Авторские галереи
  • Диакон Николай Андреев

    диакон Андрей НиколаевРодился в г. Загорске в 1964 году. Окончил в 1985 году Ленинградское училище по специальности «фотограф».

    В дальнейшем получил высшее образование в Рижской духовной Семинарии и Санкт-Петербургском Институте специальной педагогики и психологии.

    В 2011 году завершил обучение на факультете фотокорреспондентов им. Ю. А. Гальперина. Призер нескольких фотоконкурсов.

    Фотографии выставлялись в Санкт-Петербургском ЦВЗ (Манеж), Доме Художника (Большая Морская, 38), в галереях «Рахманинов дворик», «Толстой сквер» в Центральном музее связи им. А. С. Попова, Регент-Холле, в соборе Владимирской иконы Божией Матери.

    Работы хранятся в частных и корпоративных собраниях фотографии.

    Отношение к Соловкам в нашей семье особенное. Мой прадедушка митрополит Варфоломей (Городцев) был заклчюенным Соловецкого лагеря. Находясь в заточении, он  написал на этой святой земле акафист свт. Филиппу.

    диакон Николай Андреев

  • Валерий Близнюк

    Родился в 1964 году в Москве.

    Выпускник МСХШ при МГХИ им. В.И. Сурикова (1982 год).

    В 1990 году окончил Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Мастерская станковой графики.

    С 1992 года занимается иконописью (20 икон были написаны для Соловецкой обители).

    Начиная с 1988 года, принял участие более чем в 20 выставках Московского союза художников.

    Член МСХ с 1998 года. Секция художников монументально-декоративного искусства.

    С 1999 г. профессионально занимается фотографией.

    В галерее представлено 12 работ фотохудожника из серии «Белая ночь» (1989–2012).

  • Сергей Веретенников

    Фотохудожник Сергей Веретенников родился в Подмосковье в 1973 году. Удивительный мир подмосковной природы, с её уникальными красками, пастельными ранней весной и поздней, осенью, и напротив яркими летом, сформировал внутренний мир художника. Восходы и закаты простор обилие рек и озер всё это воспитывало мировосприятие представляемого Вашему вниманию автора.

    В 1992 году Сергей окончил Калининградский (ныне город Королёв) Механико-Технологический техникум по специальности конструктор-модельер верхней женской одежды. Постоянные поездки на пленер, работа в разной живописной и прикладной технике явились толчком для продолжения учёбы в высшем учебном заведении. В 1992 году автор поступает в ГАСБУ – Государственную академию сферы быта и услуг на кафедру прикладного искусства по специальности художник декоративно-прикладного искусства. В 1993 году автор в период практики впервые посещает Север России, знакомится с памятниками деревянного зодчества в Малых Корелах г. Архангельск и посещает Святыню Русского Севера, известные всему миру, Соловки. Автору открывается прекрасный неизреченный мир природы и рукотворных архитектурных памятников, созданных руками многих поколений иноков-подвижников, которые очень гармонично и художественно вплетали каменное кружево строений в окружающее пространство. Видя впервые это великолепие русской старины в период белых ночей, можно представить с какой жадностью творчества автор стал впитывать в себя эту сказочную красоту. Руки не успевали воспроизводить все те дивные образы, с которыми по воле Бога соприкоснулся своей чуткой душёй автор. Наверно уже тогда Сергей, пытаясь удержать, в художественной памяти, эти быстро исчезающие образы и тающие краски задумывался, над тем как их сохранить. В 1997 году окончил высшее учебное заведение и в этом же году посещает Соловки вторично, привезя с собой не только этюдник, краски, холсты и бумагу, но и фотоаппарат «Зенит» с которым в мир фотографии вступало большинство фотографов тогдашней России. Он надеялся сохранить на пленке все те исчезающие мгновения, для дальнейшей их реализации в живописи, но творчество светописи так захватило автора, что стало самостоятельным искусством. Я познакомился с автором на Соловках, мы жили, тогда в древних кельях знаменитого и прославленного своей святостью монастыря. Для автора тогда наступил период углубленного искания своего места в духовной жизни и в творчестве. Хорошо помню наши частые походы по островам, беседы о красоте Божьего мира, о творчестве, о фотографии, мир которой мы оба открывали для себя. Монастырские будни предполагали физический труд и молитву, пост и от этого воздержания и радостной усталости так светлы и радостны были праздничные дни. Такое может испытать человек, проживший в монастыре год и более, меньший срок не даст возможности должным образом настроиться на монастырский лад. В связи с этим стоит вспомнить традицию т.н. «годовиков» – когда по обету люди в течении года трудились на Преподобных Зосиму, Савватия и Германа Соловецких вкладывая свою посильную трудовую лепту на благо Святой обители. Период духовного и творческого становления автора выпадает на годы, проведённые на Соловках. Несколько лет фотохудожник нёс послушание певчего и монастырского фотографа. Стоит отметить, что это был самый плодотворный и творчески насыщенный отрезок жизни автора. Окружающий мир настолько благодарен и благодатен, что нельзя было не воспользоваться данным богатством. Автор не стал иноком по образу жизни. Господь ведйт каждого по-разному и благо, что у человека есть выбор… Стоит привести слова русского философа В. Ильина «для того, кто хочет и может видеть далее грубой коры вещества, чёрный монашеский клобук над русской живописью, поэзией, музыкой, философией будет всегда виднеться как бы в тонком сне… И если это видение не улавливается, то значит, что либо считающий себя видящим в действительности слеп, духовно слеп, либо автор произведения отклонился как блудный сын, ушёл на сторону далече…»

    В настоящее время автор работает фотографом в Даниловом монастыре города Москвы и тесно сотрудничает со своей «альма-матер» – Соловецким монастырем и его Подворьем в г. Москве. Представленные соловецкие фотографии были сделаны в разное время с 1999 по 2010 гг.

    Участвовал в изданых альбомах: «Крест в России»; «Новый Иерусалим. Образы дольнего и горнего»; «Новый Иерусалим» альбом-антология; А. Комеч «Русские монастыри. История и культура » (2011 г.)

    Участник выставок: «Россия Православная» (Сирия, 2010); «Соловки. Голгофа и Воскресение» (Соборный храм Христа Спасителя, Москва, 2010); Выставка-форум «Православная Русь» (Манеж, Москва, 2010); «Соловки. Голгофа и Воскресение. Соловецкое наследие в прошлом, настоящем и будущем России» (Смольный собор, СПб, 2012).

    Авторская выставка: «Соловецкие острова – отражение небесного» (Ханты-Мансийск, 2011); «Соловецкие острова – отражение небесного» (Рим, Италия, 2012).

  • Николай Гернет

    Николай Гернет, журналист, фотограф. 1979 г.р.

    Родился и живет в городе Архангельске. Закончил Северный государственный медицинский университет.

    Много путешествует по Архангельской области, Северу, Арктике.

    Сотрудник национального парка «Русская Арктика» и фотограф областной газеты «Правда Севера».

    Руководитель Архангельской фотошколы.

    Был на Соловках несколько раз, поражен красотой и мощью архипелага. Снял таймлапс-ролик по итогам поездки в марте 2014 года.

  • Анастасия Егорова

    Фото Анастасии ЕгоровойРодилась в Балашихе, сейчас живет в Москве (Зеленоград). Победитель Рамблер-конкурс «Русская Япония» (2008), организатор персональной выставки «Миражи» в Красногорске (ДК «Красногорье», 2007).

    Я фотографирую давно. Все началось со старой семейной «Смены», с темной комнаты, в которой можно было самой печатать черно-белые фотографии и чувствовать себя немного волшебницей, потом в моей жизни были слайды и цветная пленка, «Зенит» и «Pentax».

    Сначала снимала для себя, для друзей. Потом захотелось узнать, что думают о моих работах незнакомцы, стала выкладывать фотографии в интернет. Главное, когда раскрываешься и «выходишь в свет», - не бояться слышать конструктивные советы и критику, особенно от человека с более профессиональными по уровню работами.

    Потихоньку анализировала творчество других авторов, задавала им вопросы, а когда стало не хватать технических знаний, -  пришла в Академию фотографии к Сошникову В.А., Фотографу с большой буквы, и к Ефремову А.А., волшебнику Фотошопа. Сейчас снимаю на полноформатный цифровой «Nikon».

    Не очень люблю постановочные кадры, стараюсь снимать «как есть на самом деле». И все еще учусь говорить с помощью фотографии.

  • Вероника Казимирова

    Фото Вероники КазимировойСоловки меня очаровали своей величественной архитектурой и тайной туманов, появляющихся совершенно непредсказуемо.

    Целыми днями я могла бы бродить по островам и восхищаться увиденным с желанием поделиться своим чувством с теми, кто может увидеть мои фотографии.

    Музыкант, художник, архитектор-реставратор (г. Москва).

    Вероника Казимирова

  • Иван Краснобаев

    Родился и живу в Казани. Кандидат архитектуры (2009). Доцент. В путешествиях – художник-акварелист.

    Автор ряда художественных проектов, в том числе посвященных Казанской иконе Божией Матери.

    На Соловках я побывал в июле 2013 года, где в качестве трудника и по благословению игумена казанского монастыря подготовил серию акварелей, составивших выставку «Архитектура народного единства» в Казани. Позже работы были показаны в Санкт-Петербурге.

