Андык С. Святые острова в Белом море

12 декабря 2012 г.

Соловецкие острова. Никого не оставляют они равнодушными. Хотя у большинства несведущих людей представление о них обычно укладывается в два слова: монастырь и бывшие лагеря заключённых.

Для себя, например, кроме святости этих мест, я открыла ещё и удивительную природу приполярного края. Недаром эти места называют «Жемчужиной Белого моря».

Моё паломничество на эти острова началось от настойчивого желания отправиться в эти места, когда однажды услышала восторженные отзывы тех, кто там уже побывал. И вот этим летом, наконец, представилась возможность осуществить мечту.

До последней минуты раздумывала, ехать или нет, потому что из нашей, и так немногочисленной, группы паломников перед отправлением осталось только двое. Остальные по разным причинам отказались от поездки.

Карелия. Станция Свирь. К поезду торопятся местные торговцы с копчёной рыбой – сигом, терпугом, сёмгой и ягодой – клюквой, земляникой. На улице прохладно, но не холодно. Стоянка пятнадцать минут. За это время успеваю выйти из вагона и на перроне купить хвостик терпуга горячего копчения.

После Петрозаводска пейзаж сменился на «остроконечные елей ресницы» и однообразные северные растения. Полночь, но светло. Ведь за окном белые ночи.

Скоро Беломорск. Из Мурманска сообщили, что там плюс три. Ночью ожидается минус один. Хорошо, что взяла тёплые вещи. А как не хотелось при хабаровской жаре брать с собой тёплую куртку и осеннюю обувь.

Вот и станция Кемь. Нас встречает послушник монастыря, чтобы отвезти в Рабочеостровск. Там находится подворье Соловецкого монастыря. Оттуда – рукой подать до пункта назначения.

В четыре часа поутру уже светит яркое солнце. В середине лета в этих широтах вообще не темнеет. Я стою на берегу Белого моря, и чувство необъяснимой радости переполняет моё сердце. Спать вовсе не хочется.

В шесть часов отплываю на Соловки на морском катере «Святитель Николай». Название судна вселяет спокойствие – ведь нас сопровождает покровитель мореплавателей Николай Чудотворец. Три с половиной часа плавания кажутся непомерно долгими. Но вот на горизонте снова появились чайки – земля близко.

Средневековая цитадель

Поднимаюсь на палубу, смотрю на всё, что меня окружает, стараюсь не пропустить момента встречи со святой землёй, воочию увидеть красоту этого северного края, познакомиться со знаменитой обителью, местами, которые – сама история нашей страны.

Катер подходит к берегу. Вдали проступают силуэты Кремля, его неповторимый архитектурный ансамбль. Вот и причал: «Здравствуй, соловецкая земля!»

Недалеко от берега двухэтажное кирпичное полуразрушенное здание со слепыми глазницами окон. Позднее узнала: здесь в 20-е годы прошлого столетия была Преображенская гостиница. После 1939-го – военная морская часть, казармы учебного отряда Северного флота. Теперь военнослужащих на Соловецких островах нет. До 1920 года постоянного проживания женщин на святых островах не допускалось. «Семейного» поселения в монастырских Соловках не существовало.

Рассказывая о Соловках, местные жители обязательно назовут три «нет». Здесь нет змей, нет клещей и нет волков. По поверью, например, на островах волков не стало потому, что монахи усердно молились, чтобы не проливалась кровь ни людская, ни зверей. И волки ушли.

От монастыря в разных направлениях к морю мимо озёр, через лес ведут хорошие просёлочные дороги. Так что мои экскурсионные маршруты по острову пешие.

История Соловков начинается с 1554 года, когда сюда был сослан игумен Артемий. При Иване Грозном здесь был построен первый острог. А по приказу царя Фёдора Иоанновича пятиугольный участок монастыря общей длиной более километра был обнесён каменной стеной из валунов, скреплённых кирпичом и известковым раствором.

Могучие стены высотой до11 метровстроились «по начертанию» и под руководством монаха Трифона. Прочность их испытана временем. Они защищали монастырские земли от многочисленных вторжений иноземцев. Монастырь не был ни разу захвачен врагами.

