«Паломничество на Острова спасения»

П.Л. Беседа с епископом Гавриилом, секретарем Синода РПЦЗ

4 октября 2005 г.

Епископ Гавриил: В однодневное паломничество на Соловки я приехал из Нью-Йорка, где я живу в синодальном доме, являющимся административным центром нашей Церкви. Я помогаю митрополиту Лавру в окормлении восточной американской епархии, которая является самой большой епархией в зарубежной церкви. В России я уже в четвертый раз, а до Соловков добрался впервые. У вас, наверное, есть вопросы? Я готов на них ответить…

П. Л.: В последнее время наметилась тенденция сближения РПЦ и РПЦЗ. Это заметно даже на Соловках - уже в прошлом году к нам приезжали паломники из зарубежной церкви. В этом году было несколько групп от Вашей церкви. Я записывал для местного радио беседы с паломниками из Джорданвилля и с о. Борисом, очень колоритным батюшкой из Джексона. Все они радовались происходящим процессам сближения. Как человек, близко стоящий к руководству Русской православной зарубежной церкви, что Вы скажете о воссоединении наших Церквей?

Е. Г.: Комиссии, которые были созданы нашими церквями, безусловно, многого достигли. За пять встреч они сумели обсудить те вопросы, которые нас разделяли и, в какой-то мере продолжают нас разделять… Мы надеемся, что все проблемы удастся преодолеть. Думаю, что каждый русский человек и в России и за рубежом хочет, чтобы Русская Церковь стала единой. Мы постоянно молимся об этом… Но, процесс воссоединения может занять некоторое время.

Недавно у нас в Нью-Йорке был президент России. Владимир Владимирович Путин посетил наш архиерейский Синод и тоже высказал свои надежды на объединение наших Церквей в скором будущем, но при этом сказал, что процесс этот не должен быть форсирован, он должен идти естественно… Мы должны в ходе наших дружеских дискуссий придти к единству, чтобы воистину Христос был посреди нас…

За время этой поездки я увидел воочию ту великую работу, которая проделывается по восстановлению церквей и монастырей в России. Я успел побывать в Оптиной пустыни, в Николо-Угрешском монастыре в Москве, был в Александро-Невской лавре в Петербурге. Вчера были на Валааме, а сегодня Божией милостью гостим у вас…

В совершенно жутком аварийном виде эти обители были возвращены нынешней властью своему законному хозяину - Церкви. И, слава Богу, Церковь сумела найти средства, найти людей, которые за гроши, а порой и бесплатно постепенно восстанавливают эти дивные монастыри. Душа радуется, когда это видишь.

Наша Зарубежная Церковь, которая всегда молилась об освобождении России от безбожного ига, сейчас тоже может внести свою лепту в восстановление разрушенного, в возрождение Православия на Руси.

П. Л.: В канун начала второго тысячелетия Христианской эры Русская Православная Церковь канонизировала множество новомучеников. Думается, молитвенное обращение именно к ним, отдавшим свои жизни за веру, за незыблемость Русской Церкви, может приблизить день воссоединения наших Церквей.

Е. Г.: Да, безусловно… Особенно важно вспомнить об этой реальной духовной подмоге именно здесь, на Соловках, где новомучениками было перенесено столько страданий, было пролито столько крови… Не знаю, известно ли всем в России, что милостью Божией Зарубежная Церковь прославила святых новомучеников еще в 1981 году. Русская православная церковь сделала это вслед за нами. Безусловно, весь русский народ должен постоянно обращаться к новомученикам, чтобы по их молитвам возродилась Россия, возродилось бы святое славие. Как мне кажется, пока еще нет, увы, полного осмысления трагедии русской революции и последствий этой революции. До сих пор на Соловках мы видим плоды этого страшного террора, этих страшных разрушений, совершенных безбожным режимом.