    Дождливым июлем 2015 года состоялась ещё одна поездка на Соловки, принесшая новую серию акварелей и новую выставку.

    Как архитектор в живописных работах я фокусировал взгляд на зданиях, но не мог обойти вниманием и неповторимое северное небо. Влажность морского воздуха благоприятствовала работе водными красками, а обитель предоставила хорошие условия пребывания.

    Копии всех работ находятся в издательстве монастыря.

  • Виктор Лагута

    Фото Виктора ЛагутыУтром 21 ноября 2009 года на 54-м году жизни скончался выдающийся православный фотохудожник Виктор Иванович Лагута.

    Виктор Иванович был прихожанином храма святого Великомученика и Победоносца Георгия в Ендове Московского подворья Соловецкого монастыря, трудился на посту заместителя начальника отдела по связям с общественностью Центральной Базовой Таможни и, по совместительству, сотрудником редакционно-издательского отдела Соловецкого монастыря.

    Скончался добрый христианин, человек щедрой и открытой души, талантливый художник, оставивший после себя немало замечательных фоторабот, украсивших не одну выставку, подготовивший множество иллюстрированных изданий (фотоальбомов, книг, журналов, календарей). Роковой недуг за короткий срок подкосил его жизнь. Виктор Иванович знал свой час. Был готов. Оставался спокоен и тверд духом.

    Главным принципом его жизни было созидание. Самореализация в творчестве сопровождалась строгим отношением к себе, смиренным и жертвенным служением Церкви и Отечеству. Соизмеряя свою жизнь с Евангельскими истинами, Виктор Иванович легко располагал к себе всех, с кем доводилось ему встречаться на жизненном пути. Неутомимый труженик, замечательный фотохудожник, искренний радетель за Россию – таким Виктор Иванович навсегда останется в памяти многих людей.

    Те, кому выпало счастье знать его, поражались гармоничному сочетанию профессиональных и личных качеств Виктора, чистой, светлой душе, цельной натуре этого одаренного человека. Он дышал и жил, как и должно художнику, «любя, горя, томясь, изнемогая», отзываясь на каждый зов боли. «Сердце милующее» получил он от рождения, как дар. Умел сострадать всему живому и всегда шел навстречу нуждающимся в помощи.

    Коллеги по работе характеризуют его как фотографа от Бога. Работал быстро, легко и точно, будто кто-то свыше направлял его руку, отличался неистощимой фантазией. И теперь, когда завершился его путь, непростой, нелегкий путь художника через испытания и боль, со ступени на ступень, по крутизне, по отвесному склону к Свету Истины, мы можем сказать – это был путь Восхождения, обретения подлинных духовных ценностей. В его работах продолжает пульсировать жизнь той подлинной Православной России, с которой была неразрывно связана человеческая и творческая судьба художника.

    Виктор был неунывающим человеком, знал цену и доброй шутке, и обличительной, но дружеской иронии. Таким он и останется в нашей памяти: улыбающимся, добрым, светлым, глубоко постигающим мир, выбирающим верный путь в суете нашего непростого времени.

    Множество людей, знавших Виктора Ивановича, скорбят сегодня вместе с его близкими и родными и молятся за него. Господь да упокоит душу новопреставленного Виктора в селениях праведных.

  • Иван Недрит

    Литографии Ивана Недрита«Особое место среди документальных свидетельств существования СЛОНа занимают почтовые карточки – открытые письма, печатавшиеся в бывшей монастырской типографии, работавшей на Соловках до 1930 года. Заключенные охотно приобретали их и отправляли своим родным во все концы Советской страны.

    Сюжеты открыток разрабатывались самими заключенными: художники рисовали виды Соловков, фотографы делали пейзажные и даже репортажные снимки <…>

    Восемь гравюр по дереву с видами башен и церквей старинного Соловецкого монастыря, названного при советской власти кремлем, были выполнены еще одним художником заключенным, выходцем из Латвии Иваном Петровичем Недритом. Известно, что И. Недрит заведовал цинкографией в Риге, принимал участие в художественной выставке в 1919 году. После первой соловецкой отсидки он был арестован вторично в зловещем 1937 году, расстрелян в 1938 году, реабилитирован в 1989.

    Все колоритные гравюры латышского художника стали впечатляющими сюжетами соловецких открытых писем, отпечатанных на плотной бумаге и обрамленные черной рамкой. Авторство И. Недрита подтверждалось слитыми вместе буквами “И” и “Н”, заметными на каждой открытке.

    Мощная, по северному строгая красота древних башен и церквей соловецкого ансамбля в работах Недрита сочеталась с неповторимой окружающей природой. Вид старинных башен ночью и днем на фоне грозного неба передавали печаль за ключенного художника».