Во время путешествия стараюсь не расставаться с фотоаппаратом, хочется запечатлеть всё, что попадается интересного на моём пути.

Вот необработанные замшелые валуны. Их раньше называли диким камнем. Они – неотъемлемая часть истории монастыря. Будто сама природа позаботилась о строительном материале.

Разные по размерам, форме и оттенкам «дикие камни» придают крепостной стене своеобразие и неповторимость. С благоговением вспоминаю те мгновения, когда мои ладони коснулись древних стен обители, молитву за упокой великих строителей – монахов, которую в эти минуты невольно прочитала про себя.

На вершину Секирной горы, где находится Свято-Вознесенский скит, добралась на экскурсионном автобусе по древней круговой дороге. Вдоль неё, как свидетелей прошлого, вижу одинокие полосатые верстовые столбы. Это впечатляет, вызывает на размышление. Для чего они поставлены именно в этих местах? Оказывается, здешние вёрсты – особенные – соловецкие, равные периметру стен древней русской обители.

У подножия горы в 1992 году, в день памяти святых основателей монастыря, водружён Поклонный крест. Деревянные кресты на Соловках не вкопаны, как принято, а установлены в деревянных срубах и укреплены камнями, наполняющими эти срубы.

Вот и храм-маяк. Ему уже около150 лет. Маяк находится под куполом Вознесенской церкви и виден со всех точек. Он начал работать в 1867 году и по сей день указывает путь морским судам.

В этом скиту меняли сроки заключённым во времена СЛОН – Соловецкого лагеря особого назначения.

На Соловецких островах во время Великой Отечественной была школа юнг, которую окончило более четырёх тысяч курсантов. Из них на войне погибло около тысячи.

Направляюсь в ботанический сад, первоначально называемый Макарьевской пустынью. Именно здесь архимандрит Макарий нашёл место для отдыха и поставил часовню – одну из самых маленьких в России – 2 квадратных метра. Дача настоятеля, построенная из лиственницы, тоже сохранилась.

Ботанический сад поражает красотой и разнообразием редких растений, необычных для северных широт. Среди них есть и такие, которые высажены монахами ещё в ХIХ веке.

Прекрасна в пустыни аллея молодых лиственниц, их привезли из Восточной Сибири, яблоневый сад. Выделяется роща сибирских кедров, плодоносящих в условиях Севера. А ведь кедру, прежде чем у него появятся шишки, нужно несколько десятков лет. Тут же в саду аллея сочного бадана, низкорослые дуб и клён, розы и лаванда.

Прижились здесь липа мелколистная, ясень, черёмуха и другие теплолюбивые растения. Кое-где на деревьях виден мох-бородач. А встретить его можно только в экологически чистых районах. Растёт в ботаническом саду пихта сибирская, посаженная принцем Уэльским в 2003 году.

Анзерский остров

Отправляюсь до мыса Кеньги на катере. Идти около двух часов. По соседству – паломники из Украины. Они прибыли, чтобы в Соловецком Спасо-Преображенском монастыре поклониться могиле последнего кошевого атамана Запорожской Сечи – Петру Калнышевскому. Он попал в Соловецкий монастырь в 84 года, провёл здесь 26 лет, а после помилования не стал возвращаться на родину. Скончался Пётр Калнышевский в возрасте 112 лет.

Катер к берегу не подошёл – мелко, и мы пересаживаемся в моторную лодку. Через несколько минут – на берегу. Анзер называют «вытянутым островом», «небесным островом». Это заповедник. Поэтому приехать сюда можно только по разрешению.

По ступеням каменистой террасы, покрытой ковром разноцветного мха и лишайника, поднимаюсь на гору. Вокруг – вершины холмов, окаймлённые густым хвойным лесом. Неожиданно открывается живописный вид Свято-Троицкого Анзерского скита. В двухстах метрах от него – дорога. Она идёт мимо чудесного цветущего луга. Десятилетиями иноки специально привозили сюда семена трав из своей родной сторонки. Благословенное место.

Дальше, вдоль лесной дороги растут крепкие подосиновики, похожие на белые грибы. Собирать их некогда, а так хотелось пройти по манящему лесу. Но не для этого за много тысяч километров приехала в эти удивительные края.

