Зависимость. Зависимость. Чем помочь зависимому человеку
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  17.08.2021.



Несколько этапов в жизни человека сопровождаются отсутствием новой информации, а вследствие этого отстраненностью, обособленностью. Из стагнации родителей иногда вырывают дети, их проблемы.

Человек формирует в себе то внутреннее состояние, которое станет его достоянием в Жизни Вечной.

Вы писали о родственниках, у которых замечаете употребление алкоголя. Просите молитв о них, чтобы снять с них это увлечение.

Нельзя сказать, что увлечения, толкающие в пропасть, могут взять и каким-то образом исчезнуть (нивелироваться). Такая постановка вопроса чем-то напоминает эзотерическо-магический взгляд на жизнь. Такая формулировка вопроса даже способна подтолкнуть к поиску колдунов и экстрасенсов вместо того, чтобы с Божией помощью искать выход из создавшегося положения, вдумываться в свою жизнь, читать книги, советоваться, молиться.

Вы спрашиваете, чем Вы лично можете помочь? Конечно, можно молиться. Если желаете, можете читать в течение 40 дней Акафист в честь иконы Божией Матери «Об избавлении от бед страждущих». Господь по молитвам Божией Матери может вразумить, повлиять на ситуацию.

Помочь людям, которых засасывает какая-либо зависимость, можно научившись рассматривать ситуацию на «кончиках пальцев». Другими словами, если человек ставит перед собой вопросы и стремится в своей жизни не только к приобретению материальных благ, то на своем уровне понимает, как работают духовные законы. Вы сами могли и не испытывать того, что замечаете в жизни родственников, но есть общие принципы духовного развития, актуальные для большинства людей.

Возможно, Вы не сможете дать ценные (действенные) советы по преодолению зависимости, но сказать человеку вовремя нужные ему слова, чтобы поддержать – можно и нужно.

Во-вторых, преодоление зависимости – это непростой процесс, да и ежедневные морализаторские речи мало что решают. Обретенный Вами внутренний мир будет содействовать обретению внутреннего мира и другому человеку.

В письме невозможно охватить всего, что в данном случае было бы необходимо. Информацию по данному вопросу можно почерпнуть из работ насельника Соловецкого монасыря иеромонаха Прокопия (Пащенко) о преодолении зависимого поведения (тексты размещены на сайте Соловецкого монастыря (раздел «Пастырская страничка», подраздел «Соловецкий листок»):

Преодоление зависимого поведения (Часть 1). Зависимым и их близким: лекции и тексты иеромонаха Прокопия (Пащенко).

Преодоление зависимого поведения (часть 2). Родственникам, близким

В первой части приведен краткий перечень материалов и некоторые основные идеи. Во второй части акцент сделан на тех, кто вынужден выстраивать отношения с зависимыми людьми.

В рамках проекта «Преодоление зависимого поведения» проведен цикл бесед «Проблемы преодоления зависимого поведения: Родственникам, родителям педагогам». Начиная с 3-го пункта в лекциях идет речь о близких и родственниках зависимого человека (лекции размещены на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности»).

Одна из основных мыслей, приводимых в цикле «Преодоление зависимого поведения. Родственникам, родителям, педагогам» – дети своими проблемами вырывают взрослых из своего рода стагнаций.

О чем идет речь? Люди, еще обучаясь в школе или на первых курсах институтов, стремились постичь что-то новое. Общение друг с другом не зависело от статуса и особенности людей (например, слабое зрение и пр.). Дети в школе еще способны протянуть руку помощи ребенку из другой социальной группы. Подрастая каждый из них замыкается на своих интересах эгоистически обособляясь. Как иллюстрация, следующее субъективное наблюдение. Школьники празднуют значимое событие. Множество гостей. Со временем количество социальных контактов уменьшается, в том числе и по причине устремлённости к эгоистической обособленности. Постепенно по разным причинам ­- обиды, признания кого-то «не нашими», не «нашей» социальной группы – семья (группа людей) теряет контакты, изолируется. Люди обособляются, не находят тем для разговора. Появление первенца в семье приходится на 20-ти летний возраст (начало периода эгоистического обособления). С рождением ребенка появляется новый круг дел и обязанностей, который вырывает из области собственных интересов. Эта деятельность дает человеку новые навыки.

 Первый этап обособления происходит на фоне получения образования и последующей работы молодого человека. Поток новой информации постепенно уменьшается. И вот рождение детей приносит свежую информационную струю в жизнь человека. Проходит и этот период. Дети становятся самостоятельными. В некоторых семьях возникают проблемы с детьми – приводы в полицию, алкоголь, наркотики. Родители обращаются за помощью в клиники, более состоятельные – отправляют за границу на лечение. Если результата нет, начинается полоса страданий, ломка всего уклада жизни.

Один человек, читавший лекции в реабилитационном центре, утверждал, что не видел счастливее людей, чем родителей, прошедших со своими детьми огонь и воду. Они пришли к истинным представлениям об основах жизни, на которые прежде не обращали внимания. Для многих родителей это время становится периодом духовного развития.

Один духовный автор сказал – если не хочешь страдать, то не греши, согрешив – кайся, либо всегда смиряйся.

Внешние обстоятельства структурируются таким образом, чтобы привести человека к тому устроению, развиваясь в котором, человек мог бы наследовать Жизнь Вечную.

 Духовные авторы понимали Жизнь Вечную как продолжение жизни настоящей. Человек формирует в себе то внутреннее состояние, которое станет его достоянием в Жизни Вечной. Если человек еще здесь стяжал в себе страсти (живет, завидуя, не имея мира, скрипя зубами от ненависти), то перейдя с этим внутренним багажом в Жизнь Вечную, не будет способен приобщиться к жизни в Боге. Такой человек открыт для перспективы вечного страдания.

 Эта мысль сопоставима с тем, что было сказано ранее про трясину быта. Люди живут в русле своего алгоритма. Ничего извне на ход их мышления не влияет (или влияет слабо). Происходит добровольное погружение в некую капсулу со своими теориями. Проблемы детей в таких случаях заставляют выйти из этой привычной капсулы – обратиться к людям, к Богу, начать духовную жизнь. Боль, пережитая в связи с поведением детей, заставляет родителей пересматривать свое поведение. Начинается прозрение. Приходит понимание, что без помощи Божией выйти из этого кризиса не получится.

Кризис, с точки зрения святителя Николая Сербского, переводится как Суд Божий (письмо 8 «Священнику К., о мировом кризисе» из книги святителя Николая Сербского «Миссионерские письма»). То есть критическая ситуация выявляет то, чем человек жил ранее. Ситуация с алкоголизмом и наркоманией выявляет, что опоры на духовные ценности у родителей не было.

Если родители сами не имеют устремлений, не имеют интересов в жизни, то не смогут увидеть и объяснить бесперспективность начинаний ребенка.

В книге Б.М. Теплова «Ум полководца» приведена мысль – полководец, понимая стратегию противника, предугадывает его действия и навязывает ему собственный ритм. Применительно к нашей теме эту мысль можно принять с поправками – не «навязать», а подсказать, помочь.

Если родители готовы признать в ребенке личность, которая заблудилась, но имеете свое собственное мнение и к чему-то стремиться, то войдя в жизнь чада, смогут помочь и направить его жизнь в перспективное русло. Момент готовности человека что-то услышать, нам неизвестен. Если связь между родителями и ребенком не прерывается; если родители стремятся к преображению собственной личности, то они смогут почувствовать этот момент и сказать нужные слова. Возможно, это позволит изменить родителям и собственную жизнь.