    Краснова Е., Дроздовский А. «Соловки – жемчужина Белого моря»

    Летом 1929 г. к визиту М. Горького Иван Петрович Недрит оформил представленные ниже открытки с видами Соловков в технике линогравюры.

  • Монах Онуфрий (Поречный)

    На Соловках – c 1997 года. 

    Принял монашеский постриг – 10 декабря 2002 года.

    Исполнял послушание монастырского фотографа с 2003 по 2012 год.

    Фотография – это, прежде всего, память. Как сказал некто из великих: «Народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего».

    По моему мнению, то, что сейчас закладывается в монастырский фотоархив, поможет жить полноценной духовной жизнью тем, кто придет после.

    Они будут видеть своих предшественников воочию, будут хорошо знать новейшую историю обители. И это поможет им становиться лучше в этой жизни и правильно готовить себя к Вечности.

  • Валерия Решетникова

    Фото Валерии РешетниковойДовольно часто у меня спрашивают, как я пришла в фотографию, почему, зачем. Я не могу привести в пример какой-либо определенный период в своей жизни, после которого я стала фотографировать, скорее с детства все шло к этой финальной точке постепенно. Одно из моих самых ярких воспоминаний детства: акриловые краски в комнате, и кисточки, водимые по стеклянной поверхности. Когда я была маленькой, мама рисовала витражи на окнах, яркие, красочные, цветочные. Думаю, я впитала эти цвета в себя так глубоко, что они до сих пор проходят через всю мою жизнь вместе со мной.

    Моей первой мечтой, лет в семь, стало желание стать художником, половину своего детства я провела в музеях и картинных галереях. Я плохо запоминала имена художников, да и сейчас, не могу похвастаться этим, не могу также и сказать про отдельные жанры и направления в живописи, разложить все по полочкам и провести содержательную беседу , поставленную на данный вопрос, но я всегда хорошо запоминала те или иные краски и те ощущения, которые возникали у меня при просмотре той или иной картины, а это мало передается описанию. А еще я не могу определенно точно указать на какое-либо направление в живописи, как на особо выделяемое мною, скорее из каждого я старалась впитать в себя что-то наиболее близкое мне и научиться пониманию той или иной эпохи, в которых создавались эти картины. Мне одинаково сильно кажутся притягательными и воздушные краски импрессионистов, и фантасмагория сновидений у сюрреалистов, их передача ощущений и событий в мире через призму фантазии. Ну например, не сравнишь ведь свет и воздух в картинах Клода Моне с темными картинами Пикассо послевоенного периода, меж тем нравится и то и другое.

    В детстве мне говорили, что я хорошо чувствую цвета, и я сама всегда наслаждалась ими, мне нравилось проводить над ними наблюдения и самой их создавать. В более осознанном возрасте, я ходила на частные уроки к художнику, готовилась стать дизайнером рекламы. Я ходила на занятия не долго, лишь в одно лето, когда я в очередной раз приехала из родного города Кишинева в Москву. По семейным обстоятельствам мне пришлось чередовать свою жизнь меж двумя совершенно разными городами: Кишиневом, низким городом, приближенным к земле, проистекающим в умеренном, спокойном ритме, оформленном во фруктовые краски, и Москвой, где приходилось учиться видеть все с более высоких точек: большие дома, много серого цвета, много механики, машин. Однако, в Москве я находила для себя множество вариантов для развития: по большей части именно сюда привозили ( и привозят) картины крупных мировых мастеров живописи и фотографии, которая уже тогда начинала меня интересовать. И то лето, когда я записалась на занятия к художнику, стало для меня наиболее культурно-насыщенным периодом в моей жизни, когда я старалась постигать всю эту «кухню» одновременно и с внешней, и с внутренней стороны. На занятиях меня учили в первую очередь видеть линии, правильно выводить на бумагу каждый штрих, анализировать для чего та или иная линия ставится в определенное место. Меня учили тому, что характер у любого рисунка имеет геометрический характер, а темперамент у него зависит от подобранных цветов.

    Впоследствии, эти знания мне очень пригодились, когда я взяла в руки фотоаппарат. Хоть я и отказалась от мечты связать свою профессиональную деятельность с рисунком в каком-либо его направлении, посчитав, что у меня недостаточно для этого внутренних резервов, полностью от своих желаний я не отказалась. Заменой рисунку стали з0анятия фотографией.

