Журавлева (Мейхью-Смит) А. Святые острова Британии

25 декабря 2013 г.

Вот и кончилось лето, как никогда быстро в этом году. Впрочем, последние три года мне всё время так кажется, потому что дочка пошла в школу. Живём мы в Лондоне, и летние каникулы у детей в Англии начинаются только в конце июля, а вместе с ними и лето – пора отпусков и путешествий. Так что теперь на много лет вперёд с летом будет ассоциироваться только август. Странно привыкать к этому, вспоминая своё российское детство с тремя долгожданными летними месяцами свободы.

Куда поехать, вопросов не возникает. Конечно же, на наши любимые, судьбоносные и благословенные Соловки, в Спасо-Преображенский мужской ставропигиальный монастырь, что на Белом море.

Собираем вещи, смотрим, что взять в дорогу. Открываю шкаф, и прямо на меня падает плитка шоколада. Странно, как она вообще могла сохраниться в нашем доме, где все активно любят этот продукт? «Сделано на острове Калдей», – прочитала я и тут же погрузилась в воспоминания о нашей не так давно бывшей поездке на этот остров…

Калдей находится в Уэльсе, где, также как и на Соловках, расположен монастырь, основанный ещё кельтскими монахами. Как известно, Великобритания состоит из четырёх частей: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Уэльс – это полуостров, находящийся на юго-западе Великобритании. Очень красивая, зелёная, чем-то похожая на Россию земля, в прошлом – множество независимых кельтских королевств. В Уэльсе до сих пор сохранился свой валлийский язык. Его изучают в школах, а во многих из них и всё преподавание ведётся на родном языке. Я была в Уэльсе несколько раз и всегда с благодарностью и теплотой вспоминаю свои поездки туда. Так и в этот, последний раз мы поехали в город святого Давида и заехали в красивейший прибрежный городок Тенби, откуда можно переправиться на остров Калдей, который мне давно хотелось посетить. Переправляются на остров на небольшом катере. Чем-то это схоже с паломничеством на Соловки, только в пути находишься всего 20 минут, а не три с половиной часа, как в России.

Покупаем билеты на тракторе, который стоит на берегу и заменяет собой причал. Улыбаюсь: совсем как в России, где-нибудь в глубинке. И мне уже всё нравится. День ясный, солнечный.

С моря монастырь не виден – только очертания крыш и шпиль древней церкви… Но вот через некоторое время появляется крест. Соловки открываются иначе: по мере приближения на катере они вырастают, как град Китеж, и проявляются увеличивающимся силуэтом монастыря, куполами и сияющей белизной соборов.

Ну вот мы и на острове Калдей, одном из самых древних монашеских островов Британии. Название дано было викингами и означает «холодный остров».

Идём по довольно широкой тропинке, поднимаемся по лесенке. Слева – крест, тот самый, что виден был с моря. Небольшая горка, где он находится, имеет символическое название Голгофа.

И опять невольно сравниваю Калдей с Соловецкими островами, где тоже возвышается крест на Голгофе (так названа гора на острове Анзер). Как известно, в безбожные времена почти все кресты на острове были уничтожены и заключённые Соловецкого лагеря (а среди них было много архиереев, священников и просто верующих людей) молились, чтобы Господь послал им крест. И вот выросла берёза в форме креста на месте их страданий и молитв. Когда паломники отправляются на остров Анзер, то всегда прикладываются к этому кресту.

А мы здесь, на Калдее, крестимся, благодарим и идём осматривать окрестности.

Первое монашеское поселение здесь возникло в VI веке благодаря стараниям аббата Пиро (Piro/Pyr). Вероятно, он не был канонизирован. А скудные сведения, дошедшие до нас, говорят о том, что он не был блестящим организатором, любил вино и однажды, выпив лишнего, упал в источник и вскоре умер. На его место был прислан молодой священник Самсон, впоследствии ставший святым. При нём начинает складываться и строиться монастырь. Он же является покровителем острова Калдей.

