Отчаяние. Отчаяние. Охваченному отчаянием и похотью человеку с психиатрическим диагнозом
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  20.01.2022.



Ты писал, что тебя очень сильно беспокоит плотская страсть, и ты не можешь остановиться. Тебя посещают мысли, толкающие к отчаянию.

А также ты упоминал про пенсию по состоянию психического здоровья.

Действительно, если у человека какие-то структуры мозга находятся в неактивном состоянии, то ему тяжело сопротивляться как собственным позывам к агрессии или похоти, так и воздействию падших духов. Ты рассказывал, что однажды видел падшего духа, и в больнице с тобой происходили вещи, которые невозможно объяснить без понимания, что падшие духи существуют. У тебя в голове шёл поток сознания, а один пациент, находящийся рядом с тобой, вдруг начал вслух говорить всё, что происходило у тебя в голове, а потом произнес: «Откуда здесь столько ангелов?»

Речь, конечно, идёт не о том, что он видел ангелов, а о том, что он видел падших духов, которых принял за ангелов. Апостол Павел говорит, что сатана преобразуется в ангела света (2 Кор 1. 4). Психиатор Рональд Комер в своей книге «Основы психопатологии» в главе про шизофрению (12-ая глава) отмечал, что одной пациентке, согласно ее заявлению, являлись архангелы, и она вступала с ними в интимную связь. Понятно, что речь идет не об архангелах, а о падших духах, которые при определенных условиях могут вызывать в человеке ощущение полного физического контакта. В психиатрии это называют сенестопатией.

Также однажды тебя мучал страх, что ты должен гореть в огне из-за своей похоти, как говорили тебе твои мысли, и вдруг один из пациентов, развернувшись к стене, стал говорить про огонь. Здесь вкратце скажу об отчаянии и надежде, а также о преодолении навязчивых мыслей.

Мысли тебе говорят, что ты обречён на вечные муки, но эти мысли ты ни в коем случае не слушай. В объяснении многих духовных авторов загробное воздаяние связано с состоянием нашей души: то, что мы воспитаем в себе при жизни, становится содержанием нашей души после смерти. Если человек ещё здесь возненавидел Бога, погрузился в ярость и ненависть, если он уже сейчас переживает внутри себя адское пламя, то, конечно, такой человек, переходя вечность с таким состоянием души, наследует и вечные страдания.

И в этом смысле можно сказать, что Бог не отправляет людей на муки, а муку формирует человека в себе сам. А по объяснению священномученика Андрея Ухтомского, Страшный суд будет временем определение человека в направлении, которое он добровольно избрал при жизни, и со всей очевидностью станет проявлено его внутреннее содержание. Если человек ещё в этой жизни полюбил Бога, полюбил добро, стремится к этому добру, стремится к свету, то, естественно, переходя в Вечность в таком состоянии, он становится причастником Вечного блаженства (см. книжечку священномученика Андрея (Ухтомского) «О любви Божией на Страшном суде»). Ты ещё здесь всё-таки стремишься к Богу.

По мысли одного автора, человек, который исполняет заповеди, участвует в таинствах, имеет надежду на спасение. Этими словами не хочу расхолаживать тебя, давая тебе возможность жить по твоим страстям, но нужно помнить о надежде. Когда человек сознательно живёт по страстям, то в каком-то смысле в его душе уже нет места Богу. Человек, который сознательно живёт по страстям, отворачивается от Бога. Человек, который увлекается страстью против своей воли, в силу какой-то своей привычки, от Бога не отворачивается, и поэтому связь остаётся. Конечно, если сформирован некий навык к страстям, человек находится в зоне риска, так как, по мысли преподобного Аввы Дорофея, любая страсть, обратившаяся в навык, делает человека причастным вечной муке (см. поучение одиннадцатое «О том, что должно стараться скорее отсекать страсти, прежде нежели они обратятся в злой навык души» из книги преподобного аввы Дорофея «Душеполезные поучения»).

