Соловецкие лагерь и тюрьма

Лаушкин А.В. Акафист Святителю Филиппу – творение протоиерея Сергия Городцова (будущего митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея)

1 июня 2007 г.

Попав за мнимое преступление в тюрьму, лагерь или ссылку, одни люди ломались и порой теряли человеческий облик, другие, напротив, показывали чудеса мужества и даже восходили к высотам святости. История ГУЛАГа полна поразительными примерами стойкости и силы человеческого духа. Находясь в заключении, многие были готовы страдать за свою веру до смерти, жертвовали собой ради других, продолжали заниматься научным или художественным творчеством не зная, каким будет завтрашний день и наступит ли он вообще.

Звеном в длинной цепи подобных фактов было появление под пером одного из соловецких заключенных гимнографического сочинения, посвященного святителю Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу.

* * *

В библиотеке Санкт-Петербургской Духовной академии под инв. № 60370 хранится машинописный сборник акафистов [1], поступивший туда из неизвестного собрания 27 октября 1954 г. [2] Он содержит пять акафистов с молитвами: 1) св. апостолу Варфоломею; 2) св. первомученику архидиакону Стефану; 3) свт. Филиппу, митрополиту Московскому; 4) свт. Иоанну, митрополиту Тобольскому; 5) св. праведному Иову Многострадальному. На титульном листе указано, чьим авторитетом эти акафисты были утверждены для богослужебного использования. Про первый из них сказано: «с благословения Святейшего Патриарха Тихона в 1921 г.», про второй и третий: «оба одобрены Собором православных епископов в Соловецком монастыре в 1926 г.», про четвертый и пятый: «оба акафиста разрешены Святейшим Патриархом Алексием». Патриарх Алексий I возглавлял Русскую Православную Церковь в 1945–1970 гг., и это позволяет сделать вывод, что рассматриваемый сборник был изготовлен не ранее 1945 и не позднее 1954 г.

Самое интересное в сборнике то, что он авторский. Указание на авторство имеется на переднем форзаце: «Варфоломей, митр. Новосибирский (Городцев) [3]» (синими чернилами), на первой странице первого акафиста: «Варфоломей (Городцев), митр.» (карандашом, другим почерком) и внизу титульного листа: «Варфоломей М.Новосибирский и Барнаульский» (фиолетовыми чернилами, третьим почерком). Последняя помета, весьма неразборчивая, выполнена рукой самого митрополита Варфоломея (Городцова). Это удалось выяснить при ее сличении с сохранившимися образцами подписи владыки [4]. Сделана она могла быть не ранее 24 апреля 1949 г., когда архиепископ Варфоломей был возведен в сан митрополита [5].

* * *

Будущий митрополит Варфоломей [6], сын священника Димитрия Городцова (†1909), родился 5 июля 1866 г. в с. Поздное Михайловского уезда Рязанской губернии, в день памяти преп. Сергия Радонежского. В 1890 г., уже имея за плечами Рязанскую семинарию, он блестяще закончил Санкт-Петербургскую Духовную академию (илл. 4), получив ученую степень кандидата богословия. После непродолжительной службы в семинарии г. Могилева, молодой богослов был переведен в Тифлис (ныне – Тбилиси), где в 1892 г. состоялось его посвящение во диакона, а затем – иерея. Рукополагал его экзарх Грузии архиепископ Владимир (Богоявленский), впоследствии – митрополит Киевский и Галицкий, принявший мученическую кончину в 1918 г. В Тифлисе о. Сергий прожил 26 лет, и за это время искренне полюбил Грузию и ее православный народ. Его трудами была перестроена в камне миссионерская Казанская церковь, причем одно из пожертвований на ее обновление внес св. Иоанн Кронштадтский. Приход церкви быстро рос, усилиями о. Сергия в городе было почти покончено с сектой молокан, бывшие члены которой возвращались в православие. Он проявил себя как яркий проповедник, увлекавший паству образами Священного Писания. Вел активную церковно-общественную деятельность, в частности, – преподавал в школе для слепых и епархиальном женском училище, возглавлял Епархиальный Грузинский Училищный совет (и в этом качестве, по собственному свидетельству, имел касательство к исключению из Тифлисской семинарии Иосифа Джугашвили – будущего Сталина). В 1906 г., в период первой русской революции, на протоиерея Сергия, который пользовался большим влиянием среди верующих, было совершено покушение, организованное местными, националистически настроенными революционерами. Получив три огнестрельных ранения, он выжил чудом. Последние годы своего служения в Тифлисе о. Сергий являлся настоятелем храма во имя св. Михаила Тверского, новое здание которого было также построено при его непосредственном участии. Не оставлял он и своих занятий богословием. В частности, в 1914 г. защитил магистерскую диссертацию «Книга пророка Иова: опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». В 1917 г. был издан составленный им акафист св. апостолу Варфоломею [7].

В 1918 г., после того, как на волне революции Грузинская Церковь объявила себя автокефальной, о. Сергий Городцов был вынужден покинуть Тифлис, несколько лет скитался с семейством по разным епархиям.

В 1922 г. в Советской России поднялась очередная волна гонений на Церковь. В 1923 г. протоиерей Сергий был арестован и осенью 1924 г. отправлен в заключение на Соловки. На знаменитой фотографии лагерного духовенства 1925 г. он – четвертый слева во втором ряду. Примерно в это самое время о. Сергий и работал над акафистом свт. Филиппу. Согласно помете в машинописном сборнике из библиотеки СПбДА, акафист был составлен «во славу Святителя Филиппа… в Соловецкой обители» и закончен 7 (20) января 1926 г. [8] В том же году, как следует из уже цитировавшейся фразы на титульном листе сборника, акафист был одобрен Собором православных епископов в Соловецком монастыре. На факт этого одобрения владыка Варфоломей через 16 лет указал и в своем дневнике. Под 5 (18) октября 1942 г., днем памяти московских святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена, он записал: «вечером после Вечерни в [Богоявленском Елоховском. – Авт.] соборе прочитал акафист Святителю Филиппу (составленный мною в Соловках и одобренный епископами, бывшими в ссылке на Соловецкий остров); а после молебна произнес беседу…» [9]. Собор соловецких епископов был неофициальным, но авторитетным органом гонимой Церкви. К примеру, весной 1926 г., он выступил со знаменитой «Памятной запиской», обличавшей богоборчество советской власти и отступничество «обновленцев». Голос Собора, многие члены которого ныне прославлены в чине мучеников за веру, был тогда услышан всей Церковью [10]. Не исключено, что одобренный епископами акафист свт. Филиппу впервые был введен в богослужебную практику также на Соловках. В то время лагерные власти еще дозволяли ссыльному духовенству и остававшимся на острове соловецким монахам совершать богослужения в кладбищенской Онуфриевской церкви.

