Кресторезная мастерская

Довгаль М.Ю. Поклонный крест – символ Веры и Покаяния

1 мая 2002 г.

На второй седмице Великого Поста 27 марта 2002 года в городе Измаиле состоялось знаменательное событие с радостным и печальным оттенком в сердцах верующих.

Радостное – тем, что после литургии Преждеосвященных Даров митрополит Одесский и Измаильский Агафангел в сослужении духовенства освятил золоченый крест для купола реставрируемого Покровского кафедрального собора, а затем был совершен крестный ход с шестиметровым Поклонным Крестом к Свято-Николаевской крепостной церкви. Там в канун 190-летия присоединения Бессарабии к России (1812-2002) он был установлен, тем самым завершив долгий путь своего шествия из Соловецкой обители в Богоспасаемый град Измаил укреплять веру Христову на южных рубежах нашего Отечества.

Печальным же это событие можно назвать потому, что вокруг него развивались действия Богу противные, разделившие общество на две части: верующие с искренними делами своей веры и атеисты, отстаивающие свои идеалы. Происшествие это не случайно, а послано нам как очередное испытание, пройдя через которое многие должны понять подлинное предназначение столь короткой человеческой жизни.

Что же происходило за этот промежуток времени, когда Богом вложенная мысль православным пастырям установить в нашем городе Поклонный Крест осуществилась?

В августе месяце 2000 года по благословению правящего архиерея группа прихожан Свято-Покровского собора г. Измаила совершила паломническую поездку по маршруту: Киев, Чернигов, Псков, Печеры, Вырица, Санкт-Петербург, остров Валаам и, незапланировано, Москва. 16 августа паломники вступили на Валаамскую землю. В Спасо-Преображенском монастыре узнали, что на второй день после освящения Храма Христа Спасителя 20 августа будет торжественное богослужение и прославление Царской семьи и сонма новомучеников и исповедников Российских.

После некоторых колебаний они решили отклониться от запланированного маршрута и поехать в Москву на канонизацию более тысячи святых, явленных и неявленных. Преодолевая трудности пути и молясь царю-мученику Николаю II, с большим трудом добрались до столицы, чудом попали в Храм, а о. Олегу, как представителю измаильского духовенства довелось даже побывать в алтаре во время Богослужения. Вот как он описывает это событие: «Чудесным образом Господь привел нас в Храм Христа Спасителя, хотя войти туда можно было только по пригласительным билетам. Успели мы на литургию к «Верую…» и стояли по Божией милости на лучших местах, в центре Храма. Возрожденный Храм поражал своей красотой и торжественным Богослужением в сослужении множества патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов со всего православного мира. Казалось, что вместе с Церковью земной ликует и торжествует Церковь Небесная, с великим сонмом новомучеников и исповедников.

Мы верим, что наше присутствие на прославлении святых Царственных мучеников и других святых будет являться актом покаяния за грех цареубийства, который лежит на наших предках, допустивших эту трагедию, а значит и на нас. «Кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27. 25).

Нужно полагать, что именно это событие, свидетелями которого стали, казалось бы, случайные измаильские паломники, привело в дальнейшем к образованию новой общины и установке покаянного Креста.

Восстанавливая ход прошедших событий, можно с уверенностью сказать, что в самые трудные минуты, когда внешние обстоятельства мешали верующим исполнять свой долг, Сама Царица небесная Пресвятая Богородица со святыми Царственными мучениками и исповедниками Российскими незримо укрепляла их в их намерении.

Так, спустя месяц после знаменательного события, вечером 14 сентября в день церковного новолетия и начала нового тысячелетия в г. Измаиле у прихожанки Свято-Покровского собора произошло удивительное явление – мироточения большого количества икон, репродукций с изображениями святых. Мироточение усиливалось особенно при чтении акафистов и служении молебнов. Все принесенные иконы обильно мироточили, особенно деревянные, бронзовые, нательные и другие кресты, любые изображения Царственных мучеников: Царя Николая II на монетах, иконах Царевича Алексея, Царской семьи, даже их изображения на книге с акафистом. Это предвещало то, что знать тогда еще никто не мог.

