Вегетарианство. Вегетарианцу, который считал, что заповедь «не убий» касается и животных, и, по мнению которого, необходимо «отменить ВИНО детям на Причащении»
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  15.08.2014.



Здравствуйте. Мне кажется, что нужно проповедовать пост и вегетарианство, исходя из любви к зверям и заповеди “НЕ УБИЙ”, которая их касается; обязательно отменить ВИНО детям на Причащении. Вино детям ВРЕДНО!

Я понял, что заповедь «не убий» касается и животных. Животных есть нельзя в принципе, а еда постящегося человека, вместо трёхразовой, нужна четырёхразовая. Человек-плодояден.

 

     Приятно слышать, что люди так трепетно относятся к словам Священного Писания, как Вы. Особенно в наше время, когда Священное Писание многими людьми пренебрегается, когда наблюдается повсеместно отдаление людей от Бога.

     Изучая Священное Писание, человек должен руководствоваться только жаждой Истины, жаждой Бога и ничем иным. К сожалению, мы видим, что многие сектанты, даже политики, прикрываясь словами Священного Писания, пытаются достичь своих корыстных целей. Если человек не руководствуется в своей жизни Истиной, то он рано или поздно приходит к тупику, к полному абсурду. К такому концу приходят люди, которые относятся к собственному мнению как к мерилу Истины. От чего да убережет нас Господь.

     Осмелимся дать Вам один совет: «Не будьте противоречивы».

     Вы не желаете есть рыбу и мясо. Это Ваше право. Хотите – ешьте, хотите – нет. Но Вы не просто хотите отказаться от употребления этих продуктов. Свой добровольный отказ Вы хотите выставить за единственную норму существования. При этом Вы попытаетесь обосновать свою позицию ссылкой на Священное Писание. На этом пути возникают некоторые противоречия в логическом порядке мысли.

     Ваша позиция ясна. Вы считаете, что есть, например, рыбу – это недопустимо. Ведь человек, вкушающий рыбу, с Вашей точки зрения, нарушает заповедь Божию «Не убий». Но если Вы принимаете Священное Писание, то принятие должно быть целостное. То есть Вы должны принимать все Священное Писание во всей его полноте.

     Если Вы примите  Священное Писание во всей полноте, то перед Вами сразу встанут вопросы, которые неумолимо потребуют от Вас ответа. В книге Бытия запечатлены слова, которые Господь сказал сыновьям Ноя: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2-3). Сказанное понятно и не нуждается в комментариях.

     Как связать с Вашим убеждением те факты, что Господь и Его ученики вкушали рыбу? Вспомним о двух случаях. После Своего воскресения Иисус явился ученикам на море Тивериадском. Христос стоял на берегу, а ученики находились в лодке. Когда они причалили и вышли на землю, то увидели «разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб». Пригласив их обедать, Иисус «берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Ин. 21, 9-13). Опять же после Своего Воскресения Господь в другой раз явился ученикам. Они испугались, подумав, что видят духа. Господь спросил их, есть ли у них какая пища. «Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лк. 24, 37-43).

 

     Господь отдал человеку в разумное пользование всю землю. Конечно, человек пользуется ресурсами земли, далеко не так благоразумно, как хотелось бы. И между разумным пользованием и убийством видна разница. Некоторые охотники ловят дичь, чтобы прокормить свои семьи, а некоторые расстреливают из автоматов стада оленей ради забавы. Охота вторых становится, действительно, убийством. Нужно избегать второго. Это - безусловно. Но почему же нужно избегать первого, если на это дело Сам Господь благословил людей (Быт. 9, 2-3)?

     В книге Вторазакония в 14 главе подробнейшим образом перечисляются виды живых организмов, которые человек может употреблять в пищу. Вот, например, краткая выдержка из 14 главы: «Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы, олень и серна, и буйвол, и лань, и зубр, и орикс, и камелопард. Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на обоих копытах глубокий разрез, и который скот жует жвачку, тот ешьте» (Втор. 14, 4-6).

 

     Вы считаете, что убийством является и разумная охота ради прокормления. Но, если довести Вашу мировоззренческую систему до логического завершения, то получается, что Вы совершаете убийство ежедневно.

     Некоторые люди утверждают, что Господь не сделал никого ограничения, сказав: «Не убий». Из этого будто бы следует, что нельзя и рыбу ловить. Но что, если продолжит эту мысль до конца?

