Соловецкие лагерь и тюрьма

В мае 1920 года монастырь был закрыт, и вскоре на Соловках были созданы две организации: лагерь принудительных работ для заключения военнопленных Гражданской войны и лиц, осужденных на принудительные работы, и совхоз «Соловки». На момент закрытия монастыря в нем проживали 571 человек (246 монахов, 154 послушника и 171 трудник). Часть из них покинули острова, но почти половина остались, и они стали работать вольнонаемными в совхозе.

После 1917 года новые власти стали рассматривать богатый Соловецкий монастырь как источник материальных ценностей, многочисленные комиссии беспощадно разоряли его. Одна только Комиссия помощи голодающим в 1922 году вывезла 84 с лишним пуда серебра, почти 10 фунтов золота, 1988 драгоценных камней. При этом варварски обдирались оклады с икон, выковыривались из митр и облачений драгоценные камни. К счастью, благодаря сотрудникам Наркомпроса Н. Н. Померанцеву, П. Д. Барановскому, Б. Н. Моласу, А. В. Лядову, удалось вывезти в центральные музеи многие бесценные памятники из монастырской ризницы.

В конце мая 1923 года на территории монастыря произошел очень сильный пожар, который продолжался три дня и нанес непоправимый ущерб многим древним сооружениям монастыря.

В начале лета 1923 года Соловецкие острова были переданы ОГПУ, и здесь организовали Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН). Лагерю были переданы почти все постройки и угодья монастыря, было принято решение «признать необходимым ликвидацию всех находящихся в Соловецком монастыре церквей, считать возможным использование церковных зданий для жилья, считаясь с остротой жилищного положения на острове».

7 июня 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Вначале все заключенные мужчины содержались на территории монастыря, а женщины – в деревянной Архангельской гостинице, но очень скоро лагерем были заняты все монастырские скиты, пустыни и тони. А уже через два года лагерь «выплеснулся» на материк и к концу 20-х годов занял огромные пространства Кольского полуострова и Карелии, а сами Соловки стали лишь одним из 12 отделений этого лагеря, игравшего заметную роль в системе ГУЛАГ.

За время существования лагерь претерпел несколько реорганизаций. С 1934 года Соловки стали VIII отделением Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году реорганизованы в Соловецкую тюрьму ГУГБ НКВД, которая была закрыта в самом конце 1939 года.

За 16 лет существования на Соловках лагеря и тюрьмы через острова прошли десятки тысяч заключенных, среди которых представители известных дворянских фамилий и интеллигенции, крупные ученые самых разных отраслей знаний, военные, крестьяне, писатели, художники, поэты. Соловки стали местом ссылки многих иерархов, священнослужителей, монашествующих Русской Православной Церкви и мирян, пострадавших за веру Христову. В лагере они были примером истинного христианского милосердия, нестяжательства, доброты и душевного спокойствия. Даже в самых тяжелых условиях священники до конца старались исполнить свой пастырский долг, оказывая духовную и материальную помощь тем, кто находился рядом.

На сегодня нам известны имена более 80 митрополитов, архиепископов и епископов, более 400 иеромонахов и приходских священников – узников Соловков. Многие их них скончались на островах от болезней и голода или были расстреляны в Соловецкой тюрьме, другие погибли позднее. На Юбилейном Соборе 2000 года и позднее, около 60 из них были прославлены для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Среди них такие выдающиеся иерархи и деятели Русской Православной Церкви, как священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковский († 1937), Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский († 1929), Петр (Зверев), архиепископ Воронежский († 1929), Прокопий (Титов), архиепископ Одесский и Херсонский († 1937), Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий († 1937), священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский († 1962), мученик Иоанн Попов, профессор Московской духовной академии († 1938) и многие другие.

  • 16 февраля 2016 г.