Осенью 1926 г. срок лагерного заключения о. Сергия истек, однако еще семь лет ему пришлось находился на положении ссыльного. Лишь в 1935 г. он получил собственный приход в с. Воловниково Клинского района Московской области. Помета в сборнике из СПбДА свидетельствует, что в 1939 г., находясь там, пожилой протоиерей вновь обратился к акафисту свт. Филиппу и «переписал» (видимо, – скопировал) его [11]. В начале войны Воловниковская церковь была разрушена, а дом, в котором жил о. Сергий, сгорел. В письме к митрополиту Сергию (Страгородскому), своему однокурснику по Духовной академии, он писал, что в огне погибли все его «книги, заметки, записки» [12]. Однако акафист, как видим, ему удалось спасти.

Весной 1942 г. давно уже овдовевший 75-летний протоиерей принимает монашество с именем Варфоломея, и тогда же происходит его хиротония во архиепископа Можайского, викария Московской епархии. Первые месяцы своего архиерейства владыка Варфоломей находился в частых разъездах – служил в Ульяновске, своем кафедральном городе Можайске (тогда – прифронтовом), во многих храмах Москвы (в том числе Елоховском, Николо-Кузнецком, Илии Обыденного и др.). Осенью 1942 г. он был назначен архиепископом Ульяновским. На пасху 1943 г. владыка Варфоломей обратился с поздравительным посланием к грузинскому католикосу Каллистрату, и именно с этого дружественного жеста тогда началось восстановление прерванного в 1918 г. канонического общения между Русской и Грузинской Православными Церквями.

Летом 1943 г. владыка Варфоломей получил Новосибирскую и Барнаульскую кафедру. Ему же вверялись во временное управление и другие сибирские епархии, не имевшие архиереев. Возрождая церковную жизнь в Сибири, архиепископ (с 1949 г. – митрополит) Варфоломей много ездит, служит в разных городах, проповедует, следит за уставной строгостью богослужений, освящает храмы, поставляет священников, стремится привлекать в Церковь молодежь (чем вызывает недовольство соответствующих государственных органов). Его усилиями был возвращен верующим, отремонтирован и расширен Вознесенский храм г. Новосибирска, в который он перенес свою кафедру. После посещения в 1947 г. Тобольска владыка составляет службу свт. Иоанну Тобольскому [13], успешно ходатайствует о возвращении его мощей из музея в городской собор. (По-видимому, примерно в это же время он работает и над акафистом святому, что позволяет, как кажется, еще несколько локализовать время создания сборника из СПбДА.) Несмотря на преклонные лета, владыка нередко посещал Москву, в том числе – для участия в заседаниях Священного Синода и для приема экзаменов в Московской Духовной академии, почетным членом которой являлся. За богословские труды разных лет Ученый совет Академии в 1951 г. присвоил ему степень доктора богословия.

1 июня 1956 г., незадолго до своего девяностолетия, митрополит Варфоломей скончался. Город прощался с любимым пастырем целых пять дней. Родственница покойного, М.Д.Городцова, так описала это удивительное для советского времени прощание: «Днем и ночью были длинные очереди прихожан, которые пришли проститься со своим архиереем. Певчие оставались всю ночь в церкви. Было похоже, как народ подходит к плащанице. 5/VI было отпевание, служили 3 архиерея, 60 священников, а дьяконов и псаломщиков не сосчитать. Про церковь уже не говорю, такая была давка. Вся ограда, соседние улицы, крыши домов были усеяны народом. Наряд милиции ничего не мог поделать. Похоронили его в храме [Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска. – Авт.], сделали склеп [14]. Народ все время толпится возле его могилы, приносят цветы, ставят свечи» [15].

Живая молитвенная память о нем сохраняется в епархии до сих пор [16].

* * *

Акафист свт. Филиппу в сборнике СПбДА № 60370, составленный протоиереем Сергием Городцовым на Соловках в 1926 г., в эпоху гонений на Церковь, несет на себе отпечаток времени и обстоятельств своего возникновения.

В смутную и трагичную эпоху 20-х гг. XX в. люди нередко оглядывались назад, причем делали это по-разному: одни – с негодованием и злорадством, другие – с печалью и ностальгией. Но дело было не только в эмоциях. Богоборцы, ниспровергатели и палачи искали в прошлом своих героев, их жертвы – своих. Всматриваясь в туманную даль столетий, первые силились найти в ней оправдание собственным преступлениям, совершаемым «во имя светлого будущего», вторые – различали призывы к подвигу во имя веры и любви. Как во всякое переломное время, прошлое прорастало в настоящее.

Для многих, кто не захотел изменить Богу и был готов пострадать за свою веру, в те годы новым светом озарялись деяния древних мучеников. Их образы, было потускневшие в церковном сознании, опять становились отчетливыми и близкими. Одним из таких образов, проявившихся на фоне эпохи, и был иконописный лик св. митрополита Филиппа (Колычева) († 1569). Взошедший на всероссийскую кафедру в годы кровавой опричнины Ивана Грозного, этот мужественный московский святитель в буквальном смысле исполнил евангельские слова и положил «жизнь свою за овец» (Ин 10. 11). Ни угроза потерять кафедру, ни страх перед быстрым на расправу государем не заставили его одобрить и благословить царские злодеяния. Напротив, печалуясь о державе, заступаясь за невинных и заботясь о погибающей душе самого царя, он грозно обличал самодержца. И исполнив свой долг, как повелела ему совесть праведника, последовал по скорбному пути, пройденному некогда Самим Христом: был предан и оклеветан, схвачен и поруган, подвергнут неправедному суду и осужден на смерть. Однако смерть святителя обернулась его победой – той победой, над которой земной царь уже не был властен: победой евангельской правды над горделивой кривдой этого мира.

