Из истории обители

Освоение Соловецких островов началось в глубокой древности – здесь стали появляться древние обитатели Поморья – протосаамы; летом они промышляли морского зверя (тюленей и белух) и ловили рыбу. Во II–I тысячелетии до н.э. протосаамы хоронили на Соловках умерших соплеменников, складывая над останками валунные насыпи – курганы. В средние века архипелаг превратился в место совершения языческих обрядов, здесь были культовые сооружения лопарей (саамов) – курганы, лабиринты и разнообразные символические выкладки из небольших валунов.

Возможно, лопари еще совершали на островах свои языческие обряды, когда в начале XV столетия на Соловках появились первые иноки. Труды соловецких монахов превратили языческий край в средоточие Православия на Русском севере.

Основанный в 1436 году на далеких «краесветных» островах Белого моря, Соловецкий монастырь со временем стал одним из самых известных и почитаемых в России. В монастырских святцах более 50 имен подвижников благочестия, совершавших свой духовный подвиг на Соловках. Глубоко почитаемы имена основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова, а также святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, который, почти 30 лет прожив в Соловецком монастыре – 18 из них в качестве настоятеля, много сделал для его укрепления и процветания. Став митрополитом, святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины и принял мученическую кончину. Из соловецких пострижеников вышли два патриарха – Иоасаф I (1634–1641) и Никон (1652–1658), шесть митрополитов, несколько архиепископов и епископов, множество подвижников, прославившихся святостью и чудотворениями, а также видные исторические деятели Авраамий (Палицын), Александр (Булатников) и др.

Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Одним из самых первых выдающихся подвижников Крайнего Севера был блаженный Феодорит Кольский. Соловецкий постриженик архимандрит Феодорит за свою долгую 90-летнюю жизнь просветил евангельским словом и привел к христианству тысячи лопарей (саамов). Большой заслугой Соловецкого монастыря было распространение в Поморье грамотности и ремесленных знаний.

Одним из самых трагических периодов монастырской истории по праву считается время Соловецкого сидения (1668–1676). Бунт братии, несогласной с церковными реформами патриарха Никона, вылился в противостояние царскому войску. Соловецкое восстание, подавленное воеводой И. А. Мещериновым, который вел осаду по всем правилам войны, привело к значительным человеческим жертвам с обеих сторон, а также ослабило духовные традиции и экономическое положение островного монастыря.

С Соловецким монастырем связано основание, возобновление и существование семи северных монастырей, в его ведении находились до 30 приходских церквей. Тысячи богомольцев ежегодно приезжали в монастырь и получали здесь духовную помощь. В 1765 году монастырь стал ставропигиальным, то есть перешел в непосредственное подчинение Святейшего Синода.

Монастырь был не только духовным, но и крупнейшим культурным центром. Он обладал одной из лучших в те времена библиотек, где хранились, переписывались и создавались новые произведения. Здесь трудились такие выдающиеся писатели-книжники, постриженики Соловецкого монастыря, как игумен Досифей, инициатор составления в начале XVI века жития преподобных Зосимы и Савватия, священноинок Сергий (Шелонин), живший в монастыре в 1619-1664 годах (исследованием его трудов ученые занимаются уже более 100 лет), инок Епифаний и др. Книжный знак соловецкой библиотеки считается первым экслибрисом в России. Монастырская ризница была хранилищем богатейшего собрания древних икон, облачений, богослужебных сосудов, предметов древнерусского искусства. Многие из них свидетельствуют о теснейших связях монастыря с царским домом и российскими патриархами, виднейшими деятелями русской истории. Тысячи ценнейших икон находились в храмах монастыря.

Бесценны для науки документы монастырского архива. В оружейной палате монастыря хранилось интереснейшее собрание древнего оружия. Постройки монастыря вошли в сокровищницу мировой архитектуры и представляют собой чудеса строительного дела.

Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века, он становится защитником северных рубежей России.

Многие его настоятели не только исполняли свое непосредственное послушание, но и проявили себя как искусные политики и государственные деятели. При настоятеле игумене Иакове (1581–1597), ученике святителя Филиппа, была построена каменная крепость, укреплен Сумской острог. Игумен Антоний (1605–1614) в Смутное время показал себя истинным патриотом и стойким борцом за интересы России, «его благоразумием была спасена обитель Соловецкая, а с ней и все Поморье, от шведов». Известна переписка игумена Антония со шведским королем Карлом IХ, в которой он последовательно отстаивал интересы государства. Много сделал для защиты Беломорья от врагов игумен Иринарх (1614–1626). Близкое соседство и частые военные столкновения, в которых соловецкие стрельцы и поморские крестьяне одерживали победы, внушали шведам уважение к монастырю.

В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все жившие в монастыре под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.

Соловецкий монастырь был и важным экономическим центром, его вотчины в XVIVIII веках, не ограничиваясь Поморьем, простирались до Онежского озера. В вотчинах монастырь вываривал соль, являясь ее крупнейшим поставщиком соли на внутреннем рынке, а также добывал слюду, жемчуг, железную руду, ловил морского зверя и рыбу. По словам историка В. О. Ключевского, вместе с монастырем «возник центр и двигатель разнообразной деятельности в окружающем его Беломорском крае».

После секуляризации монастырских земель в 1764 году монастырь начал более интенсивно развивать монастырское хозяйство на островах, где находилось до 40 различных производств. В результате разумного хозяйствования и природопользования острова Соловецкого архипелага достигли весьма высокой степени благоустройства. К началу ХХ века у монастыря было 10 скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. До самого своего закрытия в 1920 году Соловецкий монастырь был одним из самых почитаемых в России.

  • 18 февраля 2016 г.

    Богданова А.В. Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)

    16 февраля 2016 года на историческом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова состоялась защита диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук «Секуляризация церковных имуществ 1764 г. и Соловецкий монастырь (последняя треть XVIII в.)».

  • 15 февраля 2016 г.

    Соловки. Преображение

    Картина охватывает столетний период истории Соловецкого архипелага: с середины XIX до 40-х гг. XX в. В ее основе – три знаковых эпизода. Крымская война, которая по признанию авторитетных историков явилась прообразом Мировой войны. Соловецкое мужицкое царство второй половины XIX в., земной рай, где все трудятся во славу Божью. И, наконец, масштабный эксперимент ХХ в. по построению коммунистического рая на земле, когда здесь, на Соловках, выковывался Новый Человек, неведомый и непредсказуемый…

  • 23 декабря 2015 г.

    У истоков Русской Арктики

    Российский институт стратегических исследований при Администрации Президента РФ представляет фильм «У истоков Русской Арктики». По мнению создателей и участников картины именно под властью Московской Руси в XVI веке, и даже еще раньше, началось планомерное освоение этого региона.

  • 28 января 2015 г.

    Рябиков В.В. Наследие Соловецкого архипелага как сложная человекоразмерная система: постановка проблемы

    В статье предпринята попытка дать описание Соловецкого архипелага как сложной мультикомпонентной самоорганизующийся системы, неразрывно связанной как с природой, так и с деятельностью человека. Такие системы получили название человекоразмерные. Они требуют особых стратегий деятельности. Эти системы наделены синергетическими характеристиками, в них существенную роль начинают играть несиловые взаимодействия, основанные на кооперативных эффектах.

  • 11 января 2015 г.

    Гуреев М. Путь одинокого странствия

    11 января 2015 года на Соловецком вечере в Малом зале Центрального дома работников Искусств (ЦДРИ) состоялся премьерный показ документального фильма режиссера М. Гуреева «Русская Фиваида», вторая часть которого посвящена Соловкам. В картине снимались: духовник Соловецкого монастыря архимандрит Герман (Чеботарь), научный руководитель Соловецкого морского музея, к.и.н. А.В. Лаушкин (МГУ, ПСТГУ), ответственный редактор книжной серии «Воспоминания соловецких узников» иерей Вячеслав Умнягин.

  • 15 декабря 2014 г.

    Соловецкое чудо

    Не все помнят, что знаменитая Крымская война шла не только в Крыму, но и на далеком севере – в июле 1854 года атаке английских войск подвергся Соловецкий монастырь. За время многочасового обстрела по обители было выпущено 1800 бомб и ядер, но они не причинили существенного вреда и не оставили ни одного убитого и раненого! Монахи, разумеется, сочли, что это одно из ниспосланных им чудес. Но и на мирян это событие произвело грандиозное впечатление, ведь к тому времени Соловецкая обитель была разоружена – в распоряжении монастыря не было никаких средств военной защиты. Искатели разберутся во всех обстоятельствах этой осады, узнают, какую роль сыграла она в русской истории и каковы же все-таки были предпосылки необыкновенного везения монастыря, где находится грань между реальностью и соловецким чудом…

  • 1 декабря 2014 г.

    Загадка русского Нострдамуса

    В XIX веке легендарный монах Авель якобы предсказал ряд исторических событий, включая даты смертей русских императоров и падение царской России в начале XX века. Александр I сослал монаха в Соловецкий монастырь, где Авель написал новую книгу, в которой предсказал сожжение Москвы французами, и после того, как предсказание сбылось, он был выпущен на свободу. Мы постараемся узнать, существуют ли реальные подтверждения всей этой захватывающей истории, а, может, не было не только предсказаний, но и самого русского Нострадамуса? И почему тысячи людей поверили в существование монаха-прорицателя?

  • 15 ноября 2014 г.

    Куда ведут Соловецкие лабиринты?

    Соловецкие острова знамениты прежде всего массивными стенами древнего монастыря, однако на архипелаге есть более древние постройки - каменные сооружения в виде таинственных лабиринтов. Несмотря на то, что изучать лабиринты на нашей планете начали уже давно, единого мнения на историю и время их создания нет. Горячие споры ведутся также о том, для чего они были созданы. Существуют самые разные версии: от прагматических  якобы лабиринты каким-то образом использовались для ловли рыбы, до фантастических – что это были «места силы» и точки перехода в загробный мир… «Искатели» постараются разобраться в хитросплетениях Соловецких лабиринтов и попробуют выдвинуть свою версию о том, кем и с какой целью были созданы эти необыкновенные каменные кладки.

  • 1 ноября 2014 г.

    Тайна монастырской звонницы

    26 мая 1923 года в Соловецком кремле случился такой сильный пожар, что расплавились даже малые колокола звонницы. И хотя сохранились свидетельства, что не все колокола пострадали во время пожара, в 20-е годы они пропали, и с тех пор звон на архипелаге не раздавался почти полвека. Кто-то говорит, что колокола были отправлены на материк на переплавку, но по дороге баржа затонула, другие – что они были затоплены монахами, чтобы спасти их от поругания. Все последние годы историки пытаются найти следы пропавших колоколов, но пока безрезультатно. Искатели отправляются в Соловецкий монастырь, чтобы расследовать все детали этой истории и попытаться узнать, куда пропали колокола, которые звонили несколько веков.

  • 23 сентября 2014 г.

    Соловки в литературе

    На Соловках прошла научная конференция, в ней приняли участие ученые со всей России и других стран. Всего около 40 человек. Это представители Института российской литературы, РАН, отечественных государственных библиотек, музеев Московского кремля, Государственного исторического музея и многие другие.