О святом Самсоне (485–565, память 28 июля) нам известно довольно много. Родился он в знатной, богатой семье и был с рождения посвящён Богу по обету, который дали долго пребывавшие бездетными родители.

Воспитывался и получил блестящее образование в монастыре Ллантвит Великий (Llantwit Major), что в местечке Гламоргане (Glamorgan), где и был рождён. Этот монастырь и школа были основаны Иллтидом (Illtyd/Illtud, 450–530, память 6 ноября), одним из английских преподобных, образованнейшим человеком своего времени, прекрасным знатоком Священного Писания. Через его школу прошло большинство святых Уэльса того времени, среди которых святые Самсон, Гильдас и Давид – покровитель Уэльса. Это святые времён раннего христианства, и поэтому почитаются они во всём православном мире.

Кельтская церковь основным своим служением считала христианскую миссию. Ей была присуща строгость, простота и чувство независимости. Святые, принадлежавшие Кельтской Церкви, много странствовали, проповедовали, крестили и основывали множество монастырей, которые несли свет Христов местному населению. Это были поистине просветительские времена. Одним из таких просветителей был святой Самсон. Его также называют величайшим миссионером Англии и Франции. Проповедь его дошла и до пределов Бретани, что на северо-западе Франции. Там им было основано множество монастырей, один из которых дал основание городу. Это и поныне существующий город Дол, в соборе которого, в ковчеге, хранится частица мощей святого.

На Калдее не сохранилось святынь, связанных с именем Самсона, но можно увидеть большой камень, датируемый VI веком. На нём надписи, сделанные на огаме. Это древнейшая форма кельтского алфавита, причудливо сочетающая прямые и наклонные линии. Есть надпись и на латыни, сделанная чуть позже.

Камень находится в старой нежилой части монастыря, в церкви святого Иллтуда. В церкви довольно темно, свет проникает только через небольшие оконца; низкий потолок, отчего внутреннее пространство кажется гораздо меньше, чем в действительности. В настоящее время эта церковь и примыкающая к ней постройка не используются для служб и проживания. Монахи живут в новом здании, построенном на холме.

В X веке монастырь подвергся нападению викингов. Подвижники вернулись на остров в 1136 году. Старая, сохранившаяся часть монастыря относится к XIV столетию. Как и все монастыри Англии, он был закрыт в период Реформации в XVI веке и на многие столетия превратился в заброшенное место.

Монахи возвратились сюда только в 1906 году. В настоящий момент монастырь является католическим. Основное внимание уделяется богослужениям: первая утренняя служба начинается в 3:30 утра, затем литургия в 6:30, следующая служба в 8:50, далее в 12:15 (в это время могут присутствовать все желающие, и для них специально отведены места на балконе). Соблюдение полной тишины обязательно. Стою (можно и сидеть), стараюсь сосредоточиться, но, несмотря на 9 лет, прожитых в Англии, молиться на чужом языке по-прежнему тяжело. «Господи, прости» и «Господи, помилуй» – только это на сердце. Правда, когда начинают читать «Отче наш», присоединяюсь к остальным. В тишине расходимся. Служба недолгая – всего 20 минут. Поскольку она уже четвёртая на дню для монахов, понимаю важность такой краткости и в то же время необходимость этой службы, помогающей весь день поддерживать в себе тишину и молитвенное состояние.

Сюда можно приехать и остановиться здесь на несколько дней по предварительной договорённости, чтобы просто провести время в тишине… Мы же приехали только на один день. После службы просто решили пройтись ещё раз по территории монастыря. К своему удивлению, во время прогулки мы обнаружили небольшую фабрику, где монахи делают шоколад, чтобы как-то зарабатывать деньги на потребу дня. Фабрика – это, наверное, громко сказано, просто небольшое помещение, где работают два человека. Но тут же можно купить плитки свежего, только что изготовленного шоколада. Вкусно… Впрочем, как и вся еда в монастыре, приготовленная с молитвой. Тут же с благодарностью вспоминаю своё житьё-бытьё на Соловецком острове, а именно паломническую трапезную, где снедь всегда приготовлена просто, но удивительно вкусно.