Особенно близким его образ должен был казаться заключенным-верующим на Соловках, где Филипп игуменствовал долгие годы и где многое напоминало об этой светлой и величественной фигуре русской истории [17]. Очутившись в Соловецком лагере, остро ощутил трагическую созвучность двух исторических эпох и протоиерей Сергий Городцов. На это указывает текст акафиста, которому посвящена данная статья. Сквозь образы прошлого в нем проступают очертания настоящего, а подвиг святителя, противостоявшего неправедной власти, воспринимается автором как злободневный образец для подражания. При внимательном рассмотрении акафист оказывается не только торжественным гимном святому, но и молитвенным обращением за его помощью в тяжелых испытаниях «века нынешнего», когда исповедничество и мученичество за веру стремительно входили в жизнь гонимой Русской Церкви. Спустя три с половиной столетия подвиг св. Филиппа удивительным образом повторил другой московский святитель – Святейший патриарх Тихон. Его кончина, породившая слухи о тайном убийстве, последовала весной 1925 г. – за несколько месяцев до того, как акафист свт. Филиппу был завершен и одобрен Собором православных епископов на Соловках…

Переклички с современностью можно уловить в ряде чтений акафиста. Укажем на некоторые из них. Упоминая об опричнине, автор говорит, что «люди русские зело сокрушахуся, егда о убиении мужей неповинных слышаху и козни жестокия видяху» (икос IX). Далее он еще более заостряет внимание на «суемудренном свирепстве» [18] и «ярости самонравного царя» (косвенно сравнивая его с беззаконнейшими царями прошлого – Ахавом, Иродом и Нероном [19]), а также – на «злодеяниях опричнины», одним из которых называет глумление опричника «над Евангелием» (кондак X, икос X). Еще предстоит выяснить, какие варианты «Жития» святого о. Сергий Городцов использовал в качестве основы для своей работы, но примечательно, что и в ранней рукописной редакции памятника, и в его популярной печатной редакции XIX в. («Соловецкого патерика») эпизод с Евангелием изложен иначе и при том гораздо мягче: опричник не глумится на Евангелием намеренно и прямо, а лишь забывает снять шапку перед евангельским чтением [20]. Акцентировав вновь ставший актуальным мотив нечестивой, злодействующей власти, в борьбе с которой принимает мученическую кончину святой, составитель акафиста тут же протягивает нить в настоящее. Он молит свт. Филиппа подать «нам», «наипаче» же – «пастырям Церкви», «благодать святаго дерзновения делом и словом вещати Христово учение» [21] (кондак XII). Затем, напомнив, что «правдолюбие и исповедничество» святого были «до крове», просит его «не оставляти нас», «да возможем и мы твоими подражательми быти» (икос XII). В последних строках акафиста автор вновь обращается к святителю, дабы он своими молитвами претворил бы «уныние наше в радость» и обновил бы «в нас» «дух крепкого стояния за церковныя законы и церковныя предания» (кондак XIII). Цепь этих прошений, явно связанных с общественно-политическими реалиями 1920-х гг., продолжается и в венчающей акафист молитве: «малодушныя молитвою твоею подкрепи», «сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми», «даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати», «даждь нам… веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедовати». Не превращая акафист в памятник публицистики, воспевая подвиг святого XVI в., гимнограф, тем не менее, сумел сказать и о том, что волновало верующих людей его собственного времени.

Написанный в середине 1920-х гг. протоиереем Сергием Городцовым, акафист свт. Филиппу был впоследствии заметно переработан неизвестным нам редактором (редакторами?). Редактура устранила ряд первоначальных особенностей памятника, сделала его более «стандартным», а образ святителя – более обобщенным. В частности, была смягчена линия обличения царя, исчезли или были размыты те явные намеки на современность, которые мы цитировали выше [22]. Заменена была и заключительная молитва. Именно в таком виде и без указания авторства акафист был опубликован в 1995 г. в многотомнике «Акафисты русским святым» [23]. Затем – еще с некоторыми изменениями – его перепечатало издательство Соловецкого монастыря, снабдив новой молитвой [24].

Без сомнения, биография и гимнографическое творчество митрополита Варфоломея (Городцова) нуждаются в дальнейшем изучении. Что же касается акафиста свт. Филиппу, составленного в Соловецком лагере и освященного авторитетом новомучеников, входивших в состав Собора соловецких епископов, то он, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы быть возвращенным в богослужебную практику Русской Православной Церкви в своем первоначальном виде.

* * *

Ниже печатается текст акафиста свт. Филиппу из сборника библиотеки СПбДА, инв. № 60370.

Сборник представляет собой машинописную книгу 14,5x19,5 см, переплет – картон, обклеенный пестрой бумагой «под мрамор» и черным коленкором по корешку; титульный лист 16,5x13 см, вставлен горизонтально. Машинопись односторонняя, на 157 листах, изготовлена на одной печатной машинке. Первый и последний акафисты в сборнике выполнены на верхнем листе машинописной закладки; титульный лист, второй, третий и четвертый акафисты – под копирку. Каждому акафисту сопутствует своя пагинация, причем заглавные листы с названием акафиста не нумеруются (тексту публикуемого памятника соответствуют л. 1–27 третьей пагинации); на всех заглавных листах – библиотечный штамп («Библиотека Лен. Правосл. Дух. Академии. Отд. № инв. № 60370»), на л. 17 первого акафиста тот же штамп, но без вписанного номера. Машинопись публикуемого акафиста имеет в сборнике две особенности: он напечатан через полуторный межстрочный интервал (остальные акафисты – через двойной) и с использованием как заглавных, так и прописных литер (остальные – только заглавными). Кроме того, лишь он один содержит в конце помету с указанием на место и время составления и переписывания.

При подготовке к печати учитывалась имеющаяся в оригинале рукописная правка, корректирующая мелкие опечатки, а знак «“» заменялся «ъ». Кроме того, в некоторых местах исправлялись явные неточности оригинала; все исправленные чтения такого рода помещены в квадратные скобки, в сносках указаны их исходные варианты. Исправления, коснувшиеся пунктуации, не оговариваются.