Дорога огибает озеро. Через густой хвойный лес поднимаемся по тропинке вверх к часовне святого Елиазара, периодически останавливаясь и слушая проводника-экскурсовода. Вот и Святое озеро. Привал. Через полчаса опять в дорогу. Но уходить не хочется. Такое чувство, что растворяюсь с природой.

Высшая точка всего архипелага – гора Голгофа. С её вершины прекрасно видно студёное море, холмы Анзера с вечнозелёным лесом, многочисленные озёра.

Завтра в Голгофо-Распятском скиту праздник – 300 лет со дня явления Богородицы (в 1712 году) преподобному Иову у подножия пустынной горы. По преданию, Божья Матерь повелела ему основать здесь скит в память страстей Господних, а гору назвать Голгофой. И когда преподобный освящал гору, поднялось облако бесов. Через два года построили Голгофо-Распятскую обитель. Воду поднимали на вершину горы и молились. И снова было явление Богородицы, которая указала место, где копать колодец. И до 1829 года на самой вершине была вода. Кстати, эта гора находится на одной долготе с иерусалимской Голгофой.

В 20–30 годы прошлого столетия здесь располагался больничный стационар, и Голгофа анзерская стала символом страданий узников СЛОН, а у подножия горы в маленькой церкви Воскресения Христова – «кровавая харчевня», как её называли заключённые. Обращение с ними надзирателей отличалось особой жестокостью. Судьба невинно осуждённых была сродни страданиям Христа. На месте их мученической кончины на склоне горы выросла берёза в виде креста. Этому живому памятнику 90 лет.

Соловецкий монастырь

На утреннюю и вечернюю службы ходим каждый день. Обычно мощи святых Зосимы, Савватия, Германа в полном монашеском облачении находятся в раках под стеклянными крышками. Но сегодня с утра ранняя – в 5.30, и мощи в течение часа были открыты для поклонения. После литургии идём крестным ходом вокруг Соловецкой обители. Крестный ход всегда приносит огромную радость, духовный и душевный подъём. Такое чувство после окропления святой водой – будто заново родилась. С утра пасмурное небо, но в душе солнце и тепло от того, что и я в числе участников крестного хода вместе со священством, присутствующим в этот день на Соловецких островах, в том числе и приехавшим настоятелем Троицко-Сергиевой Лавры, и неутомимых паломников со всех уголков страны.

Весь комплекс построек монастыря условно состоит из трёх частей: северный дворик, центральный и южный. На территории Кремля несколько храмов, колокольня и другие монастырские сооружения, соединённые крытыми переходами, жилые и хозяйственные помещения. Архитектурному ансамблю монастыря особое звучание придаёт цветовая гамма: красная фактура валунно-кирпичных кладок с контрастной белизной соборов и их живописных пристроек с тёмным фигурным обрамлением деревянных кровель, крылец, галерей.

К сожалению, внутреннее убранство построек монастыря не сохранилось до наших дней, пострадали от пожаров Успенская и Никольская церкви. Монастырь прекратил своё существование в 1920 году – «была власть соловецкая, а теперь власть советская», как говорили тогда. Храмы и кельи подвижников превратились в места пыток и тюремные казематы, а после упразднения Соловецкого лагеря особого назначения пришли в запустение.

Сегодня здесь идёт возрождение архитектурного комплекса Соловецкого Кремля, ведутся реставрационные работы. Во время таких работ нередко происходят удивительные события. Например, в августе 1992 года, в канун прибытия из Санкт-Петербурга святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, первыми поселившимися на далёком пустынном острове в ХV веке, на одной из дверей при её расчистки от старой краски неожиданно проступили изображения святых ликов Савватия и Германа, водружавшие Поклонный Крест. Дверью оказалась икона.

Спасо-Преображенский собор. Он основан в 1436 году на месте явления преподобному Зосиме «на воздухе в небесном осиянии простёртого изображения прекрасной церкви». Здесь были построены кельи и деревянный храм. Но после двух пожаров началось каменное строительство обители.

Стены собора наклонены несколько внутрь. По углам здания расположены четырёхугольные башни, увенчанные луковичными маковками. Все его постройки соединены мощными деревянными галереями, по которым можно было попасть в любое место обители, не выходя из неё. Собор многоярусный. В толще его стен проложены лестницы.