День, проведённый на острове, подарил мир и успокоение. Возвращаемся на катер весьма интересным способом. На море отлив, и мы все всходим на большой военный вездеход с огромными колёсами, который доставляет нас на катер. Калдей-остров бывает закрыт для паломников и посетителей с 1 ноября до Пасхи, что вновь напомнило мне Соловки – бурное лето и спокойная, относительно безлюдная зима. Только у нас это происходит естественно, в силу удалённости Соловков от «большой земли», дорогих билетов на самолёт (а зимой добраться туда можно только на самолёте), снежной и долгой зимы. Но для меня зима на Соловках всегда особенная и желанная. Нигде я не встречала такого чистого и «вкусного» снега, как там, такого по-настоящему бодрящего мороза. Правда, если говорить о феврале, то и такого сильного ветра, который буквально валит с ног. Часто вспоминаю один такой февральский день… В ночь на 15-е число, праздник Сретения Господня, снег выпал до второго этажа, и мы с сыном усердно пытались откопаться (успешно, кстати), чтобы выйти на улицу и успеть на службу. Успели! И радость встречи была действительно особенная.

Калдей остался позади, а наш путь пролегает далее к острову Айона, что в Шотландии. Сюда мы добирались на катере. Сообщение регулярное с соседнего острова Малл, а вот до него, в свою очередь, надо добираться на пароме минут сорок, ну и до Шотландии из Лондона часов пять-шесть на машине. Так что путь неблизкий, а от этого, наверное, более загадочный и желанный. Время в пути от острова Малл до Айоны 5 минут (может, восемь – я, честно говоря, даже не поняла: всё было очень быстро). Сходим с катера и тут же останавливаемся. Слева от причала побережье с великолепным белым песком, и почему-то сразу хочется пойти именно туда, а потом уже в монастырь.

Потрясающая северная игра цветов, приглушённых, пастельных. За белизной песка – зелёные травы с вкраплением лилово-розового чертополоха (национальный символ Шотландии). Здесь он ярче и насыщенней по цвету, чем в России.

По легенде, когда-то это растение спасло жизнь шотландцам. Викинги ночью пытались подойти к их лагерю, но один из них поранил ногу о колючки чертополоха и вскрикнул. Так викинги выдали себя, и проснувшиеся шотландцы одолели их. В знак благодарности за спасение они сделали этот цветок своим национальным символом.

Чуть выше розовые камни. Над всем этим серо-голубое небо, которое «голубеет» на наших глазах. День обещает быть ярким и солнечным.

Чуть позже мы узнали, что при нашествии викингов в IX веке именно на этом побережье были казнены монахи. Их последние молитвы наполнили это место тишиной, покоем и красотой, сразу же поманившими нас к себе. Мы просидели там довольно долго. Слушали море, смотрели вдаль и просто молчали…

Название Айона в переводе с древнего кельтского означает остров святого Колумба, по имени монаха-миссионера, основавшего здесь монастырь в VI веке. Без преувеличения можно сказать, что святой Колумб – один из самых известных первохристианских святых наряду со святым Катбертом, основателем монастыря на острове Линдисфарн.

Святой Колумб прибыл на остров в 563 году вместе с другими двенадцатью монахами. К тому времени ему было чуть больше сорока.

Колумб, по-другому Кольм Килле (это имя он получил в монастыре, где учился), означает «голубь Церкви».

Родился он 7 сентября 521 года в графстве Донегол в Ирландии в знатной семье. Его мать Этне была королевской крови. Ещё до рождения сына ей было видение ангела, который предсказал, что ребёнок будет необыкновенным человеком, почитаемым наравне с апостолами. Вспоминается эпизод из жития Сергия Радонежского, когда во время пения Херувимской за Божественной литургией младенец взыграл во чреве матери, предвосхищая своё будущее служение Богу.

