Семья. Семья. Пожилым супругам, которые считают, что перестают понимать друг друга
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  07.09.2021.



У человека с годами начинают сильнее проявляться доминирующие черты характера. Старея, человек становится менее активным и, соответственно, для него доступны все меньше факторов, отвлекающих его от созерцания состояния его души. Необходимо направить душевные силы не в строну болезни и неприятностей, а в сторону молитвы и внутренней жизни (с пользой для души).

После многих лет в браке (уже внуки появились) Вы часто конфликтуете между собой и высказываете мысль, что Вы слишком разные и в этом причина непонимания. Так же отмечаете, что с годами (с приближением старости) открываются проблемы, о которых и не предполагали.

Чем старше становится человек, тем сильнее его одолеваю страсти, если с ними не осуществляется борьба. Люди с годами становятся все более и более капризными, раздражительными, и дело здесь далеко не всегда в разности характеров.

У человека с годами начинают все сильнее проявляться доминирующие черты характера. Люди часто пребывают во власти мнения, что каждый человек может стать «хорошим» сам по себе, естественным образом, как трава вырастает сама по себе, не требуя ухода. На самом же деле, для того чтобы быть «хорошим» человеком, необходимо работать над собой, бороться с раздражительностью, тормозить ее в себе. Трудясь подобным образом, с Божией помощью, человек начинает видеть мир с других углов.

Если раздражительность одолевает, то можно бороться с ней с помощью молитвы от неприязни, которую советовал читать своим духовным чадам схиигумен Савва (Остапенко).

Особенности возраста – тоже не случайны, и имеют на себе печать Промысла Божия. Человек стареет, становится менее активным и, соответственно, для него доступны все меньше факторов, отвлекающих его от созерцания состояния его души. В «активные» годы человек занят решением «бесконечных» проблем. Но с годами волей-неволей активность падает, внимание ума не так сильно отвлекается на внешнее и наконец-то может обратиться внутрь. Правда, если человек, внимание которого обратилось внутрь не приходит к покаянию, участь его тяжела. В своей душе он видит отпечатки греха, которые ранее не замечал, а что с ними делать не знает (не знает, что есть Господь, Таинство Исповеди, в котором человек может примириться с Богом). Болезни же демонстрируют человеку, что все менее и менее его жизнь подконтрольна ему самому. При умножении немощей, если человек не чужд смирения и веры, он приходит к более глубокому пониманию, что «без Бога – ни до порога».

Болезни напоминает о том, насколько непрочно и недолговечна наша жизнь. Неприятности в плане здоровья можно использовать с пользой для души: мысли о болезнях направлять не в ту сторону отчаяния, а сторону молитвы, внутренней жизни.

Расширению представления по указанным вопросам помогут записи нескольких бесед, прошедших в Обители:

Сайт Соловецкого монастыря / Раздел «Пастырская страничка» / Подраздел «Беседы о проблемах личности»

А) Цикл «Обращение к полноте».

1.4 «Гнев. Осуждение. Обида»

Б) Вкладка «Отдельные темы».

Более подробно о гневе – в беседе «Гнев: причины возникновения, последствия развития, пути преодоления».

В) Вкладка отдельные темы.

Беседа «С чего начать христианскую жизнь» (на основе беседы есть одноименный текст.

***

Как только в уме появляются неприязненные мысли, нужно изо всех сил не давать им развиваться. Человеческим усилием это осуществить не возможно, но вот с помощью молитвы, с помощью Божией – дело возможное. Если включать свое внимание в поток этих мыслей, то они будут усиливаться, множиться, становиться все более и более агрессивными. Они начнут «пожирать» сознание, лишать мира.

Молитву схиигумена Саввы можно читать за делом, во время пути. Если нет возможности целовать крестик (люди рядом), то можно представлять, будто находишься перед Крестом. Но не рисовать в воображении, а настроиться так, будто стоишь перед Крестом.

Если сильно смущены, то можете в месте, где Вас никто не видит, сделать 3 земных поклона со словами «Господи, Иисусе Христие, Сыне Божий, помилуй нас». Под словом «нас» подразумевая себя и того, против кого испытывает недобрые чувства.

