Кресторезная мастерская

Что мы делаем на Соловках?

Две тысячи лет – это только та история, которая была ознаменована крестоношением Спасителя. На самом же деле история креста гораздо глубже, гораздо древнее. Есть прообразы креста в виде жезла Моисея, которым он осенил воды, и израильтяне перешли через Мертвое море. Авраам нес хворост для приношения Исаака в жертву, – это тоже образ креста. Хворост он нес на плечах, сам он – как вертикальная перекладина, а дрова – как горизонтальная перекладина. Образ креста – древо спасения – Ноев ковчег. И также мы находим изображение креста в других цивилизациях.

Есть такое изречение, что промысел Божий был настолько глубок, что он предуготовлял появление креста на земле в разных цивилизациях, в разных народах, в разных образах и видах. А потом уже он появляется как виселица, как орудие для казни. И после распятия Иисуса Христа на самом кресте он освещается как символ спасения для христиан. А его духовный смысл, богословие креста, раскрывается в подвигах мучеников, исповедников, подвижников.

Интересно, что на Соловках было очень много крестов. На всем пространстве Севера, в тех местах, где христианство осваивало Север, везде стояли кресты: на перекрестьях дорог, на морских путях, на возвышенностях. Это был символ, который освящал пространство, направлял людей, – по нему же можно ориентироваться, в лесу, например. Сам перекресток дороги есть тоже символ креста, пересечение. Это место, где человек испытывает некое сомнение, куда идти. Также это некая мера пройденного пути, где человек останавливается, совершает молитву, успокаивается, принимает решение, приходит в определенное состояние, укрепляется и движется дальше. Считается, что на Руси первый крест был установлен апостолом Андреем Первозванным на Киевских горах, в знак того, что Русь православит - правильно славит Христа. На этом месте сейчас Киево- Печерская лавра.

В традиции кресторезания все символично. Сруб, так называемый рундук, который удерживает крест, символизирует, что Иисуса Христа распяли на горе Голгофа. Мы ничего не придумываем, у нас нет такого дерзновения, мы повторяем те кресты, которые были сделаны когда-то. Конечно, тексты систематизируем, обобщаем, но все это материал, который был в древнехристианской традиции. Свобода проявляется несколько в другом, что ты обдумываешь саму структуру креста, как что размещать, в каком порядке; какие-то декоративные элементы. Когда само бревно размечаешь, делаешь крест из круглого бревна, он получается в определенных геометрических формах, и эти формы мы так пилим, что бревно меняется постоянно, здесь шире, там уже, по всей длине. Получается, что один и тот же рисунок надо вписывать в разные размеры, он переходит, перетекает на другую сторону бревна. То есть здесь так много разных интересных моментов творчества. Изображение креста в его разных видах – это наука ставрография, графика креста. И ставрология – это сущность креста, смыслы, которыми он наполняется. Есть богословие креста. Каждый крест богословски цельный, наполнен определенной темой. Крест победительный, крест святилен, крест тропарион, крест милостивый (элеймон на греческом). Это очень древняя традиция – посвящать крест одной теме. Эту тему нужно в нем выразить, и по смыслу крест должен эту тему показать. Это ставрология креста. Есть археология, есть история креста в Священном Писании. Все это отдельные науки, которые нам приходится вместе соединять и систематизировать. Так что тема креста очень глубокая. Богословы считают, что если понять смысл креста, то поймешь и Ветхий Завет, и Новый Завет. Крест есть ключ к пониманию и Ветхого, и Нового Завета. Это понял даже разбойник, который через крест в рай попал.

Мы за время работы пришли к выводу, что существует два креста. Один Крест – на котором был распят Христос, а все остальные кресты – напоминают об этом кресте. Так мы классифицируем. Есть формы, которые пытаются растолковать что-то, пояснить какие-то богословские смыслы. Символы – они и существуют для того, чтобы нам легче было перейти от земли к небу.

Георгий Кожокарь, кресторезных дел мастер

Вехи истории Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря

21 января 1990 года впервые после лагерного времени на Соловках была отслужена Божественная литургия. Совершил ее игумен Герман в жилой квартире в здании бывшей Биологической станции на Сельдяном мысу. Теперь именно в этом здании работает монастырская Кресторезная мастерская.

21 августа 1992 года, когда в обитель возвращались мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, был установлен первый поклонный крест у подножия Секирной горы – у лестницы, ведущей к Свято-Вознесенскому скиту. Это стало началом деятельности Мастерской.

Образцом послужил один из обретенных – во время специально предпринятой экспедиции по островам было найдено около 30 крестов. В результате спроектировали и вырезали семиметровый крест на Голгофе со срубом, с копием и тростью. Его освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

За двадцатилетний период Кресторезной мастерской было установлено 25 крестов  от 6 до 12 метров как в России, так и за рубежом. В предстоящий праздник Крестовоздвижения в Самаре будет установлен 26-й поклонный крест.

В 2004 году был установлен крест в бухте Благополучия на том самом месте, где и ранее стоял крест, поставленный братией монастыря. На нем вырезаны более 170 изречений о кресте, он двусторонний, – читается как со стороны моря, так и со стороны монастыря. Высота креста около 9 метров.