В 24 года святой Колумб становится священником. Проповедует, много путешествует, основывает монастыри, самые известные из которых – Дюрроу (Durrow, 553), Келлс (Kells, 554) и, конечно же, аббатство острова Айона. Устав монастыря был довольно лояльный и простой. Скорее всего, на первоначальном этапе это был смешанный монастырь, также как и на Руси. Вспомним родителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марию, живших в одном монастыре. Обязательными были молитва и созерцание. Это прежде всего, потом труд. Всё делали сами: строили, сеяли рожь, занимались зверобойным (имеется в виду морской зверь) промыслом. Здесь опять возникают аналогии с Соловками, где также монахи трудились, выходя в море. Дух свободы, независимости, думаю, объединяет шотландский и русский монастыри. Ведь на севере России не было крепостного права, что не могло не сказаться на духовном устроении и здоровье. Близость моря, понимание, что такое стихия, учили трезвению, смелости и молитве. Всем известна поговорка «Кто в море не бывал, Богу не молился».

Одежда была простая. Сам святой Колумб спал на камне. И в изголовье тоже был камень. Его можно видеть в местном музее, на нём выгравирован крест.

Похожий камень – камень святителя Филиппа, митрополита Московского, который был игуменом монастыря в XVI веке, есть и в Соловецком монастыре. Прославился святитель не только как строитель монастыря, но и как непоколебимый печальник и молитвенник за всех невинно пострадавших от Ивана Грозного. Камень этот почитается как одна из святынь монастыря.

Житие святого Колумба отмечает сильную духовную связь между аббатом и его духовными чадами. Он духом прозревал нужды братии. Так, он спас от потопления корабль, почувствовав опасность и встав на молитву. Помогал объединить распадающиеся семьи. Вода, освящённая его молитвами, имела необыкновенную целебную силу. Он был очень гостеприимным аббатом. Сам встречал гостей и вновь прибывших, омывал им ноги по евангельской заповеди. Многие монахи видели свет, когда он служил литургию, ощущали благоухание, исходившее от него.

В то же время Колумб был неутомимым путешественником, объездил всю Шотландию и основал около 100 церквей на побережье.

Родившись в знатной семье, Колумб имел возможность получить прекрасное образование, ценил книги, учёность, умел писать и искусно владел словом. До наших дней дошла Псалтирь, может быть, переписанная самим Колумбом. Точных подтверждений этому нет, но текст датируется серединой VI века – время жизни  Колумбa. Он также обучал письму и грамоте монахов Айоны, и очень скоро монастырь стал одним из центров христианской культуры и подвижничества.

Святой Колумб удивительно любил людей, хотя, впрочем, это можно отнести ко всем святым. Ведь святой – это преображённый человек, преображённый любовью Бога. «Если хотите понять Творца, постарайтесь понять творение», – наставлял монахов святой.

Описание его внешности в житии говорит нам о том, что он был худой, высокого роста и подобен ангелу. Так, наверное, кельты представляли себе ангелов.

Праведник отошёл ко Господу в 597 году, после 34 лет служения на острове. И так же, как и многие наставники монахов, перед смертью завещал братии иметь взаимный мир и любовь нелицемерную. (Такое же завещание оставил и Зосима Преподобный – один из основателей  Соловецкого монастыря.)  

Мы не знаем, где сейчас находятся мощи святого. Может быть, они были вывезены с острова ещё в древности. А может, ещё предстоит случиться чуду и они будут обретены здесь.

После нашествия викингов в начале IX века монастырь постепенно приходит в запустение. В XIII веке здесь основали женскую обитель, которую во времена Генриха VIII постигла участь всех других монастырей: её разорили и упразднили. Только в конце XIX века строения были переданы Церкви Шотландии. Много поступило частных пожертвований. Были сделаны крыши, восстановлен внутренний дворик монастыря. В 1938 году основано общество Айоны. Община эта межконфессиональная.