Русский народ может спастись, только если поймет, что все его беды в XX веке были напрямую связаны с богоотступничеством. Господь попустил России пережить тяжелые испытания за грехи наших предков, за грех цареубийства… К сожалению, многие до сих пор еще не осмыслили трагедию прошлого, не понимают жертвенного подвига новомучеников. Русская православная церковь должна достучаться до каждого, донести понимание того, что только с Богом мы сможем построить новую Россию. Фундамент нашей страны - Святой Руси - был построен на Православии. И когда его разрушили, рухнула Россия. Только при возвращении нашей страны к православному благочестию, можно будет говорить о каком-то будущем…

П. Л.: Вы затронули очень важную и больную для меня тему… На протяжении многих веков Соловки являлись православным центром Русского Севера… Годы безбожия разрушали не только стены храмов, но и души людские… Те, кто уже после закрытия лагеря на Соловках, жил в советское время на нашем Святом острове, воспитывались в духе воинствующего атеизма… До сих пор кое-кто по привычке называет колокольню «звездовухой», а сотрудники музея на экскурсиях и в книгах, несмотря на регулярные протесты Соловецкого радио, продолжают именовать Соловецкий монастырь «кремлем» - так его стали называть при лагере, чтобы изжить память о Святой обители…

Другая опасность, кроме «атавистического» атеизма, еще более страшна для Соловков… В конце XX в. Россия встала на путь возрождения капитализма… Вы говорили о том, что путь спасения для России - это путь возвращения к Богу. К сожалению, большинство россиян ищут сегодня спасения в обогащении… В Евангелие сказано: «Нельзя служить двум господам - Господу и моммоне». Когда на Соловки приезжал Президент России Путин, я задал ему вопрос: «Кому должны служить Соловки и Россия?» Он уклонился от прямого ответа, сказав только: «Пусть сердце Вам подскажет». Мне-то сердце подсказывает, что путь России и Соловков в служении Богу, а не князю мира сего, но очи, увы, зрят иное… Процессы, которые идут сейчас в России печальны. Экономическая зависимость от нефтяной иглы (на которой можно продержаться от силы 30 лет), катастрофические экологическая процессы, происходящие в экосистеме Земли из-за безрассудного потребления ресурсов и загрязнения окружающего пространства, демографическая деградация России, в которой население сокращается за год на миллион, а большинство дети рождается больными и, пожалуй, самое страшное, духовная деградация человеческого общества, происходящая сверхбыстрыми темпами благодаря всесильности современных СМИ и массовой культуры, постоянно усердствующих в разрушении морали и нравственности. Вместо того, чтобы указать миру путь ко спасению, путь к истине, мы стремимся вослед за так называемым «цивилизованным» обществом к пропасти, которая уже явственно видна впереди…

К сожалению, процессы глобализации не обходят и хрупкий мир Соловков. То их хотят превратить в коммерческую туристическую столицу Северной Европы, то собираются передать все земли Святого острова во владение музея-заповедника… Вы сейчас любуетесь в окошко автобуса, действительно природа здесь роскошная, но при этом и очень ранимая; здесь на самом деле находится множество уникальных архитектурных памятников, включенных в свод памятников мирового значения ЮНЕСКО; но, прежде всего Соловки, конечно же, русская национальная Православная Святыня. Здешнюю намоленость, благодать чувствуют сердца даже тех, кто в храм не ходит. Не зря все, уезжая с Соловков, хотят обязательно вернуться сюда…

Е. Г.: Да, это так…

П. Л.: Я слишком разговорился, простите… Важнее, чтоб Вы сказали слова на эту тему - «Господу или моммоне…» Хотелось бы услышать мнение человека, который живет в стране, где поклонение доллару стало, по сути, новой языческой религией. Простите, если мои слова кажутся Вам некорректными…

Е. Г.: Это - правда… Безусловно, в том, о чем Вы говорили, состоит главная опасность для русского народа…

