Эзотерика. Эзотерика. Вопросившему, не мешает ли уход за болеющим ребенком развитию в любви и расширению сознания
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  04.11.2021.



Любовь, не выраженная на деле, не проявленная в конкретной ситуации, может оставаться не более чем фантазией. Без подвига нет подлинной любви. Для помощи ребенку – инвалиду необходимы навыки и соизмерение желания с реальными возможностями.

Вы ухаживаете за ребёнком-инвалидом. Возник вопрос - допустимо ли ухаживать за инвалидом, если эта деятельность отрывает от иной (как Вам кажется) великой деятельности. Вы ощущаете в себе некое призвание к публичным выступлениям, хотите создать семинарские курсы о любви и счастье. В Ваших планах расширение сознания и прочие подобные направления, которые ассоциируются с эзотерическим мышлением.

Любовь в Православии понимается предельно конкретно. Верующие ученые, в частности академик Ухтомский, подчеркивал, что параллельно с разговорами об абстрактной любви к человечеству, может наблюдаться полное пренебрежение к конкретному человеческому лицу, находящемуся рядом. Подобную мысль высказывал святитель Феофан Затворник в своей книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Он рассказывал о некоем господине, жившем ещё до революции. На одном из собраний высшего общества этот господин держал великолепную речь о гуманистических идеях, о любви к человечеству и так далее и тому подобное. Речь была принята присутствующими с восторгом, и вот этот господин возвращается домой и стучит в дверь. То ли слуга не сразу отворила, то ли господин был не в духе, но с порога он ткнул слугу кулаком в грудь. И святитель Феофан подчеркивал с иронией несоответствие тех речей, которые господин держал в обществе, с реальным поступком, совершенном в действительности.

Любовь, не выраженная на деле, не проявленная в конкретной ситуации, может оставаться не более чем фантазией. Первое столкновение с действительностью может выявить подлинное положение дел. Иными словами, человек сколь угодно долго может мнить о себе как о любвеобильном и преисполненном всяких благих помышлений христианине, но, если ежедневно он не возрастает в реальных делах любви, то при соприкосновении с реальной ситуацией (немощь ближнего, обида, необходимость самопожертвования), обнаружит нравственную червоточину, сокрытую за увесистым слоем собственных фантазий.

Если Вы хотите прийти к подлинной любви, то помощь человеку, с которым Вас свел промысл Божий, и поможет этой любви реализоваться. Необходимо учитывать, что подлинная любовь достигается через аскетическое усилие.

В книге «Аскетизм», рассказывающей о трудах известного русского мыслителя Леонтьева (принявшего в монашеском постриге имя Климент), приведены несколько мыслей о любви. В частности, речь шла о неразумных братьях некоего монастыря, которым настоятель предложил устав. Братья отвергли устав (они желали жить по любви) и изгнали настоятеля. Эти братья были неразумны и не понимали, что подлинная любовь достигается в том числе и через соблюдение устава. Мы ежедневно приходим в столкновение друг с другом (по причине совместно совершаемых работ или в связи с прочими обстоятельствами), и пока любовь в нас еще не раскрылась (как качество нашего сердца), нам нужно хотя бы друг друга терпеть, прощать обиды. Мы обиды друг другу наносим не специально, но уж так устроено, что случаются недоразумения. Прежде чем прийти к любви, нужно хотя бы подняться над этим уровнем проблем, научиться жить в мире со всеми.

В книге упомянуты два насельника Русского (что на Афоне) Пантелеимонова монастыря дореволюционного периода - схиигумена Иеронима (Соломенцева) и архимандрита Макария. Отношения этих двух священнослужителей отличались замечательным единством, достигнутым ими в результате долгих лет аскетической борьбы со своим самолюбием. Без подвига нет подлинной любви. Сейчас очень много в медийном пространстве публикуется постов и различных сообщений на тему любви, но часто за этими сообщениями скрывается только человеческое тщеславие. Человек в своих мечтах мнит о себе, что он обладает высокой духовностью. Ему кажется, что он стяжал многие добродетели (в том числе и любовью), ему не терпится поделиться информацией о своих успехах с ближними. Начинаются рассказы о любви к Богу, любви к окружающим людям, животных, но на первом месте здесь стоит вовсе не любовь, а некое тайное (может неосознаваемое человеком) упоение собственной персоной. От этого хотелось бы Вас предостеречь.

Использование таких фраз и оборотов, как «расширение сознания» и прочее указывает на эзотерический склад Вашего ума. Возможно, Вы и не занимаетесь эзотерикой, не читали никаких трудов по медитации и не практиковали её, но эзотерический дух свойственен Вашему мышлению.