Когда мы вошли в действующий храм, то увидели полку с Библиями, изданными на всех наиболее распространённых в современном мире языках, в том числе и на русском.

Подходя к монастырю, мы увидели крест – огромный, каменный, украшенный резьбой. Окружность вокруг креста всегда казалась мне чем-то символическим, но прочитала, что кельты специально делали круг, чтобы придать бóльшую прочность кресту: ведь буря и ветер часто поднимаются в северных землях. Почему-то просятся на ум слова праведного Иоанна Кронштадтского: «Там где крест, там и любовь».

Когда первые христианские миссионеры приходили на новое место, они в первую очередь воздвигали крест в знак победы жизни над смертью, в знак благодарности Богу и освящения этого места. Мы видели такие кресты на острове Калдее, на Айоне, на Соловках и множестве других островов, где побывали подвижники.

Мы пошли осматривать монастырь изнутри. Особенно понравился внутренний дворик, который окаймлён арками с двойными колоннами, создающими эффект лёгкости и пропускающими дополнительный свет.

Когда мы вышли из церкви (просто захотелось побыть на берегу), перед нашим взором предстал остров Малл, с которого мы переправились сюда. Опять поразили насыщенные краски, особенно розовые камни. Ветра сильного нет, спокойно и в то же время сурово.

Но вот мы опять на пристани. Возникает ощущение погружённости в лёгкий сон. Монастырь не производит впечатления действующего, и сам остров не кажется жилым. Конечно, чтобы понять глубже специфику его жизни, надо какое-то время пожить здесь, поработать, пообщаться с людьми. Но я понимаю, что для меня такой притягательной силой обладают только Соловки, а здесь я лишь путник, благодарный Богу за встречу со святым Колумбом, за знакомство с новыми местами и за соприкосновение с Красотой…

На третий остров – Линдисфарн, о котором хотелось бы написать, мы попали после путешествия на Айону. Честно говоря, я вновь ожидала увидеть нечто спокойное, неподвижное, погружённое в вековую дремоту. Но Линдисфарн предстал перед нами совсем иным!

Попасть на остров можно только во время отлива, когда он не отрезан от материка холодными водами. Можно это сделать, подобно многочисленным паломникам прошлых веков, пешим образом, ориентируясь на шесты, торчащие из воды. На полпути на шестах устроена площадка на случай, если путники не успеют одолеть расстояние вовремя и придётся пережидать несколько часов до следующего отлива. Но мы, как современные пилигримы, движемся на машине по шоссе. Нам повезло: дорога-отлив свободна. Впереди виднеются поросшие густой травой дюны Линдисфарна; морской воздух бодрит, а запах водорослей наполняет нас свежестью и энергией.

Северные моря обладают какой-то особой притягательностью; ни одно из южных морей не имеет таких тонких приглушённых оттенков голубого, синего, нежно-фиолетового. Опять вспоминаю любимые Соловки. Думаю, я их не вспоминаю – они просто всегда живут во мне…

От монастыря остались лишь руины, которые мы решаем осмотреть позже. Для начала отправляемся в действующую церковь, чтобы погреться и прийти в себя после дальней дороги, молитвенно сосредоточиться.

Храм святой Марии был построен в 1145 году. Первое, что я вижу, войдя в него, – Владимирскую икону Божией Матери. Подхожу, ставлю свечи (здесь они несколько другие – маленькие и кругленькие) и просто стою, тщетно пытаясь молиться: мысли только о том, как бы согреться. В какую-то минуту я посмотрела в сторону и увидела рядом с собой человека, одетого в коричневую длинную мантию с капюшоном, подпоясанную верёвкой. На ногах у него были сандалии. Он оказался монахом-францисканцем.

