Собор Соловецких святых

Овчинникова Е.С. Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами из собрания Государственного Исторического музея

1 июня 1980 г.

В центре иконы «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами [1] – преподобные Зосима и Савватий, предстоящие Новозаветной Троице в сегменте. Строгие, вытянутые фигуры их в темно-коричневых мантиях, надетых на светлые рясы, четкими силуэтами вырисовываются на золотом фоне. Они стоят на миниатюрном острове, окруженном синим морем. У ног преподобных изображен суровый северный ландшафт: голубые озера, каменистые горки, не оживленные ни деревьями, ни травами. Кажется, что над затерявшимся в морской пучине островом парит безмолвная тишина. Фигуры Зосимы и Савватия как бы господствуют над островом и помимо нашей воли притягивают к себе внимание.

Пятьдесят шесть клейм, расположенных двумя рядами вокруг центральной композиции с Зосимой и Савватием, многосложным языком образов, линий и красок повествуют о жизни и деятельности основателей Соловецкого монастыря. Верхний ряд клейм посвящен Савватню, ими как бы иллюстрируется введение к истории Соловецкого монастыря. Здесь кратко изложена история Савватиева прихода на реку Выгу и на остров Валаам. Вместе с Германом они выбирают место для основания монастыря.

Из пятидесяти шести клейм Савватию посвящены только девять, остальные сорок семь иллюстрируют деятельность 3осимы и чудеса, совместно творимые ими после их смерти.

В клеймах, посвященных Зосиме, художник в тонкой манере новгородских писем и в нежной колористической гамме красок изображает наиболее важные и значительные эпизоды из его жизни, в которых шаг за шагом развертывается перед зрителем история создания монастыря на Соловецком острове. В сюжетах клейм представлены моменты строительства, земледелие, солеварение, рыболовство, мореходство и др. Показаны первые дни жизни подвижников на пустынном Соловецком острове.

В клейме 17-м молящиеся Зосима и Герман выбирают место для основания монастыря.

В 18-м клейме мы видим уже сцену заготовки леса для постройки келий - по молитве, Зосима и Герман “воссташа и начаша древеса сещи и кельи здати”. На ярко-розовом фоне с темно-зелеными силуэтами низкорослых деревьев вырисовываются тонкие фигуры старцев, вырубающих деревья.

В клейме 19-м на нежно-зеленом травянистом фоне Зосима и Герман возделывают землю мотыгами, выкорчевывая лес под пашню.

Чередование желтых, розовых и зеленых фонов создает исключительную по колориту гамму красок.

В 22-м клейме представлен разгар строительной деятельности в монастыре. Старцы с топорами в руках возводят затейливую кровлю. Вокруг уже возвышаются здания, видна часть монастырской стены.

В новый монастырь постепенно собирается братия. Начинается трудовая жизнь: земледелие, рыболовство и т. д. Изображаются люди, энергично завоевывающие лесные и водные богатства Северного края.

Значительное место среди промыслов Соловецкого монастыря с первых дней его основания занимало солеварение. В 23-м клейме художник изобразил сцену вываривания соли в условиях примитивной техники XVI изобразил сцену вываривания соли в условиях примитивной техники XVI века. На берегу озера стоит небольшая варница с полуциркульным входным проемом. На крыше варницы укреплен «журавль» (встречающаяся и поныне форма колодца). Старец-водолив зачерпывает бадьей рассол из колодца и сливает его в деревянный желоб, по которому рассол стекает в отверстие, имеющееся в стене варницы, и затем поступает в црен, подвешенный над огнем внутри варницы. Стоящий справа другой старец выполняет обязанность так называемого «повара». Он поддерживает огонь и мешает вывариваюшийся рассол длинным шестом. Впервые на иконе XVI века мы знакомимся с процессом вываривания соли. Добываемая соль шла не только на монастырский обиход, но служила также предметом торговли. Тема труда занимает одно из ведущих мест в клеймах на иконе Зосимы и Савватия. Достойным примером трудолюбия оказываются старцы – подвижники.

В двух нижних рядах иконы располагаются клейма с изображением чудес Зосимы и Савватия. Они отличаются большим разнообразием и обилием бытовых мотивов. Чудеса происходят и на суше и на море – они связаны со спасением тонущих, с избавлением от неминуемой гибели людей, оказавшихся затертыми льдами в открытом море, изобилуют сценами исцеления людей от разных недугов.

