Иконы Соловецкого монастыря в Музее-заповеднике «Московский Кремль»

Поступившие в 1923–1928 годах из Гохрана в Музей «Московский Кремль» иконы Соловецкого монастыря долгое время находились в фондах. В последние десятилетия значительная часть икон была реставрирована. Благодаря составленным в 1923 году «Спискам» и сохранившимся монастырским описям, оказалось возможным проследить перемещение икон по монастырским церквам и часовням на протяжении XVIXIX веков.

Икона «Достойно есть», написанная для Спасо-Преображенского собора, в XIX веке была перенесена в часовню во имя святителя Филиппа, построенную в 1857 году. Согласно церковному преданию, славословие Богородице было воспето Архангелом Гавриилом и передано афонским монахам. В X веке оно вошло в чин Литургии святителя Иоанна Златоуста. На Руси было создано символико-аллегорическое изображение, прославляющее Пресвятую Богородицу. Известно, что в середине XVI века подобная икона находилась в Московском Кремле. Соловецкая икона, вероятно, является ее повторением, исполненным московскими мастерами второй половины XVI века.

Соответственно четырем стихам песнопения композиция иконы разделена на четыре клейма-квадрата. В центре каждого из них в сиянии сфер «славы» изображена Пресвятая Богородица. Владычице предстоят славословящие ангелы и святые.

В первом клейме Царица Небесная восседает на престоле с Предвечным Богомладенцем Иисусом Христом на руках; престол окружают ангелы и архангелы, по сторонам – два преподобных; в нижнем ряду – ветхозаветные цари и пророки и апостолы; вверху два летящих ангела держат развернутый свиток с началом славословия: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу».

Во втором клейме Божия Матерь представлена в образе «Великой Панагии» (Всесвятой) с воплощенным Богом Словом на персех; Ее славословят пророки и преподобные; ангелы несут свиток с продолжением песнопения: «Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».

В третьем клейме, соответствующем словам: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим», Пресвятая Богородица с Богомладенцем на руках стоит в сиянии «славы» в окружении девяти чинов бесплотных небесных сил, контурные изображения которых помещены в разноцветных квадратах; внизу представлен собор архангелов и ангелов.

В четвертом клейме, как и в первом, Владычица с Богомладенцем на руках восседает на престоле в окружении ореола с полуфигурами святителей, в верхней части представлены ветхозаветные цари-пророки Давид и Соломон; внизу изображены молящиеся преподобные; два песнописца держат свиток с заключительными словами текста славословия: «Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем».

Создание этого величественного иконописного гимна Божией Матери для местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора, вероятно связано с именем святителя Филиппа, Соловецкого игумена, впоследствии Митрополита Московского и всея Руси, ревностного почитателя Небесной Заступницы.

Икона «Воскресение Христово» («Сошествие во ад»), написанная также во второй половине XVI века для Спасо-Преображенского собора, в XIX веке находилась в кладбищенской церкви во имя преподобного Онуфрия Великого (1822).

В среднике в сияющих золотых одеждах изображен Христос во «славе», выводящий из ада прародителей – Адама и Еву; Спасителя окружают избавленные от тьмы преисподней ветхозаветные цари и пророки; воскрешенные праведники встают из гроба. В клеймах вокруг средника представлены: десять событий Страстей Христовых; праздники, связанные с последними днями земной жизни Спасителя и прообразами всеобщего воскресения: «Вход в Иерусалим», «Воскрешение Лазаря»; события и церковные праздники после Воскресения Христова: «Уверение Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Преполовение Пятидесятницы», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на апостолов» и «Святая Троица». В нижнем ряду помещены два типичных для второй половины XVI века «символико-дидактических» изображения: «София Премудрость Божия», «Во гробе плотски». Писали икону новгородские (или каргопольские) мастера, приглашенные святым игуменом Филиппом для выполнения больших живописных работ в храме.

Две соловецкие иконы второй половины XVI века - «Достойно есть» и 

Значительную часть поступивших в Музей «Московский Кремль» соловецких святынь составляют «пядничные» иконы. Они были постоянным приношением богомольцев из разных городов и весей Русской земли, а также келейными иконами соловецких игуменов, старцев и братии.«Воскресение Христово» ныне находятся в пристенном иконостасе на северной стене Свято-Успенского собора Московского Кремля.

