«Паломничество на Острова спасения»

П.Л. Беседа с паломниками из Румынии

29 июня 2006 г.

Мое знакомство с паломниками из Румынии произошло при необычных обстоятельствах. Меня попросили провести экскурсию для прибывшей с большим опозданием из-за шторма на море группы. При этом выяснилось, что никто из паломников не понимает по-русски. Жестами попытался спросить, есть ли у них переводчик, и понял, что он то ли заболел, то ли умер. Пришлось пойти разыскивать соловецких молдаван (молдавский язык очень похож на румынский). Но ни отца Лазаря, ни отца Зосиму, ни отца Германа найти не удалось. С печалью возвращался я к братьям-румынам, но там меня ожидала нечаянная радость - за время моего отсутствия к ним подошел батюшка из Черновцов отец Каллиник, он же переводчик с румынского. Оказалось, что он, к счастью, не умер и даже не заболел, а просто приходил в себя после путешествия по бурному морю из Кеми на Соловки.

После экскурсии о. Каллиник любезно согласился участвовать в моей беседе с румынскими паломниками.

П. Л.: Отец Каллиник, давно ли Вы путешествуете с румынской группой по России?

о. Кл.: Уже неделю. Выехали мы из Бончанского монастыря и, прежде всего, поехали в Киево-Печерскую лавру. Там прикладывались к мощам многих святых. Потом побывали в других святынях Киева и отправились в Чернигов. Помолились у святых мощей Лаврентия и Феодосия Черниговских. Ночью переехали границу России. Первая остановка у нас была в Смоленске. В кафедральном соборе там хранятся башмаки мученика Меркурия. Приложились к святыне и отправились дальше, в Псково-Печерский монастырь. Там мы участвовали в воскресной литургии. Приложились к мощам прп. Корнилия и прпп. отцов, мощи которых покоятся в пещерах. Далее отправились в Питер. Там переночевали в Ново-Девичьем монастыре, днем отправились в Александро-Невскую лавру. Были и в Казанском соборе, где были обретены в 1991 году мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа соловецких. Ходили на могилку Ксении Петербургской, были и в Кронштадте. Помолились там, у мощей батюшки Иоанна. Вчера мы добрались до Валаама. Нам провели экскурсию по этому знаменитому монастырю. Вечером были на службе. А сегодня, несмотря на сильный шторм, добрались до Соловков.

П. Л.: Какие вы счастливые - столько впечатлений, столько святынь повидали! А я вот только на Соловках, никуда не выбираюсь…

о. Кл.: По-моему, это мы должны вам завидовать. Жить постоянно на таком святом острове! Чудо! А нам что завидовать? - все в грехах…

П. Л.: Рядом с нами сидит батюшка из Румынии, отец Киприан. Может быть, теперь он дополнит рассказ о паломничестве.

о. Кпр.: Особое впечатление на меня произвела Киево-Печерская лавра. Такого количества святых мощей, которые покоятся в ее пещерах, нет ни в одном городе Румынии. Очень рады, что приложились к святым мощам Лаврентия и Феодосия Черниговских. Их очень почитают не только в Украине, но и в Румынии. В автобусе мы читали акафисты этим святым. Также как на корабле сегодня во время шторма читали акафист прпп. Зосиме, Савватию и Герману.

П. Л.: Замечательно, что и в Румынии знают соловецких святых… А акафисты вы читали на каком языке?

о. Кпр.: Естественно, на румынском. Все акафисты русским святым у нас есть в переводах.

И даже историю Соловецкого монастыря мы читали по-румынски, когда ехали на автобусе к Кеми.

П. Л.: Выходит, я зря вам все рассказывал… Раз вы все знали, вполне могли бы обойтись без экскурсовода…

о. Кпр.: Нет-нет. Одно дело - история в книге, совсем другое - живой рассказ. Тем более, нам очень интересно было узнать и о сегодняшнем возрождающемся монастыре. Сравнить с тем, что у нас сейчас происходит…

П. Л.: А нам интересно знать о православии в современной Румынии. Не могли бы Вы рассказать?

о. Кпр.: Православие в нашей стране, также как в России, является основной религией. Румынскую Православную Церковь возглавляет Патриарх Феоктист. Наша группа состоит в основном из жителей города Сучана, расположенного недалеко от украинского города Черновцы. В нашем городе есть монастырь, в котором я служу. Может быть, Вы знаете о нашем святом мученике Иоанне Сучанском, который жил во времена ваших соловецких преподобных в начале XV века?

П. Л.: К стыду своему должен сознаться, что даже не слышал о нем. Увы, как и во времена Пушкина мы ленивы и не любопытны…

о. Кпр.: Иоанн Сучанский был родом из вашего Белгорода. Он занимался торговлей на территории нынешних государств - Украины и Румынии. Плавал на кораблях по Дунаю, Днестру. Однажды на судне с ним оказался католик, который позавидовал успехам Иоанна и продал его язычникам. Те пытали его, добиваясь, чтобы он поклонился идолам. И когда он отказался, привязали к хвосту лошади. Так Иоанн принял мученическую смерть. Мощи его оказались у турок. Румыны из нашего города Сучаны приобрели их для поклонения. Потом они попали во Львов, а потом опять вернулись в Сучанский монастырь. Мощи Иоанна Сучанского до сих пор сохранились нетленными. Много чудес происходит у этих мощей.

П. Л.: Может быть, Вы расскажите и про ваш монастырь?

о. Кпр.: Монастырь у нас очень древний. В нем даже сохранились фрагменты византийской росписи. Сейчас наш монастырь является главным в Сучанской епархии. В монастыре живет около ста братьев. Возглавляет его архимандрит Варфоломей.

