Мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев

Из истории дореволюционной обители

Святые мощи первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы и Савватия, ко времени церковного прославления угодников Божиих на Московском соборе 1547 года находились в монастыре.

В Соловецкую обитель в 1465 году, при игумене Зосиме, были перенесены из селения Сорока мощи преподобного Савватия. Мощи были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный Зосима, почивший в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора.

8 / 21 августа 1566 года святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были перенесены во вновь построенный каменный Спасо-Преображенский собор и поставлены в приделе, освященном в их честь.

Мощи преподобного Германа были перенесены в обитель в 1484 году из веси Ховроньиной на Свири и положены рядом с мощами преподобного Савватия.

Церковное почитание преподобного Германа установлено в 1692 году.

Святые мощи угодника Божия с 1860 года почивали под спудом в церкви, освященной во имя его.

В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, святые мощи преподобных Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе и находились там до закрытия монастыря в 1920 году. 

В 1925 году мощи святых были вскрыты, но 1939 года оставались на территории монастыря и помещались в антирелигиозном музее. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма.

С 1989 г. в Государственном музее истории религии ведется отбор и передача предметов богослужебного назначения по просьбам различных религиозных объединений и общин. К настоящему, прежде всего во вновь открытые храмы и монастыри Санкт-Петербургской епархии, музеем передано более 3000 икон и богослужебных предметов.

Об обретении мощей святых в Казанском соборе Санкт-Петербурга [1]

В первую очередь передаются реликвии, имеющие сугубо религиозный характер и пользующиеся особым почитанием верующих. В Православной Церкви к таким иконам относятся мощи святых. Автор этих строк - убежденный сторонник полного и безусловного возвращения Церкви святых мощей, изъятых вовремя кощунственной кампании начала 1920-х годов и позднейших гонений на Церковь. Я был инициатором и участником всех состоявшихся передач Православной Церкви мощей, хранившихся в музее. Как известно, по православной традиции почитаются как полные мощи святых, так и частицы мощей.

В музее истории религии, как и в некоторых других музеях России долгое время хранились мощехранительные иконы и ковчеги с частицами мощей различных святых. Часть этих реликвий сейчас передана Церкви, например, мощехранительная икона влмч. Пантелеймона - в Санкт-Петербургское подворье Валаамского монастыря, мощехранительная икона прп. Серафима Саровского - в церковь Владимирской иконы Божией Матери, мощехранительная икона свт. Петра, митрополита Московского - в СПб подворье Оптиной пустыни, мощехранительная икона свт. Патриарха Гермогена - в Троицкий собор на Измайловском проспекте. Но наибольшее значение, конечно, имело возвращение Православной Церкви полных мощей чтимых ею угодников.

Первым таким актом была передача Церкви святых мощей бл. кн. Александра Невского. От хранителя фонда православного искусства я располагал информацией, что они находятся в хранилищах музея, и по моей просьбе хранитель показал мне ковчег с мощами. Это был небольшой кипарисовый ларец с надписью на верхней крышке «Останки святых мощей благоверного князя Александра Невского. Перенесены в сей ковчег 24 июля 1917 г.» Размеры ковчега и надпись на нем соответствовали тому историческому факту, что мощи Александра Невского горели при пожаре во Владимире и уже давно именовались «останками мощей». Ящик имел две медные ручки по бокам, был перевязан веревкой и опечатан сургучной печатью. Когда я попытался выяснить, в какое время и как поступил в музей этот ковчег, оказалось, что никакой документации об этом не имеется. Здесь я впервые столкнулся с фактом, который впоследствии получил подтверждение: к хранению изъятых у Церкви мощей было особое отношение. Иконы и богослужебные предметы, находящиеся в музее (в частности, в Музее истории религии), занесены в музейные описи; как правило, известно время и источник их поступления в музей. Что же, касается мощей, то здесь правилом будет уже отсутствие упоминания о них в музейных описях, как будто их вообще нет. Я думаю, мощей, глубоко почитаемых верующими, боялись, и существовали, очевидно, негласные инструкции соответствующих органов, чтобы как можно меньше людей знало, где они находятся. Скорее всего, мощи св. кн. Александра Невского после изъятия их из Троицкого собора Александра-Невской лавры 15 ноября 1922 года какое-то время находились в органах ОГПУ, а затем были переданы в музей. Правда, это лишь предположение, ибо, повторю, никаких документов пока не обнаружено, а скорее всего, их просто не было сознательно. Я предложил дирекции вернуть Церкви ее великую святыню. И очевидно, Провидение решило, что время для этого уже настало, ибо через короткое время епархия обратилась в музей с просьбой дать информацию, хранятся ли в нем мощи св. Александра Невского. Мы дали положительный ответ и выразили готовность их передать. Одновременно я предложил передать Церкви еще одну ее святыню, которая, как я выяснил, тоже находилась в фондах музея, и которую я осмотрел: святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев. Что касается их святых мощей, то здесь был редкий случай, когда имелась документация, разъясняющая: откуда и когда они поступили в музей.