«Пядничный» образ «Явление Богоматери с апостолами преподобному Сергию Радонежскому» был принесен в Соловецкий монастырь, по всей вероятности, во времена игуменства святителя Филиппа. В среде монастырской братии иконы с изображением чудесного явления Пресвятой Богородицы досточтимому учителю монашествующих – преподобному Сергию – были особенно любимы и почитаемы; по их образцу писали «явления» Пречистой и другим святым.

Иконография сложилась в Троице-Сергиевом монастыре и представляет «чудесное посещение» Богородицей в сопровождении апостолов Петра и Иоанна преподобного Сергия. Чудо было явлено незадолго до кончины подвижника, в его келье. Чудо сподобился увидеть и келейник Михей. Однако на соловецкой иконе изображен вариант иконографии, где позади преподобного Сергия представлен его преемник – игумен Никон. Преподобные изображены в молитвенном предстоянии Богоматери. В правой руке Никон держит свиток, знак духовной преемственности. Богоматерь склонила голову к преподобному Сергию. Двуперстное благословение ее правой руки, направленной вниз, означает покровительство и защиту Троицкой обители. Левая рука, протянутая к преподобному Сергию с открытой ладонью, – знак приятия. Чудесное явление осеняется изображенной вверху «Святой Троицей». Поля и фон иконы украшены серебряным басменным золоченым окладом. Не исключено, что заказчиком этой иконы, вероятно написанной в Москве в середине XVI века, был святой игумен Филипп.

Иконы в драгоценных окладах, наполнявшие соловецкие храмы в XVIXVII веках являлись вкладами знатных светских и духовных лиц из Москвы, Новгорода и других городов. В качестве вкладов на помин душ усопших прародителей и сродников, а также на молитвенную память о здравии в монастырь приносили иконы с разнообразными сюжетами, нередко со сложными символико-аллегорическими образами, иллюстрирующими тексты священного писания, церковных песнопений, молитвословий, святоотеческих толкований. Некоторые из них являются уменьшенными списками и вариантами известных икон из соборов Московского Кремля.

В монастырской ризнице хранилась икона «Спас Недреманное око» в серебряном басменном окладе середины XVI века. Сюжет иконы основан на словах Пс 120. 4: «Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля» (этот псалом читается на вседневной полунощнице), соотнесенных со словами из книги Бытия: «Возлег, уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит его?» (Быт 49. 9).

Иконографические особенности соловецкой иконы характерны для XVI века. В центре, на красном ложе, изображен символический образ спящего Иисуса Христа Еммануила. Ему предстоит Пресвятая Богородица и архангел с крестом и процветшей ветвью в руках; сверху к ложу слетает ангел с рипидой в виде крупного цветка. Белый фон иконы заполнен нежными, легкими, полупрозрачными цветами райского сада.

Наряду с традиционными изображениями ветхозаветной Троицы, Благовещения Пресвятой Богородицы и избранных святых на четырехчастной иконе XVII века помещен символический образ «Спас Недреманное Око».

В начале XVII века одним из богомольцев была принесена в Соловецкий монастырь икона с образом Господа Вседержителя и припадающими к Его стопам московскими святителями Петром, Алексеем, Ионой и мучеником Феодором; в облаках – изображения ангелов с орудиями страстей Христовых. Подобную иконографию можно видеть в среднике большой иконы второй половины XVI века из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Она получила название «Спас Смоленский». На кремлевской иконе к стопам Спасителя припадают преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Позднее «Спас Смоленский» изображался с другими чтимыми святыми молитвенниками. На соловецкой «пяднице» Христос благословляет коленопреклоненного мученика Феодора, вероятно, соименного святого того богомольца, по заказу которого была исполнена эта икона.

Несмотря на распространенность в XVIXVII веках символико-аллегорических изображений, самыми многочисленными и излюбленными по-прежнему оставались иконы-списки прославленных образов Божией Матери. В Соловецком собрании музея имеется более 50 «пядничных» икон Пресвятой Богородицы, при этом девять из них – различные списки «Владимирской». На некоторых образах сохранились надписи богомольцев.

Икона Божией Матери «Владимирская» конца XVI века в чеканном серебряном окладе «с камением» в венцах принадлежала старцу Александру Булатникову, «уважаемому царем и всею его фамилиею» собеседнику преподобного Елеазара. Икона была исполнена, вероятно по заказу самого старца. Внизу на левом поле изображен преподобный Пафнутий Боровский, особо чтимый старцем Александром. В 1622 году Александр Булатников стал преемником келаря Троице-Сергиевой лавры, старца Авраамия Палицына, который после многих трудов получил «царское дозволение» удалиться на покой в Соловецкий монастырь. Благоговейно почитая чудотворный Владимирский образ Божией Матери, старец Александр пожертвовал еще один список, богато убранный жемчугом, в Троице- Сергиев монастырь в 1630 году. Вложенная в Соловецкую обитель икона Владимирской Божией Матери также была украшена жемчугом. Как и многие другие Богородичные иконы – Смоленская, Грузинская, Казанская, - она помещалась в створчатом киоте.