    Мне подарили обычную компактную фотокамеру, лет в 16, на которую я запечатлевала все, что видела. И лишь через пару лет у меня появилась зеркальная фотокамера. Примерно в тот период мое увлечение фотографией переросло в нечто большее, чем увлечение. Пишу это, и понимаю, что меня мучает чувство дежавю, ведь сколько фотографов начинали свой путь именно так! Честно говоря, мне сложно себя назвать фотографом, может из-за того, что столь повальное увлечение фотографией во всем мире, в некоей мере опошлило суть этого слова, где уже и не ясно, кто действительно живет и дышит этим, а кто лишь называет себя так, следуя моде; а может потому, что просто не пришло время для столь громкого звания. Да и возможно ли определить с точностью до ста процентов, что да, ты, именно ты, пришел однажды к той черте, которая и называется искусством, а не очередным обывательством. Сложно писать о себе и своем творчестве, когда ты не совсем даже понимаешь на какой ступени развития находишься.

    По сути, не важно, как ты приходишь в фотографию, какую философию обретаешь в процессе своего творческого пути, а ведь она неизбежно возникает при компоновке кадра, при работе со светом, моделью и т.д. Важнее вопрос, насколько глубоко ты способен пропустить в себя фотографию. Часто говорят, что хороший фотограф не должен быть просто фотографом в прямом понимании этого слова, он так или иначе должен быть, в какой то степени, человеком нескольких профессий одновременно: психологом, художником, проектировщиком, строителем, маркетологом, да всего и не перечислишь. Он должен вкладывать в свои кадры весь накопленный жизненный опыт, и тогда фотография не окажется ненужной из-за поставленного ей вердикта: «Пустота!». Пустота эмоциональная, пустота психологическая, где нет личного переживания автора, будь то портрет или пейзаж. Любой вид искусства должен начинаться со слова «личный»: личный опыт, личные знания, личные мысли, личные, что из глубины, что из себя. В фотографии, особенно это касается портретной съемки, где приходится взаимодействовать с людьми, без личного отношения вряд ли возможно создать на съемке доверительную атмосферу, которая так необходима для того, чтоб на фотографии был живой человек, а не маска, живой язык тела, мимики, а не сплошная замкнутость. Далее к успешной судьбе той или иной фотографии подключается осведомленность фотографа в техническом аспекте, постоянный анализ фоторабот других, уже признанных мастеров фотографии и постоянная, непрерывная практика, работа над собой и своими ошибками.

    Помню, как я впервые решила сделать шаг в сторону общественного мнения, сделать свои фотографии видимыми не только для себя, но и для всех. Я сторонник того, что ни одно творчество не может существовать лишь для его автора, делать что-либо «в стол», значит добровольно отказаться от постепенного развития и преумножения своих способностей и знаний. Человек, который говорит, что лишен даже здравой доли тщеславия в творчестве, который осознанно «творит» лишь для себя, либо святой, либо сильно себе льстит. Есть еще вариант, связанный со страхом, когда боишься быть не признанным, боишься проходить через какие-либо неизбежные трудности, будь то критика, стороннее неуважение и отрицание, собственные пределы, которые сразу не получается расширить и прочее. Вступить на всеобщую территорию творчества в наше время легче всего через Интернет. Мой первый опыт этого раскрытия себя на публику оказался неудачным. Мои фотографии, тогда казавшиеся мне качественными, на деле, как обнаружилось, были совершеннейшей нелепицей, на что мне в интернете сразу «ткнули пальцем», да так, что месяца три я не подходила к фотоаппарату вообще. Но когда проходит первоначальный страх, тогда начинаешь мыслить здраво, понимаешь, что нельзя опускать руки, в которых, по сути, и сосредоточенно все чего можно добиться при желании и долгой кропотливой работе. Никто из нас не рождается сразу специалистом в какой-либо области, а значит, всему надо учиться, набираясь опыта. Я долго фотографировала почти безрезультатно, выкладывая свои работы на различные фотосайты и конкурсы, и наблюдала за реакцией зрителей. Постепенно мое творчество стало расширяться, появились собственные проекты, первые победы, меня стали приглашать к сотрудничеству музыкальные группы, актеры, художники. Первой моей крупной победой стала победа в номинации «Люди» во всероссийском конкурсе «Best of Russia 2011», также мои работы участвовали в групповых выставках в США, в г. Филадельфии (выставка «My own wilderness», организованная журналом ArtPhoto Magazine), в Литве, г. Вильнюсе (фешн-выставка «Madamorfozes 2011», организованная литовским модным журналом IEVA, по итогам которой мне был присужден специальный приз жюри), в Чили, г. Сантьяго (выставка, посвященная российской фотографии). 

    ВАЛЕРИЯ РЕШЕТНИКОВА родилась в Молдавии, в г. Кишиневе. В 2008 г. переехала в Москву. Учится в Институте туризма и гостеприимства на 4 курсе.

    Публикации: фотокнига «My Own Wildernes» (by PHOTO/arts Magazine, Philadelphia) редактор Christopher H Paquette, журнал Foto&Video № 8 2011, журнал «Российское фото», сентябрь 2010. Съемка для обложек книг московской писательницы Марьяны Романовой «Солнце в рукаве», «Мертвые из Верхнего Лога», журнал «Phtographer» (Украина, 2012).

