Сердце. Сердце. Спросившей об очищении сердца
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  29.08.2021.



Люди, противящиеся прилогам, греховным мыслям и поступкам, ежедневно помышляя о добродетели, и стремящиеся к ней, избавляются по Благодати от влияния на них худого образа мыслей. Вследствие развития добродетелей страсти изнемогают, им нелегко восстать на душу человека.

В своем письме Вы спрашиваете о чистом сердце. Вы прочитали слова святителя Николая Сербского, что можно только тогда говорить об очищенном сердце: «Когда воспоминания о совершенном грехе исчезнут». Эти слова Вы сопоставляете со словами преподобного Аввы Дорофея: «Не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но всѐ помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения», поучение 12). Вы спрашиваете, как же можно тогда говорить об очищении сердца, если память о грехах в сердце остается?

Отвечая на Ваш вопрос необходимо сказать, что под сердцем духовные авторы понимают вовсе не телесный орган. Старец Иосиф Ватопедский пишет: «Под словом сердце понимается вся личность человека в совокупности, которую иногда называют душой, а иногда умом, то есть всё то, что свойственно человеку — его предпочтения, качества, духовное состояние». По мысли старца Иосифа люди, противящиеся прилогам, греховным мыслям и поступкам, ежедневно помышляя о добродетели, и стремящиеся к ней, избавляются по Благодати от влияния на них худого образа мыслей. Такие люди побеждают грех, память о зле изглаживается из их мыслей. Старец Иосиф считает, что именно к таким людям относятся слова «Чистые сердцем». Такие люди способны зреть Бога и ощущать Его благодать.

Можно предположить, что Вы попытались искоренить свои недоумения посредством интеллектуальных размышлений. Святые наставники Православия призывают нас читать духовные книги деятельно, то есть не только читать, но и пытаться исполнять описанное на деле. Смысл наставлений человек начинает понимать только в том случае, если в его жизни присутствует стремление практически исполнять эти советы.

В Вашем случае важно осознать разницу между воспоминанием о грехе, который был в Вашей жизни, и сочувствием, присоединившемся к воспоминанию. Если, например, человек вспоминает о прегрешении, имевшем место в его жизни, но при этом ещё хочет повторить его, если его сердце загорается желанием этого греха, то такое сердце нельзя назвать чистым.

На этот счет можно прочитать «Слово 48-е» из книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». На вопрос о бесстрастии человеческом преподобный Исаак отмечает: «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя».

Вследствие развития добродетелей страсти изнемогают, им нелегко восстать на душу человека. Когда ум человека пребывает насыщенным размышлением «превосходнейшим нравов», когда напоен благодатными духовными переживаниями, то такой ум почти не ощущает действие худой, неразумной части души. То есть иными словами, когда ум человека напоен духовной жизнью, то действие страстей не оказывает на него разрушительного действия, они пребывают не активными.

«Долговременным навыком, – пишет преподобный Исаак, – изглаживаются в сердце их воспоминания, которыми возбуждаются в душе страсти, и упраздняется сила диавольской власти», и так как душа занята «иною заботою» (т.е. духовной жизнью), «сила страстей не может в своих когтях удерживать чувств её».

На тему очищения сердца можно прочитать в книге «Симфония» по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского в соответствующем разделе. Эта книга помещена на сайте azdyka.ru.

На сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседа о проблемах личности» размещены лекции «Остаться человеком (жизнь сердца): офисы, мегаполисы, концлагеря. Ч. 2». В этих лекциях рассказывается о том, каким образом происходит подавление личности человека и как этому процессу сопротивляться. В лекциях разбирается опыт новомучеников, в условиях внешнего давления концлагерей сохранивших способность к духовной жизни. Теме «Сердца» в лекции «Остаться человеком. Ч.2» отведено центральное значение. Если в человеке присутствует внутренняя жизнь, если он на практике реализует то, что святые отцы писали о трезвении, то таким человеком невозможно управлять. Так же можно ознакомиться с лекциями 24б-26.