Один из наиболее памятных крестов – это Бутовский крест, на котором выполнено около 30 кв м резьбы. 25 июля 2007 года от соловецкой пристани начался водный крестный ход Соловки-Бутово. 12-метровый поклонный крест отправился в Москву Его везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по водно-транспортным путям, созданным руками заключенных. Чин освящения креста совершил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Бронницкий Амвросий, специально прибывший для этого на Соловки. На Бутовском полигоне крест был установлен 7-го и освящен 8 августа, в день начала массовых расстрелов, прокатившихся по всей стране в 1937 году. Соловецкий крест связал два наиболее памятных места крестных страданий российских новомучеников.

Несколько лет именно на Крестовоздвижение мастерская устанавливает крест, – начиная с Валаама, где  в 2008 году был установлен 12-метровый крест на о. Чаячьем напротив Никольского скита. Это произошло в праздник прямо перед Всенощным бдением.

На следующий год было установлено два креста в один день: 7-ми и 9-метровый. Один в НовоГлаголево под Москвой, а другой в поселке Саперный рядом с Приозерском в Ленинградской области. Так началась традиция воздвигать крест на Крестовоздвижение.

Также мастерская создала крест для общины русских поморов в Норвегии, который они установили на своем кладбище. Были сделаны реконструкции намогильного и поклонного крестов, а также изготовлен дарственный крест от братии Соловецкого монастыря православной общине города Вардье.

Мастерская изготавливаются два типа крестов: поклонные большие и малые кресты, которые размещались традиционно над входом в дом, в помещение по четырем сторонам света, в молитвенном углу и т.д.

Электронный адрес Кресторезной мастерской Соловецкого монастыря: stavruss@gmail.com

Фотогалерея Кресторезной мастерской

  • 13 июля 2016 г.

    Кожокарь Г.Г. Крест. Школа отца Иоанна

    Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) стоит у истоков возрождения Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. Именно к нему за благословением и советами приезжали первые насельники обители. Он же благословил и создание Соловецкой кресторезной мастерской. Сегодня в день тезоименитства отца Иоанна о нем вспоминает главный кресторез Соловков Георгий Георгиевич Кожокарь

  • 29 сентября 2015 г.

    Кожокарь Г.Г. Рождение Креста

    Личность Георгия Кожокаря, который много лет живёт на архипелаге и возглавляет кресторезную мастерскую, привлекает не только своей историей, но и особым отношением к выбранному делу. Газета «Северный рабочий» публикует интервью с ним о вере, смысле существования и символизме традиции кресторезания.

  • 10 сентября 2015 г.

    Кожокарь Г.Г. Взнести свой крест

    Изготовление креста – особое искусство, которым в совершенстве владели древние русские зодчие, – в конце минувшего и начале этого века энтузиастам пришлось восстанавливать практически с нуля. Один из таких подвижников – руководитель кресторезной мастерской Соловецкого монастыря Георгий Кожокарь.

  • 22 июля 2015 г.

    Кожокарь Г.Г. На Соловках я увидел, как земля стала храмом

    Монолог Георгия Кожокаря – кресторезных дел мастера, который работает на Сельдяном мысу Большого Соловецкого острова в мастерской Соловецкого монастыря корреспонденту газеты «Правда севера».

  • 21 ноября 2013 г.

    Кожокарь Г.Г. Крест – мучеников похвала

    Возрождая церковное искусство минувших веков, век нынешний, вероятно, полагает, что все старинные формы уже открыты, изучены, многократно повторены… Ан нет. Что мы знаем, например, о небольших деревянных крестах, которыми наши предки освящали храмы и часовни, дома и амбары, дороги и кладбища? Кресты эти зачастую имели весьма непривычные для современного взора формы…

  • 5 июня 2013 г.

    Крест – мучеников похвала

    1 июня 2013 года, в день празднования Собора Бутовских Новомучеников, на Бутовском полигоне открылась выставка «Крест – мучеников похвала».

  • 24 февраля 2013 г.

    Особенный человек

    На Соловках для приезжего все необычно, но даже среди местных Георгий Кожокарь считается человеком особенным. Он резчик по дереву, 23 года живет на Соловках и вырезает уникальные обетные, поклонные и памятные кресты. Его мастерская пока единственная в России.

  • 5 октября 2012 г.

    «Крест, красота Церковная»

    27 сентября, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, на территории самарского храма во имя мученика Иоанна Воина был установлен и освящен большой Поклонный крест, изготовленный и доставленный в Самару соловецкими мастерами.

  • 19 сентября 2012 г.

    Кожокарь Г.Г. Каждому свой крест

    Георгий Кожокарь – об уникальной кресторезной мастерской на Соловках, свидетелях истории и промысле Божием.

  • 3 сентября 2012 г.

    Кожокарь Г.Г. От исследования – к производству

    Форма нательного креста наполнена глубокой символикой. Отрадно, когда разработке модели предшествует серьезная исследовательская работа, когда в основу производства кладется изучение исторического и богословского материала. Подобная работа сегодня ведется на Соловках. До недавнего времени здесь создавались лишь деревянные кресты – главным образом поклонные. Один из самых известных – 12-метровый крест, установленный на месте массовых расстрелов невинных жертв – на Бутовском полигоне на окраине Москвы, близ храма Святых Новомучеников и исповедников Российских. Сегодня же в обители начато производство серебряных нательных крестиков. Об этом важном начинании нашим читателям рассказал Георгий Георгиевич Кожокарь – руководитель Соловецкой кресторезной мастерской.