Акафист святителю Христову Филиппу, митрополиту Московскому и всея России чудотворцу

КОНДАК I

Избранный от Господа сил Российских первопрестольников преемниче, славным подвигом исповедничества, яко светило златозарное, озаривый [Ц]ерковь [25] православную, чудесы велиими и нетлением твоих мощей от Бога прославленный, святителю отче наш Филиппе, величая дивнаго во святых Своих Господа, восхваляем тя с любовию, яко усерднаго пред престолом Господним молитвенника, чуднаго пастыря и мученика, и от всего сердца вопием ти:

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

ИКОС I

Ангельския силы радовахуся, святителю отче наш Филиппе, чистому и святому житию твоему, видяще, яко издетска кротость дивную, благочестие и святое послушание являл еси; мы же, благодаряще Господа, тако о тебе благоволившего, прославляем тя яко Божия избранника восхвалениями сими:

Радуйся, родителей твоих плод благословенный.

Радуйся, из млада Господа Бога возлюбивый.

Радуйся, в чистей молитве твоей пред Господем дитя незлобивое.

Радуйся, с отрочества житиями угодников Божиих сердце твое питавый.

Радуйся, служб Божиих неленостный посетителю.

Радуйся, книжнаго церковного учения искренний любителю.

Радуйся, наказанию [о]тца [26] твоего духовного зело прилежавый.

Радуйся, пустошным играм, яже детей обычай, нимало же внимавый.

Радуйся, родителей твоих радость и утешение.

Радуйся, всех знаемых твоих похвало и удивление.

Радуйся, наш святый молитвенниче.

Радуйся, наш дивный учителю.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

[КОНДАК] [27] II

Видел еси, святителю Филиппе, отрок млад сый, храмов Божиих благолепие, святых обителей украшение, честных мощей и икон святых от народа почитание, ярких свещей горение, фимиама воскурение и купно с материю твоею службами церковными зело умилялся еси, красоту же храмов Божиих вседушно возлюбил еси; и тако благочестиво возрастая, от юности твоея [О]течества [28] [Н]ебеснаго [29] искал еси, идеже Господь во славе, идеже непрестанная песнь: Аллилуиа.

ИКОС II

Разум твой учением слова Божия и молитвою умудряя, явился еси, святителю Филиппе, юноша благонравен, и за премногую твою добродетель излюблен был еси юным царем Иоанном, иже тя яко отрасль высокого рода приблизи к своему престолу царскому и многими почестьми тя украси; ты же, земную славу ни во чтоже вменяя, искушения земных почестей победил еси и о едином на потребу попечение имел еси, сего ради мы тебе радостно восхв[а] [30] ляем тако:

Радуйся, от юности добрый и благочестивый рабе Христов.

Радуйся, благоговейныя матере твоея верный и послушный сыне и друже.

Радуйся, старцы и старицы добре почитавый.

Радуйся, нищия и убогия зело возлюбивый.

Радуйся, юношеских похотей победителю.

Радуйся, целомудрия р[а]чителю [31].

Радуйся, церковных песен и Божественныя псалтири усердный любителю.

Радуйся, песен срамных, смехотворства и безчинства злаго нелицемерный презрителю.

Радуйся, всякую буесть юности отгнавый.

Радуйся, мудрость Евангельскую возлюбивый.

Радуйся, всех добродетелей вместилище.

Радуйся, благодати Божия искренний причастниче.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК III

Силою благодати Божия влекомь, всем сердцем познал еси, угодниче Божий, суету жизни мира сего: того ради внимание к себе царево видя и общение со избранными слугами того имея, услады душевныя в сих мирских прелестех не обретал еси, но об иноческом житии в сердце твоем помышляя, молился еси о благодатней небесней помощи, и тую в себе ощутив, благодетелю Богу радостно взывал еси: Аллилуиа.

ИКОС III

Имея возраст совершен, услышал еси, преподобне отче, в храме Божием словеса Господа не можете Богу работати и мамоне [32] (Мф 5. 24), сими словесами Христа Спасителя восхищенный, не приложился еси плоти и крови, но Божию призыву повинуяся со усердною молитвою на устах, заступлением Богоматери и угодников Божиих окормляемь, оставил еси царское приближение, отчий дом, богатство тленное, и ни[щ] [33] быв, тайне душевнаго ради спасения ко обители преподобных Зосимы и Савватия устремился еси. Таковому твоему послушанию гласу Господа дивящеся, сице восхваляем тя:

Радуйся, по завету Господа мир и вся, яже в мире, презревый.

Радуйся, крест Христов на рамена твоя с веселием возложивый.

Радуйся, путь тесный к [Ц]арствию [34] [Н]ебесному [35] избравый.

Радуйся, узкими враты за Господем последовавый.

Радуйся, богатство мира сего возненавидевый.

Радуйся, Христовой нищете себе смиренно покоривый.

Радуйся, Господа и Спасителя паче родителей и дома твоего возлюбивый.

Радуйся, царя земнаго оставивый, да Царю Небесному всего себе пор[а]ботиши [36].

Радуйся, добрый странниче ко [О]течеству [37] [Н]ебесному [38].

Радуйся, безбоязненный путниче к морю-окиану ледовитому.

Радуйся, земный ангеле.

Радуйся, небесный человече.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК IV

Буря смущений найде на тя, святителю Христов, егда Господь, испытуяй любящия Своя, не попусти тя дойти до Лавры Соловецкия, но остави тя в пределах земли Новгородския, у езера Онежского, идеже, в веси Киже, прилепился еси ко единому от житель страны тоя пасти овцы его. Но в сих напастех ты, угодниче Божий, унынию не вдался еси, радостно же вся Господа ради терпевый. Умильно взывал еси, овцы [г]осподина [39] твоего пасый, истинному Пастырю Христу ангельскую песнь: Аллилуиа.

ИКОС IV

Слышаны быша на езере Онежском подвиги иноков обители Соловецкия, и паки, аки огнь, возгореся желание твое, святителю Филиппе, в сей святей обители во славу Божию потрудитися. Таже, оставль Кижу, устремился еси на оток Соловецкий, идеже никим же знаемь, паче же высокородие твое скрывая, смиренныя ради мольбы твоея принят был еси во обитель, да послушание твое Господеви истинно явиши. И послушник быв, вся повеленная тебе во обители радостно творил еси и своея воли вседушно отреклся еси. Сего ради в похвалу тебе сице глаголем:

Радуйся, кроткий и смиренный послушниче обители Соловецкия.

Радуйся, повеления игумена и старцев, яко веления Самого Господа, исполнявый.

Радуйся, сечением дров во обители смирение стяжавый.

