Конфликты. Конфликты. В волонтерском движении – обиды, конфликты. Хочется открыть людям глаза
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  14.09.2021.



Чтобы доброе дело ради Христа шло, конечно, необходим Духовник. Конфликты в общении начинаются при отсутствии духовного руководства. Все недоразумения должны быть поводом для обсуждения, а сам процесс волонтерской деятельности обрести сотериологическое измерение, то есть измерение личного спасения (научиться владеть собой, стяжать любовь, преодолевать гнев, ярость, свои страсти).

Прокомментирую ситуацию с конфликтами на приходе. На приходе существует волонтерская община, реализующая проекты. В этом коллективе иногда зреют обиды, непонимание. Может возникнуть желание разрешить эти конфликты словами, открыть человеку глаза, что обиды – это детство, а жить по-взрослому – это жить без обид. Конечно, мысль правильная, но часто вызывает обратный эффект. Если выразить своими словами мысль одного духовного автора, то при лечении больных больше надо пользоваться пластырем, чем прижиганием.

В чем-то слова правильные, другой вопрос – насколько сказанные слова в лицо и прямым текстом, отзовутся пониманием у человека. Мы ранимы, легко выпадаем из «здорового» состояния. Здесь можно вспомнить одно из писем святителя Николая Сербского, адресованного монахине. Она считала, что говорит всем правду, обличает. Он писал (смысл передан своими словами) – Тебе кажется, что ты увидела правду о человеке, но ты не видела самой главной правды о нем, что он является Образом Божиим. Это духовнический дар – сквозь все наносное увидеть в человеке сердцевину его личности.

Обиженный человек иногда даже внушает омерзение, насмешку, презрение. И досадно тратить свое время, чтобы его претензии ублажать. Но с другой стороны, у человека слабость, он не понимает, обиделся, не хватает внутренних ресурсов ситуацию преодолеть. Может быть, его суждения и необоснованны, и выглядят нелепо. Но если сквозь внешние покровы проникнуть в человека, а себя притормозить, побороть, увидеть его душу, сердцевину, тогда можно вопрос (конфликт) разрешить. Может быть, человек устал, напуган, не понимает. Можно попытаться войти в ситуацию, разобрать ее. Надо помочь человеку расти. Даже если мы считаем его гадким утенком, можно не ставить ему это на вид, а попытаться помочь ему превратиться в лебедя. Так бывает, что найдется кто-то, кто в уничиженном, презренном состоянии человека начал ему помогать, разрешать ситуации. Постепенно начинает формироваться точка зрения, сила появляется все это преодолевать. Человек становится лебедем, а потом и нашим помощником.

На собственном примере знаем, что люди, не направленные к сердцевине личности, не вызывают у нас и желания прислушаться. Бывает необходимо выждать время, когда человек будет готов, открыт для понимания. В разговоре в двух словах сказать и то очень аккуратно, деликатно. Пусть многословно, но не вычурно, скорее по-детски. Не надо бояться. Деликатность заметна, ощутима – нам неловко, мы переживаем и не хотим расстроить, но все равно считаем должным сказать. И даже если наши слова будут чувствительны и попадут в больное место, в целом наша ласковая позиция смягчит удар.

В Обители были проведены беседы и опубликованы тексты о детях, трудных подростках «Родители и дети» часть 4.2 и 4.3 (речь идет о центре Василия Великого). Изменение поведения, мировоззрения достигается, если в течение какого-то времени идет работа, основанная на совместной деятельности с подростками. Педагоги находятся с ними в постоянном контакте, в условиях совместной деятельности. И тогда становится понятным что, как и когда сказать.

«Родители и дети». Часть 4.2
Развитие личности подростка и опыт центра свт. Василия Великого

«Родители и дети». Часть 4.3
«Опыт центра свт. Василия Великого, навыки и ядро педагогического процесса»

Так же и в данной ситуации. Испытывая сострадание к членам общины, входя в их положение, может сформироваться подход к решению конфликтов и трудных ситуаций. Неприемлема позиция мамы, которая раз в неделю появляется дома («мама – начальница») и из-за недостатка времени в основном проходится по недостаткам. Это далеко не единственный вариант. И при нехватке времени, если у человека есть любовь, даже несколько уделенных минут могут отогреть душу.

Возможно, играет роль твой опыт. Ты привыкла преодолевать трудности, привыкла стискивать зубы и идти против урагана. Но это не значит, что у всех людей есть такие навыки. Люди требуют сочувствия. Их надо выслушать. Как говорил Сергей Беликов руководитель реабилитационного центра «Соперное» (он говорил в отношении женщин зависимых, здесь имеет значение основная мысль, ведь в общине много девушек) – если женщина ищет помощь, то ведет себя иначе, чем мужчина. Мужчине важно услышать конструктивный ответ; женщине, чтобы ее выслушали. Выслушав ее до конца, часто отпадает надобность совета. Она уже чувствует облегчение. Она услышана. Она понята. Ей сопереживают. Бывает достаточно простых слов.

Вопрос сводится не столько к деятельности конкретно общины. Вопрос выходит в плоскость общечеловеческих отношений о построении отношений с людьми.