Такой человек внутри себя ощущает глубокое внутреннее неблагополучие, как ты сам понимаешь. Но надежда у тебя есть. В книге «Афонский Отечник» приводятся слова некоторых отцов, которые можно обобщить следующим образом: когда человек обличает и ругает сам себя за свои проступки – это самоукорение, и оно помогает ему справиться со своими страстями, но когда человека ругает за его проступки дьявол – это отчаяние (см. главу «Слово об отчаянии»; один старец говорил: «Буду говорить, что я грешник, когда я хочу, а не тогда, когда этого хочет диавол»).

И ты с такими мыслями, которые тебе приходят, не соглашайся, потому что это козни демонических сил. Вначале они умеют человеку представить какой-то страстный поступок делом лёгким, незначительным, умеют навести мысли о милосердии Божием, что Бог непременно человека за этот проступок простит, а, когда действие совершено, вдруг дьявол в уме человека изображает Бога не милосердным, жестоким, чем ввергает его в отчаяние.

Человек опускает руки, перестает молиться, кажется, что молитва уже не поможет, и он погиб. Он перестаёт ходить в храм, падает в ещё большую глубину, и идёт уже во все тяжкие. Поэтому ты не обречён на вечные муки и имеешь надежду на Спасение. Здесь всё в твоих руках: если ты это Спасение будешь искать – Господь тебе поможет. Как говорил преподобный Варсонофий Великий, как бы от имени Бога: «Дай мне медный обл, и Я осыплю тебе тысячу талантов золота». Эти слова показывают, с каким милосердием Господь относится к человеку. Медный обл – это медная копейка, если сравнить с нашей мерной системой, а талант – это мера веса золота, равная примерно 34 килограммам. На медную копейку, на один шаг с нашей стороны Господь даёт тысячи тонну драгоценного металла. Если человек делает один шаг навстречу Богу – Господь ему навстречу делает множество шагов.

Ты писал, что у тебя есть страх смерти. Не принимай близко к сердцу этот страх. Преподобный Aвва Дорофей говорил, что, если человек хочет всё-таки исполнять заповеди, то Господь не будет изымать его из жизни до тех пор, пока он не усовершенствует себя покаянием. Эту мысль привожу своими словами.

Приведу тебе ещё несколько историй о падениях. Конечно, отношения между мужчиной и женщиной не являются грехом сами по себе, если эти отношения совершаются в браке по взаимной любви. Если же человека разжигает страсть, которая его деформирует, – это совсем другое. В духовной литературе содержится масса примеров, объясняющих нам, что даже несмотря на падение не стоит отчаиваться. Но пресечение отчаяния не означает дозволение и санкцию на продолжение жизни по страстям. Но уж коли человек упал против своей воли, не справился с собой, то не надо к одному падению прибавлять и второе зло – отчаяние, и не дай Бог третье – суицид.

В частности, один монах, увлекаясь силой привычки, впадал в блуд, потом вечером он со слезами просил у Господа прощения, а на следующий день – снова поддаваясь силе привычки, опять впадал в блуд, и так продолжалось многие годы. И однажды, когда он молился перед распятием, демон стал укорять Бога. Как же, мол, Бог будет принимать этого грешника, который его обманывает, обещая Богу верность, обещая исправиться, а потом идёт и снова грешит. На это Господь ответил демону, что, если демон человека принимают после того, как человек согрешил, как же Господу милостивому не принять человека после того, как человек принес покаяние. И душа этого человека была взята на небо в момент покаяния.

Также одного Великого Святого спросили, что делать тому, кто пал (в аскетической литературе слово «падение» означает тяжкий грех). Великий Святой ответил, что если пал – встань. Человек же возразил: я встал и снова пал. Ответ был: Если снова падешь – снова встань. Тогда человек спросил, сколько же раз ему падать и вставать. Великий Святой ответил, что до тех пор, пока человек не будет взят от жизни. Пока наша жизнь не закончена, у нас ещё есть время для покаяния. Святые отцы здесь используют даже образ торжища, то есть по-нашему рынка: пока торговый день не закрыт, можно ещё что-то предпринять.