Радуйся, земли копанием и камения ношением плоть свою обручивый.

Радуйся, аки вторый Дамаскин, скаредныя места очищавый.

Радуйся, всякие тягчайшия работы радостно исполнявый.

Радуйся, яко биемь бываем, никакоже злом за зло воздавал еси.

Радуйся, яко многия обиды и уничижения благодушно претерпевал еси.

Радуйся, Христовых заповедей добрый исполнителю.

Радуйся, церковных заветов усердный хранителю.

Радуйся, терпения учителю.

Радуйся, смиренномудрия наставниче.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК V

Богомыслие пустынное ко святому послушанию приложил еси, отче наш Филиппе, сего ради игумен обители радостно по благому твоему хотению сопричисли тя ко избранному стаду иноков Соловецких и твой постриг во инока соверши; ты же, со страхом и трепетом обеты иночества изрекая, о содействии благодати Божия молился еси и со слезами великого умиления взывал еси Господу: Аллилуиа.

ИКОС V

Видеша игумен и братия обители Соловецкия в тебе воистину избранный сосуд Божия благодати: ангельский бо чин восприяв, великих подвигов твоих не оставил еси, преподобне, но всяко смиряя себе, носил еси дрова и воду, огнь возгнешал еси, в поварне и пекарне прилежно трудился еси, вкупе же паче прежняго в молитве и прочих духовных трудех ходил еси. Егда же иноцы обители начаша восхваляти тя блаженне, ты сея славы людския не стерпел еси, но оставль обитель, удалился еси на том же отоце во едино пусто место. И тамо денно и нощно не едино лето в молитве, чтени[и] [40] Слова Божия и богомыслии пребывал еси. За таковыя твоя во славу Господа подвиги восхваляем тя усердно:

Радуйся, истинного монашеского жития великий образе.

Радуйся, иноческих обетов пламенный исполнителю.

Радуйся, дневными и нощными подвигами плоть твою всецело духови покоривый.

Радуйся, молитве Иисусовой усердно прилежавый.

Радуйся, умную молитву от Господа стяжавый.

Радуйся, древним восточным подвижником искренний подражателю.

Радуйся, токмо в молитве [ко] [41] Господу все утешение полагавый.

Радуйся, сладостным общением с Господом в пустыни дух твой питавый.

Радуйся, Божия Матере любимиче.

Радуйся, Ангелов собеседниче.

Радуйся, наше верное прибежище.

Радуйся, наше светлое упование.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК VI

Проповедник словом и делом чистаго и святаго монашеского жития был еси, святителю Филиппе, сего ради игумен, престарелый в летех, вкупе с братиею обители умоли твое смирение прияти высокое звание иноков начальника и священства, да водимая тобою святая обитель яко яркий светильник всея Руси пр[а]вославныя [42] явится, да иноцы и мирстии людие, молящиеся в ней, возрастают от силы в силу, воспевая Богу: Аллилуиа.

ИКОС VI

Возсия светом велиим обитель Соловецкая, егда святитель Филипп, гласу Божию повинуяся, восприя[л] [43] бремя тяжкое игуменства монастырского. Святый игумен, по заповеди Господа, себе самого яко слугу всех вмени, телесным бо трудом и молитвенным подвигом паче прежняго себе предавая, Христоподражательным своим нравом и иноческим житием братию без слова пленяше, таже чин церковного богослужения исправляше и о благоукрашении святыя обители попечение имеяше. Воспоминающе убо славные труды сего дивнаго игумена, восхваляем его тако:

Радуйся, Соловецкия обители мудрый управителю.

Радуйся, братии обители кроткий и смиренный начальниче.

Радуйся, о вечном спасении братии слезно ко Господу взывавый.

Радуйся, скорби и радости иноков в сердце твоем не тесно вмещавый.

Радуйся, яко поучения инокам усердно вещал еси.

Радуйся, яко Евангельския законы в сердца их глубоце внедрял еси.

Радуйся, добрым иноком сугубую честь воздававый.

Радуйся, строптивыя и нерадивыя иноки судом Божиим вразумлявый.

Радуйся, Христовыя любве и небеснаго мира усердный благовестниче.

Радуйся, вечныя правды Христовы твердый поборниче.

Радуйся, иноческих уставов ревнителю.

Радуйся, красоты церковных служб рачителю.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК VII

Хотящих честне изобразити чудныя дела игуменства твоего вразуми, святителю Филиппе: недоумеет бо язык человеческий изрещи достойныя хвалы денным и нощным трудам твоим: твоему о благоукрашении обители попечению, твоему уставом церковным послушанию, твоим слезам молитвенным, твоим воздыханием сердечным, твоему пустынному уединению. Обаче в толиких безмерных трудех твоих силу благодари [Б]ожественныя [44] видяще, усердно вопием щедродателю Господу Богу [а]нгельскую [45] песнь: Аллилуиа.

ИКОС VII

Новый Зосима явился еси обители твоей, святителю Филиппе. Всею душею твоею живя в Господе, присно в молитве пребывая, слезами умиления покрывая ложе твое, ты, святителю великий, не забыл еси и великого дела домовного строительства: новые храмы и скиты воздвигал еси, блатныя места [46] осушал еси, пути по отоку Соловецкому исправлял еси, братския домы, больницы и прочия строения обители созидал еси. Таковому твоему доброделанию дивящеся, тако похваляем тя:

Радуйся, преподобному Савватию в молитве и духовнем делании подобный.

Радуйся, по домовому строительству и во игуменстве великому Зосиме равный.

Радуйся, преподобному Герману в твердей вере и светлем на Господа уповании подражавый.

Радуйся, добродетели всех Соловецких подвижников усвоивый.

Радуйся, честнаго Успения Богом[а]тере [47] и Боголепаго Спасова Преображения храмов мудрый [з]иждителю [48].

Радуйся, пустыни твоего имене и скитов обители основателю.

Радуйся, пресныя воды Соловецких источников во единем [С]вятем [49] езере совокупивый.

Радуйся, в красотах севернаго неба славу Премудраго Творца вселенной умильно созерцавый.

Радуйся, всякую пядь земли отоков Соловецких твоими честными стопами освятивый.

Радуйся, чащи лесныя и брега морския слезами умиления обильно орошавый.