Если Ваше сердце смягчится, то ближний это почувствует, и его сердце может оттаять. Если человек, за которого молитесь не крещён, то последние слова («спаси меня его святыми молитвами») можно опустить.

Если мы имеем родственников или близких, которые страдают одержимостью, и мы будем молиться за них, ежедневно будем целовать за них свой крестик, то облегчим их состояние. Бывает, например, муж неверующий, или сын, или дочь, - это тоже называется одержимостью, потому что они одержимы духом неверия. Если мы будем за них молиться, будем целовать за них крестик со словами: «Господи, и меня спаси, и спаси мою дочь, мужа, брата моего (имя рек.)!», то наше сердце, сделавшись светлым от лучей благодатного света, исходящих от Креста, подаст их сердцу весть.

За своего обидчика надо даже крестик целовать и молиться такими словами: «Господи, Крестом Твоим удали от меня страсть неприязни, помоги мне полюбить своего обидчика. Спаси меня его святыми молитвами». А сердце сердцу весть подает, и он почувствует это. Цель – вытеснить из сердца злую силу (Старец схиигумен Савва (Остапенко) из Псково-Печерского монастыря.).

Комментарии к молитве от неприязни

Если чувствуете, что озлобляетесь, теряете любовь, то молитесь, чтобы Господь удалил от Вас страсть неприязни (вторая молитва), целуйте крестик. Встретив страждущего, можете воздохнуть о нем словами первой молитвы. Если прогневались и не можете успокоиться, то можете сделать в месте, где Вас никто не видит 3 земных поклона со словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», под слово «нас», разумея себя и того, на кого прогневались. Если Ваше сердце умиротвориться, то, может, просветиться сердце и другого человека.

Молитва от неприязни удобна тем, что не нужно держать в руках молитвослова, поэтому этой молитвой Вы можете молиться во время всех дел. Схиигумен Савва советовал «<…> припасть усердно к Богу с горячею молитвою об избавлении от мучительного недоброжелательного чувства и о насаждении, на место его, чувства любви и благожелательства. И сделать это не раз и не два, а продолжать так делать пока не умилосердится Господь, всегда готовый утишить всякую бурю, и пока чувство не изменится» (Савва (Остапеко), схиигум. Бисер духовный. Воспоминания духовных чад. Собрание духовных творений. Проповеди и наставления. Молитвы на всякую потребу. – М.: Трифонов Печенгский монастырь, 2004. С. 466).

Молитва о единстве

Господи Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грех мира, восходом Твоим на Голгофскую гору искупил еси ны от клятвы законныя и восставил еси Твой падший образ, на Кресте пречистии руце Твои прострый, да чада Божия расточенныя собереши воедино и низпосланием Пресвятаго Духа в соединение вся призвавый.

Ты убо Сый Отчее сияние, пред исходом Своим на сие великое мироискупительное священнодействие молился еси Отцу Твоему, да будем вси едино, якоже Ты един еси со Отцем и Духом Святым; даждь убо нам благодать и мудрость исполнить сию заповедь на всяк день и укрепи нас на подвиг тоя любве, юже заповедал еси нам рекий: “Да любите друг друга, якоже возлюбих вы”.

Духом Твоим Святым даждь нам силу смирятися друг пред другом, поминая, яко аще кто больше любит, той больше и смиряется; научи нас молитися друг за друга, нести тяготы друг друга в терпении и объедини нас союзом любве неразрушимыя о имени Твоем святем, даруя нам и зрети в коемжде брате и сестре нашей образ Твоея неизреченныя славы и не забыти страха Твоего.

Осени нашу обитель и покрый ее покровом Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих, благословляя и заступая коегождо зде живущих: (имена), сохраняя же нас от тлетворных помыслов, от неподобающих слов или движений сердечных, могущих разрушити мир и единомыслие, яко да созиждется обитель сия на камени евангельских Твоих заповедей местом молитвы, освящения и спасения ради нас самих и ради всех посещающих нас труждающихся и обремененных братьев и сестер наших, да обрящем вси покой и мир в Тебе, кротком и смиренном Царе нашем. Аминь.

Молитву о единстве можно читать в 22 часа. Если нет возможности читать в это время, то допустимо читать в другое, поминая тех, кто нуждается в единстве.