В 1946 году в Музей истории религии была передана большая часть фондов упраздненного так называемого Центрального антирелигиозгного музея в Москве (ЦАМ). Оттуда поступили и святые мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа. В инвентарных книгах ЦАМа, хранящихся в Музее истории религии, отмечено, что мощи происходят из Соловецкого монастыря (акт № 401 от 19.01.1940 г. Ст. 27581, 27582, 27583). Где они были до поступления в ЦАМ, правда, не указано; я думаю - также в органах ОГПУ-НКВД. Мощи были упакованы в три больших бумажных свертка, где находились также кожаные туфли прп. Зосимы, остатки суконной одежды и кожа от туфель прп. Германа. Мощи прп. Германа кроме бумаги были завернуты в воздух и кусок голубой парчи.

В апреле 1989 года мощи святого Александра Невского и мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких были одновременно предъявлены церковной комиссии во главе с митрополитом Алексием (ныне почившим Патриархом Московским и всея Руси). В комиссию также входили также представители духовенства Ленинградской епархии. Вскрыв ковчег с мощами Александра Невского, комиссия обнаружила останки обгорелых мощей, часть схимы, в которой был похоронен благоверный князь, два атласных плата, шелковую пелену и две шелковые подушечки. Ковчег и его содержимое полностью соответствовали описаниям, содержащимся в акте об изъятиях мощей в 1922 году, который находился у комиссии.

Комиссия также осмотрела мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. У мощей святых угодников был совершен молебен. В июне 1989 года состоялась торжественная передача Русской Православной Церкви мощей святого благоверного Александра Невского, а в июне 1990 года - мощей святых прпп. Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

После этого я был уверен, что все полные мощи святых, хранившиеся в музее, возвращены Церкви. Однако Богу было угодно спустя некоторое время явить чудо, которым стало открытие мощей святого Серафима Саровского. В отличие от мощей святых Александра Невского, Зосимы, Савватия и Германа Соловецких о существовании в музее никто не подозревал. В данном случае мы имеем дело с подлинным вторым обретением мощей преподобного Серафима.

