Балашов Р.В. На Соловецком архипелаге нет ничего невозможного

28 июня 2014 г.

Два года назад в правительстве области была введена новая должность – заместитель губернатора по инфраструктурному развитию Соловков. Ее сразу занял Роман Балашов. Сегодня мы говорим с Романом Викторовичем о том, какие важные решения удалось принять за это время и как сегодня развивается архипелаг.

– Роман Викторович, два года – время, за которое, наверное, удалось уже оглядеться и определить основные проблемы и противоречия, которые есть на островах?

– Самое главное – пришло понимание, какими должны быть Соловки минимум на ближайшие 20 лет. Причем не просто понимание общей стратегии развития архипелага, но и четкое представление, какие общественные, финансовые, административные механизмы должны быть созданы для достижения поставленной цели.

– Какой именно цели?

– Развития триединого – духовного, культурного и природного – наследия на православном фундаменте. Для меня очевидно, что в центре развития Соловков был, есть и будет оставаться Соловецкий монастырь. Именно его присутствие на островах определяет их уникальность и придает смысл всем нашим действиям.

– Безусловно, монастырь – центр «соловецкой вселенной», но вокруг него тоже бурлит жизнь – поселковая, есть разнообразные производства, идет строительство, приезжают паломники и туристы. Так и хочется сказать: сошлись слишком разные интересы. Как они сочетаются на столь небольшой и уязвимой территории? И как вы со своей стороны расставляете приоритеты?

– Вне всякого сомнения, есть четкие приоритеты в каждой сфере. Если мы говорим о развитии архипелага в целом, то это восстановление полноценной жизни скитов и создание эффективных механизмов защиты природы. Второй блок задач – это максимальное восстановление существующих и утраченных памятников. И третья – изменение настроения жителей поселка.

– Звучит как-то неожиданно. Почему его надо менять?

– Если мы посмотрим на постсоветскую историю архипелага, то увидим, что значительная часть жителей была брошена государством и предоставлена сама себе. Это породило серьезные диспропорции в экономике и социальной сфере Соловков.

– О чем именно идет речь?

– На Соловках закончилось активное участие местных жителей в добыче и переработке водорослей. Сейчас это удел сезонных рабочих. Практически умерла такая отрасль соловецкой жизни, как изготовление карбасов.

Теперь этим занимается морской музей, где большая часть мастеров – жители Москвы, Санкт-Петербурга и Архангельска. Мы прекрасно помним, как в начале 1990-х работники культуры получали мизерные зарплаты, поэтому большинство жителей острова вынуждены были заниматься туристическим бизнесом. Это породило у части населения сезонное восприятие жизни. Поэтому мы фиксируем значительный отток соловчан в зимний период и приток летом. Конечно, настоящим спасением для Соловков оказалась работа Соловецкого музея, люди, которые там работали, сохранили науку. Им можно ставить памятник при жизни. А еще возрождение монашеской жизни. Эти два столпа – музей и монастырь – во многом и определяют то, что мы называем особым соловецким духом. На тысячу человек населения мы имеем высокую концентрацию людей с высшим образованием, учеными степенями. А также людей, для которых православие стало смыслом полноценной жизни. Это и есть тот самый фундамент, на котором будем развивать Соловки.

– Время от времени на Соловках возникают различные слухи о всевозможных преобразованиях, что тоже нервирует людей…

– Мы пошли по следующему пути – создали механизм «соловецких пяти ключей», которые позволяют власти, обществу и церкви совместно формулировать и решать основные соловецкие проблемы. Главным результатом своей работы я бы назвал разработку и принятие стратегии развития Соловецкого архипелага как базового документа, где власть, Церковь и общество сообща решили, какими должны быть Соловки. На самом деле было очень много спекуляций отдельных недобросовестных деятелей, а зачастую обыкновенных провокаторов, которые пытались искусственно вбить клин между Церковью, обществом и государством.

Характерный пример – несколько лет назад всерьез писалось и говорилось, что якобы из островов будет выселено все нецерковное население. Или о том, что на Соловках будет установлено ЗАТО, то есть они будут закрытой зоной. Люди, которые этим занимались, очень четко понимали, что любой конфликт – это возможность ловить рыбку в мутной воде. Принятие стратегии выбило у них почву из-под ног.

– То есть в стратегии все четко прописано, и жители Соловков уверены – никаких неожиданностей в их жизни не будет. А что еще поможет улучшить их настроение?

– Изменение структуры экономики. Видятся следующие точки роста на Соловках. Первая – это развитие частной музейной деятельности.

– Поясните, что вы понимаете под частной музейной деятельностью.

– У нас есть замечательный пример морского музея, который показывает, как можно совмещать образовательные, научные, музейные, культурные и социальные функции на базе традиционных православных ценностей. Второе – возрождение ремесел, в том числе на базе восстанавливаемых культурных объектов Соловков. Расширение спектра научных исследований Соловецкого музея-заповедника. Речь в первую очередь идет об изучении истории советского периода, а также опыта новомучеников и исповедников.

– Туризм на Соловках до сих пор какой-то «диковатый». Есть ли какие-то проекты, которые упорядочили бы туристический бизнес?

– Туристический бизнес требует серьезной модернизации. Эра дикого туризма должна уйти в прошлое. Уже сейчас на Соловках есть два основных центра развития туристической отрасли – Соловецкий музей и Соловецкий монастырь.

Я полностью разделяю позицию монастыря, которую выразил его наместник отец Порфирий – об угрозе распространения на Соловках псевдонаучных знаний и оккультных практик под видом частной туристической деятельности.

– А кто будет определять, псевдонаучные ли это знания и оккультные ли практики? Предполагается привлечение экспертов?

– На Соловках есть два мощнейших экспертных центра – это снова же музей и монастырь. Они и закладывают базовые направления развития туризма. Прошедшая конференция по водным ресурсам показала, что серьезнейшим источником туристического интереса может быть лов рыбы. Есть и много других идей.

– Весной и летом на Соловках уже побывали представители важных общественных институтов, ученые, политики. Соловки всегда вызывали большой интерес, но в этом году он особенно активен. С чем это связано?

– Во-первых, все слои российского общества понимают, что будущее страны возможно только на основе осмысления и использования того опыта, который накоплен поколениями наших предков. Соловки – кладезь знаний. Соловецкий монастырь также помогает ответить на важный для страны вопрос о приоритетности освоения Россией Арктики. Соловецкие монахи осваивали арктические просторы задолго до петровских времен. И все последующие европейские экспедиции описывали те навигационные знаки, которые задолго до них поставили наши предки.

Соловецкий монастырь учит нас умению объединять высочайшие для своего времени технологии с рачительным и бережным отношением к природе. История Соловков также учит защищать свою страну, если надо – и с оружием в руках. Но главное, чему учат Соловки, – тому, что для человека, верящего в Бога, нет на Земле ничего невозможного…

Источник: Газета «Правда Севера» (спецвыпуск) от 27 июня 2014 г.
Тип: Публикации о Соловках
Место: Соловки
Издание: Газета «Правда Севера» (спецвыпуск) от 27 июня 2014 г.