В апреле 2001 года сплоченная идеей возврата последнего в Измаиле православного храма, отнятого у верующих безбожными властями, организовалась православная община количеством 15 человек. Было подано в епархию должное прошение, которое владыка утвердил 15 мая в день памяти Святителя Афанасия Пателария (2/15 мая 1654г.), основавшего Никольскую обитель в румынском городе Галаце. Настоятелем Крестовоздвиженской церкви, при которой создана община, был назначен протоиерей Олег Мокряк. Через 3 месяца 8 августа было получено свидетельство за № 708/А – 2001 г. О регистрации устава православной общины. А уже 14 августа согласно Указу Президента Украины №125 от 4 марта 1992 года «О мерах по возвращению религиозным организациям культового имущества» члены общины подали в Облгосадминистрацию заявление о возврате им бывшего здания Крестовоздвиженской церкви. Решение было отложено для более тщательного изучения истории вопроса. Не секрет, что в нашем многонациональном крае на юге Бессарабии создался определенный тип личности. К сожалению не лучшие черты народных традиций послужили его формированию.

Бесчувственность и себялюбие приводит к духовной пустоте. Человек, не имеющий веры, по своей сути безроден, появившийся ни откуда и уходящий в никуда. Целью его жизни является достижение благ и радостей преходящего времени, тогда как вера оживляет человека и созидает его. Любое благое дело в таком общении становится проблематичным, а порой и просто физически невозможным. В таком случае остается уповать только на Божию милость, как некогда уповал апостол Андрей Первозванный, проповедуя в наших местах.

Идея отца Олега обрести для Крестовоздвиженской церкви Поклонный Крест нашла одобрение в сердцах верующих. Хотелось бы заказать крест в граде Иерусалиме и освятить его иорданской водой на Святой Голгофской горе – месте распятия Господа нашего Иисуса Христа. Но вряд ли это можно осуществить, думали прихожане и молились Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Искренняя молитва верующих была услышана Богом и, будучи на сессии в Москве, о. Олегу предложили изготовить крест на Соловецких островах – месте многих страданий православных христиан в годы лихолетия. Божией милостью 27 мая благочинный измаильских церквей протоиерей Георгий благословил ходатайства верующих о приобретении общиной Святого Креста. Это произошло, как потом узнали, в день венчания на Царство Благоверных Царей Николая и Александры в 1896г. Уже на следующий день благословение было получено в г. Одессе у Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, а также старцев Одесской патриаршей обители. Спустя месяц, 25 июня паломническая группа из г. Измаила направилась на Белое море к Соловецким островам, где в подвигах и молитвах подвизались преподобные Зосима, Савватий и Герман, Соловецкие чудотворцы.

С Божией помощью измаильчане добрались до Соловецкой Спасо-Преображенской обители, где был сделай заказ на изготовление деревянного восьмиконечного Поклонного Креста в северной поморской традиции – с кровлей над Крестом и памятной надписью славянской литерой: «…В память православных воинов, жизнь свою за веру и отечество положивших, в честь новомучеников и исповедников российских на Соловецких островах и иных местах за веру Христову от безбожников убиенных, в знак покаяния нашего народа в грехе богоотступничества и цареубийства».

1 июля прибыли на остров Анзер в день, когда на острове праздновали память Явления Божией Матери преподобному Иову (в схиме Иисус) Анзерскому.

Остров Анзер – второй по величине в Соловецком архипелаге. В центре острова расположена высшая точка Соловецкого архипелага – гора Голгофа. В 1828 – 1830 годах здесь, на вершине горы, была возведена одна из самых больших монастырских церквей – каменный храм в честь Распятия Господа нашего Иисуса Христа. А у ее подножия поставили небольшую деревянную церковь в честь Воскресения Христова. Рядом было устроено и монастырское кладбище. Все по подобию Иерусалима: место страстей Господних на вершине холма, а место погребения Спасителя – у ее подножия. Здесь круглосуточно читалась Псалтирь по всем умершим православным христианам.

Уже в первые годы советской власти Соловецкий монастырь, многочисленные скиты на Соловецких островах, в том числе и Голгофо-Распятский, были не только упразднены, но в 1923 году превращены в первый в мире концлагерь под печальным названием СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения).

Здесь, на острове Анзере 18 июня – 1 июля 1712 года преподобный Иов Анзерский услышал глас Божией Матери: «Гора сия нарицается Вторая Голгофа». Века прошли, и сбылось предсказание. В этот день прояснилось для нас истинное значение этих пророческих слов, воочию была явлена нашим взорам страшная Российская Голгофа…

Грехи дедов и отцов наших – на нас. Они должны быть омыты, искуплены искренним покаянием и милостью Божией исполнилось искреннее желание верующих измаильчан – иметь Святой Голгофский Крест.

