Проповеди

Герман (Чеботарь), архим. Слово в среду первой седмицы Великого поста

16 марта 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы проходим время Великого Поста – самое благоприятное время, чтобы примириться с Богом.

Что значит примириться с Богом? Возьмем два примера из Ветхого Завета: Каин, который убил своего брата, и пророк Давид, который не только послал на смерть своего верного военноначальника, но и совершил прелюбодеяние. Каин, совершив смертный грех, оправдал себя и ожесточился, а пророк Давид пролил много слез, оплакивая свой грех, и Господь, по милости своей, принял его покаяние. Святитель Феофан Затворник про Каина пишет: «и сказал Каин Господу: “Наказание мое больше, нежели снести можно” (Быт 4. 13). Можно ли было так говорить пред лицем Бога строгого, конечно в правде, но и всегда готового миловать искренно кающегося? Зависть помрачила здравые понятия, преступление обдуманное ожесточило сердце, и вот Каин грубо отвечает Самому Богу: “Разве я сторож брату моему?” (Быт 4. 9) Бог хочет умягчить его каменное сердце молотом строгого суда своего, а он не поддается и, замкнувшись в своем огрубении, предается той участи, какую изготовил себе завистию и убийством. То дивно, что после того он жил, как и все: имел детей, и строил семейный быт и житейские отношения держал; печать же отвержения и отчаяния лежала на нем. Стало быть, это дело внутреннее, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков».

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит: «Каин учинил не только убийство, но и худшее многих убийств – поскольку он убил не чужого, а брата, не обидевшего, а обиженного, не после многих убийств, а первый изобрел таковое злодеяние».

А про пророка Давида святитель Иоанн говорит: «Преступление Давида состояло не в одном только убийстве, потому что не простой человек учинил его, но пророк, убил не обидевшего, но обиженного, поскольку этот последний был уже обижен в то время, когда была похищена его жена, таким образом, к этому преступлению Давид присоединил еще новое». Поясняя величие подвига покаяния царя Давида, святитель Иоанн Златоуст приводит следующий пример: «Вообрази, что какой-нибудь мореплаватель, бывший на бесчисленных морях, … после многих бурь и подводных камней, имея много товара, стал бы утопать при самом входе в гавань, и едва спасся бы с нагим телом. Будет ли он расположен опять пуститься в море и подвергнуться морским опасностям, захочет ли он когда-нибудь посмотреть на берег, на корабль, на пристань? Не думаю. Он скроется, будет лежать, не различая дня от ночи, и от всего откажется, предпочитая лучше жить милостыней, чем приняться за прежние труды. Не таков был блаженный Давид! Претерпев ужасное кораблекрушение, после бесчисленных трудов и подвигов, он не скрылся, а извлек корабль, распустил паруса и, взявшись за кормило, принялся за прежние труды. И опять собрал богатство большее прежнего. Если стоять и после падения не лечь навсегда достойно удивления, то каких венцов достоин тот, кто тотчас же встает и совершает великие дела?

Много было для Давида побуждений к отчаянию: во-первых, величие греха, во-вторых, что он потерпел это крушение не в начале жизни, а под конец… Кроме этого ещё – и худое мнение народа, а равно и лишение столь блистательный славы – производили не малое смущение. Не столько украшала его порфира, сколько покрывала стыдом пятно греха…»

Но велика была мудрость Давида. Читая историю его жизни после греха, можно увидеть его упование на Бога, его любовь к Богу, его возрастание в добродетели и тщание до последнего издыхания… Поэтому, глядя на его падение, мы не должны предаваться нерадению, а нужно представить, сколь великое он явил раскаяние, день и ночь испуская источники слез, и омывая ими постель, и сверх того облекаясь во вретище. Если же для него потребно было такое поведение, то как можем спастись мы, не имеющие сокрушения, несмотря на множество преступлений?

Для начала нам нужно узнать и полюбить церковное богослужение. Человек в церковном пространстве, в атмосфере песнопений и молитв обретает покой и становится способен увидеть свою больную душу. Великопостные службы – это «терапевтический курс», которым Православная Церковь лечит души людей. «Ты хочешь узнать, что есть Церковь и в чем ее чудо? – говорит в прекрасном слове святой Иоанн Златоуст, – это очень просто. Оглянись вокруг себя или зайди в церковь – и ты увидишь, что церковь – это такое место, куда входит волк, а выходит ягненок. Ты входишь в церковь разбойником, а выходишь преподобным, входишь разъяренным, а выходишь кротким, входишь грешником, плотским, а выходишь духовным, входишь человеком, а выходишь ангелом». И поправляет себя: «Что я говорю: ангелом?! Разве только ангелом? Ты входишь человеком, а выходишь богом по благодати!» Вот что такое Церковь.

Пророк Давид писал о храме Божием: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил; желает и скончавается душа моя во дворы Господни…» (Пс 83. 2–3).

Мы должны подражать пророку Давиду, вооружая себя добрыми делами, особенно когда случится какое-либо падение. Будем проявлять сострадание к страждущим людям, будем утешать их по силе возможности, как учит нас Евангелие: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5. 7). Святые отцы советуют нам каяться в своих грехах, особенно важно каждый вечер перед сном вспоминать свои грехи и перед Богом каяться.

Если мы со смирением будем так часто поступать, то враг не сможет омрачить наш ум и осквернить тело. Чувство смирения и самоукорениея, то есть сожаления о том, что мы совершили, привлекает благодать Святого Духа.

Самоукорение – начало спасения говорят святые отцы, а самооправдание для человека погибель.

Когда спрашивали преп. Амвросия Оптинского о покаянии и о молитве, он отвечал: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря». Будем и мы во всем укорять себя и про себя почаще произносить слова Евангельского мытаря: «Боже милостив буди ми грешному».

Чтобы нам научиться покаянию, нам нужно приобрести смирение. Мы всегда должны искать вину в себе, а не в других. Есть в народе русская поговорка: «Не ищи в селе, а ищи в себе». Если у нас будет смирение, тогда оно научит нас истинному покаянию. Поэтому будем подражать пророку Давиду, который говорит про себя: «Благо мне, яко смирил мя еси».

Также вспомним слова Матери Божией: «Яко призре на смирение рабы Своея». Сам Господь о себе говорит в Евангелие: «Научитеся от Меня, яко кроток есть и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим». Будем почаще каяться, то есть исповедоваться, особенно сейчас во время Великого Поста, и помнить, что Господь установил эти дни, для того, чтобы мы примирились с Ним, со своею совестию и очистили свое сердце. Дай Бог, чтобы мы действительно воздерживались ныне духовно и телесно, и встретили Пасху Христову в духовной радости!

Аминь

скачать
Тип: Проповеди