Зосима и Савватий неоднократно выступают в качестве покровителей и защитников морских промышленников. Например, в объединенном клейме (39–40) иллюстрируется легенда о спасении двух промысловиков, замерзающих на острове Шужмое. Сюжетно эти клейма разделены на несколько частей: темное, осеннее море; слева, под навесом, два полуобнаженных человека; для их спасения плывут на парусной лодке иноки. Они выручают потерпевших, но на обратном пути скопившиеся льдины угрожают погубить лодку. Внезапно появившиеся Зосима и Савватий разгоняют льдины. И вот отважные иноки вместе со спасенными ими промышленниками благополучно достигают берега. Этот жанровый мотив изображается иконописцем просто и правдиво, как повседневный, хорошо знакомый ему случай из жизни Соловецкого монастыря.

Таким образом, богатое содержание клейм на иконе делает ее незаменимым историческим источником, знакомящим нас с картинами как бытовой, так и трудовой жизни монастыря в период складывания его в самостоятельную монастырскую вотчину.

Колористическая палитра иконы Зосимы и Савватия с 56 житийными клеймами отличается большой изысканностью и красотой. Изображения обнаруживают ряд таких стилистических особенностей новгородских писем, которые ближе всего именно к середине XVI века: преувеличенно вытянутые фигуры Зосимы и Савватия (в среднике) и усложнение архитектурных кулис в клеймах. Движения фигур продолжают оставаться сдержанными. Однако сюжетная канва усложняется и развивается с каждым последующим клеймом.

В подборе и сочетании красок художник достигает поразительной интенсивности цвета новгородской палитры, обогащенной за счет введения нежных, разбеленных тонов. Гармония цвета и изысканность линий рисунка является тем объединяющим моментом в общем композиционном строе иконы, который не создает ни пестроты, ни перегруженности. Этим и объясняется то, что богатство содержания клейм не утомляет восприятия зрителя, но захватывает его, подобно интересной книге, от которой трудно оторваться.

В клеймах представлены разнообразные памятники каменного зодчества: церковные и палатные строения, переданные с исключительной тщательностью и многими деталями. Здесь и одноглавые храмы с затейливыми скатными кровлями и с покрытием по кокошникам; и стройные трехглавые церкви, сильно вытянутые, с покрытием по закомарам; и разнообразные деревянные звонницы (клейма 9, 31, 49, 50).

Но самым удивительным оказывается пятинефный, многоглавый каменный собор, поражающий простотой и строгостью своих гладких стен с прямоугольными лопатками, встречающийся в трех клеймах, содержание которых связано с посещением Зосимой новгородского архиепископа Ионы. Своеобразно, несколько стилизованно, но в то же время и правдоподобно изобразил художник собор Новгородской Софии, на фоне которого Иона благословляет Зосиму (клейма 26, 27, 32).

Преобладание в архитектурном стаффаже изображений каменных церковных строений не является абсолютно точным воспроизведением ансамбля Соловецкого монастыря, каким он был в XVI веке. Художник не копировал его с натуры. Но все же в какой-то мере он сумел отразить определенный этап строительства каменных церквей, связанный с деятельностью игумена монастыря Филиппа Колычева (1548–1566), энергично осуществлявшего на Соловках замену деревянных строений каменными [2].

Обилие клейм, стройность и последовательность событий в представленных в них сценах не могли быть созданы без некоего литературного источника, который лег в основу замысла и исполнения этой огромной иконы.

В. О. Ключевский [3], исследовавший разновременные редакции Жития 3осимы и Савватия Соловецких, наметил определенные этапы в истории развития и переработке житий и связал отдельные редакции Жития с их авторами.

В 1478 и 1484 годах соловецкий игумен Досифей составляет Житие Зосимы и Савватия со слов старца Германа.

Игумен Досифей составленное им Житие передал митрополиту Спиридону, жившему в 1503 году в заточении в Ферапонтовом монастыре, попросив Спиридона «удобрить его краткое и простое писание» [4].

Спиридон, со своей стороны, к составленной им редакции Жития в конце прибавил следующее: «Понежу ми сущу от некоего мниха, ученика Зосимы блаженного, именем Досифея, тамо бо ему игуменом бывшу в обители острова Соловецкого, исповеда ми подробну вся, ова и написана дасть на памятя тех, аз же сия Соборах» [5]. Подлинная рукопись Спиридона неизвестна. Но среди сохранившихся редакций Жития Зосимы и Савватия Соловецких до нас дошла рукописная книга Соловецкого монастыря № 37, из собрания Шибанова, писанная полууставом второй половины XVII века, посвященная житию и чудесам Зосимы и Савватия Соловецких и службы им [6], на которую ссылается В. О. Ключевский в своей книге «Древнерусские жития святых как исторический источник».

В этой рукописи на л. 125, перед Житием Савватия, и на л. 151, перед Житием Зосимы, имеются надписи, в которых Спиридон прямо называется составителем Жития. Например, на л. 151 имеется следующий текст-заголовок: «итие и подвизи и отчасти чюдес исповедание преподобного и богоносного отца нашего Зосимы Соловецкого начальника, нового чудотворца. Списано преосвященным митрополитом Спиридоном. Благослови отче» [7]. Таким образом, житие Спиридона, список которого обнаружен в Соловецкой книге № 37, оказывается для нас важным историческим источником.

В рукописи, составленной митрополитом Спиридоном в 1503 году, имеется почти исчерпывающий круг чудес, представленных на нашей иконе «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами.

Порядок клейм на иконе, их содержание и некоторые сохранившиеся на клеймах надписи близки к тексту Жития, написанного Спиридоном в 1503 году, известного нам по списку из Соловецкой книге № 37. Есть основание считать, что Житие Зосимы и Савватия, составленное Спиридоном, и является тем литературным источником, который в 50–60-х годах XVI века был положен в основу замысла и разработки богатого содержания 56 клейм на иконе Зосимы и Савватия. Рукопись Спиридона несомненно бережно хранилась в стенах монастыря.

Икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами предназначалась для местного ряда иконостаса Преображенского собора (1558–1566), своим содержанием она отвечала прославлению монастыря, его создателей и братии.

Именно эта важная тема должна была прозвучать во вновь построенной каменной церкви Преображения, возведенной на месте деревянной при митрополите Филиппе Колычеве и освященной в 7074 (1566) году, августа 6 дня [8].

Сцены, изображенные на клеймах иконы «Зосима и Савватий Соловецкие», рисуют идеальный образ монаха, живущего плодами собственного труда, трудовую жизнь братии. В этом нашли отражение общежительный устав и существенные перемены в социальном составе монашества: на смену богатым вкладчикам в монастырь приходят люди различных профессий – промысловики, торговцы, ремесленники (клейма 39–40, 46, 50).

Увлекательное содержание клейм на рассматриваемой иконе не прошло бесследно. Вслед за иконой создаются резные по дереву раки Зосимы и Савватия Соловецких.

Композиции резных клейм на раке 3осимы в точности повторяют своим размером, содержанием и рисунком аналогичные сюжеты клейм иконы из собрания Исторического музея. На сохранившихся боковых стенках деревянной раки Зосимы вверху под карнизом размещается резная летопись с датой создания раки в лето 7074 (1566) «…при царе Государе и Великом князе Иване Васильевиче всея Руси…» [9]

Повторение сюжетов клейм с иконы «Зосима и Савватий» на раке говорит не только о популярности иконы, но и об ее большом художественном значении. Очевидно, прориси (рисунки) с клейм иконы бережно хранились в Монастырских иконописных палатах.

Стилистические особенности иконы «Зосима и Савватий» с 56 житийными клеймами, а также дата создания иконостаса дают полное основание для отнесения иконы к новгородской школе и датировке ее временем строительства Преображенского собора, то есть 50-60 годами XVI века. В Преображенском соборе икона стояла в местном ряду главного иконостаса [10].

Перечень клейм на иконе «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами [11]:

  1. 1. Савватий на фоне Кирилло-Белозерского монастыря, куда он удалился и был посвящен в иноки;
  2. 2. Савватий встречается на реке Выге с иноком Германом;
  3. 3. Савватий и Герман решают покинуть остров Валаам и плыть на другой берег;
  4. 4. Два сюжета: а. около озера Савватий и Герман водрузили крест и поставили кельи, б. ангелы секут жену рыбака, пытавшуюся завладеть землей на острове;
  5. 5. Прощание Савватия и Германа. Герман уходит на реку Онегу;
  6. 6. Две сцены: а. Игумен Нафанаил исповедует Савватия; б. Игумен Нафанаил причащает Савватия;
  7. 7. Встреча Савватия с торговым человеком Иоанном новгородцем;
  8. 8. Савватий беседует с Иоанном около храма;
  9. 9. Погребение Савватия на реке Выге;
  10. 10. Рождество Зосимы;
  11. 11. Зосима обучается грамоте;
  12. 12. Пострижение Зосимы;
  13. 13. Зосима раздает нищим богатство своих родителей;
  14. 14. Зосима приходит на Соловецкий остров, ища место для монастыря;
  15. 15. Обратившись на Восток, Зосима увидел церковь на воздухе;
  16. 16. Зосима услышал от Германа, что здесь должен быть монастырь;
  17. 17. Зосима и Герман молятся на Соловецком острове;
  18. 18. Помолившись, Зосима и Герман начали рубить деревья и строить кельи;
  19. 19. Зосима и Герман обрабатывали землю мотыгами и тем питались;
  20. 20. Дьявол хотел пожрати и устрашить Зосиму;
  21. 21. Ангелы привезли в ладье хлеб и муку Зосиме;
  22. 22. К церкви пристроили трапезу;
  23. 23. Зосима и Герман варят соль;
  24. 24. В обители Зосимы на Соловках собралась братия;
  25. 25. Братия просит Зосиму быть игуменом обители;
  26. 26. Новгородский архиепископ Иона благословляет Зосиму на игуменство;
  27. 27. Поставление Зосимы в игумены;
  28. 28. Братия встречает Зосиму-игумена;
  29. 29. Зосима служил литургию, и лицо его просветилось как у ангела;
  30. 30. Зосима повелел братии строить церковь, но во время работы строителей одолел сон. Проснувшись, они услышали, как ангелы строят церковь, рубят и тешут бревна;
  31. 31. Зосима едет на реку Выгу и привозит мощи Савватия;
  32. 32. Зосима просит у епископа Ионы грамоту на владение Соловецким островом;
  33. 33. Преставление игумена Зосимы Соловецкого;
  34. 34. Погребение Зосимы;
  35. 35. Поставление гробницы на могиле Зосимы;
  36. 36. Чудо Зосимы, явившегося некоему Даниилу;
  37. 37. Чудо Зосимы о том, как старец Тарасий, придя к гробу Зосимы, увидел доску сдвинутой и крест висящим;
  38. 38. Зосима избавляет отца Тарасия от потопа;
  39. 39–40. Чудо Зосимы и Савватия, спасших двух промышленников, замерзавших на острове Шужмое <современное название острова – Жужмуй>;
  40. 41. Зосима и Савватий избавляют от потопления старца именем Савватия, видевшего на небе двух летающих птиц;
  41. 42. Чудо Зосимы, избавившего от беснования Марию, жену Анисимову;
  42. 43. Избавление от тяжелого недуга самого Анисима;
  43. 44. Зосима и Савватий воскрешают умершую жену;
  44. 45. Явившись во сне старцу Василию, Зосима и Савватий взяли у него карбас со всем запасом;
  45. 46. Избавление от потопа Федора Парфентьева;
  46. 47. Избавление от бесов некоего человека именем Никон;
  47. 48. Избавление от бесов старца Елисея на реке Выге;
  48. 49. Избавление от бесов старца Викентия;
  49. 50. Исцеление слепого именем Горяин 3олотец;
  50. 51. Избавление Матфея своими молитвами;
  51. 52. Зосима дает имя Илия сыну Андрея;
  52. 53. Исцеление молитвой Алексеева сына Кулева именем Василий;
  53. 54. Зосима явился старцу Герасиму, идущему от Савватиевой гробницы;
  54. 55. Чудо Зосимы и Савватия с иноком Герасимом, во время пения;
  55. 56. Зосима и Савватий спасают человека с отроком на Куть-озере.

[1] ГИМ № 80408; ИУЩ-5625; Р: 163 X 144 X 4 см. Поступила в ГИМ в 1939 году из Соловецкого монастыря. Доска липовая, на обороте две врезные встречные шпонки. Паволока, левкас, яичная темпера

[2] См.: Курлов В.И. Преображенский собор Соловецкого монастыря в XVI в. – Сов. археология, 1974, М., № 1, с. 79

[3] См.: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871, с. 199

[4] См. там же, с.201

[5] Там же

[6] Соловецкая книга, № 37, в четверку, в кожаном переплете. Ф. № 344 из собр. Шибанова, хранится в отд. рукописей ГБЛ

[7] Соловецкая книга, № 37, л. 151; Ключевский В.О. Древнерусские жития святых, с. 202–203

[8] См.: Курлов В.О. Преображенский собор Соловецкого монастыря в XVI веке. – Сов. археология, 1974, № 1, с. 80

[9] См.: Леонов А.И., Померанцев Н.Н. Деревянная скульптура. – В кн.: Русское декоративное искусство, т. 1. М., 1962, с.140, примеч. 1

[10] В дневнике Е.И. Силина и Н.Н. Померанцева, участников экспедиции на Соловки в 1923 году, записано, что все имущество, находившееся в Преображенском соборе, погибло при пожаре; сгорела кровля собора с пятью куполами. И только среди местных икон в иконостасе сохранилась описанная нами икона «Зосима и Савватий Соловецкие» с 56 житийными клеймами

[11] Определение сюжетов клейм сделано по сохранившимся на них надписям и сверено с текстом Жития Зосимы и Савватия по рукописи Соловецкой книги № 37 в ГБЛ. Икона реставрирована Г.А. Фроловым в Гос. Историческом музее

Источник: «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов». - М., Искусство, 1980.
Тип: Собор Соловецких святых
Место: Соловки
Издание: «Архитектурно-художественные памятники Соловецких островов». - М., Искусство, 1980.