Россия сейчас идет вослед за капиталистической Америкой и Западной Европой. Нас с одной стороны радует, что страна стала свободной, сбросив иго коммунизма. Но теперь перед вами явственно стоит опасность материализма… Христианство учит тому, что духовные ценности должны быть выше материальных. В Евангелие сказано, что надо, прежде всего, искать Царствие Небесное, а все остальное приложится… Дай Бог, чтобы русский народ понял смысл жизни: что надо не за долларом гоняться, а идти за Богом. Сейчас понемногу люди здесь возвращаются к своим корням, к вере… Но статистика говорит о том, что пока что лишь мизерный процент населения России регулярно ходит в храм… Мы живем на земле, как сказано в Псалтири, «седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет…», а потом настает вечность… И вот это, к сожалению, человек очень часто забывает…

Если говорить о Соловках, то, безусловно, это Святое место предназначено, прежде всего, для монашеских молитв. На протяжении почти пяти веков все на этом острове строилось, создавалось святыми иноками. А потом безбожная власть попыталась осквернить, разрушить всемирно известную обитель… Мы должны помочь восстановить Соловки в первую очередь именно как монастырь, где живут иноки, молящиеся за свое Отечество, указывающие всем нам путь ко спасению души…

П. Л.: Владыка, если можно, личный вопрос… Вы так хорошо говорите по-русски… Наверное, Ваши корни находятся в России?

Е. Г.: Я родился и вырос в Австралии. Родители у меня были русские. Отец мой родился в Чите. Ему было три года, когда родители увезли его в Манчжурию, в город Харбин, в котором жило после революции в России немало русских… Предками моей мамы были обрусевшие немцы, которые жили в Петербурге с конца XVIII начала XIX в. Но сама мама родилась уже в эмиграции в Харбине… В этом городе мои родители познакомились, поженились… Им пришлось жить потом в Китае под игом коммунистов. А в 1959 г. им удалось эмигрировать в Австралию. Там существует довольно большая русская колония - 29 православных церквей… В одном Сиднее, где я родился, находится шесть православных храмов и также женская обитель - Новое Шамардино…

После окончания средней школы я решил поступить в духовную семинарию, а так как за рубежом единственная семинария находится в Америке, в штате Нью-Йорке, то я отправился в 1980 г. туда. Окончив семинарию, я преподавал, а потом стал келейником митрополита Виталия, позже - келейником архиепископа Иллариона, ныне возглавляющего церковь Австралии и Новой Зеландии. В 1996 г. был пострижен, рукоположен в иеромонахи и три месяца спустя - в епископы. С того времени проживаю в городе Нью-Йорке.

П. Л.: Владыка, мы заканчиваем беседу на обратном пути с Секирной горы к поселку… Вы были на Соловках всего один день, но все равно хочу задать традиционный вопрос о ваших впечатлениях…

Е. Г.: Конечно, я сожалею, что смог приехать к вам всего на пол дня, но, слава Богу, и за это!.. Своими глазами увидел знаменитую обитель, про которую столько слышал, столько о ней читал… Рад, что идет возрождение Соловецкого монастыря… Посещение Секирки, рассказ о страданиях, которые претерпевали здесь заключенные СЛОНА, среди которых было немало иерархов РПЦ, совместная молитва в храме и у поминального креста, которую мы совершили вместе с о. Мефодием и о. Матфеем, навсегда останутся в моем сердце. Надо постоянно обращаться к новомученикам и исповедникам, чтобы они просили Господа помочь русскому народу воцерковиться, чтобы утвердилось на русской земле Святое православие, чтобы возродилась Соловецкая обитель… Помоги всем в этом Бог!

Когда мы ехали к Секирной горе, я говорил Вам о сигнальном фонаре над куполом Вознесенской церкви-маяке, как о некоем символе, не зная о том, что буквально на днях на маковку церкви над фонарем маяка поставили, наконец-то металлический крест, взамен снятого в советское время. То, что крест установили к Вашему приезду, мне кажется, тоже неким знаком свыше… Знаком Небесного благословения примирения и воссоединения наших родных по Духу православных церквей.

Е. Г.: Дай Бог, чтобы это было именно так… Спаси Господи…

Тип: Беседы с паломниками
Место: Соловки