Первоначально был сделан заказ на 3-х метровый крест, стоимостью 500 у.е. Крест небольшой высоты и малого веса не представлял трудности в доставке, да и деньги реальные. Казалось бы, усилиями энергичного настоятеля и щедрого жертвователя проблема была бы решена… а потом в Измаиле, при необходимости, можно изготовить крест-ковчег большего размера, чтобы вложить в него Соловецкий крест. Так по своей немощи и робости размышляли измаильчане, но Бог судил иначе. Одна Одесская общественная организация «Путь православных» изъявила благие намерения оплатить стоимость и доставку Поклонного Креста, но более солидных и внушительных размеров. С этой целью настоятель отбыл на Соловки, где был перезаказан шестиметровый Крест за большую сумму 2000 у.е.

Изготовленный для Измаила Поклонный Крест был освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 21 августа 2001 года, в день перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа – основателей Соловецкой обители.

В виду сложившихся обстоятельств благотворительная организация отказала в обещанной помощи. Видимо Богу было угодно, чтобы этот Крест был сооружен и доставлен на подлинно народные деньги. Медлить с доставкой Священного груза было нельзя, так как на Белом море вот-вот должны были начаться жестокие осенние шторма, во время которых прекращалась всякая навигация. За короткий срок была собрана половина суммы денег. Оставшуюся часть пришлось занять в долг. По благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела за Поклонным Крестом был отправлен настоятель Крестовоздвиженской церкви отец Олег.

Многие задают вопрос:

Разве нельзя такой же крест изготовить в Измаиле с меньшими затратами, и установить его без пререканий на месте, где укажут городские власти? Для православного христианина ответ однозначен – нет.

Многими скорбями Господь очищает душу верующего человека. Поступок же его является действенным движением нашей свободной воли к Вере и Богу. Таким образом, не автоматически возведенный крест важен для Бога, а акт действа нашей несгибаемой веры. Этим спасались наши отцы, а мы отстаиваем справедливость по отношению к Вере наших предков.

О всех трудностях и скорбях, которые Господь послал отцу Олегу во время доставки Священного груза, публиковалось в ИП №12(30) 2001 г. Хотелось бы напомнить из этих сообщений о пребывании Покаянного Креста на территории бывшего Бутовского полигона, а ныне храма Новомучеников и исповедников Российских, где в прошлые годы с 1937-1938 гг. по имеющимся далеко не полным данным расстреляны 20765 человек. Среди расстрелянных осужденных был бывший наш правящий архиерей, а ныне Священномученик Серафим Чичагов (память Ему совершается 28 ноября/11 декабря 11937 г.). Трудами этого Святителя немало было сделано для духовного созидания измаильчан. Вместе с ним на этой земле было расстреляно по обвинению в шпионаже в пользу Румынии множество наших земляков. Вот как описывает свои ощущения отец Олег, находясь в этом месте: «Когда я стоял на Литургии, меня переполняло особое чувство: казалось, что в храме незримо присутствуют все новомученики. Ведь храм построен на месте массовых расстрелов и захоронений…»

Проделав путь в три тысячи километров, Поклонный Крест был доставлен 26 октября, в Одессу (день празднования Иверской иконы Божией Матери), а на следующий день в 11 часов утра он прибыл в Измаил. Временно его разместили в открывшемся за это время мужском монастыре святых Равноапостольных Царей Константина и Елены. Вопрос о воздвижении Креста затянулся на многие месяцы.

Через два дня после доставки святыни, верующие подали прошение в Обладминистрацию с просьбой установить Поклонный Крест на территории Крестовоздвиженской церкви, где ныне находится музей Диорама. Горько осознавать, что в наше тревожное время установка Креста в неохраняемом месте вызывает опасение в его сохранности. Областные власти дали согласие на установку Креста в вышеуказанном месте. Трудности возникли при согласовании этого вопроса на городском уровне. В результате развернувшейся полемики были оскорблены искренние побуждения верующих, а Святой Крест – символ памяти и покаяния -предан поруганию.

Первоначально Поклонный Крест планировали установить в день штурма крепости Измаил суворовскими войсками 22 декабря 2001 года у Крестовоздвиженской церкви. Это бывшая турецкая мечеть, которая была обращена А. В. Суворовым по взятии крепости в православный храм, как символ победы и торжества Православия. Но в связи с тем, что не было получено разрешение городских властей на установку креста, эту дату решено было перенести на неопределенное время.

В субботу 22 декабря после Литургии из Свято-Покровского кафедрального собора был совершен крестный ход. Во главе его была привезенная, по такому случаю из г. Болграда, Гербовецкая икона Божией Матери. Эта икона является списком с той, с которой доблестные суворовские войска шли на штурм неприступной турецкой крепости. Крестное шествие закончилось у здания Крестовоздвиженской церкви, где на том же месте, как и в былые годы, была отслужена панихида. Во время молебствия милостью Божией замироточила полиграфическая копия чудотворной иконы Божией Матери «Аз есмь с Вами и никто же на Вы», а в последующие дни были даже чудесные исцеления по вере страждущих. Так Пресвятая Богородица, как и в день рокового сражения, укрепила нас своим незримым присутствием. Ныне сей образ находится в церкви Рождества Богородицы, а сама чудотворная икона на Черниговщине в Свято-Георгиевском женском монастыре.