Среди «пядничных икон Соловецкого монастыря немало было образов преподобных – основателей прославленных монашеских обителей. «Пядницы приносили в монастырь богомольцы; соловецкие иноки, чтившие святых подвижников, ставили их образы в своих кельях.

Икона преподобного Александра Свирского (XVI век) представляет строгое поясное изображение одного из наиболее почитаемых святых Русского Севера, основавшего в 1487 году обитель на реке Свирь. Русский подвижник, подобно праотцу Аврааму, удостоился явления Святой Троицы. В 1547 году при митрополите Макарии он был причислен к лику святых. Вскоре после этого для Свято-Успенского собора Московского Кремля была создана большая икона преподобного Александра Свирского с житием. Его образ, представленный в среднике иконы, воспроизводили на иконах-«пядницах».

Нередко святые изображались на фоне основанных ими обителей. Некто из богомольцев (вероятно, из Каргополя) принес в Соловецкий монастырь образ преподобного Александра Ошевенского, чтимого на Русском Севере. На иконе второй половины XVIII века святой предстоит в молении Спасу рядом с монастырем, написанным с документальной точностью. Вероятно, этот образ создал местный мастер, хорошо знавший строения Александро-Ошевенской Каргопольской обители.

Самыми многочисленными в Соловецком монастыре были образы преподобных Зосимы и Савватия, изображенных попарно или на отдельных иконах, на фоне монастыря или с обителью в руках. Тысячи подобных икон, написанных в самом монастыре, в его вотчинах и различных иконописных мастерских по монастырскому заказу, раздавались и «променивались» паломникам. Вместе с тем в монастырь поступали «подносные» образы Соловецких чудотворцев в драгоценных окладах, создававшихся по благоволению именитых вкладчиков, игуменов и монастырских старцев. Они находились в храмах и ризнице.

Из Жития соловецких первоначальников известно, что первым образом преподобного Савватия была икона, привезенная в Соловецкий монастырь купцом Иоанном из Новгорода вскоре после перенесения мощей святого в 1465 году из деревни Сороки в обитель. Образ преподобного Зосимы, по монастырскому преданию, написал составитель «Жития» игумен Досифей в первый год по преставлении подвижника. В начале XIX века подлинным «первообразом» Соловецких чудотворцев считали икону, написанную «в 1478 году, в первый год по преставлении Преп.Зосимы».

Вывезенная в 1923 году из Свято-Троицкого собора икона «Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие», в чеканном позолоченном серебряном окладе, с цатами (цата Зосимы не сохранилась) и венцами, украшенными жемчугом, XVI века может быть отождествлена с той самой иконой, которая почиталась как «первописанная». Об этом свидетельствует «летопись» начала XIX века – резная надпись на прикрепленной к иконе металлической пластине. Есть предположение, что сохранившаяся икона была создана при святом игумене Филиппе, заботившемся о почитании Соловецких первоначальников. Заменив утраченную древнюю икону чудотворцев, этот образ стал чтимой монастырской святыней.

В 1540-е годы престарелый игумен Соловецкого монастыря Алексий избрал своим преемником инока Филиппа (Колычева). Предчувствуя близость кончины, он попросил Филиппа принять игуменство. Когда силы старца несколько восстановились, он продолжил управление обителью. Незадолго до своей смерти игумен Алексий вновь призвал Филиппа к начальствованию.

К первому периоду игуменства святителя Филиппа относится создание двух житийных икон преподобных Зосимы и Савватия. Соловецкие чудотворцы благоговейно чтили Пресвятую Богородицу. На житийных иконах, написанных по заказу святителя Филиппа, святые первоначальники вместе с коленопреклоненной братией молятся Божией Матери о покровительстве обители. Образцом этой новой иконографии послужила чтимая в Москве икона Пресвятой Богородицы «Моление о народе» (в современной литературе подобные иконы называются «Богоматерь Боголюбская»).

