Соловецкие лагерь и тюрьма

Михайлова В. Жизненные правила протоиерея Анатолия Правдолюбова

16 февраля 2016 г.

16 февраля 2016 года исполняется 35 лет со дня кончины замечательного рязанца – протоиерея Анатолия Сергеевича Правдолюбова – духовного композитора, талантливого писателя, опытного духовника и проповедника.

На долю отца Анатолия выпало множество лишений и испытаний, однако вера и искренняя любовь ко Христу и людям никогда не покидали его.

Протоиерей Анатолий Сергеевич Правдолюбов родился в Киеве 1 июня 1914 года и происходил из потомственного священнического рода. Будучи одарен незаурядным музыкальным талантом, он с детства обучался игре на фортепиано, пел в церковном хоре, впоследствии сам регентовал им и мечтал стать музыкантом-профессионалом.

В 1929 году закончил среднюю школу города Касимова и стал псаломщиком Успенской касимовской церкви. Время было непростое. Нужно было продолжать музыкальные занятия, но невозможно было даже обучаться на собственном инструменте (он был конфискован у семьи Правдолюбовых во время «раскулачивания»), приходилось договариваться со знакомыми и ездить в разные концы города, чтобы час или два позаниматься на фортепиано.

В 1934 году Анатолий был представлен московскому композитору Александру Оленину. Послушав игру и ознакомившись с некоторыми сочинениями юноши, Александр Алексеевич отметил несомненное дарование Анатолия и посоветовал ему написать письмо временному заместителю директора Московского Музтехникума Михаилу Михайловичу Ипполитову-Иванову, крупному музыкальному и общественному деятелю, композитору и дирижеру. Письмо было написано, и вскоре пришел ответ от Ипполитова-Иванова с приглашением приехать к нему в столицу.

Анатолий незамедлительно выехал и с успехом прошел все необходимые испытания. Получив прекрасные отзывы от московских преподавателей и положительную резолюцию, Анатолий написал заявление на принятие его в число учащихся Музтехникума. Однако неожиданно пришел отказ от неких представителей начальства, что он как «лишенец и служитель культа станет позором для учебного заведения». Безусловно, такой ответ стал большим огорчением для Анатолия. Вместе с Олениным они предпринимали и другие попытки, но 28 июля 1935 года Анатолия арестовали… Репрессии… Соловки… Вернулся из ссылки он только в 1940 году.

По возвращении Анатолий работает на Касимовском Утюжно-механическом заводе. Вскоре женится на дочери протоиерея села Селищи Ольге Михайловне Дмитревой. За десять дней до начала Великой Отечественной войны у них рождается дочь Елена. Это позволило хоть немного, а точнее до сентября 1941 года, отсрочить отправление Анатолия на фронт. В 1944 году при защите пушкинских мест он был тяжело ранен, а после снят с воинского учета и отправлен домой, где работал на заводе некоторое время.

Так, к сожалению, карьера музыканта у Анатолия и не сложилась. Однако Господь уготовал ему не менее значительный путь – путь пастыря. В 1947 году он принял сан священника и был назначен настоятелем Вознесенской церкви города Спасска. Служил также в Михайлове, Скопине, а с 1958 года и до самой смерти в 1981 в Покровском храме поселка Сынтул Касимовского района.

Те нелегкие испытания, выпавшие на долю отца Анатолия и не давшие ему возможности получить диплом профессионального музыканта, не смогли заглушить его любви к музыкальному искусству и композиторскому творчеству. Он не оставил любимого дела, упражнялся и совершенствовался в композиторском мастерстве.

Его сочинения немногочисленны. Это исключительно духовные произведения: гармонизации древних распевов, авторские сочинения – песнопения Всенощного бдения и Литургии, Встреча Архиерея.

Несмотря на то, что его композиторское творчество пока, к сожалению, малоизвестно, протоиерей Анатолий Правдолюбов является современным духовным композитором с достаточно индивидуальным музыкальным языком. Произведения написаны профессионально, с четким пониманием концепции духовной музыки и знанием хоровой фактуры.

Помимо духовных произведений отцом Анатолием написано много работ по вопросам регентского искусства, организации богослужебного чтения и пения. Особо интересны его «Жизненные правила для регента-любителя», в них собраны ценные советы и замечания, актуальные и по сей день. «Стремись в своем творчестве к Творцу всяческих, молись Ему крепче и усерднее. Тогда творчество твое будет божественно, ибо Господь пошлет Сам благодать нарочито для того, чтобы ты творениями своими, как бы некоей апостольской мрежей, уловлял человеческие души для небесного Царствия», – писал отец Анатолий. Кроме того, в наследие отца Анатолия входит много воспоминаний о его жизни, о выдающихся людях, с которыми был знаком. В них встречаешь так много житейской мудрости и живых мыслей, написанных искренним и понятным словом, направленным от сердца к сердцу.

Большое впечатление еще в отрочестве на отца Анатолия произвел архиепископ Иувеналий (Масловский). «Будучи княжеского происхождения, – писал отец Анатолий о нем, – этот величественный архипастырь сиял красотой лучших наших древних князей. Это был удивительный знаток Устава и всевозможных торжественных местных (Афонское, Иерусалимское, Гефсиманское) чинопоследований. Владыка Иувеналий писал большую богослужебную книгу под названием “Торжественник“. Его и самого многие звали – Торжественник – по его знанию и умению устроить торжественное богослужение. Кто бывал на его службах, не мог забыть того восторга, который охватывал душу при удивительных торжествах».

Отцу Анатолию довелось слышать пение многих замечательных церковных хоров. О них и выдающихся регентах, с которыми ему посчастливилось познакомиться, он также рассказывает в своих воспоминаниях. С особенным чувством описывает он случай, как однажды в Москве слышал хор под руководством иеромонаха Пимена (Извекова) – впоследствии Святейшего Патриарха. Потрясенный пением, он упал ниц в алтаре и плакал, вспоминая Владимировых послов, сказавших князю: «Мы не знали где были, на небе или на земле».

О своей непростой жизни этот выдающийся пастырь сказал так: «Когда оглянешься на вчерашний день, тем более – на много прожитых дней, то видишь целое море благодеяний, сначала непонятых, и лишь потом возвестивших недогадливому человеку, что самые скорби, самые полезные и досадные злоключения были посланы или попускаемы Любящей Божией Рукой во благо нам, во имя Любви, никому не желающей погибели. Что-то непонятно и ныне, не будет понятно, может быть, и никогда, однако – Благо!»

Источник: Православная газета «Благовест». 2016 г. №2.
Тип: Соловецкие лагерь и тюрьма
Издание: Православная газета «Благовест». 2016 г. №2.