Произошло это так. В начале ноября 1990 года группа научных сотрудников и реставраторов, в том числе автор этих строк, проводила в одном из хранилищ отбор предметов для передачи Церкви. И вот, в дальнем углу хранилища наше внимание обратил на себя прямоугольный предмет длиной свыше полутора метров, обшитый грубой тканью. По виду предмет напоминал деталь мебели и, очевидно, поэтому до сих пор он не привлекал внимания. Однако на этот раз проверка велась особенно тщательно, и один из сотрудников моего отдела Е.М. Лучшев предложил посмотреть, что внутри. Отпороли край ткани, и стало ясно: перед нами мощи. Через некоторое время я, в присутствии Е.М. Лучшева, провел их предварительное освидетельствование. На деревянном прямоугольном постаменте под слоем марли и ваты лежали полные мощи с сохранившимися белыми порыжевшими волосами и бородой. На голове была черная скуфья с круглой прорезью, которая, как известно, делается, чтобы верующие прикладывались к мощам. На груди покоился медный наперстный крест в серебряной оправе. На сложенных на груди руках - поручи и белые атласные рукавички, на которых золотом было вышито: на одной - «Святый отче Серафиме!», на другой - «моли Бога о нас». Прочитав это, я понял, что мы присутствуем при одном из важнейших событий в жизни Русской Православной Церкви ХХ века - втором обретении мощей великого угодника Божия, святого Серафима Саровского. О том, что это именно так, свидетельствовал текст молитвы на рукавчиках: известно, что Православная церковь на тот момент> среди Серафимов чтит только одного - Саровского. Медный крест на груди известен из жития преподобного Серафима: это крест, которым благословила его мать в начале его подвижнического пути и с которым он не расставался. А в поручах, что обнаружены были на руках преподобного Серафима, и епитрахили он принимал приходящих к нему за благословением и советом посетителей.

Но, естественно, окончательное слово в вопросе опознания святых мощей могло принадлежать только Церкви. После моего сообщения дирекция музея поставила в известность о находке Патриарха Алексия II. Через некоторое время в музей прибыла назначенная Патриархом комиссия в составе секретаря Патриарха епископа Тамбовского Евгения (Саровская пустынь раньше находилась в пределах Тамбовской епархии). На основании детального освидетельствования и сравнения его результатов с копиями актов о закрытии мощей прп. Серафима в 1922 году (эти документы имелись у представителей комиссии) комиссия пришла к единодушному выводу: «Сомнений быть не может. Это действительно мощи святого Серафима Саровского, судьба которых долгие годы была неизвестна».

Каким образом мощи прп. Серафима оказались в Петербурге в Музее истории религии? Точно ответить на этот вопрос пока невозможно, как уже говорилось - никаких документов об этом нет. Но с большой степенью вероятности представители Церкви и сотрудники музея предполагают, что эти мощи были привезены сюда в 1946 года из ЦАМа. Однако, в отличие от мощей святых Соловецких угодников, - совершенно тайно, без всякого упоминания в описях. Почему так произошло, сказать трудно: возможно, из-за особого почитания преподобного Серафима особенно боялись какой-либо утечки информации о его мощах. В январе 1991 года состоялась торжественная передача Церкви мощей прп. Серафима Саровского - событие, глубоко отозвавшееся в сердцах православных русских верующих.

Однако и на этой история с обретением мощей святых под сводами Казанского собора не закончилась. Через некоторое время инженерной группой, обследовавшей состояние перекрытий, были найдены еще одни, на этот раз закопанные мощи. Инженерам об этом сообщила дочь рабочего музея, который закопал их здесь в 1960-х годах, когда во время эпидемии тогдашняя комендант музея велела их куда-нибудь убрать. На этот раз о находке сообщили сначала в епархию, а потом - в дирекцию музея. Мощи, о которых тоже никаких упоминаний в музейных описях не было, решили перевезти сначала в алтарь Спасо-Преображенского собора в Петербурге. Большая комиссия, в которую входил и я, развернула ткань, в которую было плотно упаковано тело, и перед нами предстали нетленные мощи. После долгой работы церковная комиссия пришла к выводу, что это мощи свт. Иоасафа Белгородского. Я предполагаю, что эти мощи также попали в музей из ЦАМа. Для этого имеется ряд хотя и не прямых, но косвенных доказательств.

Не знаю, завершилась ли на этом история обретения мощей в Казанском соборе. Некоторые верующие обращались ко мне и говорили, что, возможно, здесь находятся мощи преподобного Александра Свирского, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Так это или не так, я не знаю, но документов об этом в музее нет. Пути Господни неисповедимы, но я уверен, что когда-нибудь мощи всех святых угодников вновь возвратятся к православным верующим.

