Устинов В. Странные люди

16 августа 2013 г.

Странноприимство всегда почиталось монашеской добродетелью. «Если придет к вам странник, дайте ему хлеба и утешьте наставлением духовным», – говорил преподобный Нил Сорский. Одно из первых упоминаний о соловецких паломниках встречается в Житии преподобного Зосимы. А расцвет паломничества на Соловки приходится на XIX – начало XX века, когда монастырь напоминал небольшое, но самостоятельное благоустроенное государство.

Паломники, преимущественно крестьяне из Архангельской, Олонецкой, Вятской, Вологодской, Пермской, Новгородской Псковской губерний, собирались на монастырских подворьях в Сумском Посаде, Онеге, Кеми, Архангельске, а оттуда на монастырских судах доставлялись на Соловки. В начале XIX столетия монастырь посещало за сезон 2–3 тысячи богомольцев, которым предоставлялась бесплатная трапеза, и при отправлении в обратный путь каждому давался ломоть хлеба. В 50-е годы XIX века число богомольцев возросло до 7–8 тысяч. А в 1855 году, после окончания Крымской войны, количество паломников не опускалось ниже 11 тысяч и не поднималось выше 15 тысяч человек за сезон. Одновременно в монастыре бывало до 2 тысяч человек. В конце XIX века со строительством железной дороги Ярославль – Архангельск это число увеличилось с 15 тысяч до 23.

Еще с середины XVI века перед монастырем встала задача расселения прибывающих на богомолье. Внутри обители рядовым приезжим людям жить не полагалось, поэтому гостиницы строились прямо на пристани, недалеко от монастырских стен. Это были большие двухэтажные здания с галереями, крыльцами и множеством жилых чуланов. Для почетных богомольцев, судя по описи 1676 года, предназначались «две палаты гостиные каменные на жилых подклетах, а меж ими двое сени» на месте нынешнего Благовещенского корпуса внутри монастыря.

Женщинам до конца XVIII века вообще не полагалось оставаться на Соловецком острове в ночное время, и поэтому для них была построена гостиница на небольшом островке в бухте Благополучия, который до сих пор называется Бабья Луда. Сохранившиеся в настоящее время гостиницы находятся к югу и северу от бухты Благополучия. Южная, называемая Архангельской, была построена в 1836–1838 годах. Двухэтажное бревенчатое здание обшито тесом. Внутри – коридоры, по сторонам которых

располагались комнаты: вверху – двадцать две маленьких, для «чистого народа», в которых помещалось от 2 до 5 простых коек и стол с несколькими стульями, внизу – четыре большие, с нарами в два этажа, для «черного народа». В нарных комнатах помещалось 40–50 человек обоего пола. В 1841 году подобная деревянная гостиница, названная Петербургской, была построена на холме с северной стороны.

Новая каменная Преображенская гостиница была выстроена при архимандрите Порфирии в 1859–1864 годах, в ней 70 номеров, на втором этаже комнаты с высокими потолками, чистые, с хорошей мебелью. 1-й и 6-й номера имеют по три комнаты, с мягкой мебелью, зеркалами, диванами. Несколько номеров – по 2 комнаты. Номера третьего этажа поскромнее, в них помещается 5–7 человек, а номера первого совсем простые, человек на 20, но все же лучше,

чем в деревянных гостиницах. Средний этаж – для купцов и лиц, власть имеющих, верхний – для разночинцев, нижний – для крестьян и мещан, кто чисто одет. Как писал Петр Федоров, «гостинщики отлично умеют определять общественные и экономические градации по платью и выражению лица и соответственно с этим размещают».

Во время настоятельства и при личном активном участии архимандрита Порфирия в Соловецком монастыре оформилась структура специальной службы по приему богомольцев. Были приобретены два парохода, выстроена удобная гостиница, построено училище для трудников, действовали специальные трапезные для богомольцев. Настоятель особенно заботился о духовном просвещении братии и богомольцев: служил он всегда благоговейно и торжественно, поучения говорил наизусть и красноречиво, почему при его служении церковь всегда была полна народа, который не сгонялся, а люди сами шли посмотреть на его служение.

Более или менее выдающиеся гости в торжественные дни приглашались в комнаты настоятеля к обеду, пользовались его каретой и лошадьми. Богомольцев средней руки, особенно простонародье, отец Порфирий щедро одаривал соловецкими изделиями: образами, крестами картинами, книгами, ложками и деньгами.

В монастыре для богомольцев было три трапезных: для простого народа, братская – при Успенской церкви, в которой обедала братия и приезжие – по приглашению, женская – отдельно. «Весьма хорошо в Соловецком монастыре для странных людей: хотя 1000 человек, всех накормят и напоят. И что братия кушают, то и трудни- ки одну пищу употребляют. За поздней обедней поставляют братии восемь перемен кушаний. Квас – настоящее питие хорошее». Помимо трапезы, из съестного в монастыре можно было купить хлеб, булки, соленую рыбу, заказать пирог с рыбой. После обеда желающие могли под руководством ризничного осмотреть ризницу или ознакомиться с другими достопримечательностями.

Желающие поехать в скиты записывались у гостинни- ка с вечера или утром до поздней обедни. Лошадей подавали сразу после трапезы. Плата по всем маршрутам была одинаковая – 1 рубль с человека в оба конца, поездки совершались на парных линейках по 4 человека или троечных – по 6. Основные маршруты паломников практически совпадали с современными.

Взаимоотношения Соловецкого монастыря и богомольцем – замечательный пример взаимной поддержки, истинного сотрудничества, основанного на исполнении главной заповеди Нового Завета о любви к Богу и к ближнему. В летнее время монастырь служил многочисленным посетителям, создавая для них возможность поклониться чтимым святыням и укрепиться духовно.

Источник: Газета «У Белого моря» №32 от 15 августа 2013 г.
Тип: Записки паломников
Издание: Газета «У Белого моря» №32 от 15 августа 2013 г.