     Нужно ли лечить больные зубы? Что делает доктор, когда у человека оголяется нерв? Он удаляет нерв, то есть убивает живую клетку. Можно ли принимать антибиотики? Ведь болезнетворные микроорганизмы и вирусы являются живыми, а антибиотики их убивают. Нужно ли бороться с вирусами и инфекциями? Что Вы скажете по поводу больных, которые после операции рискуют умереть в результате внесенной инфекции? Не лечить их? Пусть живут микроорганизмы? Можно ли очищать воду, фильтруя ее? Ведь в воде, как известно, живут бактерии. Очищая воду, мы уничтожаем их. Можно ли бороться со вшами? Ведь борьба со вшами – это истребление живых организмов.  Можно ли человеку употреблять в пищу вино и хлеб? Ведь дрожжи, которые делают вино вином и хлеб хлебом, тоже живые.

     Да и само зерно, прежде чем стать хлебом, умирает. На этот счет есть следующие слова Христа в Евангелии. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Если следовать Вашей логике до конца, то получается, что любой сеятель серна есть убийца зерна. Тогда не отменить ли нам посевы хлеба? Если Вы стоите на позициях вегетарианства, то что Вы скажете про срывание травы или рубку деревьев? Ведь деревья и растения – они тоже живые и состоят из живых клеток.

     И здесь уместны слова епископа Василия (Родзянко). Размышляя о той дисгармонии, которая появилась в мире в результате грехопадения первых людей, он писал: «жизнь на нашей планете прямо зависит от смерти тех, кем мы питаемся. Даже вегетарианство не аннулирует эту зависимость: растения тоже живые»[1].

 

     Итак, к чему мы приходим, если следуем Вашей логике? К тому, чтобы не есть зелень? Не мыть рук, чтобы не смыть живущих на ладонях микроорганизмов? Не чистить зубов, что не удалить изо рта бактерии? Не мыться? Отказаться от лечения? Ведь часто оно заключается в том, что доктор пытается подавить медикаментами опасную инфекцию.

     При желании, беседу в этом ключе можно продолжать еще долго. Но суть уже понятна. Мы приходим к абсурду. От чего да сохранит нас Господь.

 

     К непонятному концу приводит и Ваше утверждение о том, что детей нельзя причащать в виду того, что вино им вредно. Во-первых, хочется сказать, что во время Божественной Литургии, вино перестаёт быть вином, а становится Истинной  Кровью Христовой. Приводим Вам выдержку из катехизиса, составленного святителем Филаретом Московским. Святитель пишет, что «причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает подлинное Тело и Кровь Иисуса Христа для вечной жизни». Там же написано, что «после троекратного благословления хлеба и вина они пресуществляются  в истинное Тело и Кровь Христову» (См.: «О десятом члене символе Веры», «О Причащении»).  Исходя из этого, можно сказать, что младенец вкушает Тело и Кровь Христовы, а не «вино с ложечки».

     Разумно ли запрещать детям вкушать Тело и Кровь Христовы? И можно ли считать вредным то, что считал полезным Господь? А Господь сказал о Причащении так: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

     Надеемся, что прочитав приведенную выдержку, Вы поймете, что неразумно препятствовать причащению младенцев.

 

     Наконец очередь дошла до Вашего вопроса о питании. Если Вам хочется есть 4 раза в день, а не 3, то, пожалуйста, делайте так. Только тогда, наверное, Вам следует есть поменьше во время каждого приема пищи. Если Вы будете кушать 4 раза в день (и каждый раз плотно), то Вашему организму будет тяжело справиться с такой нагрузкой.

     В принципе, кто-то предпочитает есть часто, но мало, кому-то нравится - редко и плотно. Однако, если человек ест один-два раза в день, то он наедается, а потом борется с сонливостью и тяжестью в теле. Если же он кушает 3-4 раза в день не очень плотно, то потом чувствует себя легко и бодро.

 

     Желаем Вам в жизни всегда делать правильный выбор.



[1] Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов: Каппадокийс. богословие - ключ к апологетике нашего времени. Апологетика XXI в. / Еп. Василий (Родзянко); Послесл. свящ. О. Петренко. 2-е изд. М.: Паломникъ, 2003. С. 27.