Осуждение. Женщине, которая обиделась на приходского священника
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  23.12.2014.



Смущение от некоторых действий священника. Поиск только духовных отношений, а не душевных. Если что-то нужно спросить – спрашивай. Не искать того, чтобы священник уделял тебе какое-то особое внимание, много времени. Не вникай в то, с кем он разговаривает и сколько. Не сравнивай себя с другими чадами этого священника. Постараться исполнять то, что сказал духовный отец. Покрывать любовью все свои обиды.

     Ты писала о том, что собралась перейти на другой приход. Советую тебе этого не делать. Подумалось отклонить тебя от намерения оставить твоего священника.

     Святитель Игнатий Брянчанинов приводил в своих письмах к одной монахине, желавшей покинуть обитель, слова прп. Иоанна Лествичника: «Легко решающиеся на прохождение с места на место вполне неискусны: ибо ничто так не делает душу бесплодною, как нетерпение… “  Если бы священник принуждал бы тебя к каким-то страшным грехам,  например, блудным, тогда, конечно, ты могла бы уйти. Но он к таким грехам тебя не принуждает.

     Ты писала, что от некоторых действий священника ты смутилась. Это бывает не только с тобою. Иногда такое происходит. Иногда мы обижаемся. Тут надо смиряться, каяться, просить прощения у священника и молиться за него. Побеждая добром зло, попросить у него прощения и этим победить гордость.

     Ты пишешь о каких-то смущениях, пишешь, что у него есть какие-то избранники, в число которых ты не попала. Возможно, что речь идет об уязвленном самолюбии, о ревности. 

     Бывает так, что женщины этого не понимают. Они хотят  от священника каких-то душевных отношений, чтобы он гладил их по голове, пил с ними чай,  чтобы он  был ласков. Об этом есть замечательные слова у протоиерея Владимира (Во робьева). Он пишет о том, что женщины «хотят, чтобы священник для них был не просто отцом, не просто духовником, а чем-то другим. Чтобы он восполнил в их жизни то, чего им не хватает». Здесь не имеется в виду тот крайний патологический случай, когда женщины просто влюбляются в священника. Такое тоже, к сожалению, бывает нередко. Но это случай совершенно патологический, который не хочется даже рассматривать. Он требует самого резкого отпора со стороны священника. Это просто тяжкий грех. Это принесение в церковь прелюбодейных, даже страшнее, чем прелюбодейных страстей. Когда женщина влюбляется в чужого мужа, это плохо. Но если она влюбляется в священника или в монаха, т.е. в того, кто обещал себя Богу, это гораздо хуже. В таких тяжелых случаях священнику нужно просто гнать от себя таких женщин. Но иногда можно объяснить, вразумить, поставить на место и помочь справиться с этим, так как это часто случается не осознанно, не вполне серьезно.

     Но я не об этом хочу сказать, а о том, что, не доходя до таких крайностей, женщины очень часто стремятся устроить со священником такие душевные отношения, которые будут имитировать некую общую жизнь. Это не обязательно влюбленность, но это некоторый душевный комфорт. Они начинают требовать, чтобы священник обязательно уделял им внимание, чтобы с ними разговаривал, общался:

     — А почему вы не спросили меня о чем-то, а почему вы мимо меня прошли, почему вы вот с той говорите долго, а со мной коротко? А почему вы так со мной суровы, я вам безразлична?..

     Подобного рода переживания и чувства всегда означают, что у женщины к священнику отношения душевные, а не духовные. Она ищет в нем не духовника, а компенсацию своей неустроенной душевной жизни. Тут еще может не быть влюбленности, но всегда есть какая-то пристрастность.

     Некоторые женщины прямо-таки ревнуют, когда священник уделяет кому-то больше времени, а им меньше. И иногда речь здесь идет не о какой-либо избранности отдельных  и  неизбранности вторых.

     Часто речь идет о том, что кому-то из духовных чад нужно уделить больше внимания. Есть люди ранимые, очень чувствительные и очень восприимчивые. Есть люди, которые сильно унывают и не могут самостоятельно, без чужой помощи, справиться со своим унынием. Схиархимандрит Виталий Тбилисский говорил об одной своей посетительнице, что  он  так долго  с ней пробыл, потому что эта женщина не могла справиться со своим унынием без его помощи. Есть люди очень ранимые, которым нужно объяснять что-то очень тактично, нужно подбирать выражения, чтобы каким-либо образом их не обидеть. Со своими настоящими духовными чадами священник чувствует себя более свободно. Он может надеяться, что духовные чада его поймут. Возможно, где-то ему  достаточно будет лишь одного кивка головы, чтобы быть понятным. Он знает жизнь близких своих духовных чад, он знает, когда им нужна помощь, а когда они в ней не нуждаются. Если увидит, что все хорошо, то он ничего может и не сказать.