Монашествующие на острове очень бережно относились к лесным насаждениям. Чтобы не вырубать вековые сосны и лиственницы, они завозили лес с материка. В целях экономии тепла в помещениях создали хитроумную систему специальных воздуховодов. Кроме того, в печь закладывались брёвна целиком. Такая кладка прогорала за сутки. Это позволяло несколько дней сохранять тепло в здании.

Удивительная история явления иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Хлебенной» или «Запечной». Как повествует предание, в 40-х годах ХVI века в монастырской пекарне икона в богатом окладе была случайно найдена за печкой послушником Фёдором, будущим патриархом Филиппом. В советское время святыня была утеряна и её местонахождение до сих пор неизвестно. В 1941 году один из списков иконы «Хлебенной» – меньшего размера, но также в дорогом окладе, чудесным образом, под артобстрелом был обретён жительницей блокадного Ленинграда Натальей. И женщина выжила.

На территории монастыря находится колокол, отлитый из серебра и бронзы в память о событиях 1854 – 1855 гг., пожалованный императором Александром.

В ХVI–ХVII веках монастырь выдержал несколько нападений шведов. Военная слава монастыря связана с единственной и мощной бомбардировкой его двумя английскими фрегатами в 1854 году, во время Крымской войны. Военные корабли выпустили по постройкам около 2 000 ядер и бомб за 9 часов канонады. Не один птенец не был ранен. Каждую минуту – несколько взрывов. Один снаряд попал в икону «Знамение» и не разорвался. После этого обстрел прекратился. Не добившись победы, англичане ушли.

Сейчас об одном историческом событии в Крымской войне на берегу Белого моря напоминает Переговорный камень – гранитная плита размером полтора на два с половиной метра, установленная в 1855 году. На этом месте состоялись переговоры настоятеля обители с английским офицером, который требовал волов. Соловецкий настоятель отвечал, что волов в монастыре нет, есть коровы, но они кормят молоком монахов. Английский офицер пробовал припугнуть собеседника, но архимандрит Александр был непоколебим и заявил, что если неприятель попытается высадиться на остров, то он прикажет перестрелять всех бурёнок и бросить их в море, где никто их не найдёт. Так и не пополнив запасы продовольствия, неприятельские корабли удалились.

Именно монашествующие похоронили многие агрессивные замыслы английского военно-морского командования по захвату святой северной русской земли.

Экскурсовод рассказала, что военная слава монастыря связана с единственной и мощной бомбардировкой его двумя английскими фрегатами в 1854 году, во время Крымской войны. Военные корабли выпустили по постройкам около 2 000 ядер и бомб за 9 часов канонады. Один из снарядов попал в икону Пресвятой Богородицы «Знамение», но не разорвался. После этого обстрел прекратился. Не добившись победы, англичане ушли.

Уютная небольшая по размеру первая каменная церковь – Успенская. К ней примыкает Трапезная палата. Она напоминает Грановитую палату Московского Кремля. Мощные своды держит столп окружностью12 метров. Площадь её огромная – около 500 квадратных метров. Здесь может поместиться до тысячи человек.

Большой Заяцкий остров

Он находится в пяти километрах от Большого Соловецкого. Зимой пролив между ними покрыт льдом. По нему можно кататься на лыжах. Летом до острова добираются только водным путём.

Версий происхождения названия острова несколько. Самое популярное – произошло оно от морского зайца – лахтака – тюленя, пугливого, как заяц, и передвигающегося скачкообразно.

Ещё одну версию названия острова выдвинул Пётр Флоренский. Монахи, живущие на Соловецких островах, отправлялись сюда за яйцами (поэтому не заячий, а заяцкий) чаек, гнездившихся в этом месте. Флоренский сделал предположение, что яйца птиц использовали как строительный материал, но версия не подтвердилась. Поздние исследования показали, что в кладке использовалась только известь.

Заяцкий остров продувается со всех четырёх сторон. Вокруг так называемая ложная тундра. Здесь растут карликовые берёзы, шикша, вороника с чёрной ягодой, утоляющей жажду, брусника, толокнянка, арктоус альпийский.

