Макарова А. Соловки как состояние души

17 сентября 2017 г.

«Соловки – это не точка на географической карте. Соловки – это состояние души». Экскурсовод, матушка Ирина, сказала эти слова в конце первой в программе нашего паломничества обзорной поездки по Большому Соловецкому острову. Потрясённые увиденным и услышанным, мы в полной мере осознали её слова позднее – к концу пребывания на островах: Соловки действительно преображают души.

Казалось бы, эти северные острова, вобравшие в себя столько тяжких воспоминаний о мучениях, крови и смерти, должны рождать соответствующие чувства – тяжести в душе, подавленности, неизбывной боли за страну, в которой стали возможны такие чудовищные преступления. Ведь именно эти чувства испытываешь, когда читаешь о Соловецком лагере особого назначения – в книгах, воспоминаниях узников, когда узнаёшь подробности этой трагической страницы в истории России. Но на душе светло.

Да, слёзы на глазах, когда слушаешь скорбный рассказ экскурсовода о мучениях заключённых на Секирной горе, где в Вознесенской церкви был устроен самый страшный штрафной изолятор лагеря и откуда живым практически никто не выходил.

Да, оглушает эта печальная тишина у крестов братских могил, когда понимаешь: здесь птицы действительно не поют. Да, невыносимо больно – ком в горле, спускаться с горы вниз по восстановленной лестнице, зная, что 365 её ступеней были орудиями смертельной пытки для заключённых.

По словам Ирины, пока у Вознесенской церкви в Свято-Вознесенском скиту в начале 90-х не прошли первые панихиды поубиенным, находиться здесь, как свидетельствовали очевидцы, было невыносимо тяжело: неотпетые души взывали о молитве, жаждали упокоения.

За 1923–1939 годы через соловецкие застенки прошли более 80 тысяч заключённых – дворяне, творческая интеллигенция, офицеры и солдаты Белой армии, люди разных национальностей и вероисповеданий. Многие тысячи и тысячи из них ушли отсюда в вечность. Сюда, на Соловки, по выражению Бориса Ширяева, автора пронзительных воспоминаний о Соловецком лагере особого назначения,«стекались последние капли крови из рассеченных революцией жил России». Жуткий образ. Многие страдали за Христа – Соловецкий архипелаг стал местом ссылки верующих. Более 80 архиереев – митрополитов, архиепископов, епископов, несколько сотен белых священников и иеромонахов, тысячи мирян – такова скорбная статистика Соловецкой Голгофы. Более 60 узников уже вошли в сонм новомучеников и исповедников Российских.

Но проходит некоторое время после посещения нами Секирной горы, после тягостного погружения в страшную историю Соловков в XX веке, и удивительно, но факт: на душе вновь светло. И чем более мы здесь находимся, тем светлее, радостнее и благодатнее. Благодать растворена в атмосфере этих святых островов. И она покрывает всё. Наши тяжёлые впечатления, мысли, наши слёзы, нашу боль.

«Чтобы воскреснуть духом, надо умереть плотью…», – написал Борис Ширяев в исповедальной книге «Неугасимая лампада». Он посвятил свои воспоминания художнику Нестерову, сказавшему ему после того, как прозвучал приговор: «Не бойтесь Соловков. Там Христос близко…» После Голгофы наступает Пасха. Я искала там, на Соловках, ответ на вопрос: почему же так светло на душе в таком скорбном месте, а нашла его уже после возвращения, читая в одной из приобретённых в монастыре книг высказывание наместника Соловецкой обители архимандрита Порфирия. Оно оказалось созвучно моим соловецким мыслям и переживаниям:

«… Многим на Соловках не по себе. Людям мирского мировоззрения здесь очень тяжело находиться. Они упираются сознанием только в мрачные лагерные застенки соловецкой истории XX века и в какой-то подавленности стремятся отсюда поскорее уехать. Но существует другое, более полное и глубокое восприятие жизни как единого потока истории, где была недавняя трагическая история, но есть и главы древней святости. Те, кто вышли на этот исторический простор, вдыхают разлитую здесь благодать и на своём опыте сердцем чувствуют, как тут легко и хорошо молиться, потому что и те и другие святые рядом – преподобные и новомученики. Для верующих и открытых к обретению дара веры на Соловках происходит живая встреча с Церковью торжествующей».

По вечерам, обсуждая увиденное и услышанное, пережитое за день, мы вспоминали Кронштадт и говорили о том, что надо бы сюда приехать всем тем, кто защищает названия кронштадтских улиц, носящих имена палачей. Быть может, тогда у них бы поубавилось желания с такой убеждённостью отстаивать их.

Главы древней святости

Студёное море, озёра, скудная северная растительность, камни и ветер – ничего более не было на Соловецких островах, расположенных всего в 165 километрах южнее Северного Полярного круга, когда сюда пришли преподобные отцы Савватий и Герман. И было это в 1429 году. Седая старина. У Сосновой губы, что на северной части Большого Соловецкого острова, на берегу озера, они водрузили первый крест и поставили первую келью.

Шесть лет молились преподобные в этой пустыни, освящая своей молитвой будущий русский Афон, будущие острова Спасения, будущий Ирий-Рай, как называли Соловки русские богомольцы, будущий Град Небесный на земле.

В 1435 году преподобный Савватий отошёл ко Господу. Через год, в 1436-м, преподобный Герман вернулся с материка с монахом Зосимой. Поселились они на новом месте – на берегу бухты Благополучия, у пресноводного озера, названного позднее Святым. Выбирая место, помолились сугубо, и преподобный Зосима увидел после молитвы божественный свет и красивейшую церковь в небе на востоке. Вот на месте этого видения и вырос впоследствии Соловецкий монастырь.

История обители поражает

В ней было всё: начиная с середины XV века – зарождение монашеского поселения с суровым общежительным уставом под руководством преподобного Зосимы; в XVI веке – интенсивное развитие, строительство церквей, крепости, братских корпусов, дорог, каналов, гаваней, гидротехнических сооружений, хозяйственных заведений; в 1676-м году стрелецкие отряды берут морской монастырь-крепость, отказавшийся принять реформы Никона, измором; обитель не однажды приходит в упадок из-за политики российских государей и снова возрождается и укрепляется, когда эта политика меняется.

Обзорная экскурсия по монастырю длится четыре часа, но позволяет лишь слегка прикоснуться к поразительной истории этой обители. Она повествует о великих подвижниках благочестия; о духовных и воинских подвигах монахов; о посещении монастыря царями; о его богатейшем архитектурном, богословском и художественном наследии; о вдохновенном созидающем труде насельников, преобразующем необитаемые ранее северные острова; о многочисленных паломниках из всех слоёв русского общества, стекавшихся сюда изо всех уголков России, более 20 000 ежегодно (русские люди считали посещение Соловков таким же значимым событием в духовной жизни, как и паломничество на Святую Землю). И о самых трагических страницах – о первом концлагере для «перевоспитания» неугодных советской власти лиц – Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). О Русском кресте. О Русской Голгофе…

В 1939–1945 годах здесь базируется Учебный отряд Северного Флота и открывается Соловецкая школа юнг. В 1967-м создаётся Соловецкий историко-архитектурный музей-заповедник и начинается реставрация.

В 1990-м возобновляется деятельность Спасо-Преображенского мужского монастыря. Особым для возрождения святыни стал 1992 год – возвращение святых мощей преподобных Савватия, Зосимы и Германа.

А в 2000-м был учреждён праздник Собора новомучеников и исповедников Соловецких, который отмечается 23 августа.

Монастырский комплекс, укрывшийся за крепостной стеной, сложенной из громадных валунов (у каждого из нас вопрос: как это было возможно в XVI веке, без техники, руками) похож на сказочный город: Святые ворота с огромной иконой Спаса Нерукотворного (список с образа, написанного святым преподобным Елеазаром Анзерскими занимавшим в его келье всю стену); главный храм Соловецкого монастыря – величественный Спасо-Преображенский собор, Успенский Трапезный комплекс; Никольский храм; 50-метровая колокольня; Свято-Троицкий Зосимо-Савватиевский собор; Храм во имя святителя Филиппа; Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; связующая галерея-переход, созвучная крепостной стене, также сложенная из валунов – незаменимая часть ансамбля в условиях холодного и сырого климата Соловков.

Службы проходят в недавно отреставрированном Свято-Троицком соборе. О Богослужениях нужно сказать особо, потому что они здесь действительно какие-то особенные – длинные, неторопливые, удивительно спокойные, благоговейные, дарующие умиротворение и благодать. Собственно, мы и отправляемся в далёкие паломнические поездки, в конечном счёте, за этим – чтобы получить благодать Божию. Получить столько, сколько может вместить и понести сердце. Понести и сохранить. Но как это трудно, вернувшись в городскую суету, – сохранить и не расплескать…

На острове Анзер

Одно из самых ярких впечатлений – поездка на остров Анзер. Добираемся до него на маленьком теплоходике целых два часа. Весь путь нас сопровождают чайки, они здесь огромных размеров. Встретилась нерпа. Напрасно искали глазами обещанных тюленей – с ними не повезло. Пейзаж перед глазами вдохновляет наших фотографов – природа Севера сурова, но прекрасна. По волнам Долгой губы подходим к проливу Анзерская Салма, отделяющему Соловецкий остров от Анзерского, его ширина здесь 5 километров, пересекаем его, и вот он, Анзер – место уединенного жительства и молитвенных подвигов анзерских пустынножителей, подвижников благочестия и веры, место страданий мучеников в XX веке.

Причалов здесь нет, поэтому на берег отправляемся на лодках. Если посмотреть на карту Соловков, то можно увидеть, что этот, второй по величине, остров архипелага, вытянут с запада на восток. От нашего экскурсовода – умницы Анастасии, выпускницы филфака СПбГУ, узнаём, что длина этого «очень вытянутого острова» – именно так переводится слово «Анзер» с вепсского языка на русский – составляет 17 километров. Нам, по словам Насти, предстоит пройти пешком 12. Лично меня это пугает, думаю, что не только меня, и в слова Насти о том, что это нетрудно, и все справляются, даже 90-летние паломницы, поначалу верится с трудом. Но она оказывается права: удивительно, но шагать по Анзеру действительно легко. Тем более, что с погодой нам в этот день невероятно повезло. До этого все дни на Соловках то дождь, то ветер, то пасмурно, то ясно, а 29 августа день выдался исключительно тёплым и даже солнечным. По словам Насти, за весь сезон – первый такой день.

Она делает остановку у поклонного креста и рассказывает о том, как обживали этот необитаемый остров его первые обитатели, варившие здесь соль и добывавшие тюленей. А затем и первые молитвенники. Попутно мы узнаём и о флоре и фауне острова, пробуем ягель и таёжную ягоду водянику – её поморы собирали в бочки, чтоб утолять жажду в далёких морских походах, на ходу срываем и бросаем в рот чернику – здесь это можно в отличие от Ботанического сада на Большом Соловецком острове, главное – не отставать.

И вот позади три километра, и мы подходим к первому – и по времени возникновения, и на нашем пути, скиту – Свято-Троицкому, основанному в начале XVII века святым преподобным Елеазаром Анзерским. Он пришёл сюда с Большого Соловецкого острова, водрузил крест, поставил келью и начал свою уединённую жизнь, наполненную трудом и молитвами. Не так страшны были тяготы жизни на необитаемом северном острове, как нападения бесов, которые не давали ему покоя ни днём, ни ночью. И вот однажды пришла к нему в видении Святая Богородица и сказала: «Мужайся и крепися, Господь с тобою. И напиши в келлии своей на стенах: «Христос с нами уставися». Святой Елеазар выполнил наказ Богородицы, и бесы отступили. А наш экскурсовод Настя, рассказав нам это предание, советует записать эти слова на память и последовать примеру пустынножителя, освятить этими словами Пресвятой Богородицы свои дома: «Христос с нами уставися…» И заверила: «Помогает!» А святой Елеазар, наделённый от Бога многими талантами, впоследствии ещё и огромный образ Спаса Нерукотворного на всю стену кельи написал и пребывал перед очами Господа постоянно.

Недолго продолжалось одиночество отшельника – о духовном подвиге подвизающегося на Анзере молитвенника узнали люди, и сюда потянулись желающие разделить с ним пустынножительство. Устав Анзера был суров. Кельи ставили так, чтобы одна от другой не видна была человеческому глазу. Встречались пустынножители только на Богослужениях. Так возник Свято-Троицкий скит. Сегодня скит, долгое время пребывавший в полном запустении, возрождается. Среди зелени сияют свежей белой краской братские корпуса, контрастируя с красным кирпичом Церкви Святой Троицы, которая еще ждёт своего часа преображения. Помолились в Храме, оставили записки, попили святой водички и дальше в путь.

С именем Елеазара Анзерского связано чудесная история, имевшая важнейшее значение для Российского Государства. У первого после Смуты русского Царя Михаила Романова долго не было наследника. Неужели снова Смута? Не быть тому. И было указано на анзерского отшельника – только он сможет вымолить у Бога сына Царю. Елеазар пешком пришёл в Москву и заверил Государя: сын вскоре родится. Но Царь попросил подвижника задержаться. Пришлось пожить в Чудовом монастыре до благополучных родов наследника – будущего Царя Алексея Михайловича. А затем преподобный вернулся на Анзер. И ещё одно историческое имя связано с этим скитом. Здесь святой преподобный Елеазар постриг в монахи с именем Никон новгородского священника Никиту, будущего Патриарха-реформатора.

С молитвой проходим Богородичный луг. Когда-то паломники прибывали сюда с семенами разных цветов и трав и считали за честь внести свой вклад в это цветущее разнотравье. Сегодня главный цветок Богородичного луга – незабудка. На острове – множество озёр, дорога идёт вдоль их берегов, но подойти ближе не дают болота. Следующая остановка – Елеазаровская пустынь, место первой кельи основателя Свято-Троицкого скита: поклонный крест у подножия небольшого холма, а на вершине часовенка в его честь. Далее самый длинный переход – к Голгофо-Распятскому скиту, основанному святым преподобным Иовом Анзерским, бывшим духовником Петра I. Однажды в тонком сне к нему пришла Пресвятая Богородица, окутанная необыкновенным светом, в сопровождении Елеазара Анзерского и велела на самой крутой горе Анзера построить Церковь Распятия Сына Её и Господа и основать там скит для вселения иноков, гору назвать Второй Голгофой, а скит – Распятским. Иов в точности исполнил наказ Богородицы.

Имя Второй Голгофы получило буквальное значение в годы богоборческой власти. Здесь распинали неугодных. В Голгофо-Распятском скиту была устроена лагерная «больница», ссылку на Голгофу называли ещё «штрафной командировкой», и отсюда не возвращались. На Соловках свирепствовал тиф, и на Анзер вывозили тифозных больных. Никакой медицинской помощи им не оказывали. Вывозили умирать. Склоны Голгофы покрыты братскими могилами тысяч заключённых. Тела мучеников ссыпали в траншеи и засыпали землей. Здесь, в феврале 1929 года, умер от тифа священномученик Пётр (Зверев), архиепископ Воронежский и Задонский. Один из служащих этого тифозного госпиталя оставил жуткие воспоминания. О них поведала нам экскурсовод Настя. Как тяжело, наверное, ей, молоденькой современной девочке, вновь и вновь, с каждой новой группой, переживать трагедию Соловков. Ведь привыкнуть к этому невозможно: «Картина, которую я застал по приезде, была ужасна, название Голгофы вполне оправдалось. В тесных помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый воздух, что само пребывание в нём… казалось смертельным. Большая часть людей, несмотря на мороз, была совершенно раздета… истощённые люди… скелеты, обтянутые кожей, голыми выбегали, шатаясь, из часовни к проруби, чтобы зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись, они умирали…»

Заходим в возрождённый Храм Распятия Господа нашего Иисуса Христа. Молимся, прикладываемся к иконам, оставляем записки и тихо выходим из Храма. Посвящение Церкви Распятию Господа нашего Иисуса Христа – вообще редко встречаемое, а здесь ещё по наказу Богородицы. Потрясающее место. С вершины горы Голгофы открывается чудесный вид на остров, так резко контрастирующий с рассказами о творимых здесь злодеяниях. А вот и чудо природы – берёза, выросшая на месте мучений заключённых в виде креста. О ней знают все, но одно дело – увидеть на картинке в журнале или книге, другое – воочию. Увидеть, постоять в тишине, поклониться мученикам, тихо помолиться об упокоении тысяч и тысяч, чьи имена знает только Господь…

Заканчивается экскурсия по скиту жизнеутверждающе – в Церкви Воскресения Господня у подножия горы. Голгофа и Воскресение. Смерть и жизнь. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». У Господа все живы…

P.S.И в заключение. Огромное спасибо Александру Шеину – нашему старосте Храма и замечательному фотохудожнику за эту необыкновенную поездку. Надо ли объяснять, что без него, без его чудесных фотографий, она бы просто не состоялась. О паломничестве на Соловки большинство из нас мечтали много лет. Но как-то всё не складывалось. И вот в 2017-м всё сложилось самым замечательным образом. Мы ехали не просто в паломничество, а по приглашению монастыря и музея, мы привезли фотовыставку о возрождении православных святынь в Кронштадте, Соловки вновь стали ближе, как и год назад, когда в Кронштадте действовала выставка «Соловки. Голгофа и Воскресение».

Александр Шеин к тому же оказался великолепным организатором. Вся поездка прошла, что называется, на одном дыхании. Всё было продумано до мелочей. Была создана группа в ВКонтакте «Паломничество на Соловки», где появлялась вся информация о поездке, шло обсуждение всех интересующих нас вопросов, размещались материалы о монастыре, фотографии. Мы заранее увидели даже фото кораблика, на котором предстоит добираться от Кеми до архипелага (это лишь маленький пример добросовестности и ответственности организатора, его творческого подхода к делу). В нашей паломнической группе царила доброжелательная, спокойная, дружелюбная и радостная атмосфера. И в то же время мы много молились соборно, читали акафисты, дружно посещали практически все службы, исповедовались и причащались; всю поездку не только не ослабевал, но и с каждым днём возрастал молитвенный настрой. На святых соловецких островах молиться действительно хорошо и спокойно.

Саша взял на себя абсолютно все организационные хлопоты: сбор денег, заказ и покупку билетов на поезд и теплоход, заказ автобуса на вокзалы и обратно в Петербурге и в Кеми, ведение всех переговоров, организацию всех поездок на острове, заботу о наших обедах в трапезной монастыря, кстати, кормили нас очень вкусно. В общем, сделал всё, чтобы поездка была не только познавательной, глубоко духовной, душевной, но и комфортной в бытовом плане.

А кроме организации всей поездки, у него ведь было ещё много хлопот по организации фотовыставки в Соловецком музее. Особо нужно отметить прекрасное выступление Саши на открытии экспозиции, он говорил горячо и вдохновенно, и это понятно, ведь он своими фотографиями не только ведёт летопись возрождения православных святынь в Кронштадте и жизни прихода, но и сам активно участвует во всех событиях. Саша, спасибо тебе за всё!

От имени всех участников поездки выражаю также благодарность Оксане Еремеевой за активное участие в организации нашей фотовыставки на Соловках и за помощь в организации поездки, а также куратору выставки – Серафиме Белевич. Спаси Господи!

Источник: Газета «Кронштадт Православный»
Тип: Записки паломников
Издание: Газета «Кронштадт Православный»