Собор Соловецких святых

Смулов А.М. О святости на Руси и сонме Соловецких святых в XXI веке

4 октября 2017 г.

Автор статьи опровергает мнение историка Г. П. Федотова об исчерпанности духовных сил Святой Руси. На статистических материалах канонизации IXXXI вв. показывает, как неисчерпаемость русской духовности, так и недостоверность избранного историком критерия «канонизация святых» для определения святости. Для примера избирается сонм Соловецких святых по состоянию на начало XXI века.

Историк Г. П. Федотов [1990: 195–196], высказывает мнение: «о некоторой исчерпанности духовных сил» Святой Руси, «что составляет сердце церковной жизни, – в явлении святости»; «о нуле святости в последнюю четверть XVII в. – юности Петра», что «говорит об омертвлении русской жизни, душа которой отлетела»; о «наблюдении “утечки” святости». При этом статистическое мерило святости путем учета «церковной канонизации святости», между которыми «как никак существует соответствие», избранное Г.П. Федотовым, представляется неточным и сомнительным, особенно при условии принятия им во внимание только чина «преподобных» (монахов).

Автор настоящей работы не согласен с обозначенной позицией Г. П. Федотова и ставит задачей опровержение его мнения.

В качестве основного источника сведений о прославлении святых Русской Православной Церковью, выбрано приложение «Хронологический список русских святых» к труду графа М. В. Толстого «Рассказы из истории Русской Церкви» в пяти книгах (Толстой, 1991). Данный хронологический список составлен и в последующем дополнен (в том числе автором настоящего исследования) на основе целого ряда церковных источников, включая Соборные определения 2000 г. о канонизации святых по епархиям, от монастырей и из местночтимых святых, выписки из журналов заседания Священного Синода РПЦ за период с 27.12.2000 г. по 24.12.2010 г., сведения Базы данных ПСТГУ (Мартиролог) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.».

В ходе работы были вскрыты проблемы неопределенности и достоверности информации, приводимой в разных (по большей части – интернет) источниках: неопределенность прославления святого по времени, различие ликов святости одного и того же святого, указанных в разных источниках, ошибочное указание лика святости, например, когда мученик-мирянин указывается как священномученик, указание святого в составе сонма Соловецких святых, без выявленных точных к тому оснований, в том числе на основе частного мнения какого-либо автора-исследователя, расхождение в персональном составе лиц, указанных в составе Собора Соловецких святых в разных источниках.

Таким образом, при обращении к «статистическому» измерению степени святости и духовности, выраженном в учете канонизированных святых, возможно поставить под сомнение данный критерий, как не соответствующий достоверности знаний исследователя и использовать его лишь как качественное и «в первом приближении» определение тенденций, происходящих в видимой жизни Церкви.

В таблице 1 приведены данные за IXXX вв. об общей численности святых, прославленных РПЦ, в том числе монашествующих, и их доля в общем числе святых по векам.

Обратим внимание на то, что в XX-мученическом веке число прославленных христиан существенно превышает общее число прославленных в XVIIXX вв. При этом в XX в. прославлено святых новомучеников и исповедников в 74 раза более, чем Угодников Божиих в XVII в., и в 57 раз более, чем в XIX в. Доля монашествующих, составляющая в XX в. около 23%, тоже кажется малой, но следует обратить внимание на огромный абсолютный рост числа иноков и инокинь, пострадавших за Христа. В отношении монашествующих, соответствующие сравнительные цифры роста составляют около 24-х и более 15-ти раз.

Таблица 1

Общая численность православных святых по векам, включая число [чел.] и доли [%] прославленных монашествующих

Век

IX

X

XI

XII

XIII

XIV

Всего святых,

4

5

63

83

171

117

в т.ч. монашествующих

4

1

53

65

128

96

% святых монашествующих к числу святых

100

20

84

78

75

82

Век

XV

XVI

XVII

XVIII

XIX

XX

Всего святых,

245

186

1455

24

31

1771

в т.ч. монашествующих

148

146

220

17

26

401

% святых монашествующих к числу святых

60

79

15

71

84

23

Источник: составлено автором по данным (Толстой, 1991) и других источников

Трудно предположить, что к моменту опубликования Г. П. Федотовым своей работы в 1931 г., он не имел сведений о массовых мученических и исповеднических подвигах, верующего во Христа православного населения Советской России начиная уже с 1917–1918 гг.

Дальнейшее исследование проводилось с использованием Базы данных ПСТГУ (Мартиролога) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» (База данных ПСТГУ, 2016). В БД ПСТГУ «Новомученники, исповедники…» всего дел – 34694 ед., в том числе поименных дел – 34659 ед., групповых дел – 111 ед.

Поиск был проведен для выявления в Базе Данных количества лиц, принадлежащих к белому и черному духовенству, а также количества лиц, содержавшихся в то или иное время в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН). Результаты поиска: белое духовенство – всего 14867 чел.; черное духовенство – всего 6986 чел.; число лиц из Базы данных, пребывавших в Соловецком монастыре и в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН) – 515 чел. Результаты обработки запросов были получены в виде таблиц, и итоговых данных. Результаты включают в себя перечень ссылок на все найденные дела.