Радуйся, пред Богом молитвенниче наш усердный.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК VIII

Странник безвестен и проситель смиренный иноческого послушания у врат обители Соловецкия явился еси, Филииппе, но како духовных твоих доблестей ради содеяся славно имя твое блаженнее, град бо Москва и вся Русь православная познаша в тебе яве добродетелей твоих светлость и молит[в] [50] твоих силу; сего ради и был еси вождь духовен всея Руси святыя и всех, спасения ищущих, во еже взывати Господу: Аллилуиа.

ИКОС VIII

Всею душею и телом обители преподобных Зосимы и Савватия поработал еси, отче преподобне, сего ради о нуждах обители сея зело прилежал еси и о сих царя Иоанна Грознаго извещал еси. Грозный же [ц]арь [51], юношеския дружбы твоея и подвигов твоих иноческих ради щедро обители твоей снабдение творяще, подражающе же ему, и прочии града Москвы обитателие от трудов твоих обители прилежаху, и к молитвенному твоему заступлению притекающе, тако прославляху тя:

Радуйся, от царских чертогов до иноческия нищеты нисшедый.

Радуйся, честь земную на богатство неоскудевающее пременивый.

Радуйся, Божественныя литургии пламенный совершителю.

Радуйся, слова Божия усердный изъяснителю.

Радуйся, иноческими подвигами твоими родительницу твою возвеселивый и житием твоим ко иночестей жизни склонивый.

Радуйся, нужды отечества твоего земнаго в сердце твоем имевый и о них пред Богом слезы источивый.

Радуйся, мирских людей наставниче.

Радуйся, столпе православия непоколебимый.

Радуйся, истины поборниче неодоленный.

Радуйся, утешение всех скорбящих.

Радуйся, отрадо к твоей помощи всех прибегающих.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК IX

Всяк возраст и чин града Москвы зело возрадовася, егда изыде весть [о] [52] приятии тобою, смиренным [и]гуменном [53] Соловецким, чести и сана первосвятителя Церкв[и] [54] [Р]оссийския [55]. Ведомо бо бе людем русским и прежнее твое к царю приближение, и царское твоих иноческих подвигов почитание. Сего ради упованием светлым сердца их исполнишася: новый бо первосвятитель истинный и мощный печальник и заступник пред Грозным царем о всех обидимых и правды ради гонимых восстанет, и в сей великой радости и надежде возгласиша [Б]лагодателю [56] всех Богу благодарственно хвалебную песнь: Аллилуиа.

ИКОС IX

Ветийствующий язык человеческий не возможет достойне изобразити труды и скорби твоя, святителю Филиппе, на первосвятительском престоле Церкве Российския. Грозный бо царь в тыя дни свою державу злою опричниною возмути: люди русские зело сокрушахуся, егда о убиении мужей неповинных слышаху и козни жестокия видяху. И ты, ревнителю Божий, сию неправду цареву видя, в защищение верных сынов русских дерзновенно глас свой возвысил еси и, входя к царю, кротко того поучал еси, и опричнину злую упразднити и убиения невинных прекратити умолял еси. И благослови Господь святительское твое пред царем Грозным печалование. Царь Иоанн, твоим мольбам и слезам внемля, гнев свой на время укроти. Народ же русский и град Москва твое мощное пред царем заступление видяще, сице радостно восхваляху тя:

Радуйся, архиерею истинный.

Радуйся, яко вторый Моисей бремене всего народа русскаго носителю.

Радуйся, граду Москве и всему народу русскому словес Божественных усердный изъяснителю.

Радуйся, российский Златоусте, устами златыми Божия правды и суда Христова провозвестниче.

Радуйся, царя и людей русских во апостольских и отеческих преданиях мудрый наставниче.

Радуйся, непокоряющихся Божьему закону грозный запретителю.

Радуйся, Грознаго царя искренний, нелицеприятный и нельстивый друже.

Радуйся, об исполнении пути его и о вечном его спасении усердный и слезный молитвенниче.

Радуйся, злых опричнины деяний безбоязненный обличителю.

Радуйся, обидимых защитниче и скорбящих душею утешителю.

Радуйся, всех заветов Евангелия Христова смиренный исповедниче.

Радуйся, о земных наших скорбех милостивый печальниче.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК Х

Спасти хотя всю Русь православную от суемудренного свирепства царского, яко пастырь добрый, душу твою за паству положити готовый, ты, святителю Христов, всенародно ярость самонравного царя на кротость преложити потщался еси. О новых же злодеяниях опричнины уведев и гнев царский на себе испытав, к венцу мученическому приуготовил себе и в благодатном умилении ко Господу взывал еси чистыми твоими устами хвалебную песнь: Аллилуиа.

ИКОС Х

Царя Грознаго ярость и свирепство зело угобзил еси, святителю отче наш Филиппе, егда Христову учению внимая, во храме Владычицы честнаго Ея Успения новыя беззакония [ц]аря [57] Грознаго обличив еси, еще же и опричника в глумлении над Евангелием укорил еси. За сие твое дерзновение судом неправедным святительского сана лишен был еси, в храме Божием злыми опричниками во святительском одеянии обезчестен был еси и муки жестокия, в темницу ввержен, претерпел еси. Последи же, от смерти избавлен быв, во Отрочь монастырь во изгнание послан был еси. Чада же твоя духовная, твое поругание и страдание видяще, со слезами возглашаху тебе сия:

Радуйся, страдальче наш незлобивый.

Радуйся, паству твою до смерти возлюбивый.

Радуйся, пророку Илии и Предтече Господню во обличении царя беззаконнаго уподобивыйся.

Радуйся, учение Христово в доме царстем аки вторый Павел проповедавый.

Радуйся, великому Амвросию, [е]пископу [58] Медиолана, единоправный.

Радуйся, безбоязненный правды поборниче.

Радуйся, аки вторый Златоуст безчестие и изгнание от царя претерпевый.

Радуйся, о вразумлении царя Грознаго яко верный Христов пастырь непрестанно моливыйся.

Радуйся, наш благий и великий святителю.

Радуйся, наш златословесный учителю.

Радуйся, яко твоему подвигу Ангели возрадовашася.