Первая икона находится ныне в пристенном иконостасе на северной стороне Успенского собора Московского Кремля. В среднике изображен Соловецкий остров, омываемый водами Белого моря. Слева, покрывая собою весь остров от одного края до другого, представлена Божия Матерь, держащая в руке раскрытый свиток с текстом молитвы. Ее Лик и молитвенный жест правой руки обращены к Господу Вседержителю, изображенному в сегменте неба. Христос благословляет Пресвятую Богородицу; в Его левой руке – также развернутый свиток с текстом: Он передает благословение Царице Небесной и через Ее ходатайство – Соловецким чудотворцам с монастырской братией, всей Соловецкой обители.

Преподобные Зосима и Савватий с коленопреклоненными иноками изображены на фоне белых храмов – прообразов будущих каменных строений обители. Средник окружает «летопись», которая сообщает о создании икон («Написаны бысть иконы сии…) в 7053 (1545) году при игумене Филиппе.

На широких полях расположены 29 клейм, повествующих о деяниях и подвигах Соловецких первоначальников. Внизу помещены три крупных дополнительных «приточных» клейма, содержание которых связано с духовными подвигами монахов, преодолевающих искушения сатаны и соблазны мира ради достижения райских обителей Небесного Царства.

Вторая икона в основном повторяет первую, она несколько меньше по размеру и на ней нет «приточных» клейм. Из надписей, помещенных вокруг средников обеих икон, следует, что они создавались как парные. Согласно описи 1549 (1566) года, обе иконы стояли в киотах у гробниц преподобных Зосимы и Савватия, находящихся в деревянной церкви святителя Николая.

В 1566 году после освящения главного престола нового Спасо-Преображенского собора была освящена его придельная церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия; сюда перенесли их святые мощи. Большую житийную икону чудотворцев вновь поставили к их гробницам, а меньшую поместили в местный ряд иконостаса придела во имя Михаила Архангела.

С течением веков иконы потемнели, покрылись копотью. Первую икону перенесли в часовню «Чудо просфоры». Вторая икона в XIX веке находилась в Свято-Троицком соборе, где после 1862 года покоились святые мощи преподобных Зосимы и Савватия.

  • 1 июня 2003 г.

    Сборник Сохраненные святыни Соловецкого монастыря

    Сборник научных статей, посвященных вопросам сохранения и изучения Соловецких святынь в Музее-заповеднике «Московский Кремль»: Крылова Л. Н. Николай Николаевич Померанцев. Жизнь и деятельность (по документам личного архива) / Макарий (Веретенников), архим. Святитель Макарий и Соловецкий монастырь / Гордеева И. Н. Иконы из соловецкого собрания, раскрытые реставраторами Музеев Московского Кремля / Мельник А. Г. Местные ряды иконостасов в храмах Соловецкого монастыря XVI в. / Кудрявцев А. Г. Серебряные доски работы гамбургского мастера для рак преподобных Зосимы и Савватия / Буров В. А. Итоги археологического исследования в Новобратском корпусе Соловецкого монастыря / Игошев В. В. О типе двух древнейших кадил из Соловецкого монастыря / Крушельницкая Е. В. Библиотека Соловецкого монастыря по монастырским описям XVIXVIII веков. Системы хранения и их формирование / Вилкова М. В. Надгробные покровы на раку святителя Филиппа / Борисова Т. С. Псалтирь преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца / Герасимов Т. Я. Опыт реставрации столбца первой половины XVII века из Ризничной коллекции грамот Соловецкого монастыря / Левина Х. В. Напрестольная сень из Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря / Борисова Т. С. Икона с панорамным изображением Соловецкого монастыря XVII в.

  • 1 июня 2001 г.

    Моршакова Е., Тутова Т. Соловецкие святыни в Московском Кремле

    «Будем считать в истории Соловецкого монастыря исторически значительным все, что так или иначе отразилось в русском историческом процессе и что в свою очередь восприняло ведущие тенденции этого процесса, выразило собой эпоху и ее культуру». Эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачева об истории одной из крупнейших русских обителей – Спасо-Преображенском Соловецком монастыре – могли бы стать эпиграфом к выставке «Сохраненные святыни Соловецкого монастыря», которая была открыта в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Московский Кремль» в августе-сентябре этого года. На выставке экспонировалось около ста памятников истории и культуры из богатейшего соловецкого собрания, которое хранится в Московском Кремле. Каждый из экспонатов выставки предстал во всей многосложности своего значения, зримо свидетельствуя и об истории северной обители, и о людях, имена которых связаны с тем или иным памятником, – заказчиках, владельцах, мастерах и художниках, и о разных гранях истории нашего Отечества.