Второе значимое и важное событие произошло в г. Измаиле после праздника Крещения Господня 21 января текущего года. К нам прибыла во второй раз мироточивая икона Царя-Мученика Николая ІІ. Впервые эта икона, а точнее одна из цветных ксерокопий с иконы Царя-Мученика Николая II, написанной в США, побывала у нас до канонизации Царской семьи. Несмотря на будничный день, сотни верующих измаильчан нашли возможность поклониться Святыне. В тот же день был совершен объезд города с чудотворным Царским Образом, останавливаясь и молясь у каждого храма. И он вновь мироточил и благоухал. Крестным ходом обошли территорию крепости, где упокоены суворовские чудо-богатыри, за Веру, Царя и Отечество жизнь свою положившие. Во время пребывания чудотворной иконы Царя-Мученика в городах Одесщины и Приднестровья замечался особый подъем религиозного настроения верующих. Так Святой Мученик Царь Николай II предстательством Чудотворного образа ознаменовал в нашем городе воздвижение Святых Крестов на колокольню и купол Свято-Покровского собора, а также Поклонного Соловецкого Креста в Измаильской крепости.

За несколько дней до Великого поста 16 марта 2002 года члены православной общины подали прошение в Обладминистрацию разрешить им поменять мусульманскую символику (полумесяц) на православный крест, бывший до этого на куполе Крестовоздвиженского Храма. В то время, когда граждане Херсона и православное духовенство выдвигают идею канонизировать легендарного военноначальника А. В. Суворова, в городе Измаиле защищаются чуждые нам духовные и культурные ценности, тем самым оскорбляя память великого русского полководца (см. «Дунаец», 22.04.2002 г.). Печально осознавать те размышления, высказанные на страницах периодической прессы, в которых предлагается использовать бывшую мечеть в культовых целях мусульман, и перечеркнуть память о тысячах замученных и угнетенных под игом турок наших земляков. Мы славяне, и вера наших отцов – Православие. Будучи на кишиневской кафедре, Священномученик Серафим (Чичагов) сказал: «…Мировая история вполне доказала, что вера христианская обладает исключительною способностью объединять народы, целые страны, созидать государства и доводить людей до самопожертвования, которое является народною потребностью по чувству сострадания и человеколюбия».

Вспоминается знаменательный визит в 1997 году Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Одесскую епархию. Приветствуя Святейшего патриарха, глава облгосадминистрации Р. Б. Боделан отметил, что визит Первосвятителя в Одессу – отрадное и памятное событие, которое будет вписано в историю города… далее – основную задачу в отношении Православной церкви власти видят в скорейшем возвращении принадлежавших ей храмовых зданий… (Журнал московской патриархии №11, 1997г., стр.25).

23 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви посетил второй кафедральный город епархии – Измаил. Стены Свято-Покровского собора не могли вместить всех пришедших на встречу Первосвятителя Русской Православной Церкви. У входа в храм собрались тысячи измаильчан. Во время культурной программы Святейший Патриарх осмотрел диораму «Взятие русскими войсками крепости Измаил», где высказал свое пожелание сменить мусульманскую символику на православный крест. Последним незапланированным посещением церквей города оказался Свято-Николаевский крепостной храм. Нельзя передать всей глубины чувств, которыми были охвачены его прихожане, многие плакали от волнения. У стен храма Святейший Патриарх Алексий II сказал: «Мы рады, что посетили этот храм, и будем молиться, чтобы Господь послал Вам мужество и силы в деле его возрождения».

Возвращаясь к нынешнему событию установки Креста следует сказать, что инцидент получил широкую огласку и дошел до самого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Божиим промышлением Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел после освящения закладного камня церкви Святого Великомученика Димитрия Солунского в селе Криничном назначил установку Поклонного Креста на 27 марта 2002 года у церкви Святителя Николая в крепости г. Измаила, чтобы он стал местом поклонения православных христиан, а не предметом поругания и раздоров.

Ежегодно 27 марта в день Воздвижения Креста Господня в Измаиле будет совершаться крестный ход к этому месту, где будут возноситься молебные и акафистные пения. И не случайно на этот день выпал праздник Феодоровской иконы Божией Матери, которая была покровительницей рода Романовых. Под ее покровом возрос первый из царей династии Романовых Михаил Федорович, который именно этой иконой в 1613 году был благословлен на царство в Троицком соборе Ипатьевского монастыря города Костромы.