    Победы: победа в конкурсе «Best of Russia 2011» в номинации «Люди»; победа в конкурсе «Настроение-лето!» в номинации «За цветовое решение» (СПб, 2010); 3 место в конкурсе журнала Foto&Video «Черно-белая фотография» (№ 8, 2011), победа в международном конкурсе литовского журнала IEVA«Madamorfozes 2011».

    Выставки: групповая выставка журнла ArtPhoto Magazine (Philadelphia) «My own wilderness»; групповая выставка «Best of Russia 2011», групповая фешн-выставка «Madamorfozes 2011» (Литва), групповая выставка «TERMIN» (Москва, 2012).

  • Николай Петров-Спиридонов

    Фото Николая Петрова-СпиридоноваНиколай Александрович Петров-Спиридонов родился в 1965 году. Закончил МГУ им. М. В. Ломоносова, затем МАРХИ, где и преподает в настоящее время.

    Ведет научную работу по истории и теории архитектуры, является инициатором создания сайта Научного отдела Соловецкого монастыря

    На Соловки впервые прибыл с экспедицией МГУ в 1988 году. После ухода из штата научных сотрудников Московского университета в начале 1993 года (по причине интереса к Соловкам), перешел в художественную и гуманитарную сферу деятельности.

    Имеет ряд работ по Соловкам в области пейзажной живописи, фотографии (член союза фотохудожников России), работы по деревянному зодчеству – завершение храма Кемского подворья монастыря. 

    В «Соловецком Вестнике» 90-х годов опубликовано несколько статей. Принимал участие в первом этапе восстановления анзерских скитов в 1999–2001 годах. 

    Представленные ниже фотографии были сняты на пленочный фотоаппарат Canon T50 в 1992–1999 годах.

  • Михаил Скрипкин

    Михаил Скрипкин – журналист, фотограф, книгоиздатель, организатор мероприятий и проектов в сфере культуры. Родился в 1968 году в г. Кемь.

    Учился на факультете журналистики Ленинградского госуниверситета. Работал кинооператором на Карельском телевидении, журналистом и фотокорреспондентом на ТВ и в газетах, выпускал собственную газету, собственный журнал республиканского уровня. Известный специалист в области цветной полиграфии, издании книг и презентационной печатной продукции. В 2000 году основал издательство «Скандинавия».

    С 1982 года занимается фотографией, с 2005 провел свыше 20 персональных фотовыставок в Карелии и за её пределами, в т. ч., в Государственной Думе РФ, в Совете Федерации РФ, в Московской Городской Думе, в Российском центре науки и культуры в Хельсинки.

    Многие официальные издания о Карелии проиллюстрированы фотографиями Михаила Скрипкина. Многократно публиковал статьи и фотоснимки в центральных изданиях России и бывшего СССР.

    Автор двух персональных фотоальбомов, редактор и дизайнер многих книг.

    Многократный лауреат и трехкратный победитель конкурсов «Лучшая книга года Республики Карелия», лауреат Всероссийского конкурса «Лучшие книги года» в номинации «Лучшее подарочное, иллюстрированное издание». Вошёл в число ста лауреатов 2005 года Республики Карелия.

    Член Союза журналистов России с 1993 года. Член Творческого союза художников России с 2007 года.

    С осени 2012 года руководит издательским отделом Соловецкого монастыря.

  • Геннадий Смирнов

    Родился в Москве. По образованию – инженер-физик. На Соловках – с 1985 года. Увлечение фотографией и журналистикой – с ранней юности.

    Член Международной Федерации журналистов и Международной Ассоциации «Союз дизайнеров». Автор фотовыставок и публикаций в российской и зарубежной прессе. Лауреат премии за лучшее освещение проблем культурного наследия на страницах печатных изданий.

    Авторские проекты:

    Международный Благотворительный проект «Соловки»

    Организован в рамках Патриаршего визита во Францию (2007). В ходе реализованных мероприятий организована фотовыставка и издан фотоальбом «Соловки». Художественная фотовыставка «Соловки» была торжественно представлена в Страсбурге Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В рамках визита патриарха во Франции фотоальбом «Соловки» презентован в Страсбурге, Париже, Лионе, Ницце.

    Просветительский проект «Русский Север» в Латинской Америке (2009–2010).

    Фотовыставка демонстрировалась в Панама-сити (Панама), в Гаване (Куба) и в шести городах других провинций страны (2010). Экспозиция стала основой постоянно действующей фотовыставки – в Русском Доме при храме Казанской Божией матери в кубинской столице.

