Смерть. Смерть. Мать чувствует себя виновной в гибели ребенка, считает себя одержимой
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  30.08.2021.



Чувство вины в смерти близкого человека может иметь христианскую внешнюю окраску и не быть таковым по сути. Необходимо помнить о промысле Божием и свободном выборе человека. Взвешенное представление о феномене смерти, пережитый травматический опыт встраиваются в созданную в сознании картину мира, а переживания утратят свое травматическое жало.

После смерти дочери Вы стали мучиться. Уничтожающее чувство вины, вероятно, сделало Вас открытой для демонического воздействия.

На этот счет можно привести некоторые эпизоды из фильма Павла Лунгина «Остров». Это кино, но есть, моменты вполне сопоставимые с реальной жизнью. Помимо прочего, одна из героинь фильма – девушка, ставшая одержимой после гибели мужа на подводной лодке.

Можно предположить, что в результате депрессии, переживаемой вследствие смерти любимого человека, девушка могла впасть в состояние уныния, апатии.  Апатия страшна тем, что в моменты охваченности ею, в сознание человека вползают самые страшные, самые убийственные мысли. Когда человек охвачен такими страстями, как гнев, объедение, ненависть, хотя он и захвачен злом и внутренне горит, страдает, но сохраняет какую-то активность. Он способен в своей жизни что-то начать исправлять. Когда же человеком овладевает апатия, уныние, словно возникает некий паралич.

Здесь можно привести следующую аналогию: стрекоза, откладывая личинку, находит гусеницу и точным ударом поражает ее таким образом, что гусеница парализуется. Стрекоза откладывает личинку в гусеницу. Личинка, развиваясь начинает пожирать плоть гусеницы.  Гусеница же ничего не может поделать, т. к. она обездвижена.

Человек, парализованный унынием, даже понимая, что в нем происходят страшные процессы и изменения, не имеет сил противостоять им. Ему кажется, что у него просто нет ни на что сил. Чувство вины, возможно, связано с тем, что Вы привыкли уделять слишком большое внимание собственным мыслям. Вы зафиксировались на этой идее. В подобных случаях человек словно забывает о Промысле Божием.

Можно привести еще один пример. Пример касается одного известного священника, который жил в селе Жарки. Отец Нестор мечтал о мученическом венце.  Ему говорили, чтобы надежды его тщетны. Годы активных гонений на церковь закончились. Ему прочили «лямку» приходского священника на всю оставшуюся жизнь. Но он, все-таки, получил мученический венец (хотя и официально к лику Святых он не причислен).

В свое время он сам служил в вооруженных силах и знал проблемы военнослужащих изнутри. Батюшка мечтал построить дом, в котором ветераны могли бы получить лечение и отдохновение. Под реализацию он получил значительную сумму в виде благотворительного пожертвования, о чем узнали злоумышленники. Они убили священника.

Накануне своей смерти он звонил другу, другому священнику. Звонок был поздний, и батюшка попросил перенести разговор на другое время. Но другого времени не настало. После смерти отца Нестора батюшка сильно скорбел. Ему казалось, что если бы он тогда ответил на телефонный звонок, то трагедии бы не произошло. И как Господь исцелил его от чувства вины?

Батюшка был на отпевании о. Нестора из села Жарки. Когда выбирали место для захоронения, присутствующие стали ходить вокруг церкви и обсуждали, где капать место для могилы? После обсуждения одного места был вынесен вердикт – нет, не здесь. Снова искали и снова тот же вердикт – не здесь. В итоге место было выбрано. Наблюдая за поиском места для захоронения, священник вспомнил сон (Святые отцы заповедуют не доверять снам, о чем см. сочинения святителя Игнатия Брянчанинова «О сновидениях», помещенное в его книге «Приношение современному монашеству»; но в исключительных случаях моменты сны могут быть рассмотрены с очень большой осторожностью). Во сне он ходил с о. Нестором по тому же маршруту, по которому ходили присутствующие, выбирая место для могилы. Во сне он спрашивал о. Нестора, останавливаясь у какого-то места: вот здесь? Ответ был – нет, не здесь. У одного из предложенных мест о. Нестор сказал – да, здесь. Во сне выбор места не позиционировался, как поиск места для могилы. Но все точки, по которым священник проходил с о. Нестором совпали с теми точками, по которым он ходил сейчас с людьми, выбирающими место для захоронения. И тогда он понял, что в смерти о. Нестора был промысел Божий. Что изменить ничего было нельзя. Такова была воля Божия. После этого он успокоился. О. Нестор пошел к Господу, которого любил. Он сам мечтал о мученическом венце и, возможно, Господь дал ему получить желаемое.

Один духовник советовал трижды в день читать (на память во время дел) Пс 90 «Живый в помощи», если человек является мнительным. Мнительность, если сказать кратко, можно обозначить, как склонность человека верить своим домыслам и предположениям, наделять события своими толкованиями и верить в них. В этом псалме есть слова «Падет от страны твоея тысяща, и тьма одесную тебе, к тебе не приближится», т. е. пойдет с левой стороны твоей тысяча врагов, и десять тысяч (в данном случае «тьма» – это не темнота, а числовое обозначение). В одном из толкований на этот Псалом сказано, что гораздо большее искушение атакует человека под видом добра. Искушения, атакующие под видом зла, где-то понятны и человек отражает их, т. к. не хочет пить, курить, ругаться и др. Искушения, приходящие под видом добра, он не всегда способен различить и часто ими поражается.

Вам, возможно, пришла мысль, которая имела внешнюю окраску христианского смирения –  грехами своими Вы виноваты в смерти дочери. А зафиксировавшись на этом мысли, впали в состояние глубокой апатии и уныния. Уныние – страсть, разрушающая человека. Возможно, через эту мысль с окраской христианского смирения, дьявол и впустил в Вас свой яд, отравил и парализовал (как стрекоза, парализует гусеницу).

Ваша мысль, возможно, вовсе не смиренна. Если Вы целиком виноваты в смерти дочери, то, где же Вы помещаете промысел Божий, свободный выбор своей дочери и всех остальных людей? Гордость может выражаться не только в мании величия. Гордый человек ставит себя в центр мироздания. Этой страстью может быть охвачен и человек, внешне уничиженный.

Свойства гордости были широко раскрыты священником Александром Ельчаниновым в статье «Демонская твердыня (о гордости)». В состоянии охваченности гордостью, окружающий мир для человека меркнет.

За умершую дочь можете читать Псалтирь и ни в коем случае не принимайте мысль, что в ее смерти виноваты исключительно Вы.

Теме переживания опыта смерти посвящены лекции насельника Соловецкого монастыря иеромонаха Прокопия. Лекции включены в цикл «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» (см. пункты 7-8) и выложены на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности».

Лекции сопровождаются статьей с одноименным названием. Некоторые мысли о переживании опыта смерти изложены в части 2.1. Отдельное название части 2.1 – «Травматический опыт как некогда пережитая, воспроизводимая, изменяемая и преодолевая доминанта».

Желательно обогатить свой ум различными здоровыми представлениями о том, как Христиане переживают опыт смерти. Необходимо сформировать некое взвешенное представление о феномене смерти. Тогда опыт встроится в созданную в сознании картину мира, а переживания утратят свое травматическое жало.

Вспомните, как на Пасху читаются слова из Слова святителя Иоанна Златоуста, в котором он упоминает слова из послания святого апостола Павла: Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? (первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам).