Поклоны. Женщине, смущавшейся во время совершения поклонов. О символе
Назад к списку вопросов
Автор:  Иеромонах Соловецкого монастыря
Дата:  03.01.2015.



Узнала, что поклон символизирует падение и восстание. Смущало это знание во время Литургии. Не надо смешивать поэзию и богословие. Есть и другое толкование поклонения.

     Ты говоришь, тебя смущает, когда во время Литургии ты некоторое время стоишь на коленях, то обязательно вспоминаешь слова Святителя Игнатия Брянчанинова. В своих трудах он размышлял, что поклон означает падение вниз. А то, что мы встаем с колен, означает восстание вверх. Существуют допустимые пределы абстракций. Есть поэзия, и есть богословие. Например, поэт может сказать, что Господь - это Солнце. А богословие утверждает, что Бог - это Дух. Нас это совсем не смущает, так как мы знаем, что поэзия это одно, а богословие это совсем другое. Все знают, что Солнце это нечто, что состоит из вещества. Оно взрывается, выделяет энергию. Но Бог ведь не может быть таким веществом. Поэтому нужно проводить все-таки грань между, например, символами, поэзией и богословием. Архиепископ Вениамин объяснял поклон иначе. Малый вход во время службы означает пришествие в мир Спасителя. Священник выходит из алтаря, означает, что Сын Божий снисходит с кругов небесных на землю. Священник встает перед Царскими вратами и наклоняется. Этим обозначается сошествие в ад. Он поднимается –восстание, входит в алтарь—вознесение Иисуса Христа на небо. А из-за такого вот смешения на Афоне возник конфликт. Нескольких монахов изгнали с Афона. У них был свой молитвенный опыт. Но проблема началась, когда они свой опыт молитв, так называемую поэзию молитвы, попытались облечь в некое теоретическое учение. Так и ты. Стой на коленях, но не зацикливайся на том, что ты находишься в падении. Проводи грань между поэзией и богословием.


Теги: