Петрова Т. Соловки – притяжение духа. Без памяти нет совести

26 июля 2012 г.

В середине июля в Смольном соборе (он совмещает концертно-выставочный зал и храм) Петербурга «насельники» Соловков открыли выставку «Соловки. Голгофа и воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России». Богатая экспозиция рассказывает об уникальном месте в Белом море: и о монашеском поселении, и… о СЛОНЕ - Соловецком Лагере Особого Назначения, - каторге тысяч политзаключенных. Организаторы выставки поставили перед собой такую задачу: «в условиях ограниченной возможности посещения Соловецкого архипелага на одной выставочной площадке представить широкой аудитории историю и культуру Соловков» Соловки - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Выставка как повод вспомнить историю

«Соловки - это наша история…», - сказал, открывая выставку, Николай Буров, директор ГМЗ «Исаакиевский собор», куда входит и Смольный собор.

Во всём мире существуют места невидимой духовной силы. С древних времён туда стремятся и стремятся люди. Много таких мест в России: и в Сибири, и на Северах. Только в нынешнее время об этом стали говорить открыто и широко. Знаем теперь, что такие святыни для православных, как Валаам, рассказывают, посетил Андрей Первозванный, что Соловки хранят каменные лабиринты II-III тысячелетий до н. э. и древние святилища и кремль с Соборным комплексом.

Письменная Соловецкая история насчитывает шесть столетий. Известно, что ещё в XII веке новгородские старатели шли к берегам Белого моря, появлялись здесь скиты и монастыри. В 1436 г. на Соловках поселился ля уединённой молитвы помор Зосима. Он заложил принцип жизни монастыря: молитва и труд, который сделал его мощным форпостом Руси на севере. Этот принцип так описан в летописи: «Тружахуся постом и молитвами купно же и ручным делом…».

Однако основателем Соловецкого монастыря история называет игумена Филиппа (боярин Фёдор Колычев). В середине XVII века он начинает строительство в камне храмов, хозяйственных построек, дорог, каналов и… развивает флот. Благополучие монастыря также подчёркивает летопись: «при Филиппе игумене прибыли шти с маслом, да масляные приспели разные блины…». Так вырос монастырь-керпость, сложенный из огромных блоков дикого камня. Монахи были большими знатоками ремёсел, здесь внедрялись различные технические новшества, облегчавшие труд. Летописи и труды соловецких книжников сегодня - предмет исследований историков.

Несмотря на удалённость от границ государства, монастырь-крепость неоднократно участвовал в боевых действиях в Белом море. Так было во время Ливонской войны при нападении шведов в XVI веке. Во время Крымской войны середины XIX века монастырь подвергся 9-часовой бомбардировке двумя английскими фрегатами, но не сдался.

Обустройство жизни в северном монастыре продолжалось и в начале XX века, когда здесь была построена собственная гидроэлектростанция.

Историки даже тянут ниточку связи архипелага с основанием Петербурга: «Неслучайно Петр, возвращаясь оттуда в мае 1703, основал на Заячьем острове крепость». Известно, что до основания новой столицы царь посетил Заяцкий остров Соловков.

Монастырская жизнь возобновилась на Соловецком архипелаге в 1990 году.

Соловецкий лагерь - история духа и страдания

«История… с душными, чёрными страницами», - говорит об этом периоде Соловков Н. Буров.

И когда последний пламень/ Опалит и свет и тьму,/ Всё расскажет мёртвый камень,/ Камень, сложенный в тюрьму, - описал своё впечатление от заключения в СЛОНЕ М. Фроловский.

Через муки советской каторги на Соловках с 1921 года прошли более 80 тыс. заключённых. Особенно страшен был расстрел 1937 года, когда одновременно было уничтожено 1820 человек. Нынешняя выставка посвящена 75-летию этого расстрела узников.

Одним из известных заключённых Соловков в конце 20-х годов был Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его арестовали в Ленинграде по надуманному обвинению за участие в Космической академии науки.

Строки из воспоминаний Д. С. Лихачева, утверждавшего: «Без памяти нет совести».

«Стены монастыря и раньше использовались для изоляции и наказания преступников и еретиков. Но если за 400 предыдущих лет здесь перебывало чуть более трехсот узников, то всего за 20 неполных лет существования «Соловецкого Лагеря (потом тюрьмы) Особого Назначения» (СЛОНа) их было сотни тысяч, большинство из которых так и остались на Соловках в безымянных братских могилах…

Существовали безымянные лагеря в лесу. В одном из них я был и заболел от ужаса увиденного. Людей пригоняли в лес (обычно в лесу были болота и валуны), заставляли рыть траншею (хорошо, если были лопаты). Две стороны этих траншей были повыше и служили для сна вроде нар; центральный проход был глубже и обычно весной заполнялся талой водой. Чтобы залечь в такой траншее спать, надо было переступать через уже лежавших. Крышей служили поваленные елки и еловые ветви».

На недоумённый вопрос сегодняшнего человека, как можно выжить в подобных условиях, также ответил Д. Лихачев: «Я понял следующее: каждый день - подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете».

К концу 40-х годов ХХ в. Соловецкий архипелаг утратил это свое страшное предназначение. В 1965 г. в Соловецком кремле начались реставрационные работы, и был создан музей, который и привёз в Петербург свою выставку. Иконы, картины, документы и подлинные вещи рассказывают о духовных традициях, быте, архитектурных памятниках, книжной культуре монастыря и трагической судьбе заключённых. Выставка живописных работ студентов и петербургских художников - лишь фрагмент строгой северной красоты.

Источник: Сайт Великая эпоха
Тип: Публикации о Соловках
Издание: Сайт Великая эпоха