Тебе мерещится, что ты будешь гореть в огне, но этим мыслям нужно противопоставить твердую убежденность в силе покаяния. Господь, как говорил пророк Иезекииля, не хочет смерти грешника, но чтобы «грешник обратился… и жив был» (Иез 33. 11). На эту тему, если есть желание, полистай текст об отчаянии. Этот является дополнением к книге «Победить своё прошлое. Исповедь – начало новой жизни». Эта книга была издана Соловецком монастырем, есть ее версия в эл. виде, размещенная на сайте (http://solovki-monastyr.ru/abba-page/confession/). Если ты ее не читал, можно было бы и ее полистать.

Продолжением этой книги является раздел об отчаянии, в котором тема отчаяния разбирается более подробно, чем в этом ответе: «Отчаяние: “Есть ли для меня надежда”?» Часть 1. Не опускать руки (Об отчаянии и о людях, которые думают, что двигаться далее не имеет смысла)

На тему, как тебе бороться с твоей похотью, сказать можно много, но здесь отвечу мало, потому что некоторые мысли высказывал в беседах и описывал в статьях. Если у тебя есть желание, то можешь посмотреть два текста:

«Внешняя жизнь и мир мыслей часть» часть 4.1 и часть 4.2. Со временем в виде текста появится часть 4.2, но на момент декабря 2021 года часть 4.2 выложена только в видео и аудио лекции. В этом тексте рассказывается, как человек может противостоять навязчивым мыслям. Речь идёт о том, что в человеке в течение нескольких лет должна быть выстроена определённая система мыслей, взглядов, должна быть построена картина мира, выработана система навыков. И тогда мировоззрение и навыки, взгляды, объединённые вокруг стремления сохранить связь со Христом, становятся основой для приобретения благодати Святого Духа. Тогда человек получает возможность противостоять навязчивым мыслям, которые стягивают его в бездну.

ТЕКСТ //

«Внешняя жизнь и мир мыслей». Часть 4.1. «Главная проблема конкретного человека и обретение равновесия, внутреннего мира».

ЗАПИСИ //

4.1. (срыв, психоз, главная проблема и обретение равновесия внутреннего мира)аудио, видео

4.2. (болезненная капсула и путь к внутреннему миру, стрессоустойчивость): аудио, видео

Своеобразным продолжением этой темы является часть 4 статьи «Преодоления игрового механизма», эта часть называется «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность». В этом тексте как раз рассказывается, помимо прочего, и о неудержимом стремлении человека реализовывать свои страсти, не столь важно, в каком виде они проявляются – в виде игры или похоти. В статье приводится также пример одного военнослужащего, которой был охвачен страстью блудной переписки с женщинами, при этом он был женат. Он отмечал, что, когда у него случался приступ, происходили даже какие-то физиологические изменения и он уже против своей воли начинал переписываться с женщинами. Он сам удивлялся, что используемые в переписке выражения и обороты речи были непохожи его обычную манеру общения. Сам он считал себя человеком простым и подобные обороты речи никогда в жизни не употреблял.

 «Преодоление игрового механизма». Часть 4. «Эротомания, игровой психоз и неконтролируемая приверженность».

В этом тексте также приводятся ссылки на источники и по ним можно посмотреть дальнейшую информацию. В первом тексте также рассказывается о беседах отца Иоанна Адливанкина, ведущего специалиста центра им. св. прав Иоана Кронштадтского в Люблино. В этом центре проходят реабилитацию люди, пострадавшие от оккультизма, сатанизма, а также оказывают помощь людям с проблемами психиатрического плана. У отца Иоанна (Адливанкина) есть очень интересные содержательные беседы, которые выложены на сайте центра. Адрес старого сайта, адрес нового сайта. Разделы: «Беседы в Оптиной», «Проблемы оккультизма», «О психиатрии». В разделе «Беседы в Оптиной» есть содержательные записи. В разделе «Разные видеобеседы» выложена беседа «О восстановлении душевного здоровья».