     Он знает, что если его совет потребуется, то к нему непременно подойдут. К этому можно прибавить и то, что старцы всегда ждали того, чтобы их о чем-то спросили. Если же человек не спрашивал старца ни о чем, то старец и не отвечал. Об этом говорил преподобный Лев Оптинский своему  ученику, который недоумевал, почему это старец за все время, проведенное с этим учеником, так ничего и не сказал ему. Ученик сказал преподобному Льву, что столько много людей приходит к преподобному, и он со всеми говорит, а с учеником так и не поговорил. На это преподобный ответил ему, что ученик ничего его не спрашивал. Если же преподобный станет говорить, не будучи спрошенным учеником,  то ученик не будет ценить данный ему совет.

     Может быть и другая причина. Духовник говорит до тех пор, пока его слушают. Если человек о чем-то спрашивает, и, не удовлетворившись ответом, спрашивает второй раз, духовник может уже ничего не отвечать. Он видит, что человек остается в своем понятии, что он не хочет принять сказанное ему слово, поэтому больше не говорит ничего.

     Поиспытывай в минуты вечерней тишины свою совесть, положи перед собой этот ответ, письма святителя Игнатия, которые он писал монахине, желавшей оставить обитель, и подумай, поразмышляй, посоветуйся со своей совестью. Может быть, она тебе что-то подскажет. Если ты однажды о чем-то пыталась поговорить со священником и не приняла его совета, стоит ли удивляться тому, что, когда ты подходила второй раз с этим же вопросом, он не хотел тебя слушать?

     Во втором томе «Слов» старца Паисия, который называется «Духовное пробуждение», во введении приводятся слова самого старца Паисия примерно на эту тему. «Сколько бесноватых, анархистов, прельщенных приходит, чтобы я благословил им их прелесть». Некоторые люди подобно им, пытаются воздействовать на священника, чтобы получить его благословение и после сказать: “А меня на это благословил такой-то отец”.

     Подводя итог всему сказанному,  советую тебе остаться.  Из всего вышесказанного сделай соответствующие выводы. Не ищи душевных отношений, а ищи только духовных. Если тебе что-то нужно спросить - спрашивай, но не ищи того, чтобы священник уделял тебе какое-то особое внимание, чтобы он уделял тебе много времени. Не вникай в то, с кем он разговаривает и сколько. Не сравнивай себя с другими чадами этого священника. Это принесет мир твоей душе.

     В книге «Отечник» Святитель Игнатий (Брянчанинов) цитирует слова Аввы Виссариона, которые будут тебе очень полезны.

     «Брат, живший с другими братиями, просил наставления у Аввы Виссариона. Старец сказал: наблюдай молчание и не сравнивай себя с другими» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Отечник. - Репр. воспр. 1891 г. – М.: Правило веры, 1993. С.66).

     Святитель Игнатий так комментирует эти слова:

     «Наставление существенно полезное. В общежитиях возникают смущения наиболее от сравнения себя с другими. Брату моему дана такая-то вещь: отчего и почему не дана такая же вещь и мне? говорит неопытный инок и изгоняет святой мир из сердца своего. Чтоб избежать самообольщения и душевного расстройства, производимых сравнением себя с другими, должно постоянно содержать себя в образе мыслей (по-монашески: в мудровании), доставляемом смирением, а для этого должно постоянно бдеть над собою, - должно пребывать сосредоточенным в себе, а для этого необходимо наблюдать молчание» (там же). 

     Если духовный отец тебе что-то сказал, то постарайся это исполнить. Если ты постаралась это исполнить, но встретила непреодолимое препятствие, то у тебя есть повод подойти и сказать: “Вы мне сказали сделать то-то и то-то, но когда я начала это делать, то произошло  то-то и то-то. ” И тогда он скажет, продолжать ли тебе делать это дело или же тебе его оставить.

     Так же можешь поступать, если вдруг возникает непредвиденная потеря времени. Из книги  “Душеполезные поучения преподобного Аввы Дорофея” можно взять один совет, применительно к данной ситуации.  

     «Если же назначаемое дело покажется тебе тяжёлым, спроси о сём Авву и предоставь его рассуждению. Если же братия будет назначать тебе подобное дело, а ты видишь или знаешь, что оно вредно или превосходит твои силы, опять спроси Авву, и что он скажет, то и сделай. Если же будешь разбирать не только дела, но и людей, то навлечёшь себе скорби». Это ты можешь прочитать в разделе «Вопросы преподобного Дорофея и ответы, данные на них святыми старцами Варсануфием и Иоанном Пророком» (вопрос 37).

     Если же тебе просто не нравится порученное тебе дело, то с этим чувством надо бороться. Один из отцов говорил, что то послушание, которое дается легко, дешево стоит. Постарайся исполнить сказанное.

     Постарайся эти пункты, о которых была речь, исполнить в своей жизни, и может быть, твоя ситуация изменится. Помимо этих трех пунктов, и прежде них, и после них следует нам всем  помнить слова Спасителя о том, что если отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш Небесный отпустит вам согрешения ваши, аще ли не отпущаете человеком согрешения их, и Отец ваш Небесный не отпустит вам согрешения ваши.

     Если священник что-то сделал, и ты обиделась, то покрой все это любовью, и в этом найдешь покой сердцу твоему. Если же тебе кажется, что то, что он сделал, - то непременно грешно, то все равно покрой отца твоего. Если ты покроешь его, то и Господь покроет тебя.