Некое ощущение расширения сознания возникает иногда во время медитаций или употребления психоактивных веществ, но суть состоит в том, что это только ощущение, не подтвержденное реальными фактами.

Можно всю жизнь прожить в этих мечтах, мнить о себе как о господине с расширенным сознанием, но так и не приблизиться к подлинной любви, которая достигается только через конкретные поступки, направленные в сторону ближнего. Эти поступки требуют труда самоотвержения, даже борьбы с собой, борьбы с сожалением о потраченном времени. Мечты же достаются без труда, не требует усилий, но укрепляясь, мечты становятся частью натуры человека. На определенном этапе четкая грань между мечтами и реальностью стирается.

В аскетической литературе этот процесс описал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин во втором томе книги «Добротолюбие». В разделе «Борьба с духом тщеславия» представлен человек, охваченный духом тщеславия. Он погружается в свои мечты настолько, что перестает понимать подлинное положение дел - процессы, протекающие в реальности.

Из светских писателей последствия охваченности мыслью раскрыты Шарлем Бодлером в «Поэме о гашише». Бодлеру принадлежит одна очень тонкая психологическая зарисовка человека, охваченного тщеславием. Хотя автор и не называет это тщеславием, но его зарисовки, рассмотренные сквозь призму вышеуказанных творений преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, все-таки дают основание сопоставить слово «тщеславие» с творениями Шарля Бодлера. Человек, вошедший в измененное состояние сознания, упоенный собой, когда начинает размышлять о какой-то добродетели, видит себя уже достигшим её. Из сознания человека выпадает мысль о том, что достижение добродетели в реальной жизни сопряжено с трудом. Многие из нас знают насколько тяжело делиться с ближним, когда он о чем-то просит. Свт. Феофан Затворник писал, что иногда приходится давать просто «через жаль». В измененном состоянии сознания, когда человек начинает помышлять, например, о милосердии, он, забывая о трудах, которые необходимо понести для достижения добродетели, уже начинает себя видеть милосердным, самым добродетельным из всех людей.

Конечно, Шарль Бодлер не является для нас духовным авторитетом, но и на его мысли можно обратить внимание. Многие упоминают, что сам автор употреблял психоактивные вещества. Но мало кто знает, что Шарль Бодлер со временем отказался от употребления, потому что понял, что мечтательность (в которую человека погружают ПАВ) ведёт к деградации. По мнению автора, в мечтательность человек может погружаться и без психоактивных веществ.

Вернемся к началу ответа. Стоит сказать, что, помощь ребенку-инвалиду - дело непростое, и помогающий должен понимать «что», «как» и «для чего» он делает. Если данного навыка нет, может быть, не стоит браться сразу за подвиг круглосуточной помощи, а начать с временной. Поддерживать, не оставлять своим вниманием, сделать так, чтобы ребенок осознавал Ваше участие в его жизни.

Уместно упомянуть о совете, который дала директор одного центра для социальной адаптации подростков. Людям, помогающим детям, она советовала не давать обещаний, которые они не смогут исполнить. Без громких обещаний можно начать совершать реальные шаги, соразмеряя эти действия со своими реальными возможностями. У каждого есть своя мера терпения - один человек может выдержать только час пребывания в детском доме для инвалидов, другой человек может и этого часа не выдержит. Всё нужно соразмерять с реальными возможностями каждого человека. 

Для формирования более полных представлений по данной теме, рекомендуем послушать некоторые из лекций, записи которых размещены на Сайте Соловецкого монастыря (раздел «Пастырская страничка», подраздел «Беседы о проблемах личности»). 

В цикле бесед «Восточный цикл», в беседе 17б помимо прочего разобран вопрос понимания любви в эзотерике, и Православие.

В беседе 21 приводятся мысли православного монаха, который до обращения в христианство был погружен в восточные учения и психопрактики. Он говорит о том, что занимающиеся психопрактиками могут отдалятся от своих детей, считая, что дети им мешают.

Беседы «Восточного цикла» сопровождаются текстом «Цикл бесед “Восточный цикл” и входящие в цикл беседы про буддизм».

Эзотерические модели разбирались и в следующих лекциях:

«Восточный цикл» (особенно, пункты 19б-20);

Цикл «Преодолеть отчуждение. Часть 1» (особенно, пункты 20а-20б, 39-42);

Цикл «Мозаика идей» (пункты 11c, 13-15).