П. Л.: Действовал ли ваш монастырь во времена социалистической Румынии?

о. Кпр.: Да, при коммунистах монастырь не закрывался, но численность братии была значительно меньше.

П. Л.: В советские времена, даже в 60-80 гг. велась борьба с Православием. Особенно активно она велась в святых местах, в частности на Соловках. Вместо креста на колокольне была закреплена пятиконечная звезда (местные жители поэтому называли ее «звездовухой»), музейные работники были обязаны читать атеистические лекции, священнослужители могли попасть на остров только под видом туристов… Знаю, что в социалистической Польше в те же времена к религии относились терпимо. А как обстояли дела в Румынии?

о. Кпр.: В начале 1960 г.г. по указке Москвы у нас тоже проводилась атеистическая компания. Но это был короткий эпизод. В Румынии, слава Богу, социалистические власти не устраивали массовых гонений на православных. Я знаю случай, когда на месте строительства большого здания в Бухаресте оказалась церковь. Ее не стали разрушать, как делали у вас большевики, а сохранили, передвинув на новое место.

П. Л.: Но ведь рушить можно не только церкви, но и людские души… У нас с детства людей отвращали от церкви, прорабатывали на пионерских собраниях, если ребенок пошел в храм…

о. Кпр.: В Румынии такого не было. Хотя официально в школах проповедовали атеизм, но при этом дети свободно ходили в церковь, и никто их не преследовал. Православный дух Румыния сохраняла.

П. Л.: Даже при коммунисте-диктаторе Чаушску?

о. Кпр.: Да. При нем к православию было особо лояльное отношение. Ведь он в детстве сам прислуживал в храме.

П. Л.: Я этого не знал. Но, очевидно, полную свободу верующие в Румынии, также как и у нас в России получили после падения коммунистических режимов?

о. Кпр.: Да, но как я уже сказал, наши власти не разрушали храмов. Некоторые из них были закрыты, но в них не делали музеев, как у вас в России. Поэтому после падения коммунистов все закрытые монастыри и церкви были сразу же возвращены православным.

П. Л.: Меня всегда интересует путь людей к Богу. Удобно ли спросить Вас, отец Киприан, о том, как пришли к Нему Вы?

о. Кпр.: В нашей семье не было священников, но все были верующими. Бабушка с детства водила меня в церковь. Во время службы в армии я пять лет был моряком. И не думал тогда, что буду служить в храме. Но Господь так устроил. Помните, как он призвал рыбарей, чтобы они ловили не рыбу, а человеков?

П. Л.: На Севере есть поговорка: «Кто на море не бывал, тот Богу не молился!» Может быть, служба на корабле помогла Вам придти к Богу?

о. Кпр.: Возможно, и служба на корабле помогла… Неисповедимы пути Господни…

П. Л.: В вашей паломнической группе 45 человек. Кто входит в ее состав?

о. Кпр.: Как я уже сказал, большая часть группы из города Сучаны, часть людей собрала матушка из монастыря в Бухаресте, есть одиночки из других городов Румынии, которые присоединились к нам, узнав о паломнической поездке.

П. Л.: Во время экскурсии многие ваши паломники замечательно пели… В составе группы приехал хор?

о. Кпр.: Да нет, это пели прихожане разных храмов. Просто у нас в Румынии все с детства поют, народ у нас музыкальный.

П. Л.: Группы румынских паломников приезжают на Соловки уже несколько лет…

о. Кпр.: Да. И в этом году кроме нашей группы будет еще две.

П. Л.: Чем объяснить такой интерес православных из Вашей страны к русским святыням, к Соловкам?

о. Кпр.: Несмотря на долгий, тяжелый путь (мы путешествуем в автобусе), эти поездки очень много дают нам, они помогают нам укрепиться в Духе и вере… Готовясь к поездке, мы читаем жития святых и много другой духовной литературы о тех местах, куда едем, и это тоже очень полезно.

П. Л.: Сегодняшнее путешествие по штормовому морю вас не смутило?

о. Кпр.: Лично меня, как бывшего моряка, нисколько не смутило. Хотя многих сухопутных православных укачало. Но Господь не случайно попускает нам искушения. Они необходимы для укрепления веры, как холодная вода помогает закалить разогретый металл.

П. Л.: Совпало ли то, что Вы увидели на Соловках с Вашими ожиданиями?

о. Кпр.: Когда мы увидели шторм на море, то подумали, что нам не придется попасть на Ваш Святой остров. И когда все же наперекор стихиям к вам добрались, радость была особенно велика. Может быть, поэтому мы так обостренно все здесь сегодня воспринимали. То, что мы здесь сегодня увидели, превзошло все наши ожидания. Это настоящее чудо!

Я спрашивал монахов вашего монастыря, почему они выбрали для своего служения именно этот монастырь, и братья отвечали, что именно здесь, на удаленном от мира острове они обретают бОльшую благодать, чем где бы то ни было… Удаленность этой пустыни помогает им сосредоточенно молиться о спасении своей души и о спасении всех православных, всего рода человеческого…

Все монахи вашей Соловецкой лавры (именно так мне хочется назвать ваш знаменитый монастырь) по сути, повторяют сегодня подвиги пустынножительства преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

П. Л.: Простите меня за то, что я утомил вас сегодня долгой экскурсией, да еще и беседой. Я видел во время экскурсии, как одна из монахинь спала стоя. Бедняжка! Я не хочу доводить всех вас до такого состояния, поэтому, давайте прощаться до новой встречи на Соловках!

Тип: Беседы с паломниками
Место: Соловки