Рассмотрим сведения о структуре Собора (сонма) Соловецких святых на начало XXI в. Сведения о составе лиц Собора Соловецких святых, прославленных по векам, с учетом численности и доли монашествующих, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Общая численность Собора Соловецких святых по векам, включая число [чел.] и доли [%] прославленных монашествующих

Век

Число святых

в т.ч. монашествующих

Доля монашествующих [%]

XV

13

13

100

XVI

6

6

100

XVII

34

32

94

XVIII

3

3

100

XIX

1

1

100

XX

74

36

49

Итого:

131

91

70

Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)

В таблице 3 представлены данные состава сонма Соловецких святых по лику святости, в части лиц, прославленных до 1917 г.

Информация о составе Собора Соловецких святых по виду их подвига, приведена в табл. 4 (в части лиц, прославленных до 1917 г.). Некоторые виды подвига иные, чем «Игумены монастыря и монашествующие», также могут включать лиц, принявших монашеский постриг.

Таблица 3

Собор Соловецких святых, прославленных до 1917 г. (по лику святости)

Лик святости

Число святых

Преподобные

46

Святители

2

Блаженные

2

Итого

50

Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)

Таблица 4

Собор Соловецких святых, прославленных до 1917 г. (по виду подвига)

Вид подвига

Число святых

Игумены монастыря и монашествующие

21

Пустынники, отшельники и затворники

20

Святители (епископы)

2

Блаженные

2

Просветитель

1

Свещеносец

1

Келейник

1

Рыболовец

1

Трудник

1

Итого:

50

Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)

Структура Собора Соловецких новомучеников и исповедников приведена в таблица 5.

Таблица 5

Собор Соловецких новомучеников и исповедников

Именование

Число святых

в т.ч. монашествующих

Доля монашествующих [%]

Новомученики

48

21

44

Преподобномученики

8

8

100

Мученики

7

0

0

Священноисповедники

8

4

50

Преподобноисповедники

3

3

100

Итого:

74

36

49

Источник: данные (Собор Соловецких святых, 2017б; Святые Соловецкого архипелага, 2017)

В состав Собора новомучеников и исповедников по священническому сану входили: епископы – включая митрополитов и архиепископов, схиархимандриты, архимандриты, игумены, иеромонахи, протоиереи, иереи и лица без такового – миряне (Новомученики и исповедники, 2017).

Узник СЛОНа Борис Ширяев в своей повести-воспоминании «Неугасимая лампада»: «Последний на Руси схимник умер, склоненный в земном поклоне перед своей лампадой на освященном страданием, подвигом и молитвой острове. Его лампада не угасла. Пламя от пламени, свет от света. Тихими тайными светильниками возгорелись иные лампады. Я их видел и сохранил в своей памяти. Духа не угасить» [1998:424].

Таким образом, и в этом случае невозможно согласиться с позицией Г. П. Федотова, о якобы имеющим место с петровского (императора Петра I) времени «омертвлении русской жизни, душа которой отлетела» и о «наблюдении “утечки” святости».

Сделаем несколько выводов:

1. Приведенные исторические факты доказывают ошибочность тезисов Федотова Г. П. об «утечке» и «нуле» святости, об исчерпанности духовных сил Святой Руси, об омертвлении русской духовной жизни в период XVII-XIX вв.

2. Избранный Федотовым Г. П., в качестве статистического мерила, учет святости по ее «церковной канонизации» следует признать весьма неточным и не допускающим однозначных научных выводов, а принятая «выборка» ликов святости монашествующих явно недостаточна. В ходе работы вскрыты и показаны проблемы неопределенности и достоверности информации, приводимой в различных (по большей части – интернет) источниках.

3. В хронологической последовательности по векам показаны: соотношения прославленных Угодников Божиих в целом и в ликах святости, определяемых монашеским служением; особенности структуры Собора Соловецких святых: преподобных, новомучеников и исповедников, по состоянию на начало XXI в.

Выявлено число лиц, учтенных в БД ПСТГУ (Мартирологе) в их связи с деятельностью Соловецкого монастыря и Соловецкого лагеря особого назначения.

ЛИТЕРАТУРА

Федотов Г. П. 1990. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С. Лихачева, А.В. Меня. Коммент. С.С. Бычкова. М.: Московский рабочий. 269 с.

Толстой М. В. 1991. Рассказы по истории Русской Церкви. Валаам: Спасо- Преображенский Валаамский монастырь. 736 c.

База данных ПСТГУ (мартиролог) «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» (2016)

Собор Соловецких святых (2017а)

Подвижники благочестия (2017)

Новомученики и исповедники (2017)

Собор Соловецких святых (2017б)

Собор Соловецких святых: подвижники благочестия, новомученики и исповедники

Ширяев Б. Н. 1998. Неугасимая лампада. М.: Сретенский монастырь. 432 с.

Источник: Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2017. Т. 6. № 3. С. 607–614.
Тип: Собор Соловецких святых
Издание: Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2017. Т. 6. № 3. С. 607–614.