Радуйся, яко твоему исповедничеству вся вселенныя дивится.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК XI

Пение надгробное со слезами скорбными град Москву, обитель Соловецкую и всю Русь православную огласи, егда во вся концы отечества нашего изыде весть о мученической кончине твоей, наш дивный исповедниче. Смерть бо неправедную, горькую, во Отроче монастыре от рук злаго слуги царского восприял еси. Присно со Христом пребывая, молитву за убийц твоих творил еси, святителю, егда праведная душа твоя от тела нуждею разлучашеся. Мы же, прославляюще твою страдальческую кончину, со слезами умиления вопием премудрому Господу: Аллилуиа.

ИКОС XI

Свет благодатных исцелений обильно возсия от честных мощей твоих, святителю Филиппе, первее в Соловецкой обители, а послежде во граде Москве, в нюже многоцелебныя мощи твоя великим Никоном пренесошася. К сим мощем припадающе, в похвалу тебе, наш великий святителю, тако глаголем:

Радуйся, возвращением твоим в Соловецкую обитель братию обители зело возвеселивый.

Радуйся, игуменство твое в ней духовне возобновивый.

Радуйся, яко Соловецкая обитель части мощей твоих благодарне поклоняется.

Радуйся, яко сию часть мощей твоих обитель твоя, яко драгоценную жемчужину, почитает.

Радуйся, яко прославлением честнаго твоего тела и град Москву и все отечество наше возвеличил еси.

Радуйся, яко чудесами от нетленных мощей твоих благочестие в стране нашей умножил еси.

Радуйся, святителем Христовым Петру, Алексию и Ионе единоправный.

Радуйся, подвигом твоим святителя Ермогена на великое пастырское дерзновение воодушевивый.

Радуйся, светозарное солнце земли Российския.

Радуйся, разумного света заре.

Радуйся, светило церковное и архиерейская красото.

Радуйся, небесных законов на земли живая проповедь и христоподр[а]жательного [59] жития образе.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК XII

Благодать святаго дерзновения безбоязненно делом и словом вещати Христово учение подаждь нам, немощным, великий угодниче Божий и святителю Филиппе, наипаче подаждь сию благодать пастырем Церкв[и] [60] Христовыя, да возмогут они немолчно свою духовную паству учити и вразумляти, лицеприятия избегати, да таковое дерзновение стяжавше, вси мы на благом пути ко спасению обрящемся и сподобимся в вечном [Н]ебесном [61] Царствии выну воспевати Господу: Аллилуиа.

ИКОС XII

Поюще твое дивное житие, твоя иноческия подвиги на отоце Соловецком воспевающе, твою святительскую ревность и дерзновение восхв[а]ляюще [62], поклоняющеся твоему до крове правдолюбию и исповедничеству, святителю отче наш Филиппе, молим тя в борениях и искушениях многоразличных не оставляти нас, но наи[п]аче [63] твоими молитвами укрепити, да возможем и мы твоими подражательми быти и тебе, нашего отца и наставника, восхваляти сице:

Радуйся, звездо Российская.

Радуйся, чистый сосуде Святаго Духа.

Радуйся, вселенским мучеником и исповедником подобниче.

Радуйся, [Ц]еркв[и] [64] Российския похвало и всего священства укра[ш]ение [65].

Радуйся, иноческия кротости образе.

Радуйся, монашеского постнического жительства истинное правило.

Радуйся, безплотных сожителю.

Радуйся, Христова смирения ревнителю.

Радуйся, чудес велиих совершителю.

Радуйся, о скорбех земнаго отечества твоего милостивый пред Богом печальниче.

Радуйся, яко тобою Соловецкая обитель славится.

Радуйся, яко тобою град Москва и вся Россия украшается.

Радуйся, святителю Христов Филиппе, исповедниче великий и преславный чудотворче.

КОНДАК XIII

О, [в]еликий [66] святителю Христов Филиппе! приими от нас, грешных, сие похвальное пение и священными твоими молитвами тя поющия в мире сохрани, от напастей и бед избави, во святей православной вере укрепи, угодное Богу житие проводити помози, уныние наше в радость претвори, дух крепкого стояния за церковныя законы и церковныя предания обнови в нас, да тако сподобимся во веки в райских обителех воспевати нашему Пастыреначальнику и Господу:

Аллилуиа. Аллилуиа. Аллилуиа. Т р и ж д ы

Таже икос I и [к]ондак [67] I.

Молитва святителю Христову и чудотворцу Филиппу

О, великий печальниче земли Российския святителю Христов Филиппе! Великими и многими даровании обогати тя щедродаровитый Владыка Господь, ты же, яко раб благий и верный, дарования сия зело умножил еси, от отроческих лет даже до кончины твоея заповедем Господним внимая, пребывая в них и возрастая, полн сый любве и милосердия, кротости и смирения, сими добродетельми ты богатно служил еси Господу и присным твоим, образ евангельского жития показуя, благочестивым житием Бога прославляя. За сие житие твое от Бога прославлен еси, велим даром чудес обогатился еси, святое дерзновение стяжал еси и до днесь земному отечеству и народу твоему служиши, и воздыхания наши предворяеши.

И мы, грешнии, затупничеству твоему перед Богом верующее, молимся тебе усердно. Буди нам, якоже в земнем твоем житии, отец и заступник, помози всем нам крест земнаго жития с терпением и радостию носити. Малодушныя молитвою твоею подкрепи и от житейских соблазнов любовию твоею отврати, сеющия соблазны рукою твоею крепкою вразуми. Даждь нам, святителю Христов, прежде кончины нашея, радость твоего мощнаго заступления ощутити, даждь многострадальному твоему отечеству силы благодатныя присно Христу работати, якоже благочестивии отцы наши своим церковным житием славу Божию и веру Христову на земли множаху, даждь нам их благочестию подражати, уставы церковныя хранити, заповеди Божии благоговейно соблюдати, нищия любити и щедро им благотворити, обидимыя заступати, веру Христову и закон Божий безбоязненно исповедати, всякого греха гнушатися и одеждою всякия правды светло украшатися. Да тако твоими молитвами укрепляеми, возможем и мы житие свое богоугодне устроити, грехов прощение от Господа получити и милостию и человеколюбием Спаса нашего и Господа в небесных селениях водворитися, идеже ангели и вси святи славят великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.

7/I. 1926. (с.с) Во славу Святителя Филиппа составлено в Соловецкой обители. Переписано I0/23 II68.1939 г. в с. Воловниково.

[1] Авторы сердечно благодарят за помощь в поисках этого сборника Е. Е. Васильеву, Н. П. Саблину и Н. Н. Шумских-Леонову.