С чего начался разговор, я не помню, но чувство было такое, что мы знаем друг друга уже сто лет: никакого напряжения и неудобства, какие бывают при первом знакомстве, не чувствовалось. Он рассказал, что в 80-е годы прошлого теперь уже столетия на острове была создана община, которая открыта для людей со всего мира и принимает всех желающих. Он тоже здесь бывает часто, хотя уезжает ненадолго в свой родной монастырь. Такое ощущение, что за время нашего недолгого разговора он успевает рассказать мне всю свою жизнь: когда и почему он стал монахом, как это трудно и в то же время благодатно.

Выйдя из храма, мы направляемся к руинам монастыря. Ветер стих, светит солнышко, на душе радостно и покойно. Постепенно становится тепло.

Развалины церкви… Она была некогда построена из тёмно-красного камня, а для других строений использовали серый камень. Одну арку местные жители любовно называют радужной, потому что для её создания использовано множество разноцветных камней. Всё это действительно очень красиво и по-своему величественно смотрится на фоне приглушённых красок Северного моря и высокого голубого неба.

История обители начинается в 634 году, когда сюда приходит монах Айдан, причисленный впоследствии к лику святых (тоже в Соборе английских святых). Пришёл он сюда, как мы знаем, из Шотландии, с острова Айона, где подвизался под руководством учеников святого Колумба. Айдан и вместе с ним несколько монахов основали на острове монастырь, который напоминал им о родной обители. Так же, как и там, всё было довольно аскетично и просто: молитва и труд – вот главное достояние кельтского монашества.

Святой Айдан родился в Ирландии, о его детстве практически ничего не известно. Зато в житии много говорится о времени его пребывания на острове Линдисфарн. Он был настоящим нестяжателем, ходил пешком. Лошадь, которую ему подарил король, он тут же отдал нуждающемуся крестьянину. Так же, как и святой Колумб, он много путешествовал и проповедовал. У себя на острове он основал школу, где учились юноши – будущие миссионеры и служители Церкви. Сам Айдан по просьбе короля становится епископом, первым из 17 епископов Линдисфарнских. Шесть лет он подвизался на острове и отошёл ко Господу в 651 году. В эту ночь один юноша созерцал видéние: ангелы возносили душу святого на небо. Юноше этому, по имени Катберт, суждено будет стать продолжателем и последователем святого Айдана.

Катберт – один из самых известных британских святых. Уже в детстве он сподобился посещения ангела, который излечил его от болезни. И, может быть, с того времени Катберт стал задумываться о том, чтобы посвятить свою жизнь Богу. В 17-летнем возрасте он поступает в монастырь Мелроуз, находящийся в Шотландии, а через 13 лет становится приором (игуменом) монастыря. В это время Катберт много путешествует по окрестным деревням, объясняя жителям суть христианской веры, проповедует, совершает Таинства, часто просто под открытым небом. Сам он, ведя жизнь аскета и молитвенника, стяжал многочисленные духовные дары. Известен случай, когда святой водой он воскресил мальчика, скончавшегося от чумы. Когда у него не было еды, её приносили животные и птицы, причём половину он всегда отдавал назад. Так, он разделил рыбу вместе с орлом, краюшкой хлеба поделился с лошадью. Он умел управлять ветрами и успокаивать бури. Однажды в покаянной молитве он простоял всю ночь в ледяном море, а наутро приплыли две выдры и согрели его ноги своим теплом.

В 670-х годах Катберт становится приором монастыря Линдисфарн. Сам он никогда не стремился к власти и принял руководство монастырём лишь по просьбе братии. Поэтому, когда через некоторое время жизнь в обители наладилась, он решил покинуть её стены и в поисках уединения отправился на соседний остров Фарн. На этом острове святой прожил около девяти лет, борясь с внешними и внутренними демонами. Он сложил себе из камня небольшую круглую келью, остатки которой можно видеть и ныне.

