято. Эти и подобные ситуации вызывают определенные отклики ума. Характер мыслей обусловлен всем течением нашей предыдущей жизни. Соответственно, чтобы характер откликов у вас стал более приближен к Евангельскому мировоззрению, течение вашей жизни должно быть изменено.

Необходимо понимать цель борьбы с себялюбием. В книге Корнаракиса Иоанна “Тарсо, Христа ради юродивая” приведена следующая мысль – Тарсо, боролась с тем, что в ее личности было приземленным и искаженным демонами. Через подвижническую брань, человек дает возможность Христу войти в его личность.

Другими словами, тщеславие и гордость, словно сорняки и колючки мешающие развиться добродетелям человека. Когда человек побеждает тщеславие и гордость, у него высвобождается все лучшее, на что он способен.

Конечно, в кратком письме, такую обширную тему, как борьба с гордостью, не озвучишь полностью. Преподобный Силуан Афонский советовал просить, чтобы Господь дал долгих лет жизни, чтобы у человека было время преодолеть гордость.

Человек должен однажды встать на путь борьбы с гордостью. В результате шествия по этому пути, появляется опыт, формируется представления о жизни, расширяется видение вопроса, под новым углом воспринимаются мысли о преодолении гордости и стяжании смирения в трудах святых Отцов.