[2] Данная справка любезно предоставлена сотрудником библиотеки Н. Ю. Дубовым.

[3] «Городцев» – встречающийся в документах вариант написания фамилии «Городцов».

[4] Для сравнения использовались образцы подписи митрополита Варфоломея на почтовых отправлениях, ныне хранящихся у Е. Н. Андреевой – его правнучатой племянницы, проживающей в Москве.

[5] Косик О .В., Пивоваров Б., прот. Варфоломей // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 714.

[6] Посвященные ему биографические очерки последнего времени см.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Куйбышев, 1966. Ч. 2. С. 67–70; Резникова И.А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 124; Борис Пивоваров, протоиерей. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (1866–1956): К 40-летию со дня кончины // Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (дневник, статьи, послания). Новосибирск, 1996. С. 5–46; Бочкарев В. «По характеру человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает» // Журнал Московской Патриархии. 1999. № 6. С. 47–53; Косик О.В., Борис Пивоваров, протоиерей. Варфоломей. С. 713–715; Андреев Н.В. «Не имеем здесь постоянного града…» // Московский журнал. 2006. № 8. С. 33–38; Он же. Сибирский святитель // Сибирь православная. 2006. № 1 (5). С. 4–10.

[7] Акафист св. апостолу Варфоломею. Баку, 1917.

[8] Библиотека СПбДА. Варфоломей (Городцов), митр. Акафисты. Машинопись. Л. 27 (третьей пагинации).

[9] Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея… С. 66.

[10] См.: Сошина А. А. «Наш путь – смиренная преданность Отцу Небесному»: Исполнение пастырского долга в условиях лагеря // Соловецкое море. Архангельск; М., 2006. Вып. 5. С. 113–115.

[11] Текст пометы: «переписано 10/23 II. [эту последнюю цифру в машинописном исполнении можно понять здесь и как «2», и как «11». – Авт.] 1939 г. в с. Воловниково» (Библиотека СПбДА. Варфоломей (Городцов), митр. Акафисты. Машинопись. Л. 27 (третьей пагинации)).

[12] Цит. по.: Андреев Н. В. «Не имеем здесь постоянного града…». С. 37.

[13] См.: Из духовного наследия Митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея… С. 159–175.

[14] Ныне этот склеп по-прежнему находится на своем первоначальном месте.

[15] Из письма М. Д. Городцовой к А. П. Боголеповой (в замужестве – Андреевой). Штамп на конверте – 16.06.1956. Письмо хранится в семейном архиве Е. Н. Андреевой (см. ссылку № 4).

[16] См.: Пивоваров Б., прот. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей… С. 44–46; Послание архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона к 50-летию со дня кончины митрополита Новосибирского и Барнаульского Варфоломея // Сибирь православная. 2006. № 1 (5). С. 2–3.

[17] Мостик от свт. Филиппа к трагическим событиям современности в своих воспоминаниях о заключении на Соловках, перекидывает, к примеру, О. В. Волков (см.: Волков О. В. Погружение во тьму // Роман-газета. 1990. № 6. С. 22–23).

[18] Данный оборот имеется и в службе свт. Филиппу 9 января и 3 июля (см.: Минея. Январь. М., 2002. Ч. 1. С. 327; Минея. Июль. М., 2002. Ч. 1. С. 119).

[19] Это косвенное сравнение возникает благодаря тому, что сам свт. Филипп соотносится с их жертвами – пророком Илией, св. Иоанном Предтечей и апостолом Павлом (см. икос X). Соотнесение свт. Филиппа с первыми двумя из перечисленных святых восходит, возможно, к богослужебному канону (помещаемому в современных «Минеях» под 9 января и 3 июля), где, однако, обличаемым оказывается не сам царь, а некие «беззаконнующия» (см.: Минея. Январь. Ч. 1. С. 329; Минея. Июль. Ч. 1. С. 121–122).

[20] См.: Колобков В. А. Митрополит Филипп и становление московского самодержавия: Опричнина Ивана Грозного. СПб., 2004. Приложение. С. 581–582; Соловецкий патерик. М., 1906. С. 61.

[21] Здесь и данее: курсив наш.

[22] Впрочем, на место им пришли некоторые новые; так, в XIII кондаке появилось такое прошение: «волковъ, сверепеющихъ на стадо Христово, молитвъ твоихъ палицею далече отжени» (Акафисты русским святым. СПб., 1995. Т. 3. С. 635).

[23] Акафисты русским святым. Т. 3. С. 623–640.

[24] Соловецкий православный церковный календарь с повествованиями из житий Соловецких святых. 1998. Б/м, 1997. С. 165–177.

[25] В оригинале литера прописная.

[26] В оригинале литера заглавная.

[27] В оригинале: ИКОС.

[28] В оригинале литера прописная.

[29] То же.

[30] В оригинале: о.

[31] В оригинале: е.

[32] Подчеркнуто в оригинале.

[33] В оригинале: щь.

[34] В оригинале литера прописная.

[35] То же.

[36] В оригинале: о.

[37] В оригинале литера прописная.

[38] То же.

[39] В оригинале литера заглавная.

[40] В оригинале: й.

[42] В оригинале: к.

[42] В оригинале: о.

[43] В оригинале: т.

[44] В оригинале литера прописная.

[45] В оригинале литера заглавная.

[46] «Бл?тные места» – болота.

[47] В оригинале: е.

[48] В оригинале литера заглавная.

[49] В оригинале литера прописная.

[50] В оригинале: вь.

[51] В оригинале литера заглавная.

[52] В оригинале: и.

[53] В оригинале литера заглавная.

[54] В оригинале: ей.

[55] В оригинале литера прописная.

[56] То же.

[57] В оригинале литера заглавная.

[58] То же.

[59] В оригинале: о.

[60] В оригинале: е.

[61] В оригинале литера прописная.

[62] В оригинале: о.

[63] В оригинале: м.

[64] В оригинале первая литера слова прописная, последняя: е.

[65] В оригинале: щ.

[66] В оригинале литера заглавная.

[67] То же.

[68] О возможном понимании этой цифры см. выше, сноску № 11.

Источник: Альманах «Соловецкое море». № 6. 2007 г.
Тип: Соловецкие лагерь и тюрьма
Издание: Альманах «Соловецкое море». № 6. 2007 г.