С.Н. Павлов научн. сотр. Гос. музея истории религии

Перенесение святых мощей Соловецких чудотворцев из Санкт-Петербурга в Соловецкую обитель в августе 1992 г. [2]

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви 25 октября 1990 года совершилось долгожданное открытие Соловецкого монастыря. Знаменательным для обители стал 1992 год. 9 февраля наместником Соловецкого монастыря был назначен игумен (ныне, находящийся на покое, архимандрит) Иосиф (Братищев). Главной заботой соловецкого наместника стало возвращение святых мощей первоначальников обители.

19 августа 1992 года, в праздник Преображения Господня, когда на Соловках совершалась первая после открытия монастыря Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе, Патриарх Алексий II молился в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

«Множество петербуржцев пришли проститься с преподобными Соловецкими чудотворцами, покидавшими град Святого Петра и возвращавшимися в родную обитель. Весь день не иссякал поток молящихся у гробницы преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

В 16 часов, после торжественного молебна, Святейший Патриарх Алексий, митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, епископ Истринский Арсений (ныне архиепископ) и духовенство Санкт-Петербургской епархии крестным ходом при огромном стечении молящихся перенесли мощи преподобных ко Святым вратам лавры» [3].

Святые мощи были препровождены в аэропорт «Пулково» и в сопровождении Святейшего Патриарха прибыли в Архангельск. Из аэропорта «Талаги» мощи преподобных были доставлены улицами Архангельска к берегам Северной Двины. Вечером тысячи православных горожан собрались на главной пристани Архангельска, чтобы поклониться святым угодникам Соловецким.

После краткого приветствия Патриарха Алексия и молебна перед дальним путешествием раки с мощами преподобных были перенесены на теплоход «Борис Пастернак».


И снова, как много веков назад, водами Белого, Студеного, моря возвращались преподобные Зосима, Савватий и Герман в родную обитель. Из Архангельска святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий, епископы Архангельский и Мурманский Пантелеймон, Истринский Арсений, Владимирский и Суздальский Евлогий, а также многочисленное священство и приглашенные участники торжеств.

Утром 20 августа морские суда «Борис Пастернак» и «Алушта» встали на рейд у Большого Соловецкого острова. Сотни паломников и жителей Соловков ожидали на монастырской пристани возвращения мощей преподобных.Во время морского путешествия не стихали молитвы и песнопения у мощей преподобных угодников Божиих, всю ночь духовенство читало акафист Соловецким чудотворцам.

С иконами и хоругвями встречали своего священноархимандрита Святейшего Патриарха Алексия II насельники обители во главе с наместником Соловецкого ставропигиального монастыря игуменом Иосифом.

В полдень катер «Беломорец» доставил раки с мощами Соловецких чудотворцев на берег. Впервые в истории Спасо-Преображенского монастыря Патриарх Московский и всея Руси прибыл на Соловецкие острова.

Крестным ходом, с молитвенными песнопениями мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа были торжественно внесены через Святые врата основанной ими обители и установлены в Спасо-Преображенском соборе, где они почивали прежде.

Святейший Патриарх в сослужении сопутствовавших архипастырей, наместника монастыря и паломников в священном сане совершил молебен, предварив его вступительным словом, и выслушав обращение игумена Иосифа, ответил на его приветствие. После этого была отслужена малая вечерня с акафистом, и в тот же вечер - Всенощное бдение.

Три дня совершались праздничные богослужения у мощей преподобных в древнем Преображенском соборе, который сильно пострадал в период лихолетья. Теперь он преобразился: сиял огнями свечей, блистал красотою священнических облачений, согревался теплотою молитв сердец человеческих, ликовал благолепным торжественным пением.

Во время Божественной литургии 21 августа, в день первого перенесения мощей преподобных, Святейший Патриарх Алексий II возвел наместника монастыря игумена Иосифа в сан архимандрита и наградил за труды по восстановлению обители игуменов Германа и Мефодия, который произнес проповедь, а также иеромонахов Зосиму и Елеазара.