Также в цикле бесед «Зазеркалье» с Соловецкими паломниками разбиралась тема навязчивых мыслей с разных сторон. И в частности, среди поднятых вопросов, разбирался вопрос об охваченностью похотью. В пунктах 33.а и по 34.д разбираются тема о преодолении образов блудного характера. В беседе 34.д разбирается вопрос о навязанной извне похоти, которая ассоциируется с оккультной практикой, в простонародье называемый ворожбой.

Ты также пишешь, что хотел бы покаяться в своих страстях, но у тебя не всегда получается. Конечно, здесь нужна какая-то подготовка, но подготовка будет, когда у тебя придет мужество. Чтобы суметь на исповеди от души покаяться в своих страстях, ты можешь начать с покаяния в своей частной молитве: своими словами можешь говорить, как чувствуешь, попросить у Господа прощения за то, что в тебе действуют такие страсти. И постепенно по милости Божьей твоя душа может осветиться, что поможет увидеть себя изнутри и понять, в чём тебе каяться на исповеди. Начни с того, что тебе понятно и открыто, а постепенно тебе станет явным и то, что сейчас неясно и закрыто. По мысли преподобного Марка Подвижника, когда мы начинаем делать то, что нам понятно, со временем нам становится понятными и другие вещи («Не говори: я не знаю должнаго, – и потому не виновен, если не делаю онаго. Ибо если бы ты делал то добро, которое знаешь, тогда последовательно открылось бы тебе и все прочее, будучи постигаемо одно посредством другаго … . Не полезно тебе прежде исполнения перваго (ведомаго) знать второе (чего не знаешь)»; см. «200 глав о духовном законе», параграф 84 из наставлений Марка подвижника о духовной жизни представленных в первом томе книги «Добротолюбие»).

И всё-таки тебе хорошо было бы причащаться сейчас. Ты говоришь, что уже вследствие каких-то физических изменений происшедших в тебе, у тебя нет каких-то падений, не бойся причащаться. Попробуй начать исповедоваться и причащаться. В статье про отчаяние, о которой здесь было упомянуто, рассказан случай, происшедший с одним монахом. По действию дьявольского искушения, ему стало казаться, что Бог вовсе не милосердный. Он считал себя погибшим, но когда монах начал читать Иисусову молитву, однажды неким непостижимым образом ему открылся Господь, и он понял, что Господь – любовь. Можно тебе порекомендовать практиковать Иисусову молитву, читать только вслух, не про себя, так как ты можешь запутаться в своих мыслях. Если ты будешь причащаться, то тебе откроется Господь, и ты сможешь познать, что Господь – любовь. Полностью историю этого монаха можно посмотреть в книге «Великая стража», в главе «Собственноручные келейные записки». В этой главе раздел «Рас­сказ и­ерос­хи­мона­ха Но­на о стар­ческом вра­зум­ле­нии и спа­сении его жиз­ни».

О Иисусовой молитве см. ответ «Помыслы. Монахине, ощущающей постороннее воздействие, идущее, как ей кажется, от других людей».

P.S.Посылал тебе ватку с маслицем, освященным на мощах святого священномученика Киприана, этот святой имеет благодать помогать людям, страждущим от нападок врага рода человеческого. Ты спрашивал: помазывать ли тебе себя этим маслицем или отнести его в храм? Ты думал, что это миро для крещения. Нет, это не миро для крещения. Миро для крещения готовится специальным чином. А есть маслице, которое освещают на святых мощах, и миряне могут помазать сами себя: лоб и глаза, ноздри, губы, щёки, уши, руки, грудь и сердце. Если чувствуешь себя плохо, на сердце – тяжесть, напечатлевай святым маслицем хотя бы святой крест на своем лбу. Или помазуй себя, как было сказано выше.