    Международный просветительский проект «Соловки – жемчужина Севера России», участник Года России во Франции (2010)

    По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Под патронажем генерального директора ЮНЕСКО, министра культуры Франции, посла России во Франции. Проект представлен восемью выставками, а также документальным фильмом и информационными материалами (плакаты, банеры, карты, буклеты) в Париже, Лионе, Ницце, Гавре, Тулузе.

    Просветительский проект «История России – россиянам. Русский север » (2008–2012)

    Организован в 2008–2009 гг. Общероссийской общественной организацией «Смирновы России» и Международным фондом «Знание», в 2010–2012 гг. Общероссийской общественной организацией «Смирновы России» и Международным Фондом «Русский мир». Представленная серия фоторабот о Русском Севере, художественно отобразила своеобразие северных монастырей в т.ч. Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Ферапонтовского, Спасо-Прилуцкого и других, сыгравших весьма значимую роль в истории России. В экспозиции нашло отражение и удивительное своеобразие северных природных ландшафтов. Фото-экспозиция органично дополнялась информационными материалами - плакаты, карты, схемы, художественные коллажи, видео.  Проект  демонстрировался в Ярославле, Костроме, Владимире, Коломне, Брянске, Иваново, Нижнем Новгороде, Волгограде, Казани, Волжске, Перми, Ставрополе, Пятигорске, Нальчике.

    Просветительский проект «История России – россиянам. От Соловецких островов в Белом море до берегов Тихом океана на Дальнем Востоке» (2013)

    Организован при поддержке Общероссийской общественной организации «Смирновы России» и Международного Фонда «Русский мир». Демонстрировался в 2013 году  Москве и Перми.

    Выставки о Соловках в России и за рубежом:

    Московское Представительство ООН (2006, 2007, 2010), Дипломатическая Академия МИД РФ (2007, 2009, 2013–2014), Государственная Дума РФ (2008), Союз кинематографистов РФ (2005, 2006, 2007, 2008), Администрация президента РФ (2008), Центр Документального кино (2009), Фонд Культуры России (2007), Соборный Храм Христа спасителя (2009), Кремлевский Дворец Съездов (2008), Союз театральных деятелей РФ (2011), Гуманитарный центр « Преодоление» (2008, 2009).

    Франция, Испания, Англия, Германия, Израиль, Черногория, Панама, Куба.

    Издательские проекты:

    Фотоальбомы СОЛОВКИ (авторский) (2007), «О России во Франции» (участие) (2010), Издательский проект «Письма о. Павла Флоренского и его друзей с Соловков», тт. 1–4 (участие), Календарь «Соловки» (МОЭК) (2007), Календарь «Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь» (ТЕХНОСЕРВ) (2011).

    Публикации о Соловках:

    Журналы: «Фома», «Православные беседы», «К Единству», «АСД», The Prime Russian Magazine, «Музей»,

    Газеты: «Независимая газета», «Церковный вестник», «Кипрский вестник».

    e-mail: g.smirnov@mail.ru

  • Сергей Сушкин

    Родился в 1962 году в Москве, где и проживает в настоящее время.

    Художник-пейзажист, член Московского союза художников.

    Участник всевозможных выставок, в том числе и фотопроектов. 

    На Соловки впервые приехал в 2000 году.

    В отличие от многих других фотографов, творческая деятельность которых обычно ограничена пределами Большого Соловецкого острова, Сергей, неся монастырское послушание на Анзере, имел уникальную возможность на протяжении сравнительно долгого времени фотографировать природу и обитателей этого заповедного уголка Соловецкого архипелага.

    В галерее представлены работы разных лет. Часть фотографий снята на пленочный аппарат, часть – на цифровую камеру. 

    Среди работ художника – немало живописных зарисовок, эскизов, картин. Некоторые из них публиковались в ежегодных календарях Соловецкой обители и других монастырских изданиях. Возможно, что эти, а также еще неизвестные широкой аудитории работы, займут свое достойное место в галерее автора. 

  • Надежда Терехова

    Фото Надежды ТереховойНачала фотографировать в школе «Зенитом» отчима, который и объяснял мне основы фотосъёмки.

    Фотографирую просто для радости, утешения и для друзей, которые не были, например, на Соловках.

    Технических знаний по фотографии у меня мало, что могу понять, черпаю из книг. Основное моё дело – иконопись.

    Цифровая «зеркалка» была даром мне умирающей от рака коллеги. Стараюсь,чтобы её подарок приносил радость не только мне, но и другим людям, которые будут смотреть фотографии. Поэтому везде со мной фотоаппарат.

    Соловки меня поразили необыкновенной радостью внутреннего покоя и чувством дома. Неделя на Соловках даёт мне силы жить в Москве весь год до следующего приезда на любимые острова.