После службы Предстоятель Русской церкви обратился к собравшимся со словом, и выслушав ответ настоятеля монастыря, завершил свое выступление такими словами.  

22 августа Святейший Патриарх освятил надвратную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, куда были перенесены мощи Соловецких чудотворцев. Здесь была совершена Божественная литургия, за которой прозвучала проповедь монастырского благочинного игумена Германа и состоялась первая хиротония в стенах возрожденной обители - рукоположение во иеродиакона инока Иринарха. В заключении прозвучало обращение Святейшего Патриарха к собравшимся.  

В тот же день паломники посетили Свято-Вознесенский скит на Секирной горе, где у подножия по благословению Святейшего Патриарха был воздвигнут многометровый Поклонный крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких.

Подводя итог пребывания на Соловках, Предстоятель РПЦ совершил молебен о путешествующих и произнес напутственные слова

На следующий день, 23 августа глава Русской Православной Церкви посетил Свято-Троицкий скит на острове Анзер.

В интервью для Соловецкого радио, Патриарх подчеркнул, что: «Для меня это первое посещение Соловецкого архипелага и возрождающегося Соловецкого монастыря. Поразила меня удивительная северная природа,и в то же самое время я как-то соприкоснулся с историей монастыря, с его славным прошлым и трагическим недавним прошлым, когда здесь был Соловецкий лагерь особого назначения.

Посещая Секирную гору и Анзерский скит сегодня, мы видели остатки лагерной обстановки, в которой погибли многие десятки тысяч наших соотечественников, в том числе архипастыри и пастыри, монашествующие и верующие Русской Православной Церкви.

Сегодня происходит во всей нашей жизни духовное обновление, возрождается и обитель Соловецкая. И дай Бог, чтобы она возродилась бы скорееи несла бы людям то, что она раньше несла: духовное просвещение, умиротворение, чтобы люди черпали здесь духовные силы для своих трудов, чтобы это был бы пример доброго хозяйствования на земле.

С жителями, с которыми мне приходилось здесь встречаться, видеть их молящимися в церкви и проезжая через поселок - я всем желаю мира, благополучия. Пусть Господь хранит в этой суровой северной природе людей, которые здесь живут и трудятся, в любви Христовой, в мире и благополучии. Храни вас Господь!»

                                                                                                     ***

В настоящее время мощи Соловецких первооснователей покоятся в церкви святителя Филиппа, а в летние месяцы переносятся в Спасо-Преображенский собор, где и пребывают до возвращения обратно в зимний храм.

[1] «В августе 1992 года в Соловецкой монастыре совершилось знаменательное событие: в обитель возвращена ее главная святыня - мощи основателей монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа, свидетелями которого были и мы. Однажды, рассказывая об этом в Санкт-Петербурге, мы получили совет от одного священника выяснить историю пребывания соловецкой святыни в период вывезены из монастыря, и 1992 годом, когда они были возвращены обители. Зная, что довольно продолжительное время святыня эта находилась в Казанском соборе Санкт-Петербурга, в котором в советское время располагался музей истории религии и атеизма (сейчас - Государственный музей истории религии), мы обратились туда за помощью и познакомились с его сотрудником Сергеем Николаевичем Павловым, который охотно рассказал нам то, что знал о мощах Соловецких чудотворцев, а попутно и о других уникальных находках музея, сыгравших огромную роль в жизни Русской Православной Церкви конца XX века. Приводим этот рассказ…»  Е. и Н. Андрущенко. «Северодвинский православный вестник «Училище благочестия». - 1994. - № 1. С. 26-27. Источник: http://solovki.orthonord.ru/vozobnovlenie/pavlov.htm

[2] См.: Православный церковный календарь за 2002 год. Изд. Соловецкого монастыря

[3] Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. - 1992. - № 10. С. 61