    Михайлова В. Жизненные правила протоиерея Анатолия Правдолюбова

    16 февраля 2016 года исполняется 35 лет со дня кончины замечательного рязанца – протоиерея Анатолия Сергеевича Правдолюбова – духовного композитора, талантливого писателя, опытного духовника и проповедника, узника СЛОНа.

  • 7 февраля 2016 г.

    Добрянская И. В. Духовный путь Дмитрия Сергеевича Лихачева

    28 ноября 2016 года, в первый день Рождественского поста, исполняется 110 лет со дня рождения академика Российской Академии наук Дмитрия Сергеевича Лихачева. А кончина его земной жизни последовала 30 сентября 1999 года, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и блаженной матери их Софии. Прожив без малого 93 года, этот великий русский ученый стал свидетелем практически всего XX века. 2006 год был объявлен в России «Годом Лихачева», и на всех уровнях проводились мероприятия, посвященные 100-летию со дня его рождения. И сегодня мы попытаемся обратиться к светлому духовному жизненному пути Дмитрия Сергеевича Лихачёва, чтобы напитать свою память высокими нравственными идеалами, которые великий учёный пронёс через всю свою столь долгую и столь насыщенную, неимоверно яркую, как факел, жизнь.

  • 24 января 2016 г.

    Гришин Г. Прикосновение к великому

    24 декабря 2015 г. в Москве, на Арбате, в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева» состоялась презентация книг, посвященных жизни и творчеству Павла Александровича Флоренского – священника, ученого, философа.

  • 27 ноября 2015 г.

    Кузьмина О. Тайна Дмитрия Лихачева

    28 ноября 1906 года родился Дмитрий Лихачев. Для одних людей он стал символом интеллигентности и нравственным эталоном общества, другие откровенно недолюбливали академика. Но каким он был, не знал никто…

  • 30 октября 2015 г.

    Курзенева Е. В тени полярного Освенцима

    Кажется, такого не может быть. Чтобы в доме на Сельдяном мысу, мимо которого проходишь каждый день, располагался страшный женский барак, где вместе томились приближённые императорского двора, вывезенные из монастырей монахини и профессиональные проститутки. И чтобы фундамент главного здания посёлка, где сейчас располагаются администрация, полиция, библиотека, поликлиника, был построен из плит, снятых с монашеских могил…

  • 2 октября 2015 г.

    Гудим-Левкович Г. «Не мир тесен, но прослойка тонкая…» (Светлой памяти Антонины Алексеевны Сошиной)

    4 августа 2013 года ушла из жизни Антонина Сошина – необычайно добрый, сердечный и светлый человек. В 2012 году нам посчастливилось познакомиться с Антониной Алексеевной на Соловках и записать с ней большое интервью. Текст был вычитан, одобрен и даже сверстан для печати, но по независящим от автора причинам не вышел в свет. Эту публикацию мы посвящаем светлой памяти Антонины Алексеевны Сошиной.

  • 13 августа 2015 г.

    Ирха Е. «На память…»

    В свое время почтовых фотооткрыток с видами Соловков, как наборов, так и одиночных, выпускалось множество – до 1917 года и начиная с 1966-го. До революции – для многочисленных паломников, а с 1960-х годов – для столь же многочисленных туристов.

  • 1 августа 2015 г.

    К итогам научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей»

    С 13 по 15 июля 2015 года на Соловках проходила научно-практическая конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», организованная Соловецким музеем-заповедником, Соловецким монастырем, Товариществом северного мореходства и Правительством Архангельской области.

  • 31 июля 2015 г.

    История страны в судьбах узников Соловецких лагерей

    Видео-сюжет о научно-практической конференции «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей», которая проходила на Соловках 13–14 июля 2015 г.

  • 22 июля 2015 г.

    Наконечная А. СЛОН: люди, лица

    В середине июля на Соловках прошла конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей». Почти все доклады рассказывали о новых находках из жизни СЛОНа, который впоследствии был переименован в УСЛОН, а затем в ИТЛ. Интересно, что некоторые доклады были сделаны потомками о своих дедах.