На Заяцкий ветрами часто заносило поморов. Остров становился для них единственным пристанищем. Чтобы обезопасить пленённые стихией лодки, при игумене Филиппе (боярин Фёдор Колычёв) тут была построена первая в России закрытая каменная гавань. Её ежегодно укрепляли новыми валунами после зимних льдов.

Помимо гавани, на Заяцком острове были также построены каменная гостиница и поварня. Тут всегда могли найти приют попавшие в беду люди во время осенней шуги. По указу Петра 1 в 1702 году на Большом Соловецком прокладывали «великую государеву дорогу». На брёвнах его команду прибило на Заяцкий остров. Из этих брёвен на берегу построили часовню, а потом – церковь Андрея Первозванного.

До революции на острове стояло множество крестов – как роща. Поморы ставили их в ожидании того, что молитва их о попутном ветре будет услышана. Эти кресты в 20-е годы подожгли. Горели они больше двух суток.

Говорят, когда осенью преобладает бардовый цвет, тундра Заяцкого представляет собой наиболее красочное зрелище.

Первозданная природа острова здесь также охраняется государством. Поэтому мы идём по экологическим тропам – деревянным настилам, очень удобным для подъёма и спуска. Смотрим на поспевающую морошку, любуемся грибами. Глядеть гляди, но руками не трогай.

Много на Заяцком острове курганов из валунов – это следы погребения и сожжения древних людей и 13 лабиринтов. По предположению учёных, саамы верили в загробный мир и привозили сюда на лодках усопших. Значение лабиринтов так и не разгадано.

Рукотворные каналы

После Заяцкого торопимся в паломнический центр, чтобы до отъезда побывать на каналах, о которых столько наслышаны. На Большом Соловецком острове свыше 600 озёр. При игумене Филиппе часть озёр была соединена каналами, прочно укреплённых валунами, монахи прокопали двадцать километров этих каналов и образовали озеро, чтобы осушить почву и получить постоянный запас пресной воды – монастырь жил как крепость. Каналы, а их более 50, связали между собой и скиты.

Проводника и кормчего мы нашли буквально накануне. Это был студент-практикант экскурсионного отдела паломнического центра, конечно же, земляк- дальневосточник, из посёлка Солнечного.

До озёр дошли минут за сорок. Как здесь красиво! Обширная ровная гладь чистейшего озера и спокойная величавость леса, обрамляющего его. Какой-то особый или особенный мир, присущий этим местам. Небо, вода и зелень. Ничего лишнего.

Деревянный дом с беседкой – лодочная станция. Несколько вёсельных лодок на берегу.

Садимся в лодку. Наше путешествие по озёрам и каналам начинается с малого круга. Чтобы проплыть большой круг, нет времени. У нас всего не более двух часов для этого водного путешествия. Торопиться не хочется.

Это слово вообще не приемлемо для Соловков. Здесь нет спешки. Где бы я ни была, везде покоряет тишина, умиротворение, а я сама наполняюсь внутренним дивным спокойствием. Возможно, поэтому острее чувствую присутствие незримой святости, она не только вокруг, она как бы вливается и в меня.

Любуясь пейзажем, переплываем первое озеро. Лодка теперь движется по каналу, который вписывается в окружающий ландшафт, будто его сотворила сама природа. Деревья склонились над водой зелёной аркой.

Но пошёл дождь – обычная погода для Соловков. Он буквально заливает нас. Сделав по каналам малый круг, возвращаемся обратно.

Перед отъездом в Кемь выглянуло солнце. На палубу «Николая Чудотворца» ступаем как давние знакомые… Через несколько минут Большой Соловецкий исчезает за горизонтом, но чайки ещё долго провожают нас…

Уезжаю с мыслью, что, может быть, эта земля опять позовёт меня. И тогда, невзирая на возраст и житейские трудности, обязательно вновь навещу эти, ставшими уже родными, места. Ведь здесь осталась частичка моей души, здесь ещё больше укрепилась вера в святость северных островов.

Источник: Сайт Дальневосточный паломнический центр (Хабаровская епархия)
Тип: Записки паломников
Место: Соловки
Издание: Сайт Дальневосточный паломнический центр (Хабаровская епархия)