Икона потемнела в период от 1914 до 1918 года. Отчего? Ответ будет ясен, если вспомнить события, происшедшие в эти несколько лет. События, которые вряд ли можно забыть: война, арест и ссылка в Себирь царской семьи…, революция…, вероломное убийство царственных страстотерпцев.

Феодоровская икона – фамильная святыня династии Романовых. Ныне она в скорби. Она, как и сегодня говорит народ, омрачилась, и надо каяться, молиться и просить, чтобы явила нам свой лик.

Еще примечательно, что в нынешнем году 29 мая исполняется 190 лет со дня присоединения Бессарабии к России. Удивительно актуальны слова, сказанные бывшим правящим архипастырем, а ныне Священномучеником Серафимом (Чичаговым) в канун 100-летнего юбилея этого события: «Справедливо говорят, что тот не понимает настоящего, не ценит его, кто не знает прошедшего. Но народная мудрость имеет то преимущество, что не поддается несовершенному мышлению отдельных людей, и поэтому она близка к правде…»

Тихо было прибытие Креста в Измаил. Точно затишье перед надвигающимся штормом, которые суть волнения человеческие. За прошедшие 212 лет враг снова ополчился на веру православную, более коварно сплел сети, внеся раздор между людьми. На этот раз причиной противостояния стали жизненные ценности и идеалы. С одной стороны, восстановить историческую справедливость и положить плоды покаяния. Эта категория людей исповедует Слово Божие и христианское благочестие. Другая же сторона защищает очаг бывшей советской культуры, идеология которой без прошлого и настоящего. Эти люди отстаивают ценности временного мира. Право каждого, выбирать, на какой стороне ему быть, только цена этого выбора дорога, от этого зависит, где мы окажемся.

Хотелось бы, чтобы все поняли, что в этом противостоянии православные христиане во главе с пастырями отстаивают не меркантильные интересы очередного прихода, а защищают от поругания и осквернения православный крепостной Свято-Крестовоздвиженский собор, неся при этом покаяние за все греховное общество. Хочется верить, что мы все, православные христиане, принявшие таинство крещения, раздор этот имеем от непонимания сути вопроса. Не станем в очередной раз распинать Господа нашего Иисуса Христа, говоря: кровь Его на нас и на детях наших.

Вдумайтесь в слова нашего Митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, сказанные им при воздвижении Креста (приводятся дословно): «…Решили установить Крест у храма Святителя Николая, чтобы он вновь напоминал тем жестоким людям, что они распинают Христа, что они вновь готовы распять Церковь. Говоря о духовности, они только на словах идут навстречу Церкви и верующим, а на самом деле они вновь распинают храмы, уничтожают духовность, культуру, и таким образом делят наш народ на своих и чужих. Это непонимание свидетельствует о том, что еще есть люди с жестоким нераскаянным сердцем, которые не понимают и не знают сути Церкви, не хотят знать ее.

Мы прочитали здесь молитву, слова которой исполнены покаяния. Я думаю этим людям нужно принести достойные плоды покаяния для того, чтобы участвовать в создании духовности, культуры не на словах, а на деле. Общество сейчас повернулось к Церкви и без духовности, без культуры, без воспитания человеческой воли к добру, мы не можем построить ни хорошее общество, ни сильное государство, не можем создать духовность, которая так необходима каждому из нас в наше время. Аминь».

Крестных ход на воздвижение Соловецкого креста

Плечом к плечу, к руке рука

И с головой склоненной

Под горькой тяжестью креста

Спасителя Вселенной,

Под пенье из души: «Спаси…»,

Под неба скорбным оком,

По мокрым улицам, в грязи

Идем людским потоком.

Как на Голгофу крестный путь,

Мы – иже херувимы,

Слезу роняет дождь на грудь,

Века несутся мимо…

Немая тяжесть мышцы рвет,

И боль сжимает сердце:

Христа грехом распяли –

Вот. Кресту уж негде деться…

Его хулили и кляли,

Крестом стращали души,

Доносы, вымыслы млели,

Что де он вид нарушит.

Но, вознесенный он воспрял

Из ропотной руины.

Господь нам па спасенье дал

Свой крест непобедимый!

Т.Г. Руденко

Источник: Журнал «Измаил Православный». № 5. 2002 г.
Тип: Кресторезная мастерская
Издание: Журнал «Измаил Православный». № 5. 2002 г.