Новости

Выставка «Рисованные истории Владимира Ракова» в Национальном музее Республики Карелия

9 ноября 2017 г.
Выставка «Рисованные истории Владимира Ракова» в Национальном музее Республики Карелия

3 ноября 2017 года в Национально музее республики Карелия по адресу: Петрозаводск, пл. Ленина, 1, открылась выставка бывшего заключенного Соловецкого лагеря особого назначения Владимира Тихоновича Ракова (1906–1969).

Творчество этого художника незнакомо широкой публике, а его вклад в отечественную культуру до сих пор не оценен, сообщается на сайте республиканского музея

Владимир Раков был инженером и не имел художественного образования, не был членом Союза художников, не участвовал в коллективных выставках. Причин, по которым его работы в наши дни практически неизвестны, несколько. Одна из них связана с трагическими эпизодами биографии художника. В юности Владимир Раков был репрессирован по делу Космической академии наук (КАН) вместе с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, о котором тот пишет в своих воспоминаниях, и отбывал пятилетний срок на Соловках:

«Один из “академиков”, мой соклассник, а потом студент Строительного института (б. Институт гражданских инженеров) Володя Раков бойко (быстро и безошибочно) рисовал и владел акварелью. При этом он отлично знал формы русской армии начала XIX в., а также быт и костюмы той же эпохи. Он изображал нас всех и знакомых нам людей в различных ситуациях начала XIX в. Сочинял даже целые истории о нас. Если история была большой, он делал целый альбом и дарил его по какому-либо случаю главному герою рисованной истории. Женские роли исполняли то участница кружка Андреевского Валя Морозова, то сестра Толи Тереховко. Незнакомые в эту “рисованную жизнь” не допускались. У каждого из прототипов рисунков было свое амплуа. Старший из нас Петя Машков обычно изображался гусарским полковником, Валя Морозова – девочкой, играющей в серсо, крокет, прыгающей через веревочку или гоняющей палочкой обруч. Я в рисунках всегда был в штатском, иногда с «двойным лорнетом» (“двойной лорнет” – в котором линзы располагались одна перед другой, и таким образом он мог настраиваться на резкость). Мы ждали появления рисованных историй с нетерпением и дружно смеялись, особенно если в них находили намеки на ситуацию, в которую попадали в реальной жизни. Один из таких альбомов, в которых все мы жили второй жизнью, у меня сохранился. После нашего освобождения Володя Раков продолжал создавать в Петрозаводске свои альбомы…» (Лихачев Д. С. Воспоминания // Воспоминания соловецких узников. Соловецкий монастырь, 2016. Т. 4. С. 392)

Основной формой художественного самовыражения В. Ракова являлась графика. Художник создавал и дарил своим родственникам и друзьям альбомы по случаю различных событий – своего рода «комиксы», истории в картинках, сопровождаемые текстами; героями таких «комиксов» нередко становились и те, в дар кому преподносился альбом.

Графическое исполнение альбомов, представленных на выставке, высоко профессионально и наполнено добрым юмором. Архитектура, костюмы, бытовые предметы, животные изображены предельно точно и достоверно. В рисованных историях В. Раков проявил себя и как самобытный литератор: все альбомные истории сопровождаются оригинальными текстами.

Человек широко образованный, он постоянно читал, интересовался историей, культурой, бытом многих народов, прекрасно разбирался в деталях обмундирования русских и французов времен войны 1812 года. В связи с этим создатели фильма «Война и мир» привлекали его в качестве консультанта. Эти знания в дальнейшем пригодились и в работе над художественными альбомами, где тонко выписаны детали костюмов.

В 1964 году в петрозаводском киноклубе «Карелия» фотографом Борисом Бойцовым, архитекторами Николаем Куспаком и Вячеславом Орфинским при участии В. Ракова был создан фильм «Соловки». По просьбе авторов Раков выполнил к титрам 19 черно-белых акварельных рисунков на исторические темы. В 1965 году фильм занял третье место на всесоюзном смотре любительских фильмов. Работы из серии «Соловки» также представлены на выставке.

Рисунки Владимира Ракова, изысканные по графике, лишенные социальной «нагрузки» и сегодня смотрятся с интересом, ибо создавались от души, без оглядки на общепризнанные каноны.

Выставки продлится до 17 декабря.