Реальная история, произошедшая со священником и молодым человеком, приехавшим в монастырь. Мама очень хотела, чтобы ее сын, живший в городе, комфорте, немного привык к труду и преодолел свою инфантильность. Он включился в рабочую деятельность, к которой не привык. Юноша оказался вдали от своих увлечений, привычного общения. Молодой человек подошел к священнику и пожаловался – тяжело, грустно. Тот же дал суровое наставление – если ты сейчас эту ситуацию не преодолеешь и уедешь, всегда будешь жалеть, что недотянул до идеала; будешь жалеть, что не проявил волевых качеств. Священник так же упомянул, что нужно бороться с трудностями, а не жаловаться маме. Это наставление молодого человека не очень воодушевило. Мама написала Священнику с просьбой о милосердии и сострадании к сыну. Батюшка вспомнил то время, когда он только воцерковлялся. Каким утешением были во время работы компот с булочкой, ласковое слово. Священник собрал в пакет печенюшек, халвы, конфеток, пришел на место работы молодого человека, подарил ему все эти сладости. Молодой человек воспрял духом, утешился, появились силы работать дальше.

Если подытожить. Конечно, конфликты в общении начинаются, когда нет духовного руководства. Чтобы доброе дело ради Христа шло, конечно, необходим духовник. Не всегда люди действуют со зла. Один, например, спешит домой, к маме, к детям, но тут член общины заболел и попросил его заменить. Идет нахлест с личными делами интересами. Или один другого не предупредил. Кто-то устал. Одному работы больше, а другому меньше. Или одному уделено больше внимания, чем другому. Все недоразумения должны быть поводом для обсуждения.

Игнатий Брянчанинов так рассуждал о послушании (он говорил о послушании в монастыре, но эти мысли применимы и здесь) – когда человек входит в послушание, он сталкивается с новыми для себя опытами. В контексте этих навыков он учится владеть собой, преодолевать свои страсти, привычки. Кто не прошел школу послушания, тот не может победить ни гнева, ни похоти.

Люди, вовлекаясь в совместную во Христе деятельность, встречаются со столкновениями интересов, обидами. Подобные всплески не стоит глушить, называть детским поведением. Это повод обсудить суть этих страстных движений. Как с ними бороться? Чтобы сам процесс волонтерской деятельности обретал сотериологическое измерение, то есть измерение личного спасения. Через эту деятельность люди учатся владеть собой, стяжать любовь, преодолевать гнев, ярость, свои страсти, чтобы через это они становились каким-то образом «светлее».

С такими людьми должна проводиться работа. Если нет возможности индивидуальной работы, хотя бы собираться время от времени и наболевшее высказывать. Но не в хаотичном порядке (когда устраивают буду, кричат друг на друга). На таком собрании необходимо присутствие и участие признанного авторитета. Либо это священник, либо уполномоченный от него. В женских монастырях – игуменья. Кто-то, кто может быть третейским судьей, кто мог бы подытожить, резюме вывести после многочисленных обсуждений.

Тогда у людей формируется понимание, что они услышаны. И даже если нет возможности просьбу человека сейчас удовлетворить, то все равно человек утешен. Он понимает, что от его проблемы не отмахнулись, его услышали, поняли, высказывают рефлексию на его просьбу. Люди взаимно смиряются, а общая обстановка умиротворяется.

При отсутствии обсуждений и подобной работы, маленькая обида разрастается, начинает дымить и превращается в пожар. Мелкие недосказанности, недопонимания нарастают, наслаиваются на мнительность (особенно у женщин развита способность додумывать ситуацию), превращаются в клубок противоречий.

Золотое правило – чтобы человек остался в обойме, не бросил свою деятельность, нужно помочь ему не довести уровень национального накала до пика. Две тревожных мысли в голове человек еще может снести в себе, терпеть. Но когда их становится больше, они перепутываются, взаимно друг друга усиливают, развивают. Получается ступор в голове, который человек без опыта преодолеть не может. Подобная ситуация часто разрешается в срыве. Человек покидает общину, в экспрессивном ключе слагает с себя деятельность и с конфликтом уходит.

На сайте Соловецкого монастыря опубликован текст на основе беседы о духовном руководстве. Он не повторяет беседы, а скорее дополняет ее. Если нет духовника, то остается искать, молиться и задавать вопросы. В книге Игнатия Брянчанинова «Приношение современному монашеству» есть глава «О жительстве по совету». Святитель предлагал советоваться с единомысленными. У кого-то одно возьмешь, у кого-то другое, сопоставляешь с Евангельской картиной мира.

«Духовное руководство: духовник и его слово в картине мира человека (часть 1)»

Если нет духовника, то можно проводить собрания время от времени. В идеале все Авва должен решать. На практике можно попробовать что-то улаживать самостоятельно. Если достигнуто решение, слава Богу. Если нет, то суть противоречий выносить на суд духовника.

Перед тобой нет задачи эту общину умиротворять. Ты можешь быть, как мать, сестра для этих девушек. Утешить, подбодрить. На себя большего и не брать, хотя бы это делать. Тебе будет польза, им будет польза. Если понимать для чего духовничество нужно, то, возможно, удастся двигаться самостоятельно.