Некоторые сравнивают его житие с житием преподобного Серафима Саровского, стяжавшего многочисленные дары, но можно сравнить его и с Сергием Радонежским, игуменом земли русской, от всего сердца молившимся за объединение русских земель. Катберт так же усердно молился за землю англов и просвещение её верой Христовой.

Но пришлось Катберту покинуть и этот остров: по желанию братии и по настоянию короля он избирается епископом. Однако недолго пребывал Катберт в этом сане, ибо почил в Бозе спустя два года, 20 марта 687 года. Он хотел, чтобы его похоронили на любимом острове Фарне, но монахи Линдисфарна и многие миряне, почитавшие его как святого, предали его тело земле к югу от алтаря церкви, в обители. Когда через 11 лет открыли его гроб, чтобы поместить прах в специальный деревянный реликварий, мощи были нетленны и даже одеяния оставались нетронутыми.

В 793 году монастырь Линдисфарн, также как и Айону, разоряют викинги, монашеская жизнь оказывается на грани исчезновения, и в 875 году насельники покидают остров, захватив с собой наиболее важные святыни: гроб с мощами святого Катберта, Евангелие, останки святого Айдана. Мощи святого Катберта после долгих скитаний по стране оказались в кафедральном соборе города Дарем, где и находятся поныне. В 1104 году при очередном переносе его останков была обнаружена рукопись Евангелия VII века, написанная в память о святом Катберте его преемником – епископом Эдфридом. Рукопись богато украшена великолепными миниатюрами с использованием золота и серебра. Первая страница каждого Евангелия украшена огромными заглавными буквами-инициалами, заполненными разноцветными спиралеобразными линиями. Такой же орнамент идёт по краям листа. И всё это с использованием ярких, чистых тонов красного, розового, зелёного, жёлтого, голубого. Красота и сложность исполнения этой рукописи поразительны. Можно часами рассматривать все эти замысловатые узоры и удивляться мастерству и терпению их автора, а также тому, что рукопись дошла до нашего времени.

Существует легенда: когда монахи уходили с острова, спасаясь от нападения викингов, они забрали с собой мощи Катберта и Евангелие. Но во время путешествия разразился шторм, и рукопись была смыта за борт. Тогда монахи с мольбой обратились к Катберту, прося прощения за то, что не смогли уберечь святыню. И им было указано место на берегу, где они после отлива нашли Евангелие, абсолютно не повреждённое водой. Сейчас Евангелие хранится в Лондонской библиотеке и представлено в постоянной экспозиции. Оно так и называется – Линдисфарнское Евангелие.

После того как остров покинули монахи, около 200 лет там никто не жил – все постройки превратились в руины. Монашеская жизнь возрождается в 1082 году, когда здесь основывают бенедиктинскую обитель. Но и она, как и многие католические монастыри, была разрушена печально известным Генрихом VIII.

В VIII веке на острове возникает небольшая рыболовецкая деревня, церковь святой Марии становится приходской. В 80-е годы прошлого столетия появляется монашеская община. Христианская жизнь на острове продолжается. Если заранее договориться, можно остановиться здесь на ночлег и провести какое-то время прямо на острове: как я уже сообщила, община открыта для всех, кто с верой и молитвой приходит сюда. Всё, как и на острове Айона!

Наверное, кто бывал в островных монастырях, часто задавался вопросом: почему здесь так спокойно и как-то по-особенному неотмирно дышится? Уже в глубокой древности они избирались многими людьми как лучшее место упокоения. Так, к примеру, на Соловецких островах обнаружено множество неолитических захоронений. По-видимому, они воспринимались как принадлежащие другому миру, достигнуть которого можно, только перебравшись через «окиян-море». Душа чувствует себя здесь вольнее, свободнее, готовясь к долгожданной встрече с Творцом.

Я могу лишь сказать о своём опыте путешествий по этим местам, всегда хоть немного преображающем и очищающем.

Источник: Журнал «Православная беседа» № 5 за 2013 г.
Тип: Записки паломников
Издание: Журнал «Православная беседа» № 5 за 2013 г.