    Надежда Терехова

  • Антон Трофимов

    Впервые на Соловках я оказался в 2008 году. Мои друзья на верфи Морского музея строили деревянный корабль, и я в течении пяти лет приезжал им помогать. Так происходило вплоть до 2013 года, когда 30 июля мы спустили судно на воду.

    На Соловках нужно быть долго. Я это понял, когда мне посчастливилось прожить там целый год. Море замерзает и с внешним миром остается только авиасообщение. Снег выпадает в октябре и тает в конце апреля. Привыкаешь к Северному сиянию, к тишине посёлка. Солнце в декабре появляется над горизонтом лишь на пару часов. За весь день можешь никого не встретить.

    Я родился и вырос в Крыму, и мир Русского севера, безусловно, оставил во мне след.

    По образованию я школьный учитель и своё занятие фотографией не считаю профессиональным, но двигаясь от Чёрного моря к Белому, я заметил разницу в свете окружающего мира, и невольно стал фотографировать.

    Моя первая персональная фотовыставка проходила как проект. Экспозиция находилась летом 2013 года в Морском музее Соловков, и потом переехала в Дом Художников города Симферополь. В данной подборке представлены фотоснимки 2011–2013 годов. Всё снято на плёнку.

    Выражаю благодарность членам Товарищества Северного Мореходства и моим соловецким друзьям, всем тем, без кого мой опыт северной жизни кораблестроителя был бы невозможен.

    С любовью, Антон

  • Сергей Уткин

    Мое первое образование – МАИ. После окончания института я начал заниматься разработками в области альтернативных видов преобразования энергии – тепло-лучистой энергетикой. За свою идею я получил серебряную медаль Международного Женевского Салона по изобретениям и новым технологиям.

    В китайской традиции есть мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Когда Мир вокруг тебя быстро меняется, трудно не утратить перспективу, обретённую в годы покоя. Вглядываясь в свою научную «карьеру», с грустью вижу, что я не исключение.

    В христианской традиции есть мудрость: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Когда Мир вокруг тебя быстро меняется, спасение часто приходит на пути, в который вряд ли бы ступил в других обстоятельствах. Странным образом случилось так, что я стал заниматься компьютерной графикой и разработкой сайтов. Компьютерная графика и сайтостроительство открыли для меня Мир сферической фотографии.

    С детства я много путешествовал. Путешествия постепенно становились сложнее, а с открытием для себя сферической фотографии, стали трансформироваться в фотоэкспедиции. Фотоэкспедиционный формат ввёл меня в Мир Храмов, как рукотворных, так и природных.

    Последние два года я работаю над циклом панорамных сайтов, посвященных сакральным местам на Святой Земле. Сейчас в сети доступны сайты: Сайт виртуального тура по Храму Гроба Господня в Иерусалиме, Сайт виртуального тура по монастырю Святой Екатерины у горы СинайСайт виртуального восхождения на вершину горы Синай по тропе паломниковОфициальный сайт Гефсиманской Обители на Святой Земле

  • Архимандрит Фаддей (Роженюк)

    Отец Фаддей, которого хорошо помнят многие соловецкие паломники и жители поселка, был духовным чадом схиархимандрита Зосимы (Сокура), а после его блаженной кончины в августе 2002 стал настоятелем Васильевского мужского в селе Никольское Донецкой области.

    Позднее, по состоянию здоровья, он покинул эту обитель и в начале лета 2004 года прибыл на Соловки, где прожил до 13 августа 2006 года. Впоследствии отец Фаддей служил в Никольском кафедральном соборе Мариуполя, а осенью 2012 года был назначен настоятелем Свято-Ильинского храма в поселке Старый Крым неподалеку от города.

    Умер он во сне, не дожив до 40 лет.

    По отзывам прихожан, батюшка был очень хорошим пастырем и замечательным человеком – все его очень любили. За короткий срок он начал ремонт храма, поставил купол, поменял двери и т.д.

    Молитвенник, скромный и добрый человек – таким отца Фаддея запомнили и на Соловках, где он нес послушание в столярной мастерской. А еще он был фотографом…

  • Сергей Яковлев

    Фото Сергея ЯковлеваЗначительную часть жизни прожил на Соловках, поэтому большинство фотографий посвящено именно этому архипелагу.

    В детстве этим искусством не увлекался, родители камеры не дарили, и, в общем, фотографирую недавно.

    Любимые жанры – пейзажная и архитектурная съемка.

    Наибольший интерес для меня представляют объекты малоизвестные и малопосещаемые.

    Регулярно устраиваю фотоэкспедиции к заброшенным или труднодоступным храмам Русского Севера.

    Это дает возможность хотя бы виртуально сохранить разрушающиеся шедевры